«ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ. РОССИЯ – ХХ ВЕК»
Человек и малая родина
Исследовательская работа
Клокова Валерия
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Новороссийская средняя
общеобразовательная школа. Класс: 7
Руководитеь:
Чернова Галина Александровна, учитель краеведения МБОУ Новороссийская СОШ
с. Новороссийское, 2013
Введение
1. Семейная профессия
2. Любовь к делу
3. Новатор
Заключение
Библиография
«Человек представляет собой историческое существо — во-первых, в том смысле, что он изменяется, развивается с ходом времени, является продуктом этого развития и осознает свою включенность в историю, а во-вторых, потому что сознательно или невольно воздействует на ее ход. Люди — одновременно и актеры, и авторы великой драмы истории. Глубоко неверна, более того, вредна и безнравственна точка зрения, будто историю творят одни только великие люди. Для того чтобы совершить то, что они сделали, им были необходимы активная поддержка и участие тысяч и миллионов других» (А. Гуревич).
С чего начинается любовь к профессии? Наверное, общего правила не существует. Кто-то, увлеченный рассказами соседа – шофера садится за баранку автомобиля, у кого-то удачно в школе получались опыты по физике и он поступает в институт, другие по призванию становятся врачами, педагогами, художниками. Но бывают профессии наследственные. Широко известны профессии сталеваров, артистов, хлеборобов, чабанов. Все эти профессии по-своему важны, и любая из них заслуживает признания народа.
Итак, тема данного проекта «Великие земляки – Глазко Анастасия Ивановна».
Что побудило к выбору данной темы исследовательской работы?
В нашем родном селе Новороссийское есть улица, названная так, как нигде в другом селе или городе – улица Глазко (фото см. в приложении 1). Честно признаться, я и сама не знала, почему она так названа, просто не обращала на это внимания. Но в один прекрасный момент, мне в голову случайно, как бы невзначай пришла мысль: «Откуда такое интересное название?». С этим вопросом я и обратилась к учителю краеведения нашей школы Черновой Галине Александровне. Она и предложила мне провести исследование. Благодаря ее руководству и была написана эта работа. До этой работы исследованиями я еще не занималась. Галина Александровна научила меня многому: ставить цель и задачи, подобрать нужную методику, грамотному оформлению работы и вообще всегда чувствовались ее участие и поддержка. Одно знаю точно - одна бы я не смогла справиться. Мой руководитель помог мне подготовить выступления на районную научно-практическую конференцию, где я заняла 1 место в секции «Краеведение», на традиционный республиканский конкурс «Кызласовские чтения» - 3 место. Поучаствовать в этом конкурсе тоже убедил меня мой руководитель.
Перед тем как преступить к выполнению этой работы, среди учащихся нашей школы был проведен опрос, нашим респондентам разных возрастных групп, а таковых было 30, был задан один единственный вопрос: почему так названа улица. Мы получили разные ответы. Большинство ребят вообще не знают, откуда взялось такое странное название (18), одни говорили, что в честь какого-то человека, но какого - они не знают (9) и только 3 учащихся правильно смогли ответить на поставленный вопрос (см. приложение 2).
Современная молодежь, к сожалению, имеет смутное представление об истории своей родины. Но мы должны знать историю своего родного края, историю, которую вершат обычные наши земляки, люди, которые проживали когда-то и проживают на территории нашего района и нашей республики.
Данная работа является актуальной, так как она поможет лучше узнать историю своей малой родины, развить уважение к более старшему поколению, развить патриотические чувства к Родине, что в нашем нынешнем государстве очень необходимо.
Цель работы: изучение биографии Глазко Анастасии Ивановны.
Задачи: собрать все источники информации, позволяющие изучить биографию А.И.Глазко;
Объект исследования: выдающиеся личности муниципального образования Новороссийский сельский совет.
Предмет исследования: биография Глазко Анастасии Ивановны.
Новизна работы заключается в том, что она является своего рода инновацией в области краеведения, так как наше исследование является более полным, комплексным и аналитическим. Исследуя данную тему, мы опирались на исторические факты и архивные документы, а так же воспоминания очевидцев тех событий дальних лет.
