Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Народное образование Абанского района в 30 - е - начале 40-х годов XX века


XVII Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ «Человек в истории. Россия – XX век» 2015 – 2016 год

Номинация: «Исследование», «Человек и «малая родина»

Автор: Синькевич Анна
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Абанская средняя общеобразовательная школа №3, 10класс.


Руководитель: Бельская Валентина Захаровна –
педагог дополнительного образования.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Абанская средняя общеобразовательная школа №3.

г.Москва, 2016 год.

Оглавление

I. Введение. Состояние народного образования в Абанском районе к концу 20-ых- началу 30-ых годов XX века и задачи «культурной революции»
II. Основное содержание. . Народное образование Абанского района в 30-е-начале 40-х годов ХХ века
1.Обстановка в сельском хозяйстве и общественная роль Абанского учительства в проведении коллективизации и «культурной революции» в деревне.
2. Требования к учителям, отношение их к работе и общественной жизни
3. Воспитание сознательной дисциплины у учащихся.
4. Передовые учителя и учительские династии 
5. Репрессии по отношению к учителям и их последствия
6. Мобилизация учителей на фронт в первые месяцы Великой Отечественной войны и замена учителей-мужчин женщинами.
III Заключение. Значение народного образования в развитии Абанского района в предвоенные годы. ( Александра Нестеровна Аникина о своём поколении).
IV. Список использованных источников 
V Приложения

I. Введение. Состояние народного образования Абанского района к концу 20-ых годов XX века. и задачи «культурной революции».

Клуб «Земляки» Абанской СОШ №3, начиная с 2010 года, собирает информацию об истории народного образования в Абанском районе, тем самым пополняется фонд нашего музея. В 2013- 2014 ученица школы Рукосуева Дарья написала две исследовательские работы о народном образовании в годы Гражданской войны и первое десятилетие Советской власти. Я ознакомилась с этими работами и узнала о том, что до революции 1917 года в Абанской волости работало 17 школ, где обучались грамоте в основном дети зажиточных крестьян. К окончанию Гражданской войны (1920-ый год) из-за разрухи и нехватки учителей школ осталось только 14. В первое десятилетие Советской власти стояла задача – дать детям начальное образование. К 30-ым годам в Абанском районе было открыто 38 школ, началась ликвидация неграмотности. Учителями в школах работали молодые посланцы комсомола, приехавшие по приглашению Канского уездного отдела народного образования с разных мест России и Красноярского края. В основном они имели образование 7 классов обычной школы, а некоторые, кроме этого, изучили дополнительные, «педагогические» предметы. В деревнях района были открыты ликбезы. Дети учили грамотности своих родителей, дедушек и бабушек. В книге «Абанскому району – 80 лет» об этом сказано так: «К этой работе привлекались не только учителя, которых было катастрофически мало, но и комсомольские активисты, и учащиеся старших классов».

В 30-е годы стояла главная задача «культурной революции» в народном образовании - добиться, чтобы все учителя получили специальное педагогическое образование и ликвидировать полностью неграмотность населения. Для этого необходимо было открывать ещё школы и привлекать к работе как можно больше местных специалистов. Из документа Канского городского архива « Протоколы заседаний и планы работы секции по народному образованию городского совета 22 ноября 1928 - 28 февраля 1930 года я узнала о том, что на повестке дня в это время были определены такие задачи:

1.«… поднятие качества работы школ за счет увеличения учебного года, рационализации педагогического и технического персонала, насыщение программ вопросами классовости, антирелигиозности, интернационального воспитания и усвоение формальных навыков поднятия дисциплины через ученическое самоуправление за счет расширения организованного детского движения.

2. К началу учебного года просмотреть штаты педагогов, укомплектовать школы вполне квалифицированными силами.

3. …Всемерно сближать школу с широкой общественностью

4. …Поставить задачей 100% удержания самой беднейшей части ученичества через усиление фондов помощи…»  (Канский городской государственный архив. ф. 14, оп.-1, д.24.)

Выполнение этих задач поднимало народное образование в 30-е годы на новую ступень и способствовало ликвидации неграмотности населения в г. Канске. Такие же задачи стояли и перед народным образованием Абанского района.

Цель моей работы - исследовать процессы, которые происходили в народном образовании Абанского района в 30-е, начале 40-ых годов ХХ века и проследить судьбы учителей и учительских династий в этот период.

Задачи:
1) проанализировать обстановку в сельском хозяйстве Абанского района в 30-е годы и определить роль учителей в проведении коллективизации,
2) исследовать, как выполнялась в школах задача по повышению квалификации учителей и воспитанию у учащихся сознательной дисциплины,
3) выяснить причины и последствия проведения репрессивных мер по отношению к учителям,
4)составить списки учителей, которые были мобилизованы на фронт,
5) определить значение передовых учителей и учительских династий в предвоенные годы.

Методы исследования:
системно - аналитический,
описательный.

II. Основное содержание. Народное образование Абанского района в 30-е-начале 40-х годов ХХ века

1. Обстановка в сельском хозяйстве и общественная роль Абанского учительства в проведении коллективизации и «культурной революции» в деревне.

Начиная свое исследование, я решила узнать, какая обстановка сложилась в деревнях Красноярского края и Абанского района в 30-ые годы, где, как и во всей стране, в это время проходила коллективизация сельского хозяйства. Я ознакомилась с книгой Бугаева Д.А., Жалимова Л.С. «На службе милицейской», с книгой «Абанскому району- 80 лет» и со статьей А. Цветковой «Становление Советской власти», со статьями из газет « За большевистские темпы» и « Красное знамя» с 1934-1940 год. Из этих источников мне стало понятно, какая сложная обстановка была в деревнях в это время и почему очень важно было провести в жизнь «культурную революцию». Мелкие крестьянские хозяйства объединялись в коллективные хозяйства, потому что деревни снабжались тракторами. В Абане с 1930 года стала работать машинно-тракторная станция. Но в колхозы в основном пришли работать бедняки и середняки, а зажиточные крестьяне, у которых были большие запасы хлеба, хорошая земля, лошади и т.д., не хотели объединяться в колхозы. Они назывались «кулаками». Приходилось власти к ним применять методы принуждения, чтобы они сдали свой хлеб голодающим. Кулаки агитировали крестьян не вступать в колхозы и ничего не отдавать. Враги перешли к активным действиям, чтобы помешать работе колхозов. В книге «На службе милицейской» бывшего начальника милиции Красноярского края Жалимова Л.С. об этом сказано так: «… Обстановка становилась с каждым днем все сложнее. Кулачество уже не ограничивалась только агитацией. Враги перешли к активным действиям. По лугам загорались зароды сена, принадлежавшие колхозам. В колхозе «Нанжуль» в ремонтной мастерской свили гнездо вредители и начали портить трактора. В селе Чернокомка Новосёловского района кулаки убили уполномоченного окружкома партии. Незаметно подошел 30-ый год…» (Книга «На службе милицейской» ,Красноярск: Красн. Кн. Изд-во 1995 – 224 с.) В газете «За большевистские темпы» Абанского района я прочитала статью Картомышева «Срывщиков сева - к ответственности», в которой говорилось о том, что в деревне Павловка Туровского сельского совета был создан колхоз «Седьмой съезд советов». В деревне «классовые враги» Толкачев Роман, его жена и Чижов Лука, бывшие осужденные за активное участие в банде, ведут «кулацкую работу» среди единоличников. На собрании они сказали: «Весной мы будем вешать колхозников»…. «Вся эта компания растратила семена и не думает выполнять план сева.… Эти наглецы доходят до того, что распространяют самые нелепые слухи. Так в марте они сагитировали колхозницу Пудалеву Антонину, которая, придя к председателю колхоза, со слезами заявила: « Верно ли, что ты едешь в Абан за печатью, чтобы клеймить колхозниц?» («За большевистские темпы» .-1935 год.- 10 мая.)

В Абане, по воспоминаниям Пинегина Романа Артемьевича, кулаки убили председателя сельского совета Иванова, а также были организованы кулацкие банды в деревнях: Вознесенка, Покровка, Соловьёвка, Канарай.

