МБОУ «Верхнеусинская СОШ»
Ермаковского района
Красноярского края
Исследовательская работа
Выполнила ученица 11 класса «А»
Бабушкина Татьяна Андреевна,
с. Верхнеусинское
Ермаковского района Красноярского края,
Руководитель Елпашева Надежда Викторовна,
учитель русского языка и литературы,
2016 год
Цель:
Выяснить, как в человеке рождается патриотизм.
Задачи:
• Собрать материал о жизненном пути В. А. Неволина -почетного гражданина
Красноярского края
• Проследить историю судьбы человека в истории страны
• Пробудить интерес к судьбе героя своего времени.
I. Введение.
II. Человек, лишённый малой Родины.
1. Моя малая Родина – Верхнеусинское.
2. Из истории.
а) Предки семьи Неволиных – первые жители Верхнеусинска.
б) Жизнь семьи Неволиных в Усинске.
3. Годы репрессий.
а) Дорога в никуда.
б) Жить, чтобы выжить.
в) Путь к грамоте, знаниям и свободе.
4. Геологические открытия в Красноярском крае.
5. Малая Родина - сокровищница подземных богатств.
III. Заключение.
Тоска по малой Родине.
IV. Библиография и источники.
V. Приложения.
В нашей школьной библиотеке мы встретили интересную книгу о почетных жителях Красноярского края « Жизнь как история».Эти люди- современные герои. Судьба каждого из почетных граждан Красноярского края является для нас примером.
От их профессионализма, бескомпромиссности, веры в свое дело, умения добиваться поставленной цели во многом зависели очень важные события в истории края. Звание «почетный гражданин» -всенародное признание заслуг, оно дается далеко не каждому. Несмотря на то, что это звание присваивается с 2002 года, сегодня в Красноярском крае только 14 почетных граждан. Каждый из них – не просто уникальный специалист, но прежде всего патриот своей Родины. Все они сумели вписать свою жизнь в историю своей страны, в историю Красноярского края. Говорят, что самая важная, значимая награда – признание у себя на Родине. Звание почетного гражданина – больше, чем орден или медаль. Это поклон земляков. Их искренняя благодарность за труд, за дела, которые дарят человеку бессмертие.
Наше внимание привлёк лауреат Государственной премии СССР, заслуженный геолог Российской Федерации, почетный геолог Монголии, кавалер трех советских орденов и двенадцати медалей – Виктор Андреянович Неволин. Мы заинтересовались его заслугами и судьбой, и оказалось, что Виктор Андреянович родился и вырос в нашей деревне, в селе Верхнеусинском.
Он удостоился звания почетного гражданина Красноярского края одним из первых. Ему, практику-производственнику, ученому геологу наш регион во многом обязан развитием своей минерально-сырьевой базы. Этот человек знает свой родной край от и до. Большую его часть не изъездил даже, а прошел пешком. В экспедициях исходил вдоль и поперек всю Эвенкию и Таймыр. Он трудился на благо Красноярского края всю свою жизнь. « Место геолога в поле,»-убежден В. А. Неволин.
Изучая жизнь знаменитого земляка, проникаешься гордостью за то, что живешь с ним в одно время. Будущее нашей страны зависит от таких людей. И хочется хоть чуточку быть на них похожим.
В чем заключается призвание человека? Призвание - это склонность к тому или иному делу, профессии, это твое предназначение в жизни.
Но как понять, какой именно путь предстоит пройти? Стоит ли довериться мечте или испытать судьбу? Если человек уверен в правильности своего выбора, никакие жизненные трудности, непреодолимые препятствия не смогут помешать ему идти к поставленной цели.
Малая Родина… Для каждого она своя. Для кого – то, родной сердцу мегаполис, а для кого - то покосившийся домик у реки. Но для всех, - это то место, где ты родился и куда беспрерывно тянет сердце.
аше село является самой южной точкой Красноярского края. Добраться сюда даже в наше время не так - то просто. Дальше нас находится только республика Тыва. Долгое время рядом с нашим селом проходила государственная граница между Советским Союзом и Тувинской народной республикой (её присоединили к СССР как автономную область только в 1944 году).
Для меня малая Родина – это величественные горы Западного Саяна. Мы живём в Усинской котловине, которую они окружают со всех сторон. Горы, как стражи, охраняют нас. В нашем селе все знают: уж если ты заблудился в лесу, то нужно просто подняться на вершину горы и сразу станет понятно, где ты находишься. Перед тобою, как на ладони, откроется наше старинное село. В этом году ему исполнилось двести лет. Два века – это много или мало?!!!Для истории – это лишь мгновенье, а для человека – это уже история…
А ещё для меня малая Родина - это река Ус с чистейшей прозрачной водой. Ведь вода – это жизнь. Испокон веков люди селились по берегам рек. Если посмотреть на карту, то, действительно, наша река похожа на длинный ус. От реки и село получило свое название. Ус - река необыкновенная. В ней такая чистая вода, что на дне виден каждый камешек. Для многих приезжих удивительно, что из нашей реки можно пить воду. Вкус у воды особенный: это вкус родины.
