Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Один из тысяч


Исследовательская краеведческая работа

Номинация «Человек и малая родина»

Шмидт Дарья ,
Бычатина Ангелина

662173 Красноярский край,
Ачинский район,
п. Берёзовый,
МКОУ «Берёзовская ОШ»,
7 и 5 класс

Руководитель
Рубен Альбина Анатольевна,
учитель немецкого языка, руководитель кружка «Помним корни свои»

п. Берёзовый
2015 год

Оглавление

1. Введение. Память.
2. Глава 1. Республика немцев Поволжья.
3. Глава 2. Депортация.
3. Глава 3. Один из тысяч.
4. Заключение. Чтобы помнили!

«Прошлое всегда с нами, и всё, что мы собой представляем, всё, что мы имеем, исходит из прошлого. Мы - его творение, и мы живём, погружённые в него. Не понимать этого и не ощущать прошлого значит не понимать настоящего».
Джавахарлар Неру

Введение

В 2015 году отмечается великая дата - 70-летие Победы. Мы помним, чем обязаны тем, кто воевал и погибал за свободу нашей Родины. Из нашего села на фронт ушли все мужчины и парни. Вернулись немногие, но село выжило, и страна осталась мощной и независимой. Благодаря нашим людям. Благодаря каждому, кто жил в те годы.

Но прежде всего мы помним о наших предках, никогда не забываем о том, сколько довелось испытать в тылу и на фронте нашим бабушкам и дедушкам.

В 2014 году я, Даша Шмидт, один из авторов данной работы, отдала дань памяти своему дедушке Шмидту Эдвину Фридриховичу, написала работу о нём. Много информации, к сожалению, у меня нет, так как дедушка ушёл из жизни, когда я была совсем маленькая, ещё не понимала всей важности общения с дедушкой. Сейчас я знаю, что расспрашивать и записывать всю информацию от бабушек-дедушек надо сегодня. Завтра может быть поздно! По воспоминаниям папы и бабушки я восстановила историю жизни дедушки и написала исследовательскую работу на конкурс «Человек в истории».

А сегодня мы с Ангелиной хотим рассказать о человеке, чья судьба нас поразила.

С сентября 1941 года Берёзовка стала второй родиной поволжских немцев. На занятиях кружка «Помним корни свои» мы давно изучаем историю российских немцев и судьбы наших односельчан. Мы побывали в каждой семье и побеседовали со старожилами, а их становится всё меньше и меньше. Мы стараемся оставить память обо всех живших и живущих рядом с нами немцах.

В школе мы проводим праздники Рождества и Пасхи и приглашаем этнических немцев, тех, кому знакомы и дороги национальные традиции.

Целью нашей работы является исследование жизни отдельно взятого человека - этнического немца - Шефера Карла Генриховича.

В ходе работы мы постарались решить сопутствующие задачи:
1. Изучить историю появления немцев в России, в Сибири.
2. Исследовать историю жизни немцев в Берёзовке.

В работе пользовались следующими методами:
Изучение литературы по истории российских немцев, интервьюирование старожилов села немецкой национальности, изучение их семейных архивов.

Республика немцев Поволжья

Сначала мы изучили литературу, поискали информацию в интернете, чтобы узнать, как немцы появились в России и оказались у нас в Сибири. Россия в XVI-XVII веке не имела связи с Европой. И не случайно Петр I хотел «прорубить окно в Европу», его как мудрого и дальновидного царя можно благодарить за то, что принесли немцы к нам в Россию. Не только русские, но и весь мир обязан многими открытиями немцам. Это умная и культурная нация. Много информации об этом мы получаем на уроках немецкого языка. Немцы стали хорошими друзьями не только царю, но и всему русскому народу. Однако, в конце XIXвека стала возникать неприязнь ко всему немецкому. Их хозяйственные успехи стали вызывать зависть.

Вторая половина XIX - начало XX века - время возникновения немецких поселений на плодородных, но малонаселённых землях Сибири, в частности, на территории Енисейской губернии. Это были переселенцы из южной части Европейской России и из приволжских немецких селений. Царское правительство стремилось создать в Сибири из немецких колонистов как можно больше посёлков и хуторов «для поднятия культуры земли и примера труда окрестному населению». Таким образом, мы установили, что поволжские немцы - выходцы из Германии. В первые десятилетия Советской власти возрождение национальной идентичности российских немцев приветствовалось. В 1924 году была образована Автономная советская социалистическая Республика (АССР) немцев Поволжья. Центром был город Энгельс (раньше назывался Покровск).Приложение (карта) Население республики составляло 605,5 тысяч человек, из них 60,5% - немцы. Там жили и русские, и люди других национальностей. С 1918 года здесь существовала одна из первых национально-территориальных автономий на территории Советской России – Трудовая коммуна Автономной области немцев Поволжья.