Учителя в это время не оставались в стороне от общественной жизни в деревне. Анна Илларионовна Налобина в 1927 году после окончания школы имени Карла Маркса в г. Иркутске получила специальность «учитель- групповод» и по комсомольской путевке приехала работать в деревню Лазарево Абанского района. (Приложение 1) В своей анкете Анна Илларионовна написала: «Завоевания Октября стараюсь проводить в жизнь». В Лазарево она создала из местной молодежи комсомольскую организацию. А ее подруга Момонова Ульяна Денисовна, учительница Покровской № 2 начальной школы Лазаревского сельсовета создала такую же организацию из молодежи в деревне Покровка – 2. Дочь Анны Илларионовны, Ефремова Александра Николаевна, из города Абакана 18 февраля 2013 года прислала письмо о своей матери в наш музей. Она написала об этом времени так: «Очень многое из рассказов мамы о том трудном времени осталось у меня в памяти. Это, прежде всего, агитация крестьян в колхозы. Эта задача была возложена на комсомольцев села. Вечерами, после 2- ух смен работы с детьми, они, молодые учителя, проводили собрания, только за партами в классах были уже родители детей. Самим многое было непонятно: как это, все станет общим - и земля, и хозяйство. Но приходилось агитировать, так как сами горячо верили в лучшую будущую жизнь и приближали ее как могли.» Одна из учениц Анны Илларионовны, комсомолка Аня Карпина, стала в 1932 году первой трактористкой деревни Лазарево. (Приложение 1)На тракторе и комбайне Анна Николаевна отработала 30 лет, в том числе и в годы войны. Момонова Ульяна Денисовна ( 1906 г.р.) тоже приехала работать в деревню Залипье «народной учительницей» из европейской части по призыву комсомола (Документы Канского уездного отдела народного образования» Ф. Р- 278/65, оп.- 1, Дело-1, лист- 270). В 1928 году она подружилась с Анной Илларионовной Налобиной и перевелась работать в деревню Покровка №2. В письме Ефремовой Александры Николаевны говорится так: « Здесь у нее был замечательный друг, Николай, не знаю - учитель или просто активист – комсомолец. И вот однажды он был убит кулаками на лесной дороге за его активную работу по созданию колхоза. Уля, конечно, очень переживала и вскоре уехала» А в статье Анны Терентьевны Цветковой «Становление Советской власти» описываются события, происходившие тогда в деревне Покровка № 2 (из воспоминаний Шамсутдинова А. Ф): « Чудом осталась жива учительница - комсомолка Момонова У. Д. Её предупредили: сегодня ночью к тебе придут убийцы. Тебя они приговорили к смерти за активную деятельность в пользу Советской власти. Жила она в школе. Еще с вечера забаррикадировала входную дверь в школу, в коридор и к себе в комнату, сама перешла в класс. Она слышала, как после полуночи к дому подошли бандиты и, направившись к окну ее комнаты, начали в него стучать. Потом попытались выставить раму. Кто-то предложил заглянуть в окно и посмотреть, что там делает «училка». Высветили комнату, увидели, что она пуста. «Да ее тут нет,… Она, наверное, дежурит в Совете. Айда туда! Там с ней и покончим». Затихли голоса, стали от школы удаляться шаги. Этой ночью и убили в сельсовете председателя. Заправлял этим делом бандит по имени Мосей. Вся деревня его боялась…» (Цветкова А. «Становление Советской власти.» – Красное знамя – 1994г. – 18 ноября). Анна Илларионовна после этого уехала в Устьянск и работала учителем в школе колхозной молодежи (ШКМ), а Ульяна Денисовна уехала в Абан и работала учителем начальных классов, а в начале 40-х годов возглавляла райком профсоюза учителей. Теперь мне понятно, почему на фотографии от 10 июня 1932 года мы видим Анну Илларионовну в полувоенной форме с портупеей, на которую был прикреплен револьвер на случай самообороны. (Приложение 1) Ещё на одной фотографии нашего музея мы видим пионерско-комсомольскую агитбригаду, состоящую из учителей и учеников, которая на полевом стане агитировала колхозников сдавать хлеб государству для голодающих. Один парень держит в руке ружьё и приставлен, по-видимому, для охраны агитбригады. (Приложение 2) В книге «Абанскому району – 80 лет» сказано о том, что в эти годы учителя вели агитацию против церкви, потому что священникам было выгодно, чтобы народ был тёмным, забитым, неграмотным и послушным. Часто родители не понимали своих детей, которые вступали в пионеры. Евдокия Александровна Макеева (Гостинцева) (1924г. – 2011г.) об этом рассказала так: «Я вступила в пионеры в 1935 году, когда мне было 11 лет. Помню, что произносили клятву, отдавали салют. Наша пионерская дружина помогала колхозу имени Ленина в хозяйстве, убирать урожай. За мной, например, была закреплена лошадь. Мне было тяжело учиться, так как родители были, можно сказать, неграмотные. Мама была против моего вступления в пионеры, пионерский галстук называла «тряпкой». Мой брат, Георгий Лаврусевич, был комсомольцем, мне он купил костюм: юбку синюю и кофту тоже синюю. Эту форму я одевала в праздники. В 1934 году летом в нашей школе был организован пионерский лагерь. (Приложение 2) Мы там питались, утром делали зарядку, ходили купаться, на площади соревновались, наши вожатые читали книги, пели песни, танцы устраивали. Слепой учитель Тутов играл на баяне, я даже солировала на сцене. Мне дали отрез на платье за песню. Я принесла отрез домой, мама даже не поверила, думала, что я украла. Мой брат Гоша за меня заступился. Объяснил матери, в чем дело. В 1939 году я вступила в комсомол в этой же школе…. Комсоргом у нас в школе была Лебедева Татьяна. Молодежь хотела быть комсомольцами, но родители не пускали. Мать не пускала меня даже в клуб. Называла комсомольцев «антихристами». На фронте, в годы войны, я была секретарем комсомольской организации».

В такой сложной обстановке, с большими трудностями, решались задачи «культурной революции». Для руководства работой по ликвидации неграмотности Красноярским краевым отделом народного образования в Абанский район был командирован Семенюк Иван Фёдорович ( приказ №16 от 28 февраля 1936 года) и назначен инспектором Абанского РОНО. Деревенские девчонки и мальчишки проводили работу «ликвидаторов неграмотности». В «Трудовой книжке» 16-летней Рудинской Дуси (впоследствии Ретинской Евдокии Ивановны) 1 октября 1935 года была сделана первая запись: «Назначена ликвидатором при Абанском учебном пункте» (Приказ РОНО №112 от 08.09. 35г.). (Приложение 2) Учителя и дети «готовили тематические программы и выступали с ними в сельских клубах, на полевых станах. С большой увлеченностью участвовали в подготовке дней «антирелигиозника» и «судов над Богом»: развешивали наглядную агитацию, играли сценки, читали стихи» (Абанскому району 80 лет - Документальная книга- альбом.- 2004 г.- с.- 37). На фотографии от 5 декабря 1936 года, сделанной в деревне Федино Плахинского сельского совета, можно увидеть учительницу, ликвидатора безграмотности. Также на снимке мы видим женщин в возрасте от 20 – ти лет и старше. Это ученики ШКМ (школа колхозной молодежи). Фотография подтверждает стремление народа к знаниям. Так выполнялись задачи «культурной революции», в которой учителя играли важную роль просветителей народа. Подтверждением этого является статья «Оправдаем высокое звание учителя» из газеты «За большевистские темпы» от 21 апреля 1936 года, которую написали учителя Туровской школы К. Гаврилов и Е. Турова. В статье говорилось следующее: « … В ответ на «Постановление» партии и правительства о повышении зарплаты учителям мы обещаем поставить работу в школе так, чтобы не выпустить ни одного неграмотного ученика. Все силы отдадим на то, чтобы дать стране грамотных, культурных, сознательных строителей социализма…» (Гаврилов К. и Турова Е..-. «Оправдаем высокое звание учителя» .-«За большевистские темпы».- 1936 г 21 апреля.) Но для этого сами учителя должны были повышать своё профессиональное образование и свою культуру, быть во всём хорошим примером в деревне.

2. Требования к учителям, отношение их к работе и общественной жизни.

Заведующими Абанским районным отделом народного образования в 30 - с - 40-е годы работали: Григорий Павлович Лукашов (1934 - 1938), Вера Владиславовна Харкевич (1938 – 1942), Григорий Иванович Шумков ( 1942 – 1943г.г.), Иван Сергеевич Окладников ( 1944 – 1947 г.г.).

Самым главным требованием, которое предъявлялось учителям, - это повышать свой профессиональный уровень. По приказу №79 от 15 октября 1936 г по Абанскому Районному отделу народного образования предлагалось заочно получить специальное образование 126 учителям района, в том числе, 20 - ти учителям - высшее образование (учительский институт) . (Приложение 3) В числе двадцати человек в списке были названы: Колпаков Никанор Макарович, Шумков Григорий Иванович, Залевский Антон Илларионович, Нефедьев Александр Васильевич, Аланд Иван Карлович ( эстонец из д.Ряпино), Беломестных Анна Дмитриевна, Харкевич Вера Владиславовна, Лукашов Александр Григорьевич, Веселкова Фаина Михайловна, Погорельский Михаил Иннокентьевич, Назаров Иван Макарович и другие.

