Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Благородные по происхождению…


XVII Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия – XX век»

Исследовательская работа
«Благородные по происхождению…»

Номинация: «Человек и власть»

Авторы: Ворончихина Алина
Абанская СОШ №3, 10 «А» класс.
Мельникова Анастасия
Абанская СОШ №3, 10 «А» класс.

Руководитель: Калякина Надежда Васильевна,
учитель истории и обществознания,
руководитель клуба «Земляки»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Абанская средняя общеобразовательная школа №3

2016г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение
2. Основная часть: Благородные по происхождению…
2.1. Дворяне в истории Абанского района
2.2. «Светлейший» князь Голицин
2.3. Что является основой идентификации личности дворянского происхождения?
3.Заключени
4.Библиографи
5. Приложение

1. ВВЕДЕНИЕ

На выбор темы исследования нас натолкнул анализ первого задания в 10 классе по обществознанию. В эссе о смысле жизни из 24 одноклассников 23 перечисляли мечты о том, чего хотели бы иметь и «кем стать» в будущем и только одна из нас написала «каким человеком хотела бы быть». На уроке мы впервые узнали о графине Толстой Е.С., которая доживала свой век после ссылки в Абане и похоронена на нашем местном кладбище. В День памяти жертв политических репрессий ребята в клубе «Земляки» смотрели видеофильм краевого телевидения о том, как наши предшественники вели поиск о репрессированной дворянке и установили на ее безымянной могиле в 2009 году надгробие. А после занятия мы по традиции отнесли на ее могилу 2 красные розы, которые она любила. Второй такой же пример – репрессированная Афонасова Нина Александровна, врач с французским медицинским образованием, которая тоже отбывала ссылку в нашем районе. Ее книга с воспоминаниями есть в Интернет сети. В 2012 году ученица Почетской средней школы Бровкина Анжелика под руководством учителя истории СОЛОВЬЁВ ой Елены Леонидовны в ходе исследования судьбы Афонасовой Н.А. пополнили источники воспоминаниями старожилов о ней.

В школьном «Музее народного образования Абанского района», который в 2010 году создал наш клуб «Земляки» есть газетная статья с воспоминаниями Яруловой Галины о своем учителе и классном руководителе Голицине Дмитрии Петровиче, репрессированном дворянине. Мы начали исследование судьбы учителя по заявке нашего школьного музея.

Мы задали себе вопрос: почему, испытав унижение ареста, заключения и ссылки эти люди, «благородные по происхождению», оставались такими в любой жизненной ситуации? Была ли их сила духа связана с дворянским происхождением и традициями воспитания?

Цель исследования: проследить закономерность дворянского происхождения, образования и воспитания в формировании личности.

Задачи:
1. Определить имена дворян, живших в нашем районе и известных краеведам.
2. Собрать информацию о «светлейшем князе» Голицине Дмитрии Петровиче - учителе Туровской и Долго-Мостовской средних школ, отбывавшем ссылку в Абанском районе.
3. Показать характерные качества личности репрессированных дворянин через их взаимоотношения с местными жителями.
4. Определить роль происхождения в идентификации личности с ценностями дворянского сословия (патриотизм, благородство, ответственность за свое образование и воспитание и пр.)
5. Определить новые имена репрессированных властью за дворянское происхождение, записать воспоминания старожилов о них для продолжения исследования

Методы исследования: анализ (архивных документов, краеведческой литературы и воспоминаний абанцев, записанных краеведами ранее), интервьюирование.

Практическую значимость исследования мы определяем в первую очередь для самих себя. Проблема становления личности близка нам именно сейчас. Основой для исследования мы взяли теорию Эрика Эриксона, изучающего проблему становления личности. Эрик Эриксон изучал процесс взросления ребенка в обширной среде социальных отношений. Эриксон считал, что специфика становления личности зависит от степени культурного и экономического развития общества, в котором находится ребенок, от того в какой исторический период он попал. Идентичность - психосоциальная синонимичность - помогает личности воспринимать себя во всем многообразии своих взаимоотношений с обществом и определяет ее набор ценностей, идеалы, жизненные стремления, потребности, социальные позиции с соответствующими нормами поведения. Идентичность - условие психического здоровья: если ее нет, человек не найдет себя, свою роль в социуме, станет «потерянным». Идентичность закладывается в подростковом периоде и является чертой вполне зрелой личности. До этого этапа ребенку нужно пройти через ряд идентификаций - отождествление себя с родителями, половая идентификация и т.д. Этот процесс определяется воспитанием ребенка, потому что с момента его появления на свет родители, а потом и более распространенное окружение приобщает его к своей социальной группе, показывают ребенку свойственное ей мировоззрение (Обществознание, 10 класс профильный уровень, под редакцией Боголюбова Л.Н. Москва; 2009, с. 302).

Эту теорию мы взяли за основу своей гипотезы: происхождение, а значит и традиции семейного и общественного воспитания дворян являлись определяющими в статусном росте личности. Своим исследованием мы хотели показать значение духовных ценностей в становлении личности на примере дворян, живших в ссылке в Абанском районе. Родившись «благородными», они оставались такими всю жизнь. Потому могут для нас, потомков быть примером.

Сегодня многие видят проблему деградации личности и называют ее причиной роста преступности. А социологи даже прогнозируют гибель человечества из-за роста безнравственности в обществе. Как сохранить в себе Человека мы решили искать ответ на краеведческом материале. Объектом нашего исследования стали судьбы земляков дворянского происхождения и их отношения с местными жителями (социумом). Предмет нашего исследования – статусная идентичность, как условие психического здоровья и выживания дворянина в условиях ссылки.

