Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Моя семья в годы Великой Отечественной войны


Федеральное казенное образовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» Главного управления федеральной службы исполнения наказаний России по Красноярскому краю

Исследовательская работа
«Моя семья в годы Великой Отечественной войны»
Номинация «История семьи»

Кирилловский Илья

ФКОУ В(С)ОШ ГУФСИН России по Красноярскому краю, 12 класс.

Еремкина Наталья Ивановна, учитель истории,
Ламтюгина Ирина Михайловна, учитель информатики.

Канск, 2016 год

Введение

Объект исследования: моя семья в годы Великой Отечественной войны на примере трудной жизни прабабушки Скляровой Е.Ф.

Предмет исследования: трудная жизнь и судьба моей прабабушки Скляровой Е.Ф.

Цель: исследовать историю жизни моей прабабушки в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:
1. Найти и изучить литературу о Браженском колхозе «Заветы Ильича» в период Великой Отечественной войны.
2. Изучить вопрос перемещения немцев в Сибирь в период Великой Отечественной войны (это напрямую связано с судьбой моей прабабушки).
3. Исследовать биографию прабабушки Скляровой Е.Ф. и создать макет ее дома в селе Бражном.

Методы исследования:
1.Сбор информации (беседы с моими родственниками).
2. Работа с литературой и Интернетом.
3. Обобщение.
4. Анализ.

Гипотеза: я предполагаю, что в годы Великой Отечественной войны судьба страны и Победа зависели от труда простого («маленького», не героического, обыкновенного) человека.

Мотивация выбора темы: 2015 год был годом 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. На уроках истории учитель предложила написать исследовательскую работу о родственниках, которые участвовали в Великой Отечественной войне, чтобы не забылась наша история, не потерялись семейные корни. Я считаю, необходимо сохранить в памяти будущих поколений каждое имя и каждую судьбу. Это мой долг, как правнука и как гражданина страны.

Актуальность темы и её практическая значимость: Моя исследовательская работа - это вклад в восстановление справедливости в «правду о войне» и напоминание людям (особенно ровесникам) о страшных и трагических днях нашей истории, как дань памяти людям, внесшим свой личный вклад в судьбу страны, но не считающих себя героями. Материал пополнит коллекцию комнаты Боевой славы, которая открылась в школе к юбилею Великой Победы. Над своим исследованием я работал с января 2015 года.

Основная часть

Нашу большую семью как, впрочем, и другие семьи в стране не обошла стороной история. Были среди моих родственников те, кто участвовал в Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войнах, поднимал целину… Но особенно уникальной является жизнь моей прабабушки - Скляровой Екатерины Фоминичны. В ее жизни переплелось столько судеб, историй, что мне захотелось написать исследовательскую работу. Жаль, что прабабушка не дожила до этого. Моя работа будет памятью о ней.

В моей семье постоянно вспоминают прабабушку. И не только в день рождения, день смерти и в День Победы. Екатерина Фоминична - великая труженица, порядочный и честный человек. До последних своих дней она работала по дому и огороду, что-то стряпала и шила. Она не любила о себе много рассказывать, да и когда она была жива мне самому (как, наверно, любому мальчишке) не сильно хотелось слушать ее рассказы. Больше хотелось бегать и общаться с друзьями. Хорошо, что жива ее дочь - моя бабушка и моя мама - ее внучка. По их и моим воспоминаниям я хочу рассказать о своей прабабушке.

Моя прабабушка Екатерина Фоминична родилась 28 ноября 1925 года в селе Бражном Канского района. У них была большая семья. В то время в семьях было много детей, этим было никого не удивить. Помимо ее самой в семье Скляровых росло еще три сестры и четыре брата. Жили дружно, весело, бедно. В школу ходили попеременно: сегодня один брат идет, завтра - сестра. И так по очереди. А причина - отсутствие обуви. Но никогда не жаловались, в то время все в деревнях так жили. Дети, подрастая, шли работать в колхоз. Пошла в 15 лет работать и прабабушка. Шел 1940 год.