Ус - в сердце каждого. Мы любим нашу реку в любое время года. Она, как магнит, притягивает жителей к себе: летом манит прохладой, зимой прозрачным льдом, захватывающей рыбалкой. Особенно все любят хариуса - гордую рыбу, которая живет только в чистой воде.
Нашу местность называют маленькой Швейцарией: усинские пейзажи так и просятся на
полотна художника.
Вот в этой красоте и затерялось наше небольшое село Верхнеусинское. Здесь мне
посчастливилось родиться… Для меня моя малая Родина милее всего на свете, потому
что здесь родились и выросли мои родители, бабушки и дедушки, моя сестра…Родина
для человека – это очаг, отчий дом. Это то место, куда всегда хочется
возвращаться. Это близкие тебе люди, которые могут понять и простить…Это твоя
жизненная опора, твой тыл. Я думаю, что без малой родины прожить невозможно.
Просто жизнь теряет свой смысл.
Для Виктора Андреяновича Неволина, почетного жителя Красноярского края, лауреата Государственной премии СССР, заслуженного геолога Российской Федерации, почетного геолога Монголии, кавалера трех советских орденов и двенадцати медалей, село Верхнеусинское так и осталось его малой Родиной навсегда, несмотря на то что он прожил здесь всего несколько лет.
Усинск (впоследствии разделившийся на два поселения – Верхнеусинское и Нижнеусинское – на другом берегу реки) образовался 200 лет назад. Первые ростки на усинской земле пошли от «неволинских корней». Первыми поселенцами был прапрадедушка В. А. Неволина по линии отца – Иван Яковлевич со своей семьей. Наши места они облюбовали за живописную природу, хорошие охотничьи и рыбные угодья, за яркое приветливое солнце и реки с прозрачной водой.
Всем известно, как столетиями истово русские раскольники искали Беловодье – свою землю обетованную. И Саяны оказались одним из немногих на земле мест, где старообрядцы это Беловодье нашли. В Саянских горах было много поселений приверженцев «истинной древней» веры. Братьям Неволиным повезло оказаться в числе тех удачливых староверов – первопроходцев.
Первые поселенцы жили плохо. Хлеб не родился. На низах он замерзал. Ели солодушку, лебеду, гнилушки. А потом стали корчевать березняк на склонах гор и террасах, пахать на возвышенности, создавать там пашни. И стал родиться хлеб. Хлебопашество, скотоводство, охота и мараловодство (с 1920- х годов) стали основными занятиями усинцев.
От Усинска до Минусинска была проложена горная тропа в 180 вёрст. По ней возили и почту: летом на лошадях, а зимой на лыжах. Колёсную дорогу в Усинск проложили только в 1914 году. Строили её заключенные. Все земляные работы велись вручную. К строительству дороги привлекались и усинские мужики.
Прадедушка Виктора Андреяновича Трофим Иванович Неволин был работящим человеком. Одним из первых в посёлке построил пятистенный дом с надворными постройками, просторный амбар. Любил охоту и рыбалку, зимой возил по найму груз в Минусинск для купцов, был лоцманом на Енисее( Ус – правый приток Енисея). Терпел и бедствие на речных перегонах. Большой Енисейский порог не раз испытывал на прочность купеческие караваны. Был случай, когда все плоты разметало на брёвна, и погибли все. В живых остался только Трофим Иванович.
Злую шутку наша буйная река сыграла и с дедом В.А.Неволина Моисеем Трофимовичем. Зимой 1905 года вместе со своим братом Степаном Моисей Трофимович на лошадях поехали в Минусинск. Кое – как зимний обоз добрался до Большого Енисейского порога. Но стоило только выбраться на лёд, как льдину оторвало и понесло в незамерзшую круговерть.
Быстрое течение успело отнести льдину далеко от берега. Чтобы добраться до него, пришлось бросаться в Енисей и плыть. Люди на берегу поймали тонущего, помогли выбраться из ледяного омута. А лошадей вместе с санями унесло род лёд. Настоящая катастрофа для крестьянина! На морозе Моисей Трофимович сильно переохладился, долго болел, когда его привезли домой, и так и не оправился – умер в 1906 году (было всего 36 лет), оставив троих детей сиротами.
В нашей деревне было очень сложно жить, работать, но люди не жаловались и трудились не покладая рук. И какая - то неимоверная сила не давала им всё бросить и уехать в другое место. Усинск, как магнитом, притягивает к себе людей, и если ты хоть раз здесь побывал, то обязательно вернешься сюда.