По «Книгам приказов по личному составу » Абанского РОНО можно понять, что учителя не всегда сами понимали ещё, что теперь в школах нельзя учеников бить, ставить в угол на горох, оскорблять, как это было в царское время. К тем учителям, которые это делали, применялись строгие меры. Им объявляли выговора, лишали отпускных, увольняли с работы и даже привлекали к уголовной ответственности. Например: в приказе № 4 от 1 марта 1933 года было сказано следующее: «В целях искоренения возмутительных фактов применения в школах палочной дисциплины и издевательства над учащимися (СОЛОВЬЁВ ская, Вознесенская, Покровская №3, Борковская школы): а) зав. Соловьёвской школы Юманова Степана за применение физического наказания учащихся и за халатное отношение к работе.… с 1 марта уволить без выдачи отпускных и привлечь к уголовной ответственности… в) зав. Вознесенской школы Мациевичу Митрофану за применение в школе физического наказания объявить строгий выговор с предупреждением об увольнении без выдачи отпускных» . Учительнице Борковской школы Градобаевой А.А. был объявлен строгий выговор «за допущенный отсев учащихся из школы», а заведующий Быстровской школой Данилов В.Д. был уволен с работы « за неимением общего и педагогического образования, за неповышение своей квалификации, за полнейший развал учебно- воспитательной работы» («Книга приказов Абанского РОНО» приказ № 4 от 1 марта 1933). Учителей заставляли повышать свою квалификацию, избавлялись от тех, кто не умел и не хотел работать, и даже лишали звания «народного учителя» с лишением зарплаты, пайка и квартиры. (Приложение 3) Например, по приказу № 15 от 17 апреля 1933 года была снята с работы, лишена звания «народного учителя», зарплаты, пайка, квартиры с публикацией об этом в районной газете «дочь спекулянта» учительница Покровской №3 начальной школы Розенфорб С. «за безграмотность и нежелание повышать свою квалификацию». Объявлялись выговора за неявку на районные конференции, на совещания, «за скверную постановку учебно - воспитательной работы». Особенно наказывали тех учителей, которые появлялись в клубе, на улице и даже в школе, в пьяном виде, устраивали дебоши. Например, приказом № 87 от 11 июня 1935 года, заведующая Николаевской школой т. Обросимова была уволена без права поступления на учительскую работу «за систематическое пьянство, разложение дисциплины в школе, плохую успеваемость и безграмотность». Были случаи, когда учителя угощали учеников папиросами, вместе с ними курили и распивали спиртные напитки. В этих неблаговидных делах были замечены учитель начальных классов Абанской школы №2 Лузин Александр Яковлевич и учитель Огурцовской начальной школы Квяткевич. Обоим были объявлены выговора с занесением в «Личное дело» «за разложение школьного режима среди учащихся». Учитель был в деревне очень уважаемым человеком, примером для молодёжи, а такое поведение подрывало авторитет всего Учительства. И, наоборот, тех учителей, у которых была хорошая успеваемость, в школе чистота и порядок, дети получали горячие завтраки, поощряли премиями, подарками, поездками на экскурсии в высшие учебные заведения. Так, по приказу № 20 от 20 июня 1934 года « за хорошую успеваемость учащихся, за хорошо поставленную общественную работу в школе были премированы следующие учителя: 1)Юманов Григорий Прохорович, учитель Покровской школы ( успеваемость 97 %... поощрён промтоварами на 40 рублей; 2) Ларкович Е. А.- учитель Почетской школы при леспромхозе (успеваемость на 91, 3%), в школе образцовая чистота и порядок» - промтоварами на 40 рублей. За высокую успеваемость также были награждены промтоварами: Зотов Степан Степанович ( с.Апано- Ключи), Тимофеева Юлия Марковна ( Абанская массовая школа), Окладников Илья Ермолаевич ( Ношенская школа), Казаков П. Е. ( Борковская школа) - « за хорошую успеваемость и организацию горячих завтраков». Учительница Никольской школы Федотова Вера Ильинична была премирована командировкой в Красноярский пединститут, а школьный инспектор районо Пудовкин Василий Арсентьевич « за хорошую работу по инструктажу школ был премирован командировкой в Иркутский пединститут. За хорошие и отличные показатели успеваемости были награждены промтоварами на 10 рублей даже ученики неполных средних школ Черепанов (Абанская школа), Нефедьев ( Ношенская школа), Иванов ( Устьянская школа)- на 8 рублей.

В эти годы многие учителя получали профессиональное образование в педагогических училищах и учительских институтах и за хорошую успеваемость их поощряли дополнительными отпусками, объявлением «Благодарностей». Например, в приказе № 159 от 6 августа 1937 года было сказано: «Предоставить дополнительный отпуск на 10 дней за хорошую успеваемость и аккуратное выполнение контрольных работ следующим учителям - заочникам: за педагогический и учительский институты: Колпакову Н. М., Шумкову Г. И. Харкевич В.В., Веселковой Ф. М., Погорельскому М. И. Назарову И. М. За педучилище: Жигулевой М. И., Стуковой З. И., Жукову А. Д., Залевскому А. И., Нефедьеву А. А., Лукашеву А. Г., Аланду И. К., Мезенину В. Я., Прохорову А. Н., Окладникову И. Е., Рукосуеву А. Д., Цитович И. Г, Беломестных А. Д.» (Книга приказов»Приказ № 159 от 6 августа 1937 г.). Учительница Васса Федотовна Киселёва работала в 1936 году секретарём комсомольской ячейки в селе Устьянск и постоянно занималась самообразованием. О ней в газете «За большевистские темпы» написала секретарь партийной ячейки Е.И.Солдак так: «Примером того, как надо серьёзно работать над собой, чтобы повысить свою политическую грамотность, служит кандидат партии тов. Киселева Васса. (Приложение 4).Работая на производстве, она всегда успевает прочитать нужный материал и на занятиях отвечает на «хорошо» (Солдак Е. И. «О рабте кандидатской школы».- «За большевистские темпы».- 1936 г.-18 марта). Учителей, а особенно руководителей коллективов, наказывали за бестактность, грубость, невнимательное отношение к коллегам или подчинённым. Так, заведующему Абанской школы крестьянской молодёжи (ШКМ) т. Котельникову «за грубое и невнимательное отношение к учительнице образцовой школы т.Лазукиной ( Капитолине Ксенофонтовне) был объявлен выговор с предложением « обеспечить т.Лазукину более лучшей квартирой». В 1936 году вышло Постановление правительства о повышении заработной платы учителям. В ответ на эту меру учителя пообещали « поставить работу в школе образцово так, чтобы не выпустить ни одного неграмотного ученика» и все силы отдать на то «чтобы дать стране грамотных, культурных, сознательных строителей социализма» (Гаврилов К., Турова Е. И.- «Оправдаем высокое звание учителя».-«За большевистские темпы».- 1936 г.- 21 апреля). В 1938- 1939 году была проведена первая аттестация учителей. Такие меры по отношению к учительству дали положительные результаты: более 30 % учителей района получили педагогическое образование. К концу 30-ых годов, согласно приказу № 11 от 3 февраля 1937 года, на территории Абанского района работало 86 начальных школ, Абанская школа - с 1935 года – неполная средняя школа, с 1936 года – средняя (10 классов), Устьянская неполная средняя школа и Ношенская неполная средняя школа, которые давали 7-летнее образование. Всего в районе работало 89 школ, то есть на 50 больше, чем было к концу 20-х годов Начальные школы были открыты во всех, даже самых маленьких деревнях. (Приложение 3) Кроме того, взрослое население обучалось в ликбезах. Всего в районе трудилось 234 учителя. И это уже были не приезжие, а свои, доморощенные учителя. О том, что в школах было много учащихся, говорят фотографии. Если в 1928 году в Фединской начальной школе обучалось 18 детей (по отчету), то в 1935 – 1936 годах в деревне работал ликбез для взрослых, где занималось 19 девушек и женщин, а в школе обучалось 28 учащихся от 7 до 14 лет. К концу 30-х годов в Абанском районе задача ликвидации безграмотности была решена.

3. Воспитание сознательного отношения к учёбе и дисциплины у учащихся.

Воспитательные меры по отношению к учителям, получение специального образования, самообразование и самовоспитание делало Учителя человеком, которому вручались судьбы его учеников, а значит, и будущего страны. И самое главное, чего должно было достичь народное образование в 30-е годы, – это воспитание у учащихся сознательного отношения к учебе. Воспитание сознательной дисциплины проходило через «ученическое самоуправление за счет расширения организованного детского движения». И у многих учеников того времени было большое стремление к знаниям. Об этом говорят «Книги приказов», газетные статьи. В школах дети не только хорошо учились, но даже были отличниками учебы. В статье «Примерные ученицы» Б. Алтайского говорилось об этом так: « В Сенновской начальной школе ученицы Зайцева Таня, Пислякова Маня и Бояровская Маня имеют только отличные показатели. Они - пример для всей школы. Их учёба и поведение в школе, и дома - прекрасный подарок съезду комсомола» (Алтайский Б. «Примерные ученицы».- «За Большевистские темпы»1936 год, 10 апреля). Хороших учеников поощряли не только за хорошую учебу, но и за проявление своих творческих талантов. Учащиеся школ вознаграждались материально. Так, например, в приказе № 22 от 8 марта 1937 года: было сказано следующее: «Ученик 7 класса Ношенской школы на районной встрече любителей шахматной игры состоявшейся 6 - 7 марта 1937 года, занял первое место. Из 12 возможных выиграл 11 и одну вторую очков. Поощряя продуманность игры, настойчивость и умение, приказываю: выдать денежную премию в размере 50 рублей» (Книга приказов».-приказ № 22 1937г 8 марта). В 1936 году экспонаты воспитанников Устьянского Детского дома были отправлены на Всероссийскую выставку. Мальчики изготовили следующие экспонаты: макет Детдома, тумбочку, шкаф, диван, комод и стул, а девочки - швейные изделия: мужское белье, художественную вышивку, вязаные кружки, платья. Дети, изготовившие лучшие экспонаты, были премированы.