Своими «открытием» мы будем считать имена дворян, отбывавших ссылку в нашем районе, а также собранные нами в ходе поиска новые источники информации для продолжения исследования по данной теме.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: БЛАГОРОДНЫЕ ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ…

2.1. ДВОРЯНЕ В ИСТОРИИ АБАНСКОГО РАЙОНА (ПО ИТОГАМ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ)

В Сибири не было крепостных крестьян. Исключением была деревня Самойловка в Абанском районе, но подати собирали управляющие и князю Самойлову отсылали (Драпаков С.В., Калякина Н.В., Становление Земли Абанской, Абан, 2006, с 33). Сам же он никогда не был здесь в Сибири. Дворянского происхождения могли здесь жить только чиновники Енисейской администрации. Таким дворянином был князь Волконский А.С., которого назначили заведующим Почето-Абанским переселенческим пунктом в 1905 году. Но особенностью нашего района во все периоды истории было принудительное его заселение. Сначала это были казаки, строившие остроги, крестьяне-переведенцы, а потом «посельщики» и ссыльные. Связано это было с освоением Сибирского тракта. Только в 1802-1819 годы на тракте от Канска до Тулуна было размещено 2,8 тыс. ссыльных (Быконя Г.Ф., История Приенисейского края 17- первой половины 19 века, 1997, с72). В годы основания Абана (1762г.) было уже село Устьянское, которое уже имело особый статус. По переписи населения 1859 года в 104 хозяйствах жило 290 душ мужского пола и только 30 женщин (ГАКК, Ф.909, оп.1,д.7, об.74-76). Значит, большинство мужчин были без семьи. Можно предположить, что все они находились под надзором.

Первыми именами ссыльных дворян, связанных с историей нашего района были имена декабристов СОЛОВЬЁВ а Вениамина Николаевича и Мозалевского Александра Евтихьевича. Офицеров Черниговского полка, лишив дворянского звания и всех чинов, приговорили военным судом в Могилеве 22 августа 1826 года к ссылке «в каторжные работы вечно» (Карлова А.Н., Мишина С.А, Декабристы в Канском Округе (Канск в прошлом и будущем), Канск 1987, с.16). Через 10 лет каторжной работы на Петровском заводе друзья были разлучены. СОЛОВЬЁВ по указу 1835 года был сослан в с.Устьянск Канского острога, Енисейской губернии. Мозалевский по состоянию здоровья остался на Петровском заводе. Доказательством благородства этих людей сегодня является памятник на могиле Мозалевского на устьянском сельском кладбище (Приложение 1). СОЛОВЬЁВ Вениамин Николаевич привез умирающего друга в Устьянск, устроил на лечение в Канскую больницу, а потом его похоронил в Устьянске, сделав шикарное (необычное для села) надгробие на могиле. По известным источникам трудно определить отношения с местным населением устьянских декабристов. Но в метрической книге Устьянской церкви от 21 июня 1848года есть запись, что В.Н СОЛОВЬЁВ присутствовал в качестве восприемника при крещении ребенка поселенца Минякина (Архивы школьникам. ,Декабристы в Енисейской губернии, Кр-ск, 1996, с.18-19), Если его местные крестьяне брали в кумовья (в родню), то значит, считали своим земляком и достойным человеком.

О князе Волконском, заведующем Почето-Абанским переселенческим пунктом в период столыпинской аграрной реформы, написано в книге «Становление Земли Абанской». Источником для исследования были воспоминания старожилов, собранных краеведами в 50-60-е годы ХХ века, но отчество князя в книге было указано неверно. Бельская Валентина Захаровна, второй руководитель клуба Земляки, работая в краевом архиве, исправила эту неточность. Эту должность с 1905 по 1914 год занимал князь Волконский Александр Сергеевич. Старожилы оставили свои воспоминания о князе, как о человеке высокообразованном и благородном. Так, он привез в Абан свою глухую мать, о которой заботился. Помогал многим абанцам материально. Шамсутдинов Акзам Фаттахович, проживший в Абане 103 года, вспоминал, что Волконский дал денег на дорогу его отцу, чтобы тот съездил в Татарию выбрать там невесту и привезти её в Абан. С именем Волконского связано строительство в Абане школы, церкви, больницы. С его именем связывают «литературные» названия деревень в нашем районе: Шар-Лермонтово, Пушкино, Чехово, Гоголевка, Тургеневка. Патриотизм князя Волконского проявлялся во всех его делах, сделанных для абанского общества. Доказательством патриотизма был его поступок, когда он в Первую мировую войну ушёл добровольцем на фронт и погиб за Россию в 1914 году. Жена опознала его труп в братской могиле по фамильному кресту и привезла в Абан. Народная память сохранила картину похорон князя Волконского. Когда в Канске гроб сняли с поезда, то его уже ждали абанские жители, и всю дорогу от Канска до Абана (60 км!.) траурная процессия сопровождала телегу с гробом (Драпаков С.В., Калякина Н.В., Становление Земли Абанской, Абан, 2006, с 33). Этот факт мы считаем доказательством признания абанским обществом роли личности Волконского А.С. в истории района. В 2014 году Абанским муниципальным музеем были получены новые документы и фотографии о семье князя Волконского Александра Сергеевича. В музее мы нашли фото похорон князя Волконского, где гроб стоит в его доме (Приложение 2). Эти документы подтвердили исследования абанских краеведов, но могут стать источниками для дополнительного исследования. Возможно, абанцы памятным знаком когда-нибудь обозначат место захоронения Волконских в Абане. На новом кладбище князь Волконский А. С. построил церковь св. Лидии, где в склепе похоронил свою 3-летнюю дочь. Предполагаем, что было завещание, чтобы и его там похоронили. То, что прах Волконских в абанской земле находится, можно тоже считать доказательством патриотизма князя. Родиной для него стало место, где он делал добрые дела для сибиряков, где похоронил дочь.