В восемь лет отец В.А.Неволина стал главным, самым старшим мужчиной в семье (сын Моисея Трофимовича). Андреяна с детства приучили к работе: боронить, пасти лошадей, гонять скотину на водопой, чистить глызы, быть погонщиками при пахоте и так далее. На детские игры оставалось совсем мало времени, но кому до этого было дело? Ведь так жили и все остальные дети.
Ребятишки в деревне росли закалёнными, физически сильными, хотя и не всегда здоровыми. Ведь никакой медицины здесь в то время не было. Одежда была плохонькая, и дети часто простужались. Нередко надсаживались при перевозке и переноске грузов, часто недоедали. И с самых ранних лет труд был спутником сельской детворы. Все рано приучались ездить на лошадях, учились их запрягать, седлать. Девочки нянчились с младшими братьями и сестрами, учились доить коров, печь хлеб, вязать одежду, работать на самопряхе и другим домашним делам.
У старообрядцев были свои религиозные каноны, правила поведения, которые неукоснительно передавались по наследству. Каноны нравственности – почитание родителей и приветствие по старшинству. Идёшь по улице – обязательно со всеми здороваешься, снимая шапку. Дети при встрече низко кланяются старшим. Заходишь в любой дом – снимаешь головной убор. В каждом доме в переднем углу обязательно есть иконы, и когда зашёл, молишься, отдавая три поясных поклона, и говоришь: «Здравствуйте!» Тебе обязательно ответят, и лишь тогда можешь садиться и говорить. При прощании говоришь: «До свидания!»
Все большие и маленькие, взрослые и дети, носили поясок. Если пояска нет, тебя не пустят за стол. Когда садишься есть, должен помолиться - положить три поклона с молитвой. И когда поешь, тоже молишься, благодаришь Бога, и только потом выходишь из - за стола. Курить в доме не разрешалось никогда, даже гостю, это - большой грех. В Усинске почти никто не курил, хотя здесь жили не только старообрядцы. Всего в селе насчитывалось семь религиозных направлений. Это и никониане, и даже баптисты. Но никому они не мешали, а тем более друг другу. Каждый молился своему Богу.
Уклад повседневной жизни старообрядцев мало изменился к концу двадцатых годов. Загороженное от всего мира Саянскими горами Верхнеусинское не очень - то воспринимало крутые изменения советского времени. В это - то более или менее благополучное для советского крестьянства "нэповское" время и родился Виктор Андреянович Неволин (3 марта 1926 года).
С малого детства у В.А.Неволина была хорошая память. Из детства, проведённого на малой Родине, сохранились отдельные штрихи, глубоко запавшие в память. Он помнит, как с друзьями рылись в ящиках около магазина, отыскивая крошки конфет. Как в Масленицу люди гуляли, как справляли Новый год и рассыпали овёс. Как ездили на свою пашню под Сопку и там копали солодку – сладкие корни.
И.В.Сталин утверждал, что социализм можно построить в России и без мировой революции, т.е. в условиях капиталистического окружения путем форсированного строительства социализма: индустриализации, насильственной коллективизации, применения жестких репрессивно – принудительных мер.
Реализация этой программы потребовала напряжения внутренних ресурсов. Чтобы удержать общество в повиновении, власти проводили политику устрашения (репрессии). Борьбой с «врагами народа» занимался Народный комиссариат внутренних дел (НКВД). Точные масштабы репрессий до сих пор не установлены. По примерной оценке, с 1930 по 1953г. к смертной казни было приговорено не менее 800 тыс. человек. Концентрационные лагеря прошли около 18 млн человек, из них пятая часть была осуждена по политическим статьям.
Российское крестьянство было неоднородно, состояло из бедняков, середняков и зажиточных крестьян – кулаков. В селе Верхнеусинском кулаков были единицы, и их к 1930 – м годам или раскулачили, или они покинули деревню и растворились в городах. Стержнем крестьянства оставались середняки, и к коллективизации они относились очень осторожно. Они не хотели идти добровольно в коммуны и колхозы, им было жаль терять своё, хоть и маленькое, хозяйство, нажитое непосильным трудом.
В апреле 1931 года верхнеусинских мужиков, не вошедших в колхоз, мобилизовали на общественные работы – на постройку плотов якобы для отправки на них зерна в Абакан.
Никто ещё не догадывался, что это был первый шаг в плане местных властей по высылке на север деревенских «кулаков» по заранее составленному списку. В этом списке оказалась и фамилия Неволиных. Их никто и никогда не относил к кулакам. Как и другие семьи, они жили размеренной жизнью. Взрослые работали от зари до зари, растили детей. Старшие дети учились, младшие готовились в школу. Жизнь была нелегкой, но никто никогда не жаловался. У крестьян было главное – свобода…
Подготовка к высылке велась в глубокой тайне. Так всегда делали представители
власти. Они боялись, что крестьяне порежут свой скот, раздадут имущество родным
и знакомым и им мало достанется от грабежа.