Методы исследования:
- теоретические: беседы с земляками: родственниками, людьми, работавшими рядом с
А.И. Глазко, ее последователями.
- эмпирические: анализ документов семейных архивов Черновых, Молотковых,
Дьяченко (источников визуальной информации (фотографий), источников письменной
информации (газетных статей, наградных документов), вещественных источников
(медалей, орденов); изучение фондов школьного музея, архивов бывшего ГПЗ Россия.
Наследственные профессии могут быть разными. Анастасия Ивановна Глазко (см. приложение 3 фото 1) продолжила семейную традицию – не женскую профессию чабана, начало которой положил отец – Иван Александрович Глазко.
Анастасия Ивановна родилась 7 января 1928 года – уроженка Хакасии, хотя по национальности украинка. Их семья перебралась сюда с детьми с Украины еще в 1909 году. Дедушка и бабушка Анастасии Ивановны приехали с детьми, поселились в деревне Жинаевой (ныне село Кирово Алтайского района). Отец и мать Анастасии Ивановны чабанили в имении богача Четверикова. В приложении 4, на фото1 – фотография семьи Глазко. Хозяина никто никогда не видел - не появлялся он в своих сибирских владениях. Вел дела управляющий. Труд чабанов был нелегким, много сил отнимала тяжелая работа.
После революции 1917 года семье чабанов жилось совсем худо. Из воспоминаний сестры Анастасии Ивановны – Пелагеи Ивановны: «После революции началась массовая коллективизация, а наш отец не хотел вступать в колхоз, поэтому нашу семью раскулачили. Забрали единственную кормилицу корову, выгребли все запасы зерна. Перед глазами постоянно стоит эта картина – рыщущие по дому чужие люди. В ту пору нас было одиннадцать детей. Мы стали голодать, постоянно просили у мама хлеба. Голод мучил до такой степени, что дети стали пухнуть, шесть детей от недоедания, антисанитарии и болезней умерло (один брат Дмитрий погиб на фронте). Отец, чтобы как-то прокормить семью устроился чабанить в Минсовхоз (до недавнего времени Совхоз «Россия» - прим. автора). В ту пору денег за работу платить стали не сразу, а выдавали зарплату ежедневным пайком хлеба. Нашей маме приходилось идти за хлебом за много километров, чтобы принести драгоценную ношу нам детям. Позже семья переехала жить в Минсовхоз».
Многое стирает в памяти. Забываются события когда-то волновавшие сердца, образы людей. Но, то время, когда дети стали помогать отцу не забудется. Десятилетней девчушкой Анастасия Ивановна и ее сестра Евстолия Ивановна стали помогать отцу в его трудной чабанской работе.
Из воспоминаний Анастасии Ивановны: «Начала я ухаживать за новорожденными ягнятами. Выгоню их на травку и любуюсь. Уж такие они смешные, шустрые. Начнут резвиться, и я сама с ними разыграюсь. Порой забуду и о своих обязанностях, ведь девчушкой еще была.
Но отец, как говорят, не спускал глаз с меня и с сестры. С первых шагов приучал к делу, рассказывал, советовал. А он-то чабанскую науку хорошо знал. Если сложить все километры, которые он прошел по степи с отарами, то наберется их не один десяток тысяч»
Так первое лето 1940 года и провела Анастасия Ивановна в степи.