В течение 8 лет краеведческий клуб «Земляки» вел поиск о судьбе отбывавшей ссылку в нашем районе внучатой племяннице русского писателя Льва Толстого графине Толстой Екатерине Сергеевне. Найдены были ее старинные фотографии, которыми она «расплачивалась» (как и фамильными тарелками с графским гербом) за помощь в ведении домашнего хозяйства. Собирали воспоминания абанцев о ней (умерла в 1975году). Архивными документами подтвердили принадлежность ее к роду Толстых. Нашли ее безымянную могилу. Итогом стала реализация проекта по установке памятника и благоустройству места ее захоронения (Приложение 3). 9 февраля 2010 года по телеканалу «Енисей» был показан видеофильм краевого телевидения о том, как наш клуб «Земляки» вел поиск о репрессированной землячке. Мы продолжаем до сих пор сбор воспоминаний о жизни графини Толстой в Абане. И находим новые подтверждения ее благородства и патриотизма. Она не уехала из Абана, потому, что здесь похоронила свою мать. Она собирала бездомных животных и в своем доме устроила для них питомник. Старожилы вспоминают, как Екатерина Сергеевна, работая в Абанской прокуратуре простым секретарем, помогала грамотно «вести дела» работникам прокуратуры, а обычным абанцам помогала оформлять судебные иски. О ее влиянии на культуру абанцев мы записали еще одно воспоминание, когда искали информацию о князе Голицине. Москова Тамара Петровна рассказала, что у сына Андрея хранится книга «Слепой музыкант» с личной подписью графини Толстой. В разговоре с ним та пообещала, что если он 3 класс на одни пятерки закончит, то она ему подарок сделает. Слово свое всегда держала! «С пенсии Екатерина Сергеевна всегда покупала детские дорогие книги и конфеты, которыми угощала встречных ребятишек. У нее всегда в карманах лежали дорогие шоколадные конфеты. Ей их в посылках присылала из Москвы няня». Тамара Петровна жила с сестрой, которая работала в РК КПСС секретарем по идеологии, она- то первая и привела Екатерину Сергеевну в их дом. «С первой встречи я обратила внимание, как графиня грамотно говорила, как прямо сидела, спину ровно держала. Внешне даже походкой выделялась И была очень образована. С ней многие учителя общались. Можно сказать, что даже дружила она с Медведевыми, Собениными, сестрами Таухен, с Марией Григорьевной Емельяновой. Помню, про Володю Собенина сказала: «Очень умный человек будет». Я вижу сейчас, что угадала. Ее соседи старались позвать на обед. Не отказывалась, но ответно в гости к себе не звала. Признавалась, что даже кисель у нее клецками получался. Не чуралась и простых людей. Абанцы умели помочь. Ее огород граничил с огородом Красногоровых, которые для нее и картошку растили, и избу белили. А Мелентина Даниловна была классной портнихой, щила платье Екатерине Сергеевне». Толстая работала в прокуратуре, и жила в доме специально для нее купленном организацией. В этом мы тоже видим признание ее заслуг местным обществом.

Афонасова Нина Александровна, хирург с французским медицинским образованием и с опытом работы в Ленинградском онкологическом институте тоже отбывала ссылку в нашем районе. Ее книга с воспоминаниями есть в Интернет сети (Приложение 4). Об этом отрезке ее жизни уже писала работу ученица Почетской средней школы Бровкина Анжелика. Она подтвердила факты из мемуаров врача воспоминаниями трех старожилов. Мы в книге Афонасовой Н.А., идентифицируя ее дворянское происхождение, искали ее личные качества, усвоенные ею в процессе социализации и воспитания. Она из эмиграции вернулась на родину в дни убийства Кирова, когда начались аресты «чуждых элементов». Но каким ожиданием встречи с Россией звучит каждая строка ее воспоминаний! «Я готова была расцеловать пограничника», «хочется побыстрее попасть домой увидеть маму, Тамару , друзей», вспоминала, как «мечтала о возвращении на родину» (Афанасова (Колюбакина) Н.А., Жизненный путь, СПб, 2005.с. 88). Но чтобы получить паспорт, добиться прописки в Ленинграде и устроиться на работу ей пришлось проявить настойчивость, трудолюбие, смелость, ответственность за родных, за свое образование. Придирались ко всему, связанному с ее дворянским происхождением: «диплом не заверен Советским консульством в Париже», «горздрав не может предоставить вам работу на основании иностранного диплома».(Афанасова (Колюбакина) Н.А., Жизненный путь, СПб, 2005.с. 89) . Ей предложили сдать государственные экзамены вместе со студентами 5-го курса при одном из мединститутов Ленинграда». Готовилась к экзаменам, проходила акушерско - гинекологическую практику со студентами, «ездила в далекое Полюстрово в Онкологический институт, смотрела на операции», устроилась (деньги уже заканчивались) на работу в московской районной поликлинике. Она была патриоткой и хотела принести пользу новой «советской» России: «Я была очень счастлива, что становлюсь, наконец, на самостоятельную трудовую дорогу, делаюсь советским работником» (Афанасова (Колюбакина) Н.А., Жизненный путь, СПб, 2005.с. 90). Экзамены Нина сдала на «отлично» и ее сразу зачислили в штат Онкологического института. Но ничто не спасло ее от репрессий. В п. Почет Абанского района она приехала, пройдя тюрьму и лагеря. Но и здесь опять недоверие: в больницу взяли медсестрой, потом до санитарки понизили из-за доноса. Но эта «санитарка» нашла в себе смелость оперировать лесоруба с разбитой головой. Ответственность за свои знания, гражданские качества, патриотизм помогли ей вынести и недоверие власти, и бездорожье, и сибирский климат. Своей самоотверженностью Нина Александровна заслужила признание сибиряков и добрую память о себе.

ВЫВОДЫ к главе:
В краеведческой литературе описаны судьбы наших земляков - дворян по происхождению, хотя есть возможность продолжить сбор такой информации. Наша тема исследования была направлена на поиск качеств личности, которая идентифицировала себя с дворянским сословием. Мы искали примеры во взаимоотношениях этих людей с местным обществом ценностей, идеалов, жизненных стремлений, социальных позиций, соответствующих приобретенным в ходе их социализации и воспитания сословным нормам поведения. Мы искали примеры, что рожденные дворянами, эти люди всегда оставались патриотами России. Они оставались «благородными» не только по происхождению, а всю свою жизнь.