В Абанском районе в 1934 году был открыт первый пионерский лагерь у села Апано-Ключи. Подтверждением этому является приказ № 16 от 7 июня 1934 года, по которому «инструктор Районо тов. Богуцкий ( Василий Степанович) » был командирован для проверки политпросветработы в школах и вербовке пионеров в лагерь». В 1935 году «районным пионерорганизатором» был назначен комсомолец Костеневич Павел. По приказу № 93 от 8 июля 1935 года инструктор районо Шумков Григорий Иванович с 9 июля был отправлен в командировку в пионерский лагерь в Апано - Ключи «для постановки кукольного театра и моделирования сроком на 5 дней». Так дети в пионерских лагерях не просто отдыхали, но и приучались к творчеству. За хорошую работу начальнику лагеря Верещагину А.Т. в 1936 году была вручена премия в размере месячного оклада. ( Приложение 4)

В школах воспитывали сознательную дисциплину у учащихся, потому что они должны были строить в стране социализм, а также быть патриотами, чтобы защищать свою родину от врагов. Но по содержанию приказов можно понять, как тяжело давалась выполнение этой задачи. В приказе №9 от 28 января 1936 года было сказано об исключении из школы сроком на 3 года ученика 5 класса Ношенской НСШ Чередниченко Сидора « за дезорганизацию и разложение ученической среды, кражу школьного имущества, неподчинение учителям и администрации школы» (Книга приказов»приказ №9 1936 от 28 января ). 24 декабря 1936 года ученики 2 класса Ношенской неполной средней школы Фенкин Петр и Шведов Петр были исключены из школы на один год как «дезорганизующие весь класс на занятиях и не поддающиеся никакому воздействию педагогов».

По приказу № 84 от 10 ноября 1936 года параграф 1: «За нарушение школьного режима, за неподчинение приказу учителей по Абанской средней школе, выразившихся в курении, хулиганстве и пр. , был объявлен «строгий выговор с предупреждением об исключении из школы ученика 8 класса Кострыкина». Поведение ученика Кострыкина было взято на контроль даже заведующим отделом народного образования Лукашевым Григорием Павловичем. В приказе №4 от 17 января 1937 года отмечалось, что, несмотря на предупреждение, Кострыкин своего поведения не изменил: нарушает школьный режим, курит, пьёт вино, ведет себя вызывающе, указания учителей не выполняет. На основании этого, Кострыкин из школы был исключен « без права поступления его в школу в течение 2- ух лет и без выдачи ему документов».(Приложение4) Меня удивило взаимоотношение между учителями и учениками. Учителя угощали учеников папиросами и вместе с ними раскуривали их. Учителя пили спиртное вместе с учениками так, что даже ученики в клубе упали однажды на зрителей с галерки во время выступления артистов. После этого директору Абанской средней школы, Лощилову Александру Михайловичу, и завучу, Лукашёву Василию Григорьевичу, «за недостаточную дисциплину среди учащихся, за слабую воспитательную работу, выразившуюся в пьянках некоторых учеников 6, 7, 8 классов….» было поставлено «на вид», а также сделано строгое предупреждение о том, чтобы «в кратчайший срок была восстановлена трудовая дисциплина среди педперсонала и среди учащихся, иначе будут приняты «более строгие меры взыскания». (Приложение 4)

В 1938 году в школах было введено обязательное обучение призывников 1919 года рождения, что оказалось своевременной мерой, потому что им пришлось служить в первые месяцы Великой Отечественной войны и сдерживать врага. Чтобы освоить военную технику, нужно было, в первую очередь, в школе получить азы грамотности и дисциплины. Дать хорошие знания и воспитать не просто послушных, но сознательных граждан, могли только хорошие учителя. И таких учителей к концу 30-х-началу 40-х годов выросло уже немало.

4. Передовые учителя и учительские династии

Передовой учитель Абанского района Харкевич Вера Владиславовна родилась в деревне Пуща Могилёвского района Могилёвской губернии Белоруссии в 1911году. Благодаря уму, таланту, настойчивости, она заочно закончила в 1934 году Ульяновский педагогический техником и в 1938 году - Иркутский педагогический институт. В Абанский район она приехала по призыву комсомола и работала сначала учителем Устьянской начальной школы, а затем «как хороший педагог, была выдвинута директором Ношенской средней школы ». В «Характеристике » из «Личного дела» о её работе сказано так: «… С 1935 по 1938 год вывела школу в передовые, за хорошую работу в школе два раза была премирована. 23 января 1938 года выдвинута на работу заведующей отделом народного образования… Отношение к работе добросовестное. С работой справляется. Проявляет большую заботу о школах и детях.(Приложение 5) Административных взысканий не имеет, активно участвует в общественной работе…» (16 ноября 1940 г.). Заведующей Абанским РОНО Вера Владиславовна Харкевич работала в трудные годы репрессий и первые годы начала Великой Отечественной войны (с 1938 по 1943г.). Её рукой подписаны все приказы об уходе учителей на фронт (в РККА), она писала приказы о «привлечении к ответственности, отстранении от работы и передаче дел в суд на учителей «за прогулы, за выход на работу без планов, за очковтирательство…» и другие нарушения трудовой дисциплины. Но так требовало время и Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 года. В то же время, по воспоминаниям учителей того времени, Александры Ермолаевны Лазуковой (Дроздовой), Александры Нестеровны Аникиной, Вера Владиславовна оставалась душевным, добрым человеком, если нужно было кому-то помочь, особенно молодым учителям. По приказу №550 от 8 сентября 1943 года зав. Абанским РОНО В.В. Харкевич переводят работать Краевой отдел народного образования, а на её место назначают Григория Ивановича Шумкова, который стал основателем учительской династии Шумковых – Цветковых. Григорий Иванович родился в Пермской губернии и приехал в Абанский район в 1935 году после ареста жены как «врага народа», из-за преследований и обвинений в свой адрес. Имея педагогический стаж учителя начальной школы, Григорий Иванович продолжил свою работу в Ношинской средней школе. Он был учителем, который умел преподать любой урок интересно, создал библиотеку, говорил о необходимости создания районного музея, он первым в Абанском районе стал заниматься археологическими раскопками на местах стоянок племён асанов около реки Усолки. В 1939 и в 1941 г. Г.И.Шумков был награжден орденом В.И. Ленина «за успехи в педагогической деятельности, с присвоением звания Заслуженного учителя школ РСФСР». В начале войны Григорий Иванович был переведен в Абан на должность заведующего педкабинетом, а с 1942 по 1943 год возглавлял отдел народного образования.(Приложение 5) По воспоминаниям Анфисы Артемьевны Чирковой, которая помогала Григорию Ивановичу Шумкову в работе педкабинета, он весь был отдан работе, изготавливал для учителей методические наглядные пособия, сделал чернила из каменного угля. Умер в своём рабочем кабинете в 1953 году. Его ученицей и последовательницей была Цветкова Анна Терентьевна, ставшая впоследствии тоже Заслуженным учителем школ РСФСР. Дочь, Елена Григорьевна Шумкова, преподавали биологию в Абанской средней школе. Зять Шумкова Григория Ивановича, Цветков Николай Терентьевич , преподавал географию и физкультуру.

В 30-40 - е годы в Абанском районе работала знаменитая династия учителей Окладниковых. Иван Сергеевич первоначально работал учителем истории и директором средней школы с. Ношено. Его жена, Мария Яковлевна, здесь же преподавала русский язык. В начале Великой Отечественной войны в Ношено был открыт Детский дом для ленинградских детей, вывезенных из блокады. (Приложение 5) Ношенская школа заняла первое место во Всесоюзном соревновании по оказанию помощи фронту. В 1944 году Ивана Сергеевича Окладникова назначали заведующим Абанским Районо, где он проработал до 1947 года. Его двоюродный брат, Окладников Илья Ермолаевич (1887 г.р.). после окончания Красноярской учительской семинарии, с 1907 по 1914 год учительствовал в Ентаульской, Тайнинской и Александровской школах Канского района. С 1914 по 1917 год служил в царской армии фельдшером. С 1919 г. по 1920 год вместе с отцом и братьями был в Тайнинской красной дружине и участвовал «в ликвидации остатков белой банды». С 1922 по 1933 год Илья Ермолаевич работал членом Тайнинского ревкома ( революционного комитета), председателем сельсовета и участвовал в ликвидации кулацких банд. Только в 1933 году он смог вернуться к своей любимой, учительской работе. Трудился учителем начальных классов в Ношенской средней школе, в Тайнинской начальной школе и Ношенской школе колхозной молодёжи ( ШКМ), а с 1939 года до своей смерти в 1942г. работал учителем и заведующим Апано-Ключинской начальной школы. По решению Совета Народных Комиссаров РСФСР И.Е.Окладникову одновременно с Шумковым Г.И. , в 1939 году было присвоено звание Заслуженного учителя школ РСФСР с вручением ордена Ленина. Илья Ермолаевич являлся наставником молодых учителей, воспитывал «трудных» учащихся, и они становились его любимыми учениками. Династию учителей Окладниковых составили дети Ильи Ермолаевича: Валентина Ильинична, Всеволод Ильич, Борис Ильич. Валентина Ильинична работала в Туровской школе до 1938 года. По приказу №35 от 1 октября 1938 года ее перевили работать в Красноярск. Всеволод Ильич был методистом Енисейского РОНО, Борис Ильич работал учителем в Апано - Ключинской школе, а затем, до 1941 года - методистом Абанского РОНО. . Ушёл на фронт в 1941 году, был тяжело ранен и демобилизован в 1942 году. После смерти отца продолжил его учительскую деятельность в Апано-Ключинской начальной школе.