Из уроков истории я узнал, что труд в колхозах был очень тяжелый. Люди работали от зари до зари. И не ради удовольствия, а чтобы прокормить семью. Чтобы выжить. Чтобы дети не умерли с голоду. В то время голод и смерть были не редкостью. Колхозники не видели денежной заработной платы за свой труд. Они получали один раз в год зарплату продуктами питания. Но чтобы получить ее, нужно было хорошо трудиться, зарабатывая трудодни (или как в народе их называли «палочки»). Человек каждый день выходил на работу и за этот отработанный день получал отметку - «палочку». Отметки («палочки») ставил бригадир:

Бригада Фамилия колхозника сентябрь, 1940 год
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17…
Машино - тракторная Склярова Е. / / / / / / / / / / / / / / / / /
  Петрова Н. /   / /   / / /   / /   / / /   /
  Евстафьев Г.   / /   /   /   / / / /   /   / /
  Гамзюков И. / / /   /   / /   / / / / / / / /

У колхозников не было выходных, больничных, отпусков, пенсий, пособий, декретного отпуска и отпуска по уходу за ребенком. Если заболел, то делай это, сколько хочешь, но потом ничего не заработаешь, и кушать семье будет нечего. Даже паспортов у колхозников не было, уйти из колхоза никуда было нельзя. После сбора урожая колхоз должен был хлебом рассчитаться с государством, оставить себе семенной и кормовой хлеб для фермы (для скота). Остатки зерна (при хорошем урожае, а если случался неурожай?) делились между колхозниками по количеству заработанных трудодней («палочек»). Люди старались больше заработать, помогали взрослым и дети. Питание, при этом, было скудным, в основном овощи. До войны даже личных коров запрещалось держать колхозникам, молока дети практически не видели. Денег не было, купить в магазине что - либо было не на что. Вот так и жили. Но какая радость была для всех, когда после колхозного собрания, где объявлялось, сколько каждая семья получит зерна по трудодням, родители и дети с пустыми мешками бежали на склад получать заработанное зерно. Потом отец договаривался с мельником, чтобы зерно помолоть. Мать напечет свежий хлеб, досыта можно наесться. Но это только сегодня. Муку надо экономить, растягивать до следующего года. С горечью, (несмотря на то, что прошло много лет), рассказывала прабабушка о таком случае: привезли в село кинофильм. Она просила у своей матери денег на билет. А денег не было, мать не могла их дать. Моя прабабушка убежала на сеновал и там плакала от обиды, горя, от того, что молодым всегда все хочется. Самая маленькая проблема кажется молодым огромной трагедией, а большое горе - пустяком.

Моя прабабушка в колхозе стала работать на тракторе (и это девчонка в 15 лет!). Сама ремонтировала технику, на которую не хватало запчастей. Трактора, в основном, были старенькие, изношенные. Рабочий день начинался в 7 утра, а заканчивался к 9 - 10 часов вечера. Но, люди, ни на что не жаловались. Особенно молодежь. «Всю ночь песни поем, а на утро, как ни в чем не бывало, на работу бежим», - рассказывала прабабушка. Верили, что скоро жизнь станет лучше, сытнее, счастливее.