Нынешнему поколению невозможно представить, как маленькие дети могли трудиться на такой ответственной работе. А когда слышишь рассказ Пелагеи Ивановны о том, сколько смертельных опасностей подстерегало детей, становится страшно. Из воспоминаний Пелагеи Ивановны:
«В те годы в Хакасии развелось очень много волков. Сколько же их было! Среди ночи они могли забраться в кошару, где находились овцы и убить их, среди белого дня они могли напасть на отару овец. Поэтому их нельзя было оставлять без присмотра. Особенно запомнился мне такой случай. В один из ранних весенних дней мы, три сестры,- я, Анастасия и Евстолия помогали отцу на работе, и он должен был осмотреть новое место для пастьбы овец. Нам, дочерям строго-настрого наказал, чтобы от овец мы никуда не отлучались, что бы ни произошло. В нашей памяти тогда еще был ужас от пережитого голода, поэтому, что такое трудовая дисциплина, нам объяснять долго было не нужно. Отец уехал, а мы, дети остались. Вначале все было хорошо, овцы мирно паслись, но вдруг мы увидели большую стаю волков, они, к нашему ужасу двигались в нашу сторону. Что же делать? Бежать? Нельзя! Волки убьют овец. И тогда семье уж точно несдобровать, строгой была в то время трудовая дисциплина (отца, скорее всего бы посадили – прим. автора). Мы, три маленькие девочки, взявшись за руки, встали перед стаей волков и стали громко кричать, что кричали, я уже и не вспомню, очень уж было страшно. Стая волков остановилась и побежала в другую сторону. А потом мы плакали». Выстояли, уберегли отару три маленькие девочки! Не писали о таких случаях газеты тех времен.
Осенью маленькая Анастасия пошла продолжать учебу. После четвертого класса – снова к отцу в помощники. А далее и учиться не пришлось: война. Рабочих рук в совхозе не хватало. Учение пришлось прервать – надо было помогать родителям, а там и отец ушел на фронт.
Пятнадцать лет проработала в бригаде отца Анастасия Ивановна, именно это явилось для нее большой школой овладения секрета ухода за животными.
Ушел на заслуженный отдых Иван Александрович. Но не сошла со страниц сводок фамилия Глазко.
Сроднившись со степью, Анастасия Ивановна трудилась вдохновенно, творчески. Чабанское дело стало для нее радостью. В летний зной и осеннюю непогоду, в зимнюю стужу и весеннюю распутицу, в любую пору года большую часть времени она отдает отаре. Нужно обладать немалой силой воли, мужеством, чтобы в суровых сибирских условиях ежегодно добиваться замечательных результатов.
Из воспоминаний сына Анастасии Ивановны, Александра Николаевича:
«Мама находилась на работе постоянно, очень редко мы ее видели дома, воспитывали меня, в основном бабушка и дед. На работе чабаны, даже мужчины, очень сильно уставали, ведь труд чабана был одним из самых тяжелых: нужно было постоянно находиться с отарой во время пастьбы овец, от них в любую погоду нельзя было отлучаться, зимой накормить овец было очень трудоемко, только представьте себе,- на тысячу овец на лошади нужно было навозить со склада кормов, тракторов на раздаче и погрузке корма никто им не выделял»
Красноречиво в своей книге «Синеют кругом Тасхылы» в главе «Чабаны» говорит об Анастасии Ивановне писательница Инесса Буркова, которая посетила Хакасию в 1979 году:
«- Уставать я сала, возраст, - повернулась ко мне Анастасия Ивановна.
Ей пятьдесят два года.
- Стала теперь летом на лошади пасти. А раньше, бывало, все на ногах. Теперь только зимой пешая.
- Согреваетесь ходьбой? – предположила я.
- Да. Морозы бывают знатные. Но их еще можно как-то терпеть. Беда, когда подует ветер. С ног валит – отбирает последние силы. Пробирает до самых косточек. Выдают нам на зиму валенки и тулуп, спецодежду. Поверх надеваю свою шубу из собачьих шкур – самый теплый мех. Голову замотаю шалью из козьей шерсти – как печка греет. И все равно ветер просвистывает, как сквозь худую одежонку. Идешь, погоняешь овечек – ходьбой немного и согреваешься.
Лицо Анастасии Ивановны в глубоких морщинах – не по возрасту. Темно-коричневое лицо, будто она смуглокожая от рождения, будто хакаска. Огрубела женская кожа, постоянно открытая жаркому летнему солнцу, зимним ветрам и морозам. Но глаза ее живые, как у молодой.
Говорит, а сама взора не сводит с овец.»
В приложении 5, на фото1 Анастасия Ивановна при раздаче корма животным.
Да, трудна работа чабана, особенно для женщины, но Анастасия Ивановна посвятила себя этому нелегкому труду полностью.