2.2. «СВЕТЛЕЙШИЙ» КНЯЗЬ ГОЛИЦИН

В районной газете «Красное знамя» в 2008 году была опубликована статья Яруловой Галины об учителе Долго-Мостовской школы дворянского происхождения. О своем классном руководителе она оставила самые восхищенные воспоминания. Но досадно нам было, что она никаких сведений о его судьбе, родных его не сообщала, хотя читала «Дело» Голицина в архиве КГБ. В рамках нашей темы исследования мы поставили задачу сбора сведений об этом учителе. Свой поиск мы начали в местных архивах, хотя сделали запрос и в архив МВД, тайно надеясь, что через 50 лет что-то можно было уже и рассекретить. Решили начать с работы в архиве РОНО и сбора новых воспоминаний о нем. В процессе исследования нам приходилось работать с противоречивыми сведениями. Во-первых, нам непонятна была приставка «светлейший» к княжескому титулу. Тамара Петровна Москова, работала в Абанском ЗАГСе, а ее родная сестра Филатова Валентина Петровна в начале 60-ых годов заведовала Абанским РОНО. Тамара Петровна подтвердила дворянское происхождение Д.П. Голицина, вспомнив, что когда встал вопрос о назначении бывшего репрессированного учителем в школу, ее сестра делала запрос в органы КГБ дважды. Первый запрос не дал результата потому, что она в запросе не указала приставку «светлейший». Наша собеседница тоже не объяснила значение этой приставки. В сети Интернет мы нашли, что в России титул светлейший был пожалован в петровское время лично А. Д. Меншикову и Д. К. Кантемиру за особые государственные заслуги. Впоследствии наследственный титул светлости жаловался как вместе с княжеским (графы М. И. Кутузов, И. Ф. Паскевич), так и отдельно от него (потомственные князья П. М. Волконский, Д. В. Голицын). По «Учреждению об Императорской фамилии» до 1886 года титул Светлость присваивался младшим детям правнуков императора и их потомству в мужском поколении, а после 1886 г. всем правнукам и нисходящим мужским законным потомкам членов Императорского Дома (Википедия). Мы предположили, что Светлейший князь Дми́трий Влади́мирович Голи́цын (1771—1844) — военный деятель наполеоновских войн (генерал от кавалерии), который в 1820-44 годах был генерал-губернатором г. Москвы был прямым предком нашего Дмитрия Петровича, отбывавшего ссылку в нашем районе (Приложение 5). Но в родословном дереве рода Голициных мы не нашли его имени.

В Архиве военкомата Абанского района хранится «Учетная карточка» Галицина Дмитрия Петровича. Возможно, гласную букву по ошибке записали на «а»? Ярулова Г. в статье пишет о своем учителе Голицине. Уверены, что это один и тот же человек. Противоречивость сведений о нем в разных источниках создавала трудности в исследовании, но мы пытались решать их, находя новые источники и сопоставляя их (Приложение 6).

В Долгом Мосту старожилы помнят Дмитрия Петровича и знали о его княжеском происхождении. Учитель истории местной школы Лилия Владимировна Береговская опросила по нашей просьбе живущих в селе выпускников школы 60-х годов, которых Дмитрий Петрович учил. Ученики его вспоминают как очень интеллигентного, всегда выдержанного человека, которого ничто не могло вывести из себя. Его ученик Мариинский Юрий Евгеньевич со слов своего классного руководителя знает, что дядя Голицына был депутатом первой Государственной думы. Родственники после революции эмигрировали, так как его отец был белогвардейским офицером. Дмитрия Петровича увезли ребенком. Дмитрий Петрович родился в 1912 году в Санкт- Петербурге (Архив военкомата Абанского района , Учетная карточка Галицина Дмитрия Петровича). Можно предположить, что воспитывали его и в эмиграции патриотом России, если после Второй мировой войны (по воспоминаниям его ученика) Дмитрий Петрович добился разрешения возвратиться в Россию. Хотя его предупреждали, что он будет осужден, он не отказался от решения вернуться на свою историческую родину. Своим взрослым ученикам, учитель в доверительной беседе рассказывал, как его сняли с поезда, осудили на 10 лет лагерей, а после смерти Сталина сослали на поселение в Абанский район. В статье Яруловой указана другая версия возвращения в Россию Голицина – обвинение в диверсии инженера - специалиста по добыче золота (Ярулова Г., автограф учителя, Красное знамя 28 марта 2008г.). Возможно, тут противоречия и нет. Мог Дмитрий Петрович проситься на родину, а спец службы его заподозрили, как диверсанта и арестовали, сняв уже с поезда. В «Учетной карточке» к военному билету (серии КА № 743391), выданному 09.05.56. в графе «особые отметки» записано, что Голицин был осужден 18.08.45 по статьям «58-2», «58-8», «58-11» УК РСФСР. А освобожден был по приказу генерального прокурора СССР 02.04.56. (Архив военкомата Абанского района , Учетная карточка Голицина Дмитрия Петровича)