Но грянула Великая Отечественная война. Сразу же после получения известия о нападении фашистской Германии на СССР в селе Бражном прошел митинг. В решении, принятом на этом митинге, говорилось: «В ответ на наглую вылазку кровожадного фашизма мы заверяем нашу партию, Советское правительство ... что сделаем все, что потребуется для защиты своей Родины, не пощадим своих сил и жизни для победы над врагом». И браженцы свое слово сдержали. В селе началась мобилизация. Уходили на фронт и добровольцы. Остававшиеся в тылу колхозники, выполняли больший объем работ, чем раньше. Молодежь и женщины начали совмещать профессии. Пример в труде показывали колхозные бригадиры Винокурова С. М., Шульженко Е. Л., Павлова И. П. Не отставали от них и комсомольцы, руководимые секретарем комсомольской организации колхоза Анной Кочневой. На половину сократился состав первой бригады, но объем выполненных работ не сокращался. Районная газета «Власть Советов» 12 сентября 1941 года сообщала: «Много трудятся в эти дни орденоноска К. В. Винокурова. У клейтона изо всех сил трудится пожилая колхозница А. Прирезова. На отгрузке зерна самоотверженно работает юная Александра Щекотова». До конца 1941 года из села были мобилизованы в армию и на работу в промышленность 116 мужчин, но урожай с площади 2096 гектаров был убран. Была оказана помощь другим колхозам района. Своевременно был выполнен план по продаже государству молока, шерсти, сена, картофеля. Тракторная бригада МТС, (в которой состояла моя прабабушка), работавшая в колхозе «Заветы Ильича», объявила себя фронтовой бригадой и взяла повышенные обязательства. Все работники МТС отказались от выходных дней. К 1943 г. хозяйство было обескровлено. В селе остались старики, дети, женщины. Механизация труда упала до предела. Повторилась засуха. Зерновых культур удалось собрать по 2,7 центнера с гектара. Несмотря на то, что было два засушливых года, всего за годы войны браженцы сдали государству 16651 центнер зерна против 15246 центнера за пять предвоенных лет. Делались личные взносы в фонд обороны. В 1942 году колхозники из личных запасов собрали Красный обоз в 49 подвод и сдали зерно государству. Внесли свою лепту и подростки. Они участвовали в сборе денежных средств на постройку артиллерийской батареи «Юный красноярец». Всего было собрано по браженской школе 3000 рублей. Участвовала молодежь Бражного в работе молодежных мастерских по пошиву теплых вещей и вязке носков и перчаток. В одну из военных годин в селе было собрано для фронтовиков 383 предмета: тулупы, полушубки, шапки, одеяло, подушки, наволочки, валенки, рукавицы меховые и вязаные, носки. В это число входили и три полушубка пять шапок, два одеяла, подушка, три пары валенок и по десять пар носков и рукавиц, переданных работниками браженской школы.
Что говорить, пришлось в военные годы горя и нужды хлебнуть немало. Когда парней и мужчин забрали на фронт, вся тяжесть крестьянского тяжелого труда легла на плечи женщин. Хорошую технику забрали на фронт в качестве тягачей, чтобы таскать разбитые танки. Старенькие трактора ломались, а ведь нужно пахать и сеять хлеб. Хлеб нужен фронту. Хлеб нужен как воздух, как вода, да и просто потому, что это хлеб. По рассказам прабабушки, люди страшно уставали. Трудились на износ. Не до песен стало людям. Да и гармонистов не было, они все ушли на фронт. Просто не было сил петь песни. От голода и тяжелой работы люди буквально валились с ног. Однажды с прабабушкой чуть не произошел несчастный случай: бригадир разрешал в обед 1 час поспать около поля, в лесу. Сил добираться туда, не было. Спали прямо в борозде, на пахоте. Прабабушка так и сделала. Уснула крепко, а в это время после обеда начали пахать. Чудом увидели ее, а то закопали или плугом зарезали. Такие случаи часто были. От тяжелого труда люди уставали и теряли чувство самосохранения. Четыре долгих года она работала и своим трудом приближала долгожданную победу. Что говорить, время было очень тяжелое. Страшное было время. У прабабушкиной родной сестры Марии после рабочего дня нашли в кармане телогрейки несколько зерен (насыпались на зернотоку во время работы веялки). Некоторые колхозники подняли страшный шум, кричали, что арестовать ее надо воровку, в милицию сдать. Вступился председатель колхоза. Никогда, говорит, не поверю, что Скляровы воры, они так хорошо работают, что быть такого не может. Марии просто повезло. А вот прадед моего одноклассника Н.Киреева (г.Заозерный Красноярского края) был осужден на 8 лет за то, что в его сапогах, после работы, нашли по горсти зерна. А был он совсем мальчишка, худенький, сапоги хлябали, в голенищах ноги болтались, и действительно могло зерно в сапоги насыпаться. В то время долго не разговаривали.

Моя прабабушка не была на фронте, но пришлось ей встретиться с немцами в сибирской глуши. Услышать немецкую речь: русских немцев с Поволжья высылали в Сибирь, как врагов народа. Пришлось жить рядом с ними. Это были русские немцы, которые жили в России и СССР еще с далеких времен.

В 1941- 42 гг. в Бражное, в течение октября 1941 года, прибыло 63 человека немецкой национальности, не считая детей. Значительная их часть имела специальности и стала работать сапожниками, портными, радистами, токарями, агрономами, учителями. 24 немца стали колхозниками, причем восемь из них выполняли самую неквалифицированную работу.