В книге Инессы Бурковой записаны следующие слова Глазко: «Если работаешь возле овечки, нельзя не любить ее. Не любишь – лучше уйди. Живность. Наши овечки очень нежные. Догляд нужен. Тонкорунные, породистые, благородные. Зато и одаривают они за работу богато. Порода! Шерсти много дают и ягнят».
С уважением и теплотой отзывался о мастерстве Глазко зоотехник первой фермы Степан Антонович Белик (газетная статья – вырезка): «Анастасия Ивановна мало придерживалась установившимся канонам в овцеводстве, она выработала свои правила, постоянно искала новое. Тут и пастьба без загонов, и отбор маток, и своеобразное формирование сакманов. А главное в ее успехе – настоящая любовь к делу, к животным, постоянное беспокойство, самоотверженный труд. Анастасия Ивановна одного не умела – плохо работать».
Зимой, когда овцы ночуют в кошаре, Анастасия Ивановна приходила туда ни свет ни заря, часа в три – четыре. Воды подлить, корм заранее приготовить: запарить солому с концентратом. И пред сном их нужно было накормить в кошаре.
А весной она вообще не уходила из кошары домой – шел окот. (См. приложение 6, фото 1 А.И.Глазко с работницами во время окотной кампании). У Анастасии Ивановны было двое сменщиков в бригаде, но она во время окота не покидала свою отару.
Из воспоминаний сына Анастасии Ивановны: «Когда приходила пора окота, мама дома могла не появляться несколько дней – долг не позволял отлучиться от отары. А вдруг что-то пойдет не так как надо, она должна быть рядом с новорожденными. Она не приходила даже поесть. Ей на работу относили поесть моя жена и старшая дочь».
Работники, которые работали в это время с ней, вспоминают, как Анастасия Ивановна то группировала на кучки вместе с кучницей маток, готовых родить, то принимала роды. В иные сутки до полусотни сразу. Только поворачивайся. Смотри, чтобы не захлебнулся, появляясь на свет новорожденный. Вовремя отнеси его в отсадку, а не то подомнут, задавят малыша. То можно было увидеть старшего чабана Глазко, сдаивающей у овцематки молоко, то учащей ягненка, где надо искать ему еду, как ее брать. Можно было услышать, как Анастасия Ивановна разговаривает с неокрепнувшим ягненком: «Вставай, вставай, браток. Овечку ноги кормят. Ноги сильные нужны, держись». Можно было ее увидеть, как она горюет над крошечным ягненком: «Малюсенький какой! Ох, тяжело тебе будет. Выживешь ли?». (см. приложение 7, фото 1 – при осмотре молодняка).
Учитель нашей школы Попова Людмила Николаевна, в ту пору ребенком работала на окоте овец, но у нее сохранились яркие воспоминания об этой женщине: «Анастасия Ивановна по характеру не была похожа на других женщин, работавших на окоте, она всегда была очень спокойной, уравновешенной, от нее нельзя было услышать ни одного грубого слова или высказывания. Я однажды была поражена тому, как эта женщина плакала над погибшими ягнятами. Видно было, что это человек, болеющий за свое дело».
За все ее годы работы не было года, чтобы выход ягнят в отаре не был ниже 100 %. 135, 143 ягненка на сто овцематок – есть и такие рекорды, которые за все годы существования совхоза «Россия» не удалось побить ни одному чабану. За каждой цифрой мастерство овцевода, любовь к делу, умение, ставшее совершенством.
Да, действительно, это был самоотверженный труд.
Анастасия Ивановна творчески подходила к своему нелегкому делу. В свою практику она ввела новшества. Первое из них – это беззагонная летняя пастьба овец. Летом овцы в бригаде этого чабана не загонялись, казалось бы, загони овец в загон и спи спокойно в вагончике.
Из высказываний Анастасии Ивановны со слов ее сына: «Зачем гонять овец утром и вечером в загон по три – четыре километра? Пусть в это время пасутся, едят. Да и комары заедают лежачего. А так идем мы и идем с овечками. Они щиплют траву, наедаются на зиму сил».
Чем лучше питается овца, тем шерсть у нее качественнее, больше настригают ее, тем здоровей, выносливей животное, меньше подвержено болезням и травмам, тем больше ягнят дает овцематка, крепких и крупных.