В 30-е годы Ношенская средняя ( а затем неполная средняя) школа стала настоящей кузницей педагогических кадров. Здесь же начинал свою педагогическую дорогу и Владимир Тимофеевич Сухотин. В селе Ношено он родился в 1912 году. Простой мальчишка из семьи «крестьянина-середняка», он сумел получить в 20-30 годы высшее образование в Томском пединституте и работал не только учителем, но и завучем педучилища в Новосибирской области, а в 1940-1941 году преподавателем педагогики в Сталинском учительском институте.
Зинаида Алексеевна Стукова - коренная жительница Абана. Будучи ученицей первой Абанской начальной школы, она присутствовала в 1929 году на встрече полководца Гражданской войны Семёна Михайловича Будённого с жителями села Абан. Тогда у нее зародилась мечта стать учителем. Закончив заочно Канский педтехникум, в 1941 году З.А.Стукова работала учителем начальных классов в Туровской школе. В газете «Красное знамя» за 25 мая 1941 года была напечатана заметка «Первые дни испытаний в школе». В ней говорилось о том, что ученики З.А.Стуковой «в испытаниях по русскому языку показали лучший результат в районе, из 20 учащихся не было ни одной плохой отметки». По приказу №5 от 13 января 1941 года Зинаида Алексеевна вошла в группу учителей - лекторов, чтобы разъяснять жителям деревни обстановку в стране и мире, рассказывать о фашизме. Когда началась война, Стукову З.А. переводят работать в Абан и по приказу №164 от 29 апреля 1942 года назначают ответственной за устройство детей-сирот. Она следила за тем, чтобы дети были присмотрены, не было беспризорных, чтобы они учились и не голодали.

Два родных брата Героя Советского Союза, Богуцого Виктора Степановича, также в 30-е годы выбрали учительское поприще. Василий Степанович работал методистом в РОНО, Иван Степанович учительствовал в Низкогородецкой и родной Высокогородецкой начальных школах и школе для взрослых. Василий Степанович Богуцкий был участником Великой Отечественной войны, на военном корабле воевал в составе Северного флота. После войны Василий Степанович стал профессором, работал заведующим 1-ым отделением Института феноталогии. в г. Москве. Иван Степанович преподавал и заведовал кафедрой философии Высшей партийной школы в городе Казани. (Приложение5)

Два брата Шашило ( двоюродные братья Богуцких по материнской линии) - тоже выходцы из деревни Высокогородецк. Константин Гавриилович (1922 г. рождения) до войны работал учителем начальных классов в деревнях: Высокогородецк, Слобцы Туровского сельсовета, Долгий Мост. Давид Филиппович работал инспектором Абанского районо. Оба участники Великой Отечественной войны. После окончания войны Шашило Давыд Филиппович, доцент Академии педагогических наук, работал преподавателем Высшей школы МВД СССР в городе .Москве , Константин Гаврилович проживал в деревне Кондратово Дзержинского района Красноярского края, работал в школе учителем начальных классов. (Приложениеи 5)

Четверо Лукашёвых: Григорий Павлович - основатель династии, был заведующим Абанским РОНО с 1934 по 1938 год. Его дети: Василий Григорьевич - преподаватель истории, географии. Александр Григорьевич - учитель начальных классов, потом работал библиотекарем в Абанской районной библиотеке. В годы Великой Отечественной войны три брата Лукашёвых: Василий, Владимир и Александр ушли на фронт. Все пришли живыми. Александр Григорьевич за храбрость и отвагу был награжден орденами и медалями. Василий Григорьевич и Александр Григорьевич после войны работали учителями. Владимир стал геологом. Анатолий Григорьевич стал основателем Абанского учебно - производственного комбината. Дочь и внучка Александра Григорьевича стали преподавателями английского языка. Внучка преподает в Аэрокосмической академии города Красноярска.

Собенин Кирилл Леонтьевич родился в Пермской губернии в 1886 году, в бедной крестьянской семье. (Приложение 6) С ранних лет батрачил у богатого крестьянина, потом работал лесорубом, на сплавах по северным рекам, служил в Белой и Красной Армии. Работал учителем начальной и Абанской средней школ с 1929 по 1941год. Его учеником был Виктор Богуцкий, Герой Советского Союза. После возращения с фронта он учителем не работал, а находился на партийной работе в Абанском Райкоме ВКП (б). Но дело отца-учителя продолжили сын, Иосиф Кириллович Собенин, и дочь, Мирра Кирилловна Собенина. Педагогический стаж учителя физики, Иосифа Кирилловича Собенина, 47 лет. Жена, Нина Андреевна Собенина, учитель математики, отработала в школе 38 лет. Мирра Кирилловна работала в Абанской средней школе №1 учителем музыки.

Династия Колпаковых. Колпаков Никанор Макарович родился 7 января 1904 года в Тасеевском районе Красноярского края, работал в Абанской средней школе учителем математики и физики - с 1924 приблизительно до конца 1970-х годов. В 1936 году он стал первым директором Абанской средней школы.(Приложение 6) Впоследствии школа стала известна, как школа №4 имени Героя Советского Союза Виктора Степановича Богуцкого. Никанор Макарович был участником Великой Отечественной войны. Его жена, Клавдия Максимовна, преподавала в Абанской начальной школе №1 и была её заведующей. Учительскую профессию выбрал и их сын, Владимир Никанорович (1934 г.р.), который, получив высшее образование в Иркутском педагогическом институте, работал учителем немецкого языка и физкультуры в Почетской средней школе.

Из приведенной выше информации о передовых учителях Абанского района можно сделать вывод о том, что в 30 - е годы проявился талант многих педагогов. Образовались педагогические династии, которые стали растить своих последователей из числа учеников. Но эти успехи давались нелегко, так как люди чувствовали приближение войны, и государство должно было проявлять бдительность. Репрессии в обществе, не обошли стороной и учителей.

5. Репрессии по отношению к учителям

К концу 30-ых годов чувствовалось приближение Великой Отечественной войны. По «Книгам приказов» за 1937 – 1938 год можно понять, какое это тревожное время было для народного образования Абанского района, как и во всей стране. Приказы отражают усиление классовой борьбы, а учителя находились на переднем крае этой борьбы. В эти годы проходила проверка учительства не только на профессиональную пригодность, но и на идейную преданность Советскому строю, Советской власти. Так в приказе № 167 (параграф 2) от 5 августа 1937 года было сказано следующее: «Заведующую Зимниковской начальной школой Лобову Е. И. с работы попросить с 19 сентября как «жену бандита и вредителя Канского мелькомбината, расстрелянного по приговору военного трибунала» (Книга приказов»,- приказ № 167, параграф 2,- 1937г,- 5 августа.). Политические репрессии коснулись Рукавицыной Екатерины Александровны. Она родилась в 1905г на станции Слюдянка Иркутской губернии, социальное положение - дочь служащего. В 1918 -1922 годах училась в Красноярской гимназии. После окончания трех классов Рыбинской сельскохозяйственной школы и одного года Красноярского земельного техникума Екатерина Александровна Рукавицына по призыву комсомола в феврале 1927 года. приехала работать в Абанский район. Она преподавала русский язык и относилась к Октябрьской революции «вполне солидарно» (из анкеты). В приказе №172 параграф 2 от 30 сентября, 1937 года было сказано: « Учительницу русского языка и литературы Абанской средней школы Рукавицыну Екатерину Александровну за тесную связь с врагами народа Никодимовым и Балахоновым в течение 1930- 1936 гг. с учительской работы отстранить, предоставив материал на утверждение КрайОНО» («Книга приказов по личному составу. Абанский РОНО. – Приказ №172. §2 от 30 сентября 1937г. ). Никодимов и Балахонов работали в Красноярском краевом комитете партии и были репрессированы как «враги народа». Больше в «Книгах приказов по Абанскому РОНО» имя Рукавицыной Екатерины Александровны не упоминается. Возможно, она была осуждена. Но в «Книге памяти жертв политических репрессий по Красноярскому краю» её фамилия тоже не упоминается. У Рукавицыной Е.А. была сестра. Рукавицына Валентина Александровна, которая работала учительницей в д. Николаевка Туровского сельсовета. Она была религиозной женщиной. Но в эти годы шла настоящая борьба против засилья религии в сознании народа, и эту борьбу вели, в первую очередь, учителя. В приказе №180 от 16 ноября 1937 года было сказано следующее: «.Зав. Николаевской начальной школой Рукавицыну В.А. за выполнение религиозных обрядов (крестила свою дочь), за антипедагогическое обращение с учениками, за отказ вести агитационную работу по выборам, за игнорирование политико-воспитательной работы в школе – с работы с 1 декабря уволить, передав материалы в КрайОНО на утверждение» («Книга приказов»,-приказ№180,- 1937г,- 16 ноября.). Но в 1938 году, когда после зав. РОНО Лукашёва Г.П. на этой должности стала работать Харкевич Вера Владиславовна, Валентина Александровна была восстановлена на работе, и назначена учителем Пушкинской начальной школы с 22 февраля 1938 года.

В том же приказе №172 от 30 сентября 1937 года (параграф3) было сказано, об отстранении от работы прибывшего в Абанский района в сентябре 1935 по путёвке КрайОНО инспектора РАЙОНО Старовойтова Бориса Михайловича, « за сокрытие кулацкого происхождения и за слабую работу в районе» («Книга приказов»,- приказ№172,- 1937г,- 30 сентября.).