Из воспоминаний старожилов нам стало известно, что до 1955года Дмитрий Петрович работал в Долго-Мостовском химлесхозе в п.Лобазково. Записи в Учетной карточке подтверждают это. В архивном документе указана его гражданская специальность: инженер-химик, а в химлесхозе он работал вздымщиком. Видимо сбор живицы, по тяжести труда сравнить можно было только с жизнью в лагере, откуда его раньше срока освободили. В учетной карточке указан его рост - 175см. и 44-ый размер обуви. Судя по фотографиям и воспоминаниям, Дмитрий Петрович был щуплого телосложения, а орудием труда вздымщиков был 6-метровый шест. По воспоминаниям старожилов со своей женой Ниной Аркадьевной Дмитрий Голицин познакомился во время сбора живицы. Говорят, что она была сослана из Западной Украины (их местные всех называли «бандеровцами»). Обычно спецпоселенцы работали в химлесхозах на подсочке, собирали живицу – сосновую смолу. Работали с ранней весны до поздней осени и в любую погоду. Технология вроде простая – нужно было делать особую насечку на стволе сосны специальным резаком на длинном шесте (в просторечии – «хаком») и повесить под место стока смолы жестяную воронку – «приемник». А потом в течение всего сезона нужно было снимать эти воронки, выливать смолу в ведра и обратно прицеплять приемники на место. У каждого рабочего был свой участок сбора, где ставилась пустая бочка. Рабочим выдавались ведра и деревянные ножи для очистки приемника от смолы. «Вот и бегаешь от одного дерева к другому весь день – вспоминала Мария Дмитриевна Власова – ведро тяжелое от налипшей смолы, так «натаскаешься», что к вечеру рук не поднять. И зверя боязно. Кричим, шумим, с соседками перекликаемся, чтоб медведя отпугнуть» (Калякина Н. В. , Островки Гулага в Абанском районе, газета «Красное знамя»,22 февраля, 2008 г.). Будущую семейную пару поставили на один участок. Мужчины обычно работали хаком, а женщины в ведра живицу собирали. Мы предположили, что из-за своего благородства Дмитрий не оставил напарницу и помогал ей тяжелое ведро со смолой до бочки носить. У Голициных, возможно, и не было большой любви, если соседи вспоминали, как его жена сомневалась, что после получения наследства князь ее с собой возьмет. Но Дмитрий Голицин семью не бросил, «воспитание не позволяло». Уехали на юг России, а не за границу, как соседи думали. Тетя в Лондоне наследство оставила (по другой версии от матери и из Венгрии наследство получил). Установить истину возможно, только связавшись с родственниками. По закону половина денег государству тогда отошла, но и оставшихся хватило, чтобы в г. Малоярославец дом купить. По закону ему нельзя было селиться ближе 100 километров от Москвы. А в Долгом Мосту Голицины жили в «четвертушке» учительского дома. Их бывшая соседка Раиса Кирилловна Козлова вспоминает, как Нина Голицина получала из Москвы посылки с вещами, которые им перепродавала: «Все учителя у нее одевались». Сын Голициных Петя учился с сыном Раисы Кирилловны. В статье Ярулова жену Голицина называет сибирячкой (Ярулова Г., Автограф учителя, Красное знамя 28 марта 2008г.). Наша попытка установить имя и фамилию жены, год рождения их сына Пети через архив ЗАГСа не удалась: нет среди записей о рождении, выданных в конце 50-начале 60-ых годов детей с такой фамилией. Видимо, ребенок был зарегистрирован на фамилию жены, а с Дмитрием Петровичем они были не зарегистрированы. В те годы это было обычным делом.

В ходе поиска нам помогали не только родители, но и одноклассники. Мы в Абанский муниципальный архив пошли всем классом (Приложение 6). Зная, что Дмитрий Петрович работал в Долго-Мостовском ХЛХ вздымщиком, мы надеялись найти этому подтверждение. Заведующая архивом Наталья Александровна Солодухина в экскурсии по фондам архива сообщила, что архив Долго-Мостовского химлесхоза, который влился в Долго-Мостовский леспромхоз в 1959 году не сохранился. Но дала нам карточки 66 фонда формы Т-2 по алфавиту рабочих ЛПХ. Другой группе предложила поработать с архивом РОНО по заработной плате по годам (с 1958 по 1962 годы).(Абанский муниципальный Архив, Ф Р.65, опись 2, (1958-1962) ) Мы нашли среди рабочих ЛПХ имя другого Голицина- Геннадия. Наталья Александровна предложила нам другой путь поиска: сделать запрос в Туровский и Долго-Мостовский сельские советы, где в Похозяйственных книгах» должно быть упоминание обо всех жителях. Работник Туровского сельского совета по телефону продиктовала запись из «Похозяйственной книги» сельского совета за1962-1965 годы. Дмитрий Петрович Голицин указан как глава семьи, записана и дата его рождения – 04.09.12, что образование высшие, место работы - учитель Туровской средней школы. Голицина Нина Архиповна - жена (дата рождения 21.04.23), сын - Голицин Петр Дмитриевич (31.04.58г.р.). Там же было указано, что в августе 1964г Голицины выехали с Турова (Архив Туровского сельского совета, Похояйственная книга за 1962-1965гг). Мы узнали, что записи эти делались со слов самих жителей, документы, скорее всего не спрашивали. У мальчика должно было быть свидетельство о рождении, а жену могли записать со слов хозяина Голициной.