Мне захотелось углубиться в историю и узнать о русских немцах подробнее, так как это имеет прямое отношение к истории жизни моей прабабушки.

Оказалось, что несмотря на большую удалённость Германии и России друг от друга, контакты между двумя народами были тесными со времён Средневековья. Еще при русском царе Иване III (1462-1505гг.) стали искать возможности привлечь в Россию немецких специалистов на длительный срок. С приходом на русский трон Петра I (1689-1725гг.) потребность в квалифицированной рабочей силе возросла. Среди наёмных офицеров, учёных, ремесленников, приглашённых в Россию, немецкие подданные составляли подавляющее число. Большинство из них вернулось впоследствии на родину, но были и такие, кто остался в России на постоянное поселение. Они и положили в дальнейшем начало немецкой диаспоры в России.

При Екатерине II (1762-1796гг.) политике привлечения в страну наёмной иностранной силе был дан новый мощный импульс.

В течение трех лет (1764-1767гг.) в Россию въехало около 29000 переселенцев. В основном колонисты происходили родом из Германии. Часть переселенцев получила право на поселение близ Петербурга, большинство было определено для колонизации Поволжских степей недалеко от Саратова, где было основано в общей сложности 104 поселения. Для ведения хозяйства колонисты получали от государства в наследственное владение 30 гектаров земли на семью.

Российское правительство продолжало считать заселение русских земель иностранцами важным и полезным. Переселенцы обживались, получали от правительства дополнительные льготы и права. Так к 1803 году право колонистов на самоуправление при помощи доверенных лиц было официально закреплено «Инструкцией внутреннего распорядка и управления». Тем самым поселенцы получили законодательную основу для дальнейшего развития колоний. Колонисты получили право самостоятельно выбирать управляющих, которые были способны защищать их интересы. Появилась уверенность в будущем, поселенцы начали совместно вырабатывать долгосрочные планы. Таким образом, наконец, были сформированы предпосылки для благоприятного экономического развития поселений.

Со временем отношение к немцам в СССР становилось всё жестче. Это и понятно, так как отношения на международной арене осложнились. В Германии к власти пришли фашисты, мечтающие о мировом господстве. К 1934 году все граждане немецкого происхождения, проживающие на территории СССР, были тайно переписаны и занесены в архив. Образовательная система русских немцев подверглась изменениям. С начала учебного года 1938/1939 преподавание в немецких учебных заведениях за пределами Поволжской АССР стало вестись исключительно на русском либо на украинском языке. Немцы снова стали в глазах правительства «внутренним врагом». Русских немцев стали подозревать в связях с национал-социалистическим (фашистским) режимом.

30 августа 1941года в правительственной газете Поволжской республики был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 года «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья». Тем самым всё население АССР было подвергнуто обвинениям в подготовке мятежа против Советского правительства. Аргументируя своим стремлением избежать кровопролития и потерь среди мирного населения во время военных действий, Верховный Совет распорядился выселить население Поволжской автономии в Сибирь и Казахстан. 7 сентября 1941 года территория автономии была поделена между Саратовской и Сталинградской областями. Всего исходя из архивных данных, до конца 1941 года, было депортировано 799 459 человек.

Главными последствиями войны для немцев, проживавших в России, была утрата самостоятельности в пределах государства, доверия со стороны правительства и как следствие, лишения и притеснения со стороны властей и коренного населения. Пострадала также и культура немцев: язык, традиции и история народа рассматривались не как самобытные человеческие ценности, требующие уважения и признания, но как вынужденная необходимость, которую власти разными способами старались свести до минимума. Идентичность немецкого народа начала теряться, а, учитывая многочисленные депортации и притеснения, связанные с военными событиями, можно говорить о частичном на тот момент исчезновении идентичности и ассимиляции русских немцев в советском многонациональном обществе.

Война в один миг превратила всех без исключения немцев СССР в «предателей», «шпионов» и «пособников нацизма».