Также в «Книге приказов» за 1937-1938 годы я нашла еще некоторых, учителей, к которым были применены репрессивные меры. По приказу №188 от 6 января 1938 года (параграф 1) « учительницу русского языка и литературы Абанской средней школы, Долженко Евдокию Николаевну, за контрреволюционную работу среди учащихся во время изъятия обложек с тетрадей, распространения контрреволюционных лозунгов, за систематический обман в успеваемости учащихся во время испытаний (в мае- июне 1932 года, намеренно пропускала ошибки, в настоящее время тоже намеренно пропускала ошибки при проверке тетрадей , чтобы повысить успеваемость) Кроме того Долженко - дочь врага народа.(Приложение7) С педагогической работы уволить, передав дело в райпрокуратуру для привлечения к ответственности» («Книга приказов по личному составу. Абанский РОНО. – Приказ №188 от 6 января 1938 года §3). Чтобы узнать, как сложилась судьба Е.Н.Долженко дальше, я обратилась книге «Книга Памяти жертв политических репрессий Красноярского края», но там ее имя не упоминалось. В Абанской школе №7 работала учителем начальных классов Долженко Анастасия Ивановна, родственники которой ничего о Евдокии Николаевне не знают. Возможно, она была выслана за пределы Абанского района.

По приказу №1 от 6 января 1938 года (параграф №3) «за сокрытие своего социального происхождения, за связь с отцом, который занимается контрреволюционной работой», был отстранён от педагогической работы учитель математики Абанской средней школы Залевский Антон Илларионович. (Приложение 7) Но после отстранения от работы в Абанской школе Залевский Антон Илларионович был назначен завучем в Ношенскую среднюю щколу. Там его поощряют за хорошую работу, а в 1940 году назначают лектором. 28 августа 1941 года Антон Илларионович по мобилизации уходит на фронт. Дальнейшая его судьба неизвестна.

Из приказа №188 (параграф 3) от 6 января 1938 г: «Преподавателя русского языка и литературы Абанской средней школы Жукова Александра Дмитриевича за сокрытие социального происхождения, исключенного из-за этого из рядов ВЛКСМ, с работы учителя Абанской средней школы снять и перевести на работу учителя начальной школы». Чтобы узнать о судьбе Жукова А.Д. , я обратилась к его «Личному делу», которое было обнаружено в фонде Абанского муниципального архива. (Приложение 7) В нём узнала следующие сведения. Из автобиографии: «Я, Жуков Александр Дмитриевич, родился 8 августа 1913 года в бедной крестьянской семье в деревне Вознесенка Долгомостовского района Красноярского края. Образование – среднее педагогическое (1936-1938г - Канское педагогическое училище, заочно). Он работал учителем начальной школы с 1934-1937г., а также школьным инспектором Абанского Районо. Несмотря на обвинение в сокрытии своего социального происхождения и исключения из рядов комсомола, Александр Дмитриевич доказал свою преданность Родине в годы Великой Отечественной войны, а после фронта работал на партийных должностях. Из Автобиографии: «…служил в Советской армии. Демобилизован в запас в чине старшего сержанта…» (Абанский муниципальный архив. «Личное дело №119Жукова А.Д.» - Ф №Р1, оп. 2.). Был награжден медалями за «Боевые заслуги», «За победу над Германией», «За победу над Японией». После войны Александр Дмитриевич Жуков работал в Абанском райкоме партии, « после месяца работы …был направлен в Она-Чунский леспромхоз, где трудился на должности освобожденного секретаря парторганизации до декабря 1949 года». Также Александр Дмитриевич работал с сентября месяца по октябрь 1956 г заместителем председателя Абанской промартели «Красное знамя», а в конце декабря 1956 года был утвержден в должности заведующего Абанского Райсобеса.

Политические репрессии коснулись уроженца с. Ношино, в 30-е годы работавшего преподавателем пединститута г. Сталинска, Сухотина Владимира Тимофеевича. В ноябре 1940 г. Сухотин Владимир Тимофеевич подает заявление о вступлении в ряды ВКП(Б), но партийная организация не приняла его в ряды партии, т. к. была получена компрометирующая характеристика из с. Ношино. (Приложение 7) В ней говорилось о том, что родственники Сухотина В.Т. были раскулачены, лишены избирательных прав, арестованы органами НКВД за участие в сопротивлении Советской власти в составе банды. Владимир Тимофеевич поехал в село Ношино, чтобы получить доказательство о его связи с «врагами народа». Через полмесяца, 19 декабря 1940 года, на адрес партийной организации пединститута поступила характеристика, противоположная предыдущей, написанная теми же работниками Ношинского сельского совета, которые писали предыдущую характеристику. Так Владимир Тимофеевич смог снять с себя ложные обвинения и вступить в ряды ВКП(Б). В 1941 году Сухотин В.Т. ушёл на фронт.

В приказе №179 от 9 ноября 1938г(параграф 1), я узнала о том, что на имя заведующего районо Лукашева Григория Павловича поступило заявление от товарища Пушникова, директора Устьянской неполной средней школы, об антипедагогическом поведении учителей: А.И Сидоровой и Г.И. Сидорова. Супруги Сидоровы занижали оценки, грубо относились к ученикам, обвиняли Пушникова, в том, что он является «врагом народа». Но Лукашев Григорий Павлович, на собрании педагогического коллектива, сказал, что оснований обвинять Пушникова, «врагом народа», нет. Из этого приказа, можно сделать вывод, о том, что Лукашев Григорий Павлович, несмотря на накаленную обстановку, был рассудительным по отношению к директору Пушникову и защитил его от клеветы. После 1938 года Пушников Михаил Васильевич был переведён на должность директора в Абанскую среднюю школу.

Отношение учителей к обстановке в стране можно узнать из газеты «За большевистские темпы» В статье « Фашисты просчитались!» за 24 марта 1938 года было сказано следующее: « С величайшим удовлетворением мы, трудящиеся села Турово, узнали о справедливом приговоре Военной коллегии Верховного Суда СССР над заговорщиками из «правотроцкистского блока» - Рыковым, Бухариным и другими. Враги просчитались! Советский народ никогда и никому не позволит посягнуть на завоевания Октября, на свою цветущую, радостную жизнь. По поручению митинга подписали: учителя Похибенко Александр Казимирович и Окладников Борис Ильич » («За Большевистские темпы» ,-Фашисты просчитались,- 1938г,- 24 марта).

В газете «За большевистские темпы» от 30 сентября 1937 года было сказано о том, что Прусакова Георгия Васильевича, первого секретаря Абанского Райкома комсомола, исключили из комсомола за то, что он «… делом разоблачения «врагов народа» не занимался, а способствовал им: отпускал и снимал с учета «врагов народа». Но буквально через месяц, 26 марта 1938 года, редакция газеты приносила извинение Прусакову «за публикацию непроверенных фактов». Прусаков Георгий Васильевич ушёл на фронт в первые дни Великой Отечественной войны, стал офицером, участвовал в проведении опаснейших диверсионных операций во вражеских тылах и воевал в составе партизанского отряда «Деда» в Белоруссии. После войны работал в редакции газеты «Красное знамя».

26 марта 1941 года, перед войной, был издан Указ, по которому увольняли с работы и привлекали к уголовной ответственности через суд за совершённые прогулы. Доказательством этого служит приказ №15 от 19 марта 1941г.: « Товарищ Лебедеву Анну Михайловну, и. о. Маркелевской начальной школы Покатеевского сельсовета, ( 7 марта не занималась 4 часа и 8 марта полный рабочий день), с работы снять и передать дело на товарища Лебедеву А.М. в народный суд для привлечения ее к судебной ответственности по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 26 марта 1941г.» Этот Указ был своевременным. Он давал понять, что нужно везде и всюду быть дисциплинированным, добросовестно выполнять свои трудовые обязанности. Указ о передаче в суд дел за прогулы применялся в дальнейшем много раз. Никто не спрашивал причину, почему учительница не пришла в школу, возможно, она заболела или что-то случилось с детьми. Нужно было работать, несмотря ни на что, потому что война вела суровую проверку на крепость всех и каждого. Преданность Родине была проверена на фронтах Великой Отечественной войны.

6. Мобилизация учителей на фронт в первые месяцы Великой Отечественной войны и их замена учителями- женщинами в школах района.