Андреян Моисеевич приплыл на плотах в Верхнеусинское ночью 19 мая 1931 года, а
20 мая была объявлена высылка. Получилось, что мужики бесплатно горбились на
строительстве плотов, и делали они их не для сплава зерна в Абакан, а для самих
себя. Даны были сутки для сбора. И предъявлены требования: скот и всю живность в
хозяйстве не забивать, с собой брать вещей по пуду на одного человека и
запастись едой на две недели. К каждому дому был выставлен стражник, чтобы
ничего из дома не выносили и чтобы там не скапливались люди. И оставалось
тайной, куда повезут раскулаченных.
По линии отца Виктора Андреяновича выселялись почти все родственники. Первым «этапом» ссыльных из села отправили около сорока крестьянских хозяйств из трёхсот дворов обоих сёл и окрестных заимок. Это было более 10% населения бывшего Усинского района.
По официальным документам о количестве арестованных по политическим мотивам 58ст УК РСФСР 1926 года, по некоторым сельским советам Ермаковского района, видно, что в Усинске арестовано больше всего людей.
Сельские Советы | Арестовано общее количество человек по 58ст. | Из них расстреляно |
Усинск | 345 | 188 |
Ермаковское | 161 | 76 |
Григорьевка | 67 | 32 |
Солба | 65 | 36 |
Суэтук | 39 | 35 |
Мигна | 40 | 24 |
Жеблахты | 32 | 14 |
Разъезжее | 28 | 13 |
Семенниково | 23 | 11 |
ИТОГО: | 776 | 401 |
Отчалили от родного берега, и горная река стремительно понесла плота с репрессированными семьями вдаль от родного села. Замелькали знакомые горы, овраги, поля, леса, где когда – то охотились, рыбачили, собирали ягоду. Всё ушло в прошлое. Увидят ли они ещё когда-нибудь свою малую родину?
После неимоверного пути по реке, езде в телячьих вагонах, приходилось идти пешком по незнакомой местности. Картина представлялась жуткой: сплошной лес обступал со всех сторон, и только вверху виднелось небо, как в горах между скал. Почва кругом была болотистая. Вокруг рои комаров и мошки. Они просто съедали людей заживо. От гнуса здесь тоже не было покоя ни днём, ни ночью. В Саянских горах ночи холодные, и поэтому хоть ночью от мошки можно было отдохнуть.
Дальше деревни Монастырки Томской области дороги не было. Ссыльным надо было делать её самим. Мужики прорубали просеку, строили временные мостики, гатили болота и потихоньку пробирались к точке, кем – то намеченной на карте, как место поселения. И так прорубались по тайге целых сорок километров.
Наконец, в самом что ни на есть заболоченном месте с чахлым березняком и осинником им приказали разгружаться, надо было обживать томские болота и тайгу в порядке исправления. Конвой ОГПУ, сопровождавший «врагов народа» всю эту мучительную дорогу, уехал, бросив на прощание: «Вот здесь ваша и погибель!»
Самым страшным оказалось, что выбросили усинских ссыльных далеко от реки. В пятистах метрах от поселения была заболоченная, слабопроточная речушка. Называлась она Сухоречкой, и будущий поселок был назван её именем, или «Усинским». Всю свою жизнь все сосланные пили только саянскую чистую родниковую воду, а эта зловонная болотная жижа вызывала отвращение. Таким образом, людям приходилось начинать новую жизнь, намеченную сосланным в болото советской властью, без воды и без пищи.
Вся жизнь наших земляков свелась к одной единственной цели – выжить. Голод, издевательства коменданта, вместо крыши над головой – небо, жестокие условия жизни, непрекращающиеся смерти - через всё пришлось пройти. Расчищали тайгу, строили бараки, чтобы как - то пережить надвигающуюся зиму. Потому, как понимали, что без надежной крыши над головой все погибнут в первые морозы. А пока жили в берестяных шатрах, заедаемые мошкарой. Когда стали выдавать паек мукой, соорудили примитивные печи, чтобы печь хлеб. Но недолго оставались усинцы одни, рядом появились такие же спецпоселения «кулаков» из других районов Енисейской губернии. Все они были подчинены Сибирскому управлению лагерей особого назначения.
Спецпоселенцам полагался паек: ржаная мука, пшеничная и овсяная крупа, соленая рыба, соль, но в таком количестве, что его не хватало для нормального поддержания жизни, не говоря уже о том, чтобы работать в тайге на сибирском морозе. А тем , то не работал - паек не полагался. Чтобы как- то протянуть, в муку добавляли березовые опилки, древесную труху. От недоедания и плохой пищи люди болели, медицинской помощи не было никакой. И хотя в тайге водились зверь и птица, но добыть её не было возможности: ружья иметь было категорически запрещено, поселение покидать также запрещалось. Смертность на первых порах была очень высокой. Люди, поставленные по воле государства в нечеловеческие условия без всякой вины, без суда, без срока окончания этой каторги, от безысходности, невозможности накормить детей, кончали жизнь самоубийством, сходили с ума. Молодежь пыталась бежать, но их ловили и после содержания в тюрьме отправляли обратно. Но сибиряки - крепкий народ, всё их трудолюбие, упорный характер староверов, их предприимчивость, знание тайги, умение взять её «дары», вера в человеческие силы и возможности – помогли выжить.