Подтвердить, что Дмитрий Петрович работал учителем, могли только его коллеги. Раиса Кирилловна Козлова уточнила, что Голицин вел в Долго-Мостовской средней школе химию и немецкий язык. Раиса Кирилловна преподавала биологию и первые слова о нем сказала: «он был очень-очень-очень образованнейшим и порядочным человеком». Дмитрий Голицин окончил Венгерский технический университет в 1941 году и в совершенстве владел семью языками! В Учетной карточке к военному билету №743391 в стандартной графе уместилась запись только трех языков (Архив Абанского военкомата Учетная карточка Галицина Дмитрия Петровича.). А о его знаниях Раиса Кирилловна рассказала такую историю, как однажды обратилась к нему с просьбой что-то объяснить ей непонятное в курсе биологии, он так четко и просто объяснил, что она на всю жизнь запомнила. О его профессионализме вспоминает старейший учитель Почетской средней школы Брюханова Мария Николаевна, историк по образованию. Слава о долгомостовском учителе химии дошла и до их поселка Почет. Ее подруга Дудко Мария Николаевна работала в 60-е годы завучем в Долго-Мостовской средней школе и пригласила коллег на «открытый» урок Голицина. Молодые учителя поехали на его «открытый» урок за 150 километров «по бездорожью на перекладных». По телефону Мария Николаевна так образно описала внешность и манеру поведения на уроке Дмитрия Петровича, что мы представили его. «Среднего роста, со славянским типом лица, красивым профилем, прямой осанкой, он не делал лишних движений. Речь была ровной, четкой, спокойной. Объяснения были просты и понятны. В его позе, манере говорить чувствовалось уважение к ученикам, какое-то благородство, интеллигентность». Она после увиденного примера, всегда своих учеников с урока по звонку отпускала, не задерживала. А Георгий Федорович Шалейников приехал работать в Турово в 1962 году и не вспомнил такого учителя в их школе. Мы сначала предположили, что тогда Голицин уже уехал в Долгий Мост. Но в Похозяйственной книге дата отъезда указана только августом 1965года. Шалейников помнит его как учителя Долго-Мостовской средней школы, на совещаниях в Абане они встречались. «Я, как сейчас, вижу его. Всегда подтянутый, в хорошо сшитом костюме, в коричневых лаковых штиблетах он даже какой-то аристократической внешностью обращал на себя внимание». Валентину Захаровну Бельскую Голицин учил немецкому языку в 6 классе в Туровской школе. Вот что ей запомнилось необычное в его внешности: он не смотрел в глаза, отводил взгляд, смотрел поверх голов. Почему? «А мальчишки его постоянно обманывали, списывая и пользуясь шпаргалками, а он верил, что они сами перевод текста сделали. Озорных не ругал и никогда не кричал. И еще всегда ходил в туфлях, а другие и в грязных сапогах на уроки приходили». В газетной статье Яруловой опубликованы 3 фотографии. По ним мы нашли похожее на газетное фото лицо на коллективной фотографии педагогов Туровской школы, которые после закрытия школы в 2011 году были переданы в наш школьный «Музей Народного образования Абанского района». Но Валентина Захаровна опровергла наше предположение, узнав на фото своего учителя Шишулина Петра Алексеевича. Подтвердила нашу правоту его внучка Елена Петровна Шишулина, которая работает учителем географии в нашей школе. Наша находка - единственное пока фото Дмитрия Петровича (приложение 6). Голицин жил в 1963-1965 годах в Турово, но в школе мог уже не работать.

Просмотрев Книги приказов Долго-Мостовского и Абанского РОНО (в 1962 году были объединены в один район) с 1955 по 1965 годы, мы не нашли ни одного приказа, с упоминанием имени учителя Голицина Дмитрия Петровича. Если ему платили зарплату, то приказы о приеме или о переводе должны были быть. Могли вырвать лист? Это противоречие объяснила нам учитель-ветеран Собенина Мира Кирилловна, известная в районе участием своих учеников в школьной художественной самодеятельности. Она училась в 5-7 классах в 1952-1956 годах в Абанской семилетней школе по улице Пушкина и считает, что любовь к театру ей привил ссыльный Хорон Евгений Яковлевич. Он закончил Берлинскую консерваторию и преподавал у них музыку и танцевальный кружок вел. А устроен был истопником и жил при школе. Техничкой была устроена на работу в этой же школе его жена, балерина Московского театра Снеговая Маргарита Александровна. А Надежда Александровна вела хор, но оформлена была сторожем. И еще Мира Кирилловна вспомнила, как их директор школы Сухотин прикладывал палец к губам, если кто-то из учеников этих ссыльных называл учителями. Дети понимали тревогу директора, но своих интеллигентных учителей любили беззаветно. «В школу я бежала с широко открытыми глазами, ожидая чуда от встречи с этими чудесными людьми» - сказала Мира Кирилловна. Она пояснила, что ссыльных было в Абане очень много, но абанцы не просто с сочувствием относились к этим бедно одетым, живущим в каких-нибудь халупах, бравшимся за любую работу, чтобы прокормиться, но относились с большим уважением к ним и помогали им, чем могли. Сибиряки всегда оценивали человека не по статусу, а по его душевным качествам. Мы понимали, что репрессированные не рассказывали о своем дворянском происхождении. Голицин не скрывал этого. Связь с родом своим в душе берег, назвав сына в честь деда.

Сопоставив воспоминания старожилов, мы нашли некоторые приказы по Долго-Мостовскому РОНО, которые косвенно могли подтвердить, почему в 1955 году ГолицинаД.П. могли взять на работу в Туровскую среднюю школу. В 1955-1956 учебном году осуществлялся переход на новые программы. В связи в приказе №134 записано: «завуча Туровской средней школы Борисову Надежду Николаевну с 25 августа 1955 года считать учителем немецкого языка 8-10 классов с нагрузкой в 12 часов». А в приказе РОНО от 17 октября этого же года записано, что в связи с уходом в декретный отпуск директора школы Радзиевской В.А. «С 24 октября Борисову Н.Н. назначить и.о. директора Туровской средней школы, а Михайлову В.И. – и.о. завуча» (Архив Долго-Мостовского РОНО, Книги приказов 1954-1962 ). Вакансия учителя немецкого языка могла быть причиной экстренного поиска человека на должность учителя. Но взять в школу ссыльного (реабилитирован будет через год) для этого нужна была гражданская смелость. Значит, Голицина знали как «хорошего человека», знало начальство и о его высшем образовании. В воспоминаниях Ярулова назвала председателя Долго-Мостовского райсовета Лемешевского Михаила Архиповича, отца ее одноклассника Михаила инициатором приема Голицина в школу. Она предполагает ,что Голицын отмечался в органах власти и они были знакомы. Чиновник предложил школе взять на работу «неблагонадёжного». «В Сибирской ссылке возникали моменты высочайшего духовного подъема, который власть не успевала контролировать». (Ярулова Г., Автограф учителя, Красное знамя 28 марта 2008г.)