По «Книгам приказов» я составила Список учителей, выбывших из Абанского района в связи с призывом в РККА в 1939 – 1942 г.г. Всего в этом списке – 96 человек, из них – 2 женщины. Я произвела сверку этого списка со справочными книгами «Книга памяти» (т.2) и книгой «Никто не забыт…» ( т.2, 10), со списками, составленными отрядом «Архивариус» нашей школы по документам архива Абанского РВК в 2014 году. В результате этого я распределила фамилии учителей, мобилизованных в РККА в 1939 – 1942 годах, на три списка.: «Погибшие и пропавшие без вести» - 10 человек, «Вернувшиеся с войны с Победой» - 32 человека , (Приложение 8) «Судьба неизвестна» - 55 человек ( самый многочисленный список)

Учителя Абанского района 1939 – 1942 года призыва, погибшие и пропавшие без вести:

1. Аланд Александр Иванович - заведующий Петровской начальной школы.
2. Анисимов Антон Герасимович - учитель Нац – Чувашской начальной школы.
3. Лунёв Михаил Иванович - директор Абанского районного Дома культуры.
4. Никитин Григорий Петрович – учитель Белотаёжинской нач. школы.
5. Новосельский Антон Леонович - учитель Белотаёжинской нач. школы.
6. Ольшевский Иван Кузьмич – учитель Павловской начальной школы.
7. Подоляк Семён Николаевич - заведующий Гоголевской нач. школы.
8. Похибенко Александр Казимирович - учитель Туровской НСШ, инспектор РОНО.
9. Чернышов Алексей Иванович - учитель Байканской нач. школы.
10. Шурмелёв Иван Сидорович - учитель Державинской начальной школы Новоуспенского с/совета

Учителя 1939 – 1942 годов призыва, вернувшиеся с войны с Победой:

1. Абдулин Бикмула Гарифулович- учитель Стерлитамакской нач. школы.
2. Анисенко Игнатий Кузьмич- заведующий Кольцовской нач. школы.
3. Богуцкий Василий Степанович - зав. Низкогородецкой начальной школы.
4. Борковский Михаил Иванович – учитель Заозёрновской начальной школы.
5. Варыгин Иван Григорьевич – завуч Устьянского Детского дома.
6. Захаров Василий Иванович – учитель Абанской средней школы.
7. Измайлов Дмитрий Васильевич - директор Абанской СШ.
8. Казаков Павел .Ефимович- зав. Капитоновской начальной школы.
9. Карапчук Александр Григорьевич – заведующий Вознесенской начальной школы
10. Краснов Сергей Самойлович - учитель Самойловской неполной СШ.
11. Кузьменко Василий Георгиевич - преподаватель Устьянской неполной СШ .
12. Курочко Николай Яковлевич - учитель математики Ношенской школы.
13. Лузин Алексей Яковлевич - учитель Воробьёвской начальной школы
14. Лукашёв Александр Григорьевич - учитель Абанской начальной школы.
15. Лукашёв Василий Григорьевич - завуч Абанской СШ
16. Мальцев Иван - учитель Шаро-Лермонтовской начальной школы.
17. Мациевич Митрофан Григорьевич - директор Апано - Ключинской неполной средней школы.
18. Машуков Ефим Парфёнович - политпросветинспектор Абанского РОНО.
19. Морозов Николай Николаевич - военрук Абанской СШ
20. Николаев Алексей Никифорович - учитель Устьянской неполной СШ.
21. Окладников Борис Ильич – школьный инспектор.
22. Панков Фёдор Михайлович – учитель Михайловской неполной СШ.
23. Петров Геннадий Иванович - учитель Романовской начальной школы.
24. Сидоров Георгий Иванович - военрук Устьянской НСШ.
25. Скоринкин Сергей Иванович - учитель физики Туровской НСШ.
26. Собенин Кирилл Леонтьевич - директор Абанской СШ..
27. Черкасова Варвара Николаевна - учитель русского языка Абанской СШ
28. Чумаковская Гераида Максимовна – учитель Плахинской нач. школы, призвана отсюда в июле 1942г . С февраля 1946г.после войны продолжала работать в Плахинской нач. школе.
29. Шашило Давид Филиппович – инспектор Абанского РОНО.
30. Шашило Константин Гаврилович - заведующий Слобцовской нач. школы Туровского с/совета.
31. Юрин Константин Алексеевич - директор Устьянского Детского дома.

Учителя Абанского района, призванные в РККА в 1939 – 1942 г.г., чьи судьбы пока установить не удалось.

Чтобы получить информацию, в июле 2014 года мы написали статью в газету «Красное знамя» «Помогите установить их судьбу…». Люди откликнулись на статью, и мы списки уточнили. Но 55 человек так и осталось в числе тех, чья судьба неизвестна.
1. Альберти Эрнст Андреевич – военрук Ношенской НСШ
2. Афанасьев Семён Михайлович – воспитатель Устьянского Детского дома.
3. Белов Алексей Иванович – учитель Караимской начальной школы.
4. Богданкевич Николай Михайлович – завуч Михайловской неполной СШ.
5. Быков Иван Гаврилович. – зав. Нац -Чувашской начальной школы
6. Бурлаков Дмитрий Григорьевич – преподаватель русского языка Абанской средней школы.
7. Дезиндорф Александр Карлович – военрук Абанской СШ
8. Ждан Ан. – преподаватель ин. языка Самойловской неполной СШ.
9. Залевский Антон Илларионович – завуч Ношенской СШ.
10. Капустинский Владимир Павлович - учитель Апано - Ключинской неполной СШ.
11. Квиппис – учитель Устьянской неполной СШ.
12. Кежельский - учитель Средне-Мангарекской начальной школы.
13. Клинцов Иван Ан. – зав. Зимниковской начальной школы.
14. Князев Виктор Дмитриевич - учитель Абанской СШ.
15. Ковалёв Михаил Понкратьевич – школьный инспектор.
16. Комиссар Ефим Григорьевич - директор Ношенского Детского дома.
17. Конохов Фёдор Карпович – учитель Соловьёвской начальной школы.
18. Краснобаев – учитель Туровской НСШ.
19. Круглов – учитель Тибишетской нач. школы.
20. Куревин Александр Ефимович – учитель Абанской СШ.
21. Кухтов Ефим Евменович – учитель Абанской СШ.
22. Ленивцев Г.И. – заведующий Покатеевской избой – читальней.
23. Логвинов Иван Митрофанович – зав. Маркеловской начальной школы.
24. Лощилов Алексей Михайлович - директор Абанской СШ.
25. Майер Г.Г – учитель Ношенской СШ.
26. Манкиров Иван Вахромеевич. – учитель математики Самойловской НСШ.
27. Мартьянов – заведующий Мачинской нач. школы.
28. Мельник Петр Иванович – учитель Устьянской неполной СШ.
29. Михайлов Михаил Ермолаевич – заведующий Зимниковской нач. школы.
30. Назаров Иван Назарович – директор Самойловской неполной СШ.
31. Никитин – учитель Белотаёжинской нач. школы.
32. Новосельский - учитель Белотаёжинской нач. школы.
33. Осодоев Петр Иванович – заведующий Сенновской начальной школы.
34. Петроченко Даниил Иванович – заведующий Налимновской начальной школы Апаноключинского с/совета.
35. Петушинский Иван Семёнович – учитель Морозовской начальной школы.
36. Прохоров Андрей Никанорович - учитель Устьянской неполной средней школы.
37. Прутовых – учитель Никольской начальной школы.
38. Родионов Александр Васильевич – учитель Караимской начальной школы Долгомостовского с/совета.
39. Романенко Павел Семёнович – учитель Михайловской начальной школы.
40. Семенец Иван Алексеевич (Федкеевич) – директор Туровской неполной СШ.
41. Сергеев – учитель Туровской неполной СШ.
42. Синюков – заведующий Ново-Дмитриевской нач. школы.
43. Табулович – преподаватель арифметики Устьянской неполной средней школы.
44. Убеев Игнатий Степанович – заведующий Новоуспенской избой-читальней.
45. Фалилеев – учитель Капкаринской начальной школы.
46. Фенцель Филипп Михайлович – директор Абанского районного Дома культуры.
47. Филиппов Фёдор Филиппович – учитель Малгасинской начальной школы.
48. Харахонов Георгий Ефимович – директор Устьянского Детского дома
49. Харахонов Даниил Ефимович – учитель Покровской №4 начальной школы.
50. Цитович Иван Иванович – школьный инспектор.
51. Шабалин - учитель Михайловской неполной СШ.
52. Шара-Бура Евгений Лукич – военрук Ношенской СШ.
53. Швец А.Я. – директор Абанского районного Дома культуры.
54. Юдов - преподаватель ин. языка Долгомостовской неполной СШ
55. Юманов А.М. – учитель Малгасинской начальной школы.

По данным спискам я решила выявить участие в войне учителей, по отношению к которым применялись репрессивные меры.

Это Залевский Антон Илларионович – завуч Ношенской СШ, призван в годы Великой Отечественной войны, его судьба не установлена.

По «Личному делу» Жукова Александра Дмитриевича было установлено , что он пришел с фронта живым и продолжал работу, но в книге «Никто не забыт…» т.2 по Абанскому району сведений о нём нет.

Лузин Алексей Яковлевич ( 1919 г.р.) Был призван в РККА в 1939 году с должности учителя Воробьёвской начальной школы. После войны проживал в Красноярске. В школе не работал. В документах мобилизованных Абанским РВК сведений о нём нет. (Приложение 8)

Из «Личного дела» Сухотина Владимира Тимофеевича, которого обвиняли в 1940 году в связи с «врагами народа», мне стало известно, о том, что он на фронте показал себя смелым офицером, способным командиром. В «Списках» его нет, так как призывался не Абанским, а ГВК г.Сталинска ( сейчас Новокузнецка). Он служил в составе Правительственных войск связи и показал себя хорошим и ответственным специалистом. Был награждён двумя орденами Красной Звезды. После войны Владимир Тимофеевич возглавлял Абанский РОНО, был директором Ношинской, Залипьевской Абанских школ №7 и №1.

Имя Старовойтова Бориса Михайловича после 30 сентября 1937 года не встречается ни в «Книгах приказов», ни в списке учителей, призванных в РККА, судьба его осталась неизвестной.