Выселенных немцев перевозили товарными вагонами, куда их набивали по 40 человек и больше вместе с их имуществом. Спали на нарах, а то и просто на полу, подстелив солому. Не все вагоны отапливались. Должны были выдавать по 500 грамм хлеба на 1 человека в сутки и обеспечивать горячей пищей, но всё это не выполнялось, а некоторые начальники эшелонов, перевозившие немцев, не выдавали ни хлеба, ни денег. Немецкие семьи были поставлены на грань вымирания. В течение 1942 - 1943 годов практически всё дееспособное немецкое население страны было мобилизовано в трудовую армию. Это были мужчины с 15 до 55 лет и женщины с 16 до 50 лет. Подростки работали наравне со взрослыми. Положение мобилизованных ничем не отличалось от положения заключённых. Зоны были ограждены забором или колючей проволокой с блокпостами караульных собак и дозоров. Принудительные работы были организованы, прежде всего, в нефте - и угледобывающей, лесной промышленности. Рабочие колонны размещались по всей стране, однако наибольшая часть находилась на стройках Урала и Сибири. В Красноярском крае трудармейцы были мобилизованы в Краслаг. Количество заключённых там составляло 17000 человек, а возможность размещения рассчитана на 8000. По свидетельствам очевидцев в Канске, в районе зарельсовой части города и Сплавной конторы, размещалась одна из частей лагеря, там же немцев заставили построить здание управления Краслага (не сохранилось до наших дней). Здание получилось красивое, с башенками, в готическом стиле. Это говорит о том, что немцы были ответственные, трудолюбивые, аккуратные. А мне кажется, что они сильно скучали по своим родным местам, хотели, чтобы хоть что - то напоминало им в далекой Сибири о родине.

Действительно, несмотря на тяжёлые условия труда и жизни, необходимость осваивания незнакомых специальностей, значительное число мобилизованных трудились честно и добросовестно. Трудовой день начинался с 6:30 и продолжался по 12 часов, иногда несколько смен подряд. Отбой в 23:00. Выходных дней было всего три в месяц. Руководство предприятий требовало, чтобы каждый трудармеец принимал так называемую «новогоднюю клятву товарищу Сталину», в которой они брали обязательство увеличивать норму выработки за счёт выходных дней. Условия сурового климата, плохое питание, обмундирование, отсутствие полноценного отдыха, каторжный труд приводили к массовому физическому истощению трудармейцев и впоследствии - инвалидности, тяжёлым болезням, смерти. Смертность в некоторых лагерях достигала 21%. Высокой смертности способствовали не только тяжёлые условия жизни, но и отсутствие медикаментов и квалифицированной медицинской помощи. Больных кормили из общего котла. Но продукты и хлеб не выделяли. В помещениях для больных всегда было холодно, и больных укрывали матрасами, чтобы не замёрзли.

Лагерная форма организации принудительного труда позволяла держать мобилизованных под жестоким контролем, использовать на самых тяжёлых физических работах, тратить на их содержание минимум средств. Это было своеобразным актом мести за их родство с народом страны, ставшей главным противником СССР в этой войне.

Чтобы понять трагичность ситуации, нужно представить не безликий народ, а конкретного человека с его растерянностью, страхом, отчаянием, слезами…. Каждый из них испытывал чувство обиды и горечи за допущенную по отношению к немцам СССР несправедливость. Но у всех была одна цель: выжить.
Многие руководители, вольнонаёмные рабочие, большинство местного населения доброжелательно относились к немцам, нередко помогали им, делясь хлебом, продуктами, одеждой.

Вся вина российских немцев состояла лишь в том, что они имели несчастье быть связанными своими историческими корнями с государством, которое развязало войну с СССР.

Тебе хочется знать,
Как мы жили -
То коллективный забег
С барьерами из колючей проволоки,
На дистанцию без финиша,
Без желания обогнать,
Без возможности не бежать.

В этих строках поэта Вальдемара Вебера - образ, вмещающий целую эпоху в истории народа, в них искалеченные судьбы, загубленные жизни. (В.Вебер - двоюродный брат прадеда). Советские немцы, как и другие народности населявшие СССР, были потрясены вероломством Гитлера. Они хотели защищать родину с оружием в руках, однако руководство страны лишило их этой возможности. Попытка навязать немцам идею, что они должны честным трудом «искупить вину перед Родиной» вызвала справедливое возмущение. Никто из них вины перед собой не чувствовал. Многие, мобилизованные в трудармию, совершали побег из рабочих колонн на фронт, каким-то образом меняя свои фамилии на русские.