Великий русский писатель Лев Толстой в повести «Хаджи – Мурат» сравнивает жизнестойкость кавказцев с репейником, крепко держащимся за родную землю. А жизнестойкость старообрядцев можно сравнить с багульником, растущим в Саянских горах. Посмотрите, как он растёт на голых скалах , где, казалось бы, совершенно не за что зацепиться и не откуда тянуть жизненные соки! Ни влаги, ни земли, а почувствуйте, какой у него дурманящий запах! И как он красиво цветёт - ярким малиновым цветом.
В середине тридцатых годов появились некоторые послабления в отношении к ссыльным детям. Они могли учиться и оканчивать семилетние и средние школы, учиться в техникумах. Правда, в вузы, за исключением педагогического института, дорога им была закрыта.
Вот и Виктор Андреянович Неволин пошёл в первый класс вместе с братьями, хотя по возрасту для школы ещё не подходил. Соврал, что было уже восемь лет, хотя только исполнилось семь. Все ребятишки хотели учиться и ходили в школу с большим желанием, поскольку именно там начали познавать мир, впервые вырвавшись из своего изолированного лагерного настоящего, из бед и нищеты.
После окончания четырёх классов Виктор Неволин перешёл в Ключевскую семилетнюю (неполную среднюю) школу. Окончил её в 1940 году. Учился хорошо, был ударником.
Ссылка оставалась ссылкой, а дети и молодёжь всё равно требовали игр и развлечений. И наряду со школой своя жизнь шла днём и вечером и на улице. Кроме клуба, была выбрана площадка, где люди собирались и развлекались почти до утра. Играли на гармошке, пели песни, устраивали танцы, водили хороводы. Влюблялись, дружили. Всем было весело, и забывалось, что живут они в неволе.
С началом Великой отечественной войны Виктору Андреяновичу, тогда 15 летнему подростку, пришлось стать штатным охотником-промысловиком, добывать пушнину, птицу, зверя, чтобы поддерживать семью. Не одну сотню километров по зимней тайге пришлось ему прошагать пешком и на лыжах. А потом возил зерно в составе конного обоза, пахал, боронил, сеял, заготавливал сено в трудартели. Да мало ли что приходилось делать подросткам в те трудные годы, когда все взрослые мужики ушли на фронт. Виктор также был признан годным к военной службе, но поскольку он был из числа ссыльных, то с ограничением службы в престижных родах войск. Но срок призыва на военную службу еще не подошел. Случайно узнав, что Ленинградское военно - морское училище, которое находилось в Красноярске, набирает добровольцев, он написал заявление и в обход военкомата в феврале 1943 года уехал учиться. Скрыв, что он из семьи ссыльнопоселенцев, а иначе его бы не приняли, он стал курсантом.
Служил 8 лет на Тихоокеанском, Балтийском и Черноморском флотах, принимал участие в разоружении немецкого военно-морского флота, знаменитом походе кораблей с Балтийского на Черное море, ликвидировал оставшиеся после войны морские мины на Черном море, служил в разведке, прошел агентурную подготовку. На долю Виктора Неволина не выпало ярких военных событий. Война для него была тяжелым каждодневным ответственным трудом матроса. Море ошибок не прощает, ошибка одного может привести к гибели всего корабля.
Об этом периоде жизни Виктор Андреянович вспоминает так: «В боях не отличился, ни одного немца не убил. Привык к дисциплине, честно служил, работал не покладая рук. Впрочем, эти качества во мне были еще до войны, привитые родителями с раннего детства. Я ждал демобилизации, хотел вернуться в Сибирь, к родной природе. Я очень скучал по шуму зеленой тайги».
Закончилась война. Посёлки опустели без мужиков. Хозяйство пришло в упадок. С самого начала было ясно, что земля эта не для хлебопашества. И после войны статус ссыльных поменялся. Смягчился комендантский режим. Люди получили избирательное право, но не получили права на выезд из спецпоселения. И в 1947 году было подписано постановление Совета Министров СССР от 7 мая № 1413 – 375СС, в котором говорилось: «Отменить особый режим и снять ограничения с бывших кулаков, расселённых в спецпоселениях Красноярского края, Карело – Финской АССР, Молотовской, Вологодской, Новосибирских областях и отменить в этих спецпоселениях спецкомендатуры Министерства внутренних дел СССР».