МЫ ПОДВЕЛИ ИТОГИ ПОИСКА:

1. Сам Голицин Д.П. не скрывал своего происхождения. В воспоминаниях Тамара Петровна Москова подтвердила его дворянское происхождение и титул «светлейший» по заявке РОНО в органы КГБ. Старожилы идентифицировали его как дворянина по манере поведения, высокому уровню культуры и образования, по благородству (снисходительность к недостаткам людей, прощение их за нанесенную обиду, отзывчивость на просьбу помочь) в отношениях с местными жителями. Не удалось найти в Родословной династии Голициных его имени. Возможно, результаты нашего поиска помогут убрать этот пробел исследователей (свяжемся с редакцией книги).

2. Идентифицировать Голицина Дмитрия Петровича, как репрессированного удалось по архивному документу Абанского военкомата. В «Учетной карточке» к военному билету (серии КА № 743391), выданному 09.05.56. в графе «особые отметки» записано, что Голицин был осужден 18.08.45 по статьям «58-2», «58-8», «58-11» УК РСФСР. Он был освобожден от наказания по приказу генерального прокурора СССР 02.04.56. Сделан запрос в краевой Архив МВД с целью получения информации о родственниках.

3. Подтверждение, что он работал учителем с 1955 по 1962 год в Туровской средней школе, а потом был переведен в Долго-Мостовскую среднюю школу учителем немецкого языка химии мы нашли в многочисленных воспоминаниях его учеников и коллег. В архиве РОНО найдены документы только косвенно подтверждающие это. Причиной неразрешенного противоречия можно считать обычную в те годы практику, когда по документам ссыльного оформляли не учителем, а сторожем или по документам он числился на прежнем месте работы. В школьном музее есть фото коллектива Туровской школы 1962 года, где во 2 ряду слева Голицин.

4. Отношение к ссыльным было разным и в обществе, но сибиряки с уважением относились к Дмитрию Петровичу из-за его личных качеств, благородства, ответственности к работе, патриотизма (любви к русскому народу, Отечеству). Общество доверило репрессированному властью человеку воспитывать своих детей, а значит, признало Голицина по своим меркам, «хорошим человеком», своим земляком.

5. Нам не удалось найти в архиве ЗАГСа сведения о жене и сыне Дмитрия Петровича. Планируем связаться с Галиной Яруловой (адрес родственников она дала в газетной статье за 28.03.08). В Похозяйственной книге Туровского сельского совета за 1962-1965 годы сделана запись о семье Голицина Д. П.

Поиск информации о неизвестном в районе учителе - Голицине Дмитрии Петровиче по нашей просьбе ведет еще Береговская Лилия Владимировна с ребятами Долго-Мостовской средней школы. Исследование продолжается.

3. ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ДЛЯ НАС ОСНОВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ ДВОРЯНСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ?

Когда мы работали с документами в Абанском муниципальном музее, директор музея, узнав нашу тему исследования, назвала нам еще одно имя для нашей темы исследования. Раиса Александровна рассказала, как они, поздравляя «Детей войны» с Днем Победы, у Кужбаковой Зинаиды Николаевны увидели семейный альбом со старинными фото, похожими на фото графини Толстой. Бабушке уже 92 года, она живет одна, но ее досматривает сын. Поэтому свой новый поиск мы уже начали со сбора воспоминаний старожилов, знавших Кужбаковых. Одноклассницей моего руководителя была дочь Зинаиды Николаевны, а недалеко от школы живет ее сын. Прямого подтверждения их дворянских корней мы пока не получили, но косвенные сведения говорят об этом. Идентифицируем дворянина мы по внешним признакам: манера поведения, уровень образования, интересы и пр. Скорее всего, в роду ее родителей Троицких Николая Петровича и Ии Митрофановны были дворяне. Их внук Владимир Кужбаков знает, что дед был инженером и строил Днепрогэс. Имя бабушки похоже на еврейское. У Кужбаковой Зинаиды Николаевны было трое детей: Владимир, Валентина и Люба. По воспоминаниям старожилов дети Кужбаковых отличались от абанских ровесников внешностью и поведением. Люба заканчивала Абанскую школу в 1969 году и была «законодателем моды»: у нее первой появился кружевной белый фартук и кружевной воротничок на школьной форме. А Мира Кирилловна Собенина учила детей Кужбаковых и в разговоре отметила их воспитанность, аккуратность в одежде. Она же рассказала, что при первой встрече ее поразила бедность этой семьи: на озере Зинаида Николаевна стирала детское белье песком (мыла даже не было). Мальчику было лет 5, а девочка еще не ходила и они были рядом с мамой. Но мы знаем, что в этой семье было пианино, а стоило оно по тем временам очень дорого. Все старожилы вспоминали, что сама Зинаида Николаевна «музицировала » и девочки учились в музыкальной школе. Это подтверждает наше предположение, что Зинаида Николаевна получила необычное для наших мест образование и воспитание. В Абане первоначально Зинаида Николаевна работала в книжном магазине и Мира Кирилловна Собенина рассказала, что ее поразил кругозор продавца и познания в области литературы: она могла подобрать книгу, рассказать о ней. Продавец отличалась от абанцев и речью, манерой держаться. С Рубановой Лидией Ивановной Зинаида Николаевна работала в Абанской поликлинике. В коллеге отметила такое качество, как внимательность и умение успокоить, посочувствовать. Разница в возрасте не мешала им поддерживать дружеские отношения. О прошлом Зинаиды Николаевны они не говорили, но ее недоверие власти, независимость суждений наш собеседник отметила. «Зинаида Николаевна не интересовалась политикой, не участвовала в общественной жизни, была независимой в коллективе»- эта характеристика может подтвердить обиду на власть бывшей репрессированной.