И, находясь в действующей армии, проявляли мужество и героизм в борьбе с врагом. В рядах советской армии они сражались с беззаветной храбростью.

Патриотизм многих немцев проявлялся не только в добросовестном труде, но и в активном участии в сборе средств, для нужд Красной Армии. На одном из заводов немцами было собрано свыше 2.000.000 руб. на вооружение страны.

Не все люди в Сибири знали об этом, не понимали, что это не те фашисты, что напали на страну. Для людей было достаточно того, что они немцы. Достаточно было их речи, не нашей, не русской, не родной.
Семье Вебер повезло. Из города Бальцер они попали в село Бражное Канского района. Депортация была очень тяжелой. От Бальцера - 70 км пешком с детьми и вещами добирались до станции Увек. Отправка производилась с 12 по 21 сентября 1941 года. За это время ушел 21 товарный состав с общей численностью 40 тысяч человек. Жалко было покидать Бальцер, красивый, богатый, дорогой сердцу уголок родины. Терять было что: в городе проживало свыше 15 тысяч жителей, была своя обувная фабрика, мельницы (как мне удалось узнать, одной из них владел мой родственник Вебер), три кирпичных, ремонтно - механический и чугунно - литейный заводы, две ткацкие фабрики, одна прядильная, одна - трикотажная, 4 начальных школы, средняя школа, МТС, ФЗУ, текстильный техникум, фельдшерско - акушерская школа, Дом культуры, клубы, кинотеатр, библиотека. По воспоминаниям прадедушки, город был чистый, опрятный. Аккуратные кирпичные дома с палисадниками в немецком стиле были полны цветов.

С 1942 года все прежние немецкие названия населенных пунктов были переименованы. Бальцер стал Красноармейском.

Слава Богу, не в Казахстан и не на крайний Север попала семья Вебер. Пусть ходили отмечаться в комендатуру, пусть иногда за спиной слышали обидное «фашист», - все равно были счастливы, что все живы. А в Сибири жить можно: ягоды, грибы, рыба, зверь в лесу. Только не ленись. Работала семья Вебер в Браженском колхозе на совесть. Работали, чтобы заслужить уважение, чтобы выжить, чтобы стать «своими». Красивые, рослые, работящие, не пьющие немецкие парни не пользовались вниманием у местных девушек. Пойти за них замуж никто не хотел. Чужие они и есть чужие. Враги народа, репрессированные. Мало ли что, вдруг связь с ними обернется проблемами для всей семьи? А еще, рассуждали со злостью некоторые местные жители, «наши русские солдаты на фронте кровь проливают, погибают… А этих на фронт не берут, они живые и здоровые».

В 1945 году закончилась Великая Отечественная война. Моей прабабушке исполнилось 20 лет. Самое время замуж выходить, детей рожать, любить и быть любимой. Село Бражное отправило на фронт за годы войны 483 своих сыновей и дочерей, из которых 129 погибло, пропал без вести 41 человек. Всего не вернулось по разным причинам в село - 209 человек. Ровесники, парни. Большинство из них сложили головы за Родину, за село свое, отдали свои молодые жизни за Победу над врагом. Сколько вдов, сирот, вечных невест оставила нашей стране война. «Будь она проклята», - говорила моя прабабушка.

Постепенно возрождалась мирная жизнь, снова люди мечтали, что скоро будет лучше, сытнее, счастливее. Подросли за эти годы мальчишки. Освоили гармони, доставшиеся от убитых отцов, погибших в плену или умерших в госпитале братьев…

В 1953 году, когда прабабушке было уже 28 лет, в сельском клубе на танцах увидела она Роберта Вебер. Он первым подошел, под русскую гармонь на танец пригласил. Знал он, что Катя Склярова - хорошая, трудолюбивая, порядочная девушка. А прабабушка в этот миг подумала, что стали за эти годы Веберы, Гутманы, Лихтенвальды, Швабенланды - своими. Ведь вместе они работали в колхозе. А те, кто хорошо работал, все силы свои отдавал на общее дело быть чужими и плохими не могут. Так и вышла моя прабабушка замуж за Вебер Роберта Лукьяновича. Троих детей они родили: двух дочерей -Люсю и Таню, сына Сашу. Одна из их дочек - моя бабушка.