Обратно в Верхнеусинское из ссыльных на постоянное место жительства вернулось лишь несколько человек. Среди них были Викул Изотович Горбунов, Афанасий Колодкин, Тимофей Михайлов, Лида Кокарева.
Остальные же жители бывшего Усинского района, выселенные в 1930–е годы отсюда по воле большевиков, теперь по воле «демократов» получили статус политически репрессированных. Они были реабилитированы, и для них установлены некоторые льготы. Однако возврат отнятой недвижимости и стоимости скота так запутан, что по закону ничего не добьёшься, и хлопотать здесь ни к чему.
Вернувшись с войны, Виктор Андреянович хотел ехать работать «на севера», но родственник переубедил: «Наработаться в этой жизни ты успеешь, а вот пойти учиться сейчас надо обязательно». С детства увлеченный историей (исторические книги — до сих пор любимое чтение Виктора Андреяновича) и географией (а как иначе после восьми лет на флоте?), долго думал, на какой из двух факультетов поступать. Как водится, случай подсказал третий — опоздал с подачей документов и понял, что историком и географом ему пока не быть. Тогда абитуриент Неволин решил послушать, что говорят поступающим преподаватели-геологи. Их рассказы заинтересовали, а жизнь этих специалистов напомнила жизнь моряков. Почему не поступить? Этот шаг и определил дальнейшую судьбу будущего главного геолога края.
Учиться понравилось с самого начала, а когда после первого курса пошла интереснейшая выездная практика, он только убедился в правильности выбранного пути. Виктор Андреянович в полях был как рыба в воде — как и любому активному человеку, ему всегда нравилось быть в движении, путешествовать, с детства он привык быть на природе, родители научили его любить тайгу.
После окончания университета решил вернуться в Сибирь, в Красноярский край и
поступил на работу в трест «Енисейзолото». Тогда он еще не был обременен
семейными узами и мог поехать на Север, как мечтал после увольнения с флота.
Сразу навалилась интересная работа участкового геолога. Месторождения полезных
ископаемых приходилось искать не только на земле, но и под землей. Он оказался в
нужное время в нужном месте — сначала вышел в начальники геологической партии,
потом — в секретари партийной организации. Так и выдвинули его на должность
первого секретаря Северо-Енисейского райкома партии. А когда в 1963 году
Северо-Енисейский район объединили с Удерейским и был образован Мотыгинский
район, Неволин и там был на десять лет избран первым секретарем райкома. Так
бывший «кулак» стал партийным работником.
Без отрыва от партийной работы в 1969 году геолог защитил кандидатскую
диссертацию. И здесь проявилось его очень ценное умение прислушиваться к чужим
советам. Наш герой вспоминает:
— К нам в район приехал академик Яншин и спросил меня: «Вот когда тебя снимут с работы, куда пойдешь?» Я отвечаю, что в геологию. А он и говорит: «Как? Будешь рядовым геологом? Ты ведь в начальники уже выбился, так что пиши диссертацию!» Ну, я и восстановился в аспирантуре.
Через несколько лет, устав от должности главы района, Неволин вернулся на производство — с 1973 по 1982 годы он руководит Красноярским территориальным геологическим управлением МинГео СССР.
Почти за двадцать лет руководства геологической службой Центральной Сибири (Красноярский край, Тыва и Хакасия) при непосредственном участии В.А. Неволина были открыты и развиты новые месторождения полезных ископаемых.
Виктор Андреянович руководил проектом по разведке крупнейших месторождений технических алмазов на Таймыре. Он принимал непосредственное участие в расширении и наращивании сырьевой базы Канско-Ачинского угольного бассейна. Этот ученый-производственник внес существенный вклад в развитие Нижнего Приангарья. По его инициативе для укрепления сырьевой базы золота была создана специализированная Северная геологоразведочная экспедиция. Он развивал золоторудную базу: Олимпиадинское месторождение дало возможность краю увеличить в 2,5 раза добычу золота и выйти по этому показателю на третье место в России.
Неволин стал одним из организаторов создания в крае новых горных предприятий по добыче ниобия, талька, магнезитов, каменного угля, мрамора и других полезных ископаемых. Он один из создателей геологического музея Центральной Сибири, входил в штаб строительства аэропорта Емельяново… Всех заслуг В.А. не перечислить.
С экспедициями он изъездил и исходил пешком весь Красноярский край. За время работы Неволина в качестве главного геолога региона и при его непосредственном участии были открыты и изучены месторождения: Попигайские алмазы, Порожинское марганцевое месторождение, шесть золоторудных месторождений, Чуктуконское месторождение редкоземельных руд, Кингашское медно-никелевое, Саянское хризотил-асбестовое месторождение и залежи нефрита в районе Куртушубинского хребта Западного Саяна.