Как осуществлялись призывы учителей, учащихся – старшеклассников и выпускников Абанских школ в ряды Красной Армии , я узнала не только из «Книг приказов РОНО», но и из воспоминаний Цветковой Анны Терентьевны. Анна Терентьевна писала: « … по району за первые два дня войны было призвано более 1000 человек…. Юноши - старшеклассники не сидели спокойно, они буквально обивали пороги РК комсомола и военкомата, добровольно просились на фронт. В числе добровольцев, ушедших на фронт, был и Виктор Богуцкий. В школу на смену ушедшим на фронт приходили новые учителя из числа эвакуированных….» (Абану 245 лет. – Документальная книга- альбом - 2007г. – с. 30). По «Книгам приказов» первого года войны можно проследить, что во многих школах учителей - мужчин заменили женщины. Например, на место директора Абанской средней школы Лощилова Александра Михайловича была назначена инспектор РАЙОНО Леус Надежда Харлампиевна, на место ушедшего на фронт директора Ношенского детского дома Комиссара Ефима Григорьевича была назначена Цветкова Анна Терентьевна., вместо ушедшего на фронт учителя Шаро-Лермонтовской начальной школы Мальцева Ивана с 15 декабря 1941 года была назначена выпускница Московского педагогического училища Чиркова Анфиса Артемьевна.

Подтверждением того, что на смену учителям - мужчинам пришли женщины, является фотография из архива Заслуженной учительницы школ РСФСР Чирковой Анфисы Артемьевы «Январское совещание учителей 1942года». Мы видим на фотографии 105 учителей, из них мужчин только 9 человек (Приложение 9) . В это время в школах работали ( они есть на фотографии): Елизавета Игнатьевна Никитенко ( д.Петропавловка), Таисия Алексеевна Юрина (Абан), Татьяна Михайловна Кузьмина (Крутенкова) (Абан) , сестры Туровы, Екатерина Ивановна и Евдокия Ивановна, Рудинская Валентина Денисовна (Абан), Момонова (Комарова) Ульяна Денисовна (Абан), Анфиса Артемьевна Чиркова ( д.Шаро-Лермонтово) , Федосеева Валентина Ивановна ( с.Самойловка) , Белоголова Мария Ивановна ( с.Березовка) и другие. На фотографии в центре – Шумков Григорий Иванович, справа от него - зав. РОНО Харкевич Вера Владиславовна, слева – секретарь РК ВЛКСМ – Бутченко.

III Заключение. Значение народного образования в развитии
Абанского района в предвоенные годы. (Александра Нестеровна Аникина о своём поколении).

Ученицей Абанской средней школы до начала Великой Отечественной войны (с 1936-1938 год) была Аникина Александра Нестеровна. После окончания школы она работала в деревнях Вознесенка №2 Апано - Ключинского сельсовета, Хандальской начальной школе и Лазаревской начальной школе. Проводив на фронт своего мужа, Александра испытала все трудности жизни населения в тылу. Её муж погиб на фронте. Она видела детские слезы, переживала потери войны вместе со своими учениками, спасала жителей деревни от эпидемии отравления колосками пшеницы, делилась с детьми своим хлебным пайком, заботилась о пошиве одежды тем детям, которые в ней нуждались. Александра Нестеровна совмещала работу учителем в школе и заведующей избой-читальней. В 1943 году была награждена грамотой ЦК ВЛКСМ «за хорошую постановку политико - просветительной и культурно - массовой работы». (Приложение 10) Помимо работы она обучалась в Канском педучилище, закончила его в годы войны. О своем поколении в книге «Одолевшие судьбу» она написала так: « …душой рвались вперед, мы были так воспитаны, что не боялись ничего…Наше поколение было воспитано в таком патриотическом духе, что солдаты Красной Армии без страха шли в бой и совершали героические поступки. То же самое было и в тылу, все работали не покладая рук, лишь бы приблизить День Победы…» («Одолевшие судьбу»,-Посвящается 175 –летию Енисейской губернии,-1997г.-с.-) Александра Нестеровна умерла в марте 2014 года в возрасте 95 лет. До смерти она имела феноменальную память и сильный, молодой, громкий голос. Обладая большим жизнелюбием, она мужественно боролась со своими недугами. Несмотря на то, что не стала видеть и ходить, Александра Нестеровна была в курсе всех событий, происходивших в стране и мире, в посёлке Шалинское, в Абане и школе, в которой работает дочь. Под её диктовку дочь, Валентина Александровна, писала письма. Наощупь Александра Нестеровна набирала номера телефонов и звонила в Абан, в Красноярск. Она является яркой представительницей героического поколения победителей и созидателей.

Таким образом, изучив архивные источники («Книги приказов Абанского РОНО, газетные статьи, «Личные дела») и выполнив задачи, поставленные в начале исследования, я достигла цели и сделала следующие выводы:

1. в процессе исследования я установила, что 30-40 годы были очень непростыми для народного образования: учителя были активными проводниками политики Государства в деревне, в деле проведения коллективизации, в ликвидации неграмотности. Ликвидация неграмотности способствовала развитию экономики и сельского хозяйства.

2. К концу 30-х годов в районе работало 88 школ, в том числе в 1935 году была открыта самая большая, Абанская средняя школа. Учителя получали среднее специальное и высшее образование, стали родоначальниками учительских династий.

3. Советская школа воспитывала у учащихся сознательное отношение к учёбе и дисциплине, любовь к своей Родине и ответственность за её судьбу. Учителя развивали творческие способности и таланты детей.

4. Некоторые учителя подверглись репрессивным мерам, но их верность Родине была проверена в годы Великой Отечественной войны. В то же время репрессии исковеркали судьбы многих учителей, лишили народное образование педагогических кадров (Б.М.Старовойтов, Е.А.Рукавицына, Е.Н.Долженко)

5. Были выявлены фамилии учителей, ушедших на фронт в первые месяцы Великой Отечественной войны и проведена работа по установлению их судеб. Учителя внесли свою лепту в Победу над врагом на фронте и в тылу.

6. Мое исследование не закончено, т. к. нужно продолжать изучение истории народного образования Абанского района в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время

Список использованных источников.

1. Канский городской Государственный архив. ф. 14, оп.-1, д.24.ъ
2. Документы Канского уездного отдела народного образования» Ф. Р- 278/65, оп.- 1, Дело-1, лист- 270
3. Абанский муниципальный архив. «Личное дело на зав Райсобесом Жукова А.Д.». Ф.№ Р-1, оп.- 2,д.-119.
4. Абанский муниципальный архив. «Личное дело на зав.РОНО исполкома Абанского райсовета Харкевич В. В. 1940г.» - Ф. №Р – 1, оп. – 2, д. – 429
5. Абанский муниципальный архив. «Личное дело на депутата районного совета Окладникова И.Е. – Ф. № Р – 1, оп. – 2, д. – 272
6. Абанский муниципальный архив. «Личное дело зав. Районо Сухотина В. Т. – Ф.№Р – 1, оп. – 2, д. – 363
7. Абанский муниципальный архив. «Личное дело зав. коммунхозом Собенина К.Л. – Ф №Р – 1, оп. – 2, д. – 380
8. Архив Абанского РОНО. «Книга приказов по личному составу».- Приказ № 4 от 1 марта 1933г.
9. Архив Абанского РОНО. «Книга приказов по личному составу».- Приказ № 159 от 6 августа 1937 г.
10. Архив Абанского РОНО. «Книга приказов по личному составу».- Приказ № 22 1937г ., 8 марта
11. Архив Абанского РОНО. «Книга приказов по личному составу».- Приказ №9 1936 от 28 января
12. Архив Абанского РОНО. « Книга приказов по личному составу».- Приказ № 167, параграф 2,- 1937г,- 5 августа.
13. Архив Абанского РОНО. «Книга приказов по личному составу».- Приказ№180,- 1937г,- 16 ноября.
14. Архив Абанского РОНО. «Книга приказов по личному составу».- Приказ№172,- 1937г,- 30 сентября.
15. Бугаев Д.А., Жалимов Л.С «На службе милицейской».-Красноярск: Красн. Кн. Изд-во, 1995г – с.224
16. «Абанскому району 80 лет».- Документальная книга-альбом.- 2004 г.- с.- 37
17. Аникина (Кучеряева) А. «Учительская доля. – В сб. «Одолевшие судьбу». Посвящается 175- летию Енисейской губернии.-1997г, с. 9 – 20
18. Цветкова А. «Становление Советской власти» – Красное знамя – 1994г. – 18 ноября
19. Солдак Е. И. «О рабате кандидатской школы».- «За большевистские темпы».- 1936 г.-18 марта
20. Гаврилов К. и Турова Е. «Оправдаем высокое звание учителя». - «За большевистские темпы».- 1936 г.- 21 апреля.
21. Алтайский Б. «Примерные ученицы». «За Большевистские темпы».-1936 год.- 10 апреля.
22. «Фашисты просчитались!». «За Большевистские темпы», - 1938г,- 24 марта.
23. Воспоминания, документы, фотографии Дюндиной Ольги Алексеевны., Чирковой Анфисы Артемьевны., Макеевой Евдокии Александновны, Комисаровой Анны Николаевны – п.Абан, Ефремовой Александры Николаевны - г.Абакан), Колпакова Андрея Владимировича – г.Москва .

Приложения (PDF)


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»