Прабабушка прожила трудную, но счастливую жизнь. Работала она и в колхозе, а когда выдали паспорта колхозникам - санитаркой в больнице.

Моя прабабушка награждена многими правительственными наградами - медалями «За доблестный и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны» (1995 год), «50 лет победы в Великой Отечественной войны» (1995 год), «60 лет победы в Великой Отечественной войны» (2005 год), «65 лет победы в Великой Отечественной войны» (2010 год), Благодарственным письмом Губернатора Красноярского края В.М. Зубова (1995 год).

В память о прабабушке я решил создать макет ее деревенского дома в селе Бражном, ведь не фронт пошли, в основном, деревенские жители, колхозники. Обстановка в доме была бедной, простой. Главным местом была печка – на ней спали дети, в ней варили и стряпали, сушили вещи. Макет пополнит экспозицию комнаты Боевой славы школы.

Наша семья преподнесла в дар школьному музею медаль прабабушки «60 лет победы в Великой Отечественной войны». Я думаю, что Екатерина Фоминична была бы не против этого.

Заключение

Цели, задачи и гипотеза моя полностью подтвердились. Моя работа без претензий на строгую научность и новизну. Но для меня это очень важно как первое соприкосновение с историей. Историей моей семьи и моей страны. Работа захватила меня. Я впервые осознанно увидел награды бабушки, узнал историю своего прадедушки, по фотографиям и документам из Интернета познакомился с его малой родиной. Много о Красноармейске (Бальцере) мне рассказала учитель физики нашей школы Геросьянова Галина Николаевна, она там родилась и выросла (я еще раз убедился, как тесен мир).

Какие сплетения судеб коснулись мою семью! Я понял, что война - это не только победы на фронте, героизм, а простая, обычная, повседневная жизнь, тяжелая работа. Огромный труд, долг, ответственность. История сравняла и свободных людей и, так называемых, врагов народа. Те и другие пережили голод, страдания, лишения…Я горжусь историей моей семьи, своей прабабушкой. Она настоящая. Никогда не жаловалась и не плакалась. Еще больше я стал гордиться, когда узнал вот о чем: в 90-е годы XX века русских немцев стали приглашать жить на историческую родину, в Германию. Понятно, что вместе с их семьями. Но прабабушка и прадедушка отказались ехать, хотя их родственники долго уговаривали. «Нет. Здесь родились, жизнь прожили, здесь и умирать будем», - сказали они. На своей Родине, за которую столько пота, слез и крови пролили. Прабабушка хотела, чтобы внуки и правнуки жили честно, по - человечески. Екатерина Фоминична, дорогая моя прабабушка, я тебе со своей стороны это обещаю.

Список литературы

1. Дизендорф В. Немцы России. Населенные пункты и места поселения. М., 2006.
2. Ефремова М.Н. Трудовой подвиг колхозников сельхозартели «Заветы Ильича» в годы Великой Отечественной войны, Ученые записки КГПИ, т. 9, выпуск 1,1957, с.51.
3. Крамной В.А. Хмельное название - завидная судьба, Зеленогорск, 2001 год, стр. 37.
4. Журнал «Содружество». М., Изд-во МСНК № 2, 2007, с. 2-3, 16-17.
5. Информационно-методический бюллетень немцев Сибири. Омск. Изд-во «Ассоциация немцев Сибири» №13, 2007, с. 53-62.
6. Интернет. Научное исследование. C; Documents and Settings ; USER;htm
Немцы в России.
7. «Канские ведомости», статья «Канские немцы», № 20, 2006.
8. «Канские ведомости», списки участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, проживающих и проживавших в Канском районе, № №190-191, 2002.
9. Похозяйственные книги сельского совета с. Бражное, архив Браженской сельской администрации.


Мой прадедушка Вебер Роберт Лукьянович


Моя прабабушка в первом ряду,вторая слева


Моя прабабушка после войны


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»