Попигайское месторождение является вообще уникальным. Месторождение находится на границе Красноярского края и Якутии в районе Попигайской астроблемы — стокилометрового метеоритногократера, образовавшегося 35 миллионов лет назад.
В 1970-х советские геологи обнаружили там первые особо твердые «алмазы» —
импактиты с необычными свойствами. Они были в два раза тверже обычных и имели
иную структуру. Изменившиеся потребности современной экономики сделали
алмазы-импактиты крайне востребованным материалом из-за своих необычных свойств.
По словам академика Похиленко, «ценность импактным алмазам добавляют необычные
абразивные свойства и большие размеры зерен». Кроме того, нигде более в мире
импактиты с такими свойствами до сих пор не обнаружены. По расчетам ученых,
запасов этого сырья «хватит всему миру на 3 тысячи лет». Применение этих
минералов в обрабатывающей промышленности способно произвести техническую
революцию.
Нашему краю повезло, что у нас есть такой человек, как Виктор Андреанович Неволин. Ведь в конечном итоге вся его жизнь, весь его труд направлены на то, чтобы наш край жил лучше. Но такие люди обогащают место, где живут и трудятся, не только материально. Трудно переоценить вклад Неволина в практику геологических исследований, ведь он воспитал не одно поколение первоклассных специалистов, которые продолжают изведывать неисчисляемые недра нашего края
А ушел на пенсию Виктор Андреянович в 1993 году с поста генерального директора производственного геологического объединения «Красноярскгеология».
Однако для такого человека выход на пенсию лишь веха, не означающая прекращение бурной деятельности и выход из трудового строя. Им тут же было создано научно-производственное объединение «Центрсибгео». Исследовали сырьевую базу Центральной Сибири, писали отчеты, занимались прогнозами золоторудных месторождений при Нижнем Приангарье и медно-никелевых на Ангаре и Подкаменной Тунгуске.
Все это время Виктор Андреянович участвовал в полевых работах. Прекратил он ездить в поля лишь несколько лет назад, когда возраст стал требовать щадящего режима.
Сейчас на общественных началах он вместе с рядом старых геологов участвует в работе над фундаментальным справочником «Исследователи недр Сибири», в котором будут содержаться исчерпывающие сведения, как о самих ученых, так и об открытых ими месторождениях. Эту работу Виктор Андреянович считает очень важной.
Символично, что родившись в Саянах, Виктор Андреянович внес большой вклад в исследование минеральных богатств и своей малой родины, под его руководством и при его непосредственном участии было изучено Саянское хризотил-асбестовое месторождение и залежи нефрита в районе Куртушубинского хребта Западного Саяна, на границе Ермаковского района и республики Тыва.
Асбест (от греч. asbestos — неугасимый, неразрушимый) — группа волокнистых минералов, обладающих способностью расщепляться на тончайшие гибкие волокна. По минералогическим признакам и кристаллической структуре подразделяются на хризотил-асбест и амфиболасбест.
Наибольшее распространение в природе и практическое использование (95% производства) имеет хризотил-асбест — минерал группы серпентина. Главными достоинствами асбеста являются его огнестойкость и гибкость. Известно, что Петру I была подарена сшитая из асбеста скатерть, которую можно было почистить, бросив в огонь. Из волокон асбеста изготовляют брезенты, защитные костюмы (для пожарных, сталеваров), бумагу, картон, используют при изготовлении несгораемых текстильных изделий, фильтров, теплоизоляции, в том числе в металлургии и космической отрасли, огнестойких красок, наполнителей для пластмасс. Наиболее широкое применение асбест получил в строительстве в виде асбоцементных труб различного назначения, кровельных материалов (шифер)и облицовочных плиток .
Саянское месторождение хризотил - асбеста находится в районе Куртушибинского хребта системы Западного Саяна и тянется на десятки километров, по границе Красноярского края и республики Тыва, местами выходя к федеральной автодороге М-54. Месторождение детально разведано Саянской геологоразведочной партией ПГО "Красноярскгеология" в 1966-1979гг и является одним из наиболее богатых по содержанию текстильных сортов хризотил-асбеста среди отечественных месторождений. В ходе разведывательных работ проводилось масштабное бурение по всему Куртушибинскому хребту, пробивались разведочные штольни и шурфы, оценивалось количество и качество минерального сырья, возможности его добычи. По существующему порядку эти сведения не публикуются в открытой печати, но по некоторым данным запасов Саянского месторождения хризотил - асбеста хватит для обеспечения потребностей страны в течении более 50 лет.
По результатам разведки Саянского месторождения планировалось строительство обогатительной фабрики, но отсутствие дешевых транспортных путей и надежного электроснабжения, затормозило этот процесс в 80-х годах 20 века.