Немцы - народ трудолюбивый, аккуратный, поэтому все имели крепкое хозяйство, многие были грамотными, и их трудолюбие помогало им крепко стоять на ногах. К сороковым годам прошлого века у всех было большое хозяйство, никто не бедствовал, не голодал. Семьи были многодетными, детям прививались народные традиции и трудолюбие. По рассказам старожилов, отец в семье был непререкаемым авторитетом.

Депортация

Но с приходом к власти в Германии в 1933 году фашизма немецкий народ в Советском Союзе подвергся репрессиям и арестам. С началом в 1941 году войны с Германией репрессии ещё больше усилились. 28 августа вышел Указ Президиума Верховного Совета «О переселении немцев, проживающих в республике Поволжье». Приложение (Указ) Указ, в котором немцы обвинялись в пособничестве врагу и укрывательстве германских шпионов. Хотя 10 тысяч российских немцев участвовали в сражениях с гитлеровцами, многие имели боевые награды, но позже были срочно отозваны с фронта и направлены в лагеря НКВД для работы на шахтах и лесоповалах.

С начала сентября все жители республики были депортированы, насильственно вывезены в Сибирь и Среднюю Азию, а Республика Поволжья расформирована. Приложение (В Сибирь) Наши предки верили, как им было сказано, что это временно, что потом они вернутся домой. Им было приказано сдать скот, имущество, и выданы справки о том, что они оставили. Как оказалось, родину они покинули навсегда.

Депортация, которая наряду с мобилизацией в «Трудовую армию» и введение режима спецпоселения неузнаваемо изменила жизнь всего немецкого населения, положила начало долгим годам их дискриминации. «Провинившимися » оказались многие народы, но немцы – самый многочисленный этнос, а Германия – главный противник СССР в войне, поэтому именно по немцам пришёлся основной удар репрессивной машины сталинского режима. Приложение (Депортация)

Немцы, сохранявшие в своих традициях многие ценности западноевро-пейской культуры, оказались в числе народов нашей страны, наиболее долго, сложно и трудно адаптировавшихся к созданному большевиками общественному строю. Специфика их ментальности вызывала более негативную реакцию на большевистские эксперименты, более упорное сопротивление попыткам взломать традиционный образ жизни. А это, естественно, приводило к более жестоким карательным мерам со стороны режима. Отсюда – жёсткие репрессивные кампании против «фашистов и их пособников».

Первые вынужденные переселенцы появились в Берёзовке в конце сентября 1941 года. Это были семьи Кинстлеров Карла и Софии, Дыль Эмилии Фридриховны, Беллер Екатерины, Гунтера Якова, Шефера Генриха Генриховича.

Особенно трудной была первая зима в Сибири. Им дали кое-какое жильё, в нашем посёлке это были бараки, оставшиеся от заключённых, так как здесь раньше была трудовая колония. Но продуктов в первую зиму не хватало. Переселенцы выменивали булку хлеба, ведро картошки или миску квашеной капусты на одежду, привезённую с собой из дома. Взрослые и дети ходили по деревне наниматься на работу, чтобы заработать кусок хлеба или кружку молока. Некоторые не хотели вступать в совхоз, надеясь на скорое возвращение домой. Но, понимая, что это возвращение не предвидится, чтобы кормить детей, они всё-таки шли в совхоз, были согласны на разные работы, куда пошлёт бригадир. К следующей зиме немецкие семьи крепче встали на ноги, они вырастили за лето овощи, зарабатывали трудодни в совхозе.

Вскоре мужчинам пришли повестки из военкомата. В трудармию были мобилизованы и все мужчины - немцы от 15 до 55 лет, и женщины от 16 до 50 лет. Так были разорваны на долгие годы семьи немцев: жена с маленькими детьми осталась в Сибири, а мужа забрали в трудармию. Дети с 3 лет оставались без матери и отца на попечение бабушки или тёти, а то и просто старших братьев и сестёр, иногда без крова, без продуктов.