Рассказ о знатном чабане Алтайского района был бы неполным, если не рассказать о ней, как об инициаторе раннего окота овец.
Впервые в Хакасии в условиях сибирского климата Анастасия Ивановна проводила ранние окоты в марте месяце. Проводила она их с 1960 года и добивалась хороших результатов, от 57198 овцематок получено 60772 ягненка, или по 105 ягнят на сто овцематок. Средний вес ягнят к отбивке составлял 25, 6 килограмма. При раннем окоте ягнята вырастают крепкими, здоровыми, хорошо переносят сибирскую зиму. В первую же стрижку увеличивается и настриг шерсти на 0,5 – 0,8 килограмма, повышается живой вес, заметно повышаются племенные качества животных, хозяйство получает материальную выгоду. Это было очень важно, так как в то время республика Хакасия базировалась на овцеводстве, а совхоз «Россия» был племенным хозяйством. «Овечки – главные кормилицы Хакасии, – говорила Анастасия Ивановна. – От овец от наших, мясных и тонкорунных, - богатый доход. И богатству и области и всей стране». (Из книги Инессы Бурковой).
Бригада А.И. Глазко стала школой передового опыта в овцеводстве. Здесь обучилось 60 чабанов Алтайского и Бейского районов. Опыт бригады чабанов изучался многими будущими учеными Красноярского края, они писали здесь свои научные работы. Кроме того, к Анастасии Ивановне даже из Германии приезжали делегации, чтобы поучиться ее методикам работы. Много раз проводились семинары. Сын Анастасии Ивановны вспоминает, как приезжали немцы к ним домой, какой вышел курьезный случай, когда их делегацию повезли показывать овец, а при этом пошел сильный дождь и машина с иностранцами застряла в степных Хакасских просторах.
Методы работы знатного чабана прочно укоренились в практике овцеводов.
Далее мы приведем только цифры, взятые из вырезки статьи, которые сами за себя говорят.
• 11760 ягнят за четырнадцать лет получила от овцематок в своих отарах старший
чабан совхоза «Россия» Анастасия Ивановна Глазко.
• 45,567 килограммов шерсти за эти годы отправлено на приемные пункты, а средний
настриг составил 4,4 килограмма шерсти с овцы.
• 30.000 мужских костюмов можно сшить из шерсти, полученной Анастасией Ивановной
Глазко.
• 5,93 килограмма – самый высокий настриг с овцы, а рекордный выход ягнят –
143,4 процента.
• 126 ягнят от ста овцематок – таков средний результат за десять лет проведения
раннего окота.
Родина высоко оценила труд простой женщины. Анастасия Ивановна Глазко –
ударник коммунистического труда, мастер животноводства РСФСР. Она награждена
медалями ВДНХ – золотыми и серебряными. В павильоне ВДНХ был помещен портрет
Анастасии Ивановны «Мастер животноводства». Награждена медалью «За доблестный
труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945гг.». Глазко дважды кавалер ордена
«Ленина». За выдающиеся заслуги в труде Анастасии Ивановне было присвоено звание
«Героя труда» (см. фото 1 в приложении 8).
Награждена множеством грамот и дипломов (см. приложение 9).
О ней часто писали газеты тех времен (см. приложение 10 - копия газеты, фото), приглашали на абаканское телевидение (см. приложение 11, фото 1 – у здания республиканского телевидения).
Ее, передовика, избирали на три созыва депутатом Верховного Совета РСФСР (см. приложение 12, копия удостоверения депутата РСФСР, приглашения на заседания Депутатов РСФСР, фото из Кремля).
Она заботилась о своем хозяйстве – выхлопотала в Министерстве просвещения фонды
на строительство новой школы, в которой мы учимся в данный момент (см.
приложение 13).
Уволилась Анастасия Ивановна в связи с выходом на пенсию в 1982 году.
Целью данной работы являлось изучение биографии Глазко Анастасии Ивановны. Цель нами достигнута полностью, т.к. выполнены все поставленные задачи.