В настоящее время, в связи с реконструкцией федеральной автодороги М-54 Красноярск-Кызыл-госграница, строительством железной дороги Кызыл –Курагино, которая пройдет в 25 километрах от бывшего поселка Саянской партии, а в некоторых местах непосредственно через месторождение, наличием недалеко находящейся высоковольтной ЛЭП Шушенское-Кызыл, есть экономическая целесообразность разработки этого месторождения. Планируемое в 35 км от основного ядра месторождения строительство узловой станции в п. Арадан существенно облегчит задачу транспортировки добываемого сырья.
Осуществление этого проекта вызвало бы толчок к промышленному освоению всей Усинской долины, где кроме асбеста имеются значительные месторождения меди, золота, цветных поделочных камней (нефрит, серпентинит, опал) , что привело бы к созданию сотен рабочих мест на добыче и транспортировке минерального сырья, повышению статуса региона и дополнительным налоговым поступлениям.
А также имеются залежи нефрита в районе Саянской партии-Куртушубинский хребет.
Этот камень защищает от стихий: землетрясений, катастроф, пожаров, молний. Из него делали предметы культа, музыкальные инструменты, вырезали фигурки богинь, статуэтки. Ещё олимпийские медали, олимпиады проходившей в Пекине 2010 году были изготовлены из золота и нефрита.
В ходе исследовательской работы мы не раз задавались вопросом: "Почему в Усинской котловине, где найдено большое количество полезных ископаемых, не ведутся геологические изыскания?" Но на этот вопрос ответил сам В.А.Неволин, в своей книге он писал: "Геологическое строение Западного Саяна, в том числе Усинской котловины, я глубоко изучал по геологической литературе. Хорошо знаю все открытые здесь рудопроявления и месторождения асбеста, меди, золота. Но затаскивать в эту сибирскую природную жемчужину горно-металлургическую и химическую промышленность считаю преступным делом. Этот центр Азии должен быть заповедным местом, а его природный ландшафт и животный мир должны строго охраняться. Эта территория должна быть местом туризма, спорта и отдыха, здесь необходимо расположить центр научных исследований всех природных явлений, происходящих в Центральной Азии".
Огромная любовь к родине, тревога за её дальнейшую судьбу двигала им в то время.
"Однажды, находясь на геологической производственной практике в Горной Шории я был близок к Усинской котловине... Добраться до родных мест можно было таёжной тропой более 100 километров... Путь был очень опасен. Но я остался непреклонен. Я не шёл, я почти бежал по таёжной тропе, при пересечении маленьких рек и ключей боялся её потерять, поэтому ориентировался только по засекам на деревьях..." В Усинске родных уже не осталось, но непреодолимая сила несла на его малую Родину.
«От родителей у меня тоже сохранилась тоска по Малой Родине» - пишет В.А.Неволин. Яркие воспоминания остались у него о родном селе. Несколько раз он бывал тут, когда по работе, когда заезжал в гости. Но какие – то непонятные внутренние силы продолжают тянуть его в наше село и по сей день. Он мечтает снова побывать здесь. Но в силу своего возраста эта мечта становится невозможной, но Виктор Андреянович всегда интересуется жизнью села и рад каждой весточке с малой Родины…
С детства поставленный в нечеловеческие условия, по воле государства и его деятелей, без вины лишенный своей малой родины, Виктор Андреянович тем не менее не разочаровался в жизни и людях, стал крупным руководителем, заслуженным геологом РСФСР, лауреатом Государственной премии СССР, почетным гражданином Красноярского края. Государство, которое лишило его родителей и его самого всех прав, наградило его тремя орденами и двенадцатью медалями.
Совсем недавно в школу пришла посылка из Красноярска. В.А.Неволин прислал нам в музей подарочную коллекцию полезных ископаемых Красноярского края, в геологическом изучении которых, он принимал непосредственное участие.
«Человек, лишенный малой Родины», именно так назвал свою книгу В.А.Неволин. Он лишился её, но она навсегда осталась в его сердце. А в нашем селе, как напоминание об этом замечательном человеке есть гора Неволиха.
1. Дмитриев И. «Почетный гражданин Красноярского края». Пресс -служба
Законодательного Собрания Красноярского края 20 ноября 2009г.
2. Лактионова Н. «Искатели. Монолог геолога». Газета «Красноярский рабочий» от
05.08.2004г.
3. Материалы форума «Интерра - 2012».Новосибирск 2012г.
4. Неволин В.А. «Вахтовым методом руководства и производства величие Сибири не
поднять». Газета «Наш Красноярский край».18 марта 2009г.
5. Неволин В.А. «Человек, лишенный малой родины». Издательство «РАСТР». 2014г.
6. Неволин В.А. «Записки геолога». Красноярск. 2015г.
7. Чанчикова Ю., Зольников Л. «Жизнь как история». Красноярск 2010г.
Подарочная коллекция полезных ископаемых Красноярского края.
Книга – сувенир из сплавов драгоценных металлов
Книги В.А. Неволина
Письмо В.А. Неволина своим землякам
/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»