В трудармии многие от тяжёлой работы на лесозаготовках, в шахтах и полуголодной жизни погибали. А кто вернулся, часто был болен и вскоре уходил из жизни здесь.

Нам посчастливилось побеседовать с последней участницей трудармии в нашем селе и записать её воспоминания. Это Амалия Карловна Кинстлер. Её не стало 8 июля 2014 года, не дожила 3 месяца до своего 90-летия.

Война закончилась, но немцам не было дано свободы. 26 ноября 1948 года Президиум Верховного Совета СССР принял указ, запрещавший немцам возвращаться к прежнему месту жительства и устанавливающий большие сроки заключения за самовольное оставление спецпоселений - 20 лет каторги. В 1953 году на учёте Отдела спецпоселений состояло 1224931 немцев -спецпоселенцев. На территории РСФСР было зарегистрировано 707863 человека, в Восточной Сибири - 74687 (в основном в нашем крае). В ходе дальнейшего изучения литературы мы выяснили, что немцы относятся к большому по численности этносу на территории бывшего СССР. По переписи 2010 года в Красноярском крае проживает 22363 представителя этой национальности.

13 декабря 1955 выходит Указ Президиума Верховного Совета «О прекращении ограничений в правах немцев и членов их семей, которые находятся на спецпоселении» (без возвращения конфискованного в 1941 году имущества), запрет на возвращение в бывшие родные населённые пункты». Этот указ снял, как говорят немцы, «комендатуру», до него все они не имели права никуда уезжать. Сейчас началось переселение немцев в Германию. Первоначально оно шло под лозунгом воссоединения разлучённых в годы войны семей. 8 апреля 1958 года было подписано советско-германское соглашение о воссоединении семей и о сотрудничестве Обществ Красного Креста обеих стран. Кстати, по рассказам Амалии Карловны Кинстлер, через Красный Крест они нашли брата Ивана, который был в Германии в плену и остался там на постоянное жительство. Он приезжал к родным в Россию в гости, но вернуться сюда не захотел. Родственники ездили к нему в гости.

24 апреля 1959 года подписан советско-германский договор о воссоединении семей.

29 августа 1964 года вышел Указ о частичной реабилитации немцев Поволжья и отмене депортационного Указа от 28 августа 1941года. Этот указ изменил в жизни немцев немногое, массовая эмиграция немцев в Германию началась с 1987 года, в 1994 году был пик эмиграции немцев на историческую родину. Интересно было узнать, что в общей сложности с 1950 по 2006 год переселилось 2334334 российских немцев и членов их семей. В настоящее время в Германии проживает более 3миллионов переселенцев и бывшего СССР.

Один из тысяч

Судьбы отдельных людей связаны с судьбой нашей страны. Тысячи советских немцев пострадали от репрессий. Сегодня мы расскажем о судьбе одного из них - Шефера Карла Генриховича.

Информацию об этой семье мы собирали в беседах с нашими односельчанами - старожилами: Валентиной Даниловной Кинстлер, председателем совета ветеранов, Дыль Эльвирой Карловной, Пабст Ниной Васильевной, Фольмер Эмилией Фридриховной. Мы вместе с нашим руководителем, Альбиной Анатольевной Рубен, ходили брать интервью у тех жителей села, кто помнит эту семью, просматривали альбомы со старыми фотографиями. Но фотографии Карла Генриховича, к сожалению, не нашли. Из их родственников здесь уже никого нет. Нашлась у Валентины Даниловны лишь общая фотография односельчан, запечатлевшая их 7 ноября 1955 года. Это было на праздновании. Брат героя нашего повествования Фридрих стоит с гармошкой. Приложение (фото 1955года). А сам Карл Генрихович стоит в последнем ряду, видна только его шапка и глаза.


7 ноября 1955г (в заднем ряду 4-й слева Карл Шмидт

Карл Генрихович родился, как и все наши односельчане, в селе Красный Яр Энгельсского района Саратовской области, в Поволжье в 1937 году. Точной даты никто назвать нам не смог. А мы знаем правило в написании исследовательских работ, что если нет точных сведений, то лучше вообще не указывать даты. В сентябре 1941 года семья была переселена в Берёзовку Ачинского района вместе с другими. В семье было 3 брата: Генрих, 1925 года рождения, Фридрих, 1930 года рождения, Карл, 1937 года рождения и сестра Эмилия, 1926 года рождения. Жили они здесь в небольшой избушке в центре села (сейчас её уже нет). Отца и старшего брата сразу мобилизовали в трудармию, мать не забрали, хотя все дети были уже старше 3 лет. А тогда был такой указ, если дети старше 3 лет, женщину забирали. Генрих и отец отбывали трудовую повинность в Кирове.