Изучив письменные источники информации, обращаешь внимание на то, что в статьях советских газет нигде не говорилось о том, в каких тяжелых условиях работали наши земляки. Нигде нет упоминания, какой вред для здоровья был нанесен людям тяжелым физическим трудом. Статьи тех времен пропитаны какой-то романтикой. Но это есть не что иное, как пропаганда тех лет, нацеленная воспитывать граждан, строящих социализм. Лишь в книге Инессы Бурковой можно встретить упоминания о тяжелом неженском труде.
Возможно, я бы и не представляла всех реалий жизни, если бы не интервью, которые брала у свидетелей тех времен. Мне удалось выяснить, как все было на самом деле, что перенесли наши земляки, с какими трудностями столкнулись. Иногда мне становилось как-то не по себе, особенно после рассказа Пелагеи Ивановны о том, как трудились маленькие дети во время войны.
Какие для себя выводы мы можем сделать?
Анастасия Ивановна Глазко достигла высоких результатов в работе благодаря творческому подходу к, казалось бы, такой нетворческой профессии. Она стала новатором в области животноводства. Результаты ее труда остались непревзойденными. Доказательство тому – большое количество наград, хранящихся в архивах родственников.
Профессия чабана не из легких. Анастасия Ивановна брала на себя нагрузки даже сверх положенного, что сказалось на ее здоровье – после тяжелой продолжительной болезни она скончалась 19 июля 1988 года в возрасте 60 лет.
В работе запомнилось одно из высказываний: «Анастасия Ивановна не умела плохо работать». Возникает вопрос «Почему»? Ведь какая тяжелая жизнь была у семьи Глазко, смогли бы мы в наше время так, несмотря ни на что, любить свою родину, самоотверженно трудиться – ведь это, возможно, и есть доказательство любви к своему Отечеству. А, наверное, причина этого в том, что люди того поколения, в том числе и Анастасия Ивановна, воспитаны войной. Подростки вместе с матерями и стариками заменили в тылу мужчин, ушедших на фронт. На их плечи легла непомерная тяжесть. Они героически трудились, стоически терпели все лишения, невзгоды, потери, чтобы приблизить победу. Рано стали взрослыми. Самоотверженное отношение к труду, полное растворение в работе, доходящее до самоотречения, умение ограничиваться минимумом в быту сохранились у них на всю жизнь. Кончилась война. Жизнь становилась постепенно лучше, но они оставались все такими же. А, может быть, причина в другом? Об этом никто нам не скажет.
Новое поколение, их внуки и дети, уже иные. Нам повезло - мы живем под мирным небом. Мы поколение с другими запросами и возможностями. Мы совсем другие. Нет уже былой славы и совхоза «Россия». Но трудовой подвиг простых жителей Алтайского района, района, в котором мы живем, должен остаться в нашей памяти, а это возможно когда мы будем знать о таких людях, будем уважать их труд. И, наконец, именовать улицы именами простых Великих людей нашей маленькой республики Хакасия. На примерах таких людей и будут в Российской Федерации расти патриоты. Имена таких людей не должны стереться из нашей памяти.
В качестве эпиграфа работы были взяты слова А.Гуревича, они как никакие другие, подходят к тематике данной работы. «Историю творят не только великие люди», историю творим все мы с вами, «активная поддержка и участие тысяч и миллионов других людей» при этом нам не нужна. Внося свой вклад в любимое дело, мы вносим большой вклад в историю своей Великой России. Пример того – мой, не побоюсь сказать, Великий земляк – Глазко Анастасия Ивановна.
Наша работа нашла и свое практическое применение:
1. Оформление в школьном музее стенда о Глазко А.И. (см. приложение 14, фото 1,
2, 3) с дальнейшим проведением экскурсий.
2. Результаты данного исследования могут быть применены в различных областях
науки и образования, прежде всего, это: тематические классные часы, которые
служат для нравственного и патриотического воспитания школьников, а так же
данный материал может быть использован на уроках краеведения.
Библиография
1. Буркова И.: Синеют кругом Тасхылы.- М.: «Советская Россия», 1980
2. Материалы газет «Хакасия», «Сельская правда», «Абакан».
3. Архивные материалы ГПЗ «Россия»
4. Материала музея «Боевой и трудовой славы» при здании НСОШ
5. Личные архивы родственников.
/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»