Шефер Фридрих, крайний слева

Семья Шефер. Когда отец и брат были в трудармии, Фридрих Приложение (фото брата) (Фёдор, как звали в деревне на русский манер) работал на разных работах: на лошадях возили силос, делали маркировку полей, обрабатывали их. Мы заинтересовались, что такое маркировка полей. Оказалось, так называли разметку, чтобы при посадке овощей были ровные ряды. На лошади ездили вдоль поля, а специально приспособленной, приделанной к упряжи, палкой делали на пашне полоски. Потом женщины тяпкой делали по этой разметке ямки для посадки капусты. В то время здесь было подсобное хозяйство Красноярского комбайнового завода, совхоз № 307. Выращивали много овощей: капусту, огурцы, морковь. Работали все, и взрослые, и дети лет с 15, даже раньше. На прополку, на уборку выходили 9-10-летние дети. Потом овощи перебирали в овощехранилище. Работали добросовестно, никаких прогулов не было, за день прогула грозило 6 месяцев тюрьмы. Как было сказано в начале работы, немцы умели работать и были примером для других. Работали рядом все: и русские, и немцы, и калмыки. Вслед за немцами, в 1942 году в Берёзовку привезли семьи калмыков. Немцы заняли бараки, а калмыки рыли себе землянки. Потом постепенно стали строить дома. Семьи были у всех большие, по 5-6 и больше детей. Все жили в деревне дружно, не ругались, не дрались. Было в первое время, что немцев обзывали фашистами, фрицами и детей били сверстники. Но потом люди привыкли к немцам, поняли, что это такие же люди, как и они, они не враги, а сами пострадавшие, и их стали жалеть, помогать им. Позже Фёдор работал молотобойцем в кузне, потом ездил на лесозаготовки. На лошадях уезжали в тайгу в Барабановку, там неделю валили лес. В субботу приезжали, в бане помоются, отдохнут, в воскресенье - обратно. Женился Фёдор на Лиде Пабст, она с 44-го года, намного его моложе была. Они были высланы в Боготольский район, потом тоже в Берёзовку переехали, здесь и встретилась Лида с Фёдором. У них было 2 дочери и сын. Он служил в армии на Дальнем Востоке, там и остался. В 55 лет Фёдор повесился.
Сестра Эмилия работала дояркой, когда дети маленькие были - на разных работах. Она вышла замуж за Фольмера Александра. Мы побеседовали с женой брата Александра, Эмилией Фридриховной, самого его уже 6 лет нет вживых.
Вернувшись в 1948 году, отец работал бухгалтером. Генрих – на разных работах в совхозе. Потом плотничал в стройбригаде. А с 1960 года до пенсии работал киномехаником.

Карл подрос, отучился в Ачинске на курсах шофёров и работал в совхозе. Всю жизнь так и проработал на машине. По вечерам в субботу молодёжь собиралась в клубе. Там было очень весело! Пели, плясали. Фёдор и Карл очень хорошо играли на гармошке. А Генрих играл на балалайке.

В 58-м году в посёлок Трактовый (это в сторону Красноярского тракта, через дорогу, в 4 километрах от Берёзовки) переехала семья Кинстлер Софии Карловны. Карл ездил везде на машине и познакомился с одной из дочек её, Фридой. Она работала учительницей начальных классов, закончив Ачинский педагогический техникум, дошкольное отделение.

В семье Шеферов было строгое воспитание. Всю семью держал в ежовых рукавицах отец Фридрих. К сожалению, никто не сказал отчества отца и имени матери Карла Фридриховича. Мы коротко проследили судьбы их детей. Так они построили жизнь и в своих семьях. Рассказывают, Генрих работал в кузне молотобойцем. Придёт утром на работу, разувается и греет ноги возле горна. «Ты что, ноги отморозил, пока дошёл?» - «Да валенки холодные» Как оказалось, они разувались даже зимой на улице, чтобы в доме было чисто. Вот так до фанатизма немцы любят чистоту и порядок!

У Карла с Фридой было 2 детей, сын Ваня и дочь Ира. Ваня хорошо учился в школе, хороший был мальчик, в 1983 году окончил с красным дипломом ветеринарный техникум. А друг его, Михаил Рощенко, МТТ окончил, и они у Рощенко дома выпили, «обмыли дипломы». Иван пришёл домой выпивши, отец его отругал и побил. Утром Ваня повесился. Не смог вынести взрослый парень того унижения, что нанёс ему строгий отец. Это было 5 марта 1983 года. Мать в семье была бесправна, всё в своих руках держал Карл Фридрихович. Как говорят, жизни ей не было от строгого мужа. Осталась у них одна-единственная дочь. Ира Шефер вышла замуж, стала носить фамилию Кривошеева, у неё есть единственная дочь Алёна, 1988 года рождения.

В сентябре 1998 года Карл Генрихович увёз семью в Германию, на историческую родину. Как было сказано выше, в 90-е годы было массовое переселение немцев в страну далёких предков. Жена не хотела, говорила соседям, что не хочет уезжать отсюда, плакала. Но муж в доме хозяин, как сказал, так и будет. Там Шеферы попали в федеральную землю Северная Рейн-Вестфалия. Сначала они жили, как и все «русские немцы» в Германии, в предоставленной им социальной квартире, сейчас имеют свою квартиру. Зять и дочь, что называется, вписались в жизнь в чужой им стране, стране со своим государственным строем и своими законами - молодым легче. А Карла Генриховича тянуло обратно в Сибирь. Он уже пожалел о том, что продал здесь свой дом. В первые годы эмиграции он очень тосковал по Берёзовке, приезжал в гости.

Весной 2007 года, в апреле, он опять приехал в Берёзовку, к своему двоюродному брату Дылю Фридриху Фридриховичу. На этот раз приехал с целью купить здесь дом и вернуться. Походил по деревне, посмотрел продающиеся дома. Остановился на квартире в двухквартирном доме, договорился с хозяевами, что вернётся из Германии и купит её. Вечером посидели, поговорили, повспоминали. Как рассказывает Эльвира Карловна Дыль, он даже не выпил рюмки водки, только поужинал и лёг спать. Утром хозяин вышел чистить снег со двора, а хозяйка пошла в магазин за булочками к завтраку. Пришла, а гость всё ещё не встал. Подошла к нему посмотреть, а он … неживой …

Так растрогала сердце немолодого уже человека встреча с родиной! Очень печально. Из Германии срочно прилетели дочь с внучкой. Супруга лететь уже не смогла: сильно болеет.

Вот так Карл Генрихович и вернулся на родину.

Жена и семья дочери остались на постоянное жительство в Германии.

Заключение.

Мы беседовали со всеми нашими односельчанами - немцами. Люди старшего поколения, кто родились на Волге, даже они считают Берёзовку своей родиной. Как ни трудно им было привыкать к новой жизни, начинать сначала, сколько унижений и трудностей они здесь перенесли, но они считают наше село своей второй родиной. Многие даже слышать не хотят о возвращении на историческую родину, так София Андриасовна Кинстлер говорила: «Что нам там делать! Здесь наша родина». Но вот семья Шефер поддалась массовому стремлению немцев в Германию. А закончилась эта история таким печальным случаем.

Всё меньше остаётся в нашем селе этнических немцев. Уходят из жизни те, кто родились в Поволжье. А с ними, к сожалению, уходит язык и культура этого народа. Ещё в далёкие 40-50 е годы случались смешанные браки, а сейчас уже немногие могут назвать себя немцами. Сохраняются пока только немногие фамилии: упомянутые здесь Шефер, Кинстлер, Дыль, Фольмер и немногие другие: Горн, Лоренц, Шпис, Грисман.

Эта работа посвящается нашим односельчанам - этническим немцам.

«Чтобы помнили!»

Библиография

1. Энциклопедия «Немцы России». т.1. Москва, ЭРН,1999
2. А.А.Герман. «Немецкая автономия на Волге». Саратов,1994
3. А.А.Герман.А.Н.Курочкин. «Немцы СССР в трудовой армии».М.,Готика,2000
4. «История этнических немцев в России». В.А.Дятлова, профессор кафедры
немецкого языка КГПУ.
5. В.А.Дятлова. «Немцы в России. Люди и судьбы». СПб, 1998
6. В.А.Дятлова. «Немецкие поселения Енисейской губернии»
7. Газета «Нойес Лебен», 1992
8. В.С.Мартышин. М.,Школьная пресса,2000
9.Материал из Википедии.
10.Устные воспоминания односельчан.


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»