А из рассказа ее сына, мы узнали, что родилась Зинаида Николаевна в Кашире. А ее родители приезжали в Абан дважды. Он помнит деда Николая и бабушку Ию. Они жили в особняке в Петербурге, к ним даже в гости внучки ездили. Дедушка надеялся увезти семью дочери к себе и прописать в квартире. Возможно, что это было их «родовое гнездо». Сейчас в этом доме музей. А дворянским происхождением никто из Кужбаковых не хвалился, да и о ссылке отца и матери в семье не говорили. Но в разговорах проскальзывало, что предложение узбека Кужбакова выйти за него замуж Зинаида Николаевна сразу отклонила, сказав, что готовить еду и вести хозяйство ее не учили. А из разговоров о детстве их дети знали, что в доме Троицких были и няня, и кухарка, и прислуга. Эти факты и семейные фотографии убеждают нас в возможном дворянском происхождении Зинаиды Николаевны.

Мы начинаем новый поиск.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе изучения судеб репрессированных дворян, живших в нашем районе, нас интересовали вопросы: как пройти дорогу жизни человеку, оставаясь Человеком? Как стать личностью и найти свой путь в жизни? Процесс развития личности происходит постепенно. Деятельность индивида ориентирована на поиск способов для удовлетворения потребности быть личностью. Герои нашего исследования имели такой источник для развития личности - это традиции семейного воспитания. Идентичность помогала личности воспринимать себя во всем многообразии своих связей с дворянским сословием, определяя для себя набор ценностей, идеалы, жизненные стремления. В дворянских семьях воспитывали, во-первых, патриотов России. Патриотизм проявлялся не только в любви к месту рождения, но и к русскому народу. Примеры такой любви мы нашли во взаимоотношениях ссыльных с местными жителями.

Общим в деятельности этих людей было просвещение народа. Они делились своими знаниями, талантом. В этом проявлялась их ответственность за свое образование. Графиня Толстая Е.С., работавшая после реабилитации секретарем Абанской прокуратуры, многим абанцам помогала выигрывать судебные процессы. Хирург по образованию Афанасова Н. А. не затаила обиду, когда ее по жалобе в Крайздрав безграмотной фельдшерицы Рютиной перевели в санитарки, а помогала своей обидчице диагностировать больного. Благородство и профессиональная ответственность заставили ее, санитарку по должности, оперировать лесоруба с пробитой головой. А какой смелостью нужно было обладать, чтобы оспаривать методы лечения главврачом больного. Ее заслугой стало появление операционного блока в поселковой больнице (Афанасова, (Колюбакина) Н.А., Жизненный путь, СПб, 2005, с 137,159). Мария Николаевна Брюханова живет в п.Почет, она сказала, что старожилы до сих пор вспоминают Нину Александровну. В 1950 году Мария Николаевна училась в девятом классе в Абанской средней школе. Она назвала нам еще одно имя ссыльной, предположительно дворянского происхождения. Классным руководителем у нее была Надежда Алексеевна Попова. Она приехала в ссылку вместе с мужем врачом. Оба в Москве преподавали в Московском университете. Наше предположение основано на ее рассказе о взаимоотношениях с учителями-фронтовиками, унижавшими ссыльную. Примером, что по-разному к ссыльным относились и сибиряки, нами записан рассказ Собениной Миры Кирилловны. Она рассказала такой случай, которому была свидетелем в детстве. Ее отец, Собенин Кирилл Леонтьевич, был председателем колхоза. В колхозе имени Жданова работал агрономом поляк Звучинский, у которого была ученая степень и звание «доктора сельскохозяйственных наук». Однажды к Собениным в дом он пришел в слезах и замерзший ночью. Его рассказ девочку ужаснул, потому она его и запомнила. Звучинский сопровождал машину с зерном в Абан. Но по дороге кузов полуторки развалился (техника была старая, а дорог практически не было) и зерно рассыпалось. Так агронома - ссыльного заставили собирать руками с земли все зерно до зернышка. Кто были эти садисты? Наверное, тоже сибиряки. Но Мира Кирилловна до сих пор за их поступка стыдится. Она убеждена, что только общение со ссыльной интеллигенцией в послевоенные годы культуру абанцев подняло на высоту. У нас в Абане особый интерес к театральному искусству. Личное общение «с этими чудесными людьми» она назвала главной причиной своего таланта, который в ней развили ссыльные учителя, о которых она вспоминает до сих пор с обожанием.

В этом году абанцы похоронили известнейшего в Абане режиссера местного народного театра «Сибиряк» Цветкову Антонину Терентьевну. На сцену ее вывели московские и ленинградские артисты, отбывавшие ссылку в Абане (Приложение5). В своих воспоминаниях она называла Харона Якова Евгеньевича, Маргариту Александровну Снеговую, Николая Николаевич Королёва, Николая Павловича Осколкова, Михаила Григорьевича Гутгарца. Мы не знаем, были ли они дворянами, но абанцы старожилы отмечают их высокую культуру и образование. Стажировку Антонина Терентьевна проходила под руководством Михаила Григорьевича Гутгарца, репрессированного московского режиссера, которого назначили после Абана руководителем Канского драмтеатра (Цветкова А. Т, Чудо на сцене, Красное знамя, 1994 года). Это тоже показатель, что большинство сибиряков к ссыльным интеллигентам относились с уважением. Абанский театр «Сибиряк» и сегодня не только жив, но в этом году победил на краевом конкурсе любительских театров, благодаря своему режиссёру Степченко Ольге Анатольевне, дочери Цветковой Антонины Терентьевны. В династии абанских театралов и внучка ее Чекрышова Анна Леонидовна. Когда мы поздравляли их с победой на конкурсе, Ольга Анатольевн опять вспомнила ссыльных актёров и режиссёров: «в абанской ссылке они зарабатывали свой хлеб очень тяжело, кто как мог. – Николай Николаевич Королёв работал в центральной больнице, а Николай Павлович Осколков – в промартели. Поэтому в Абане в 50-е годы действовало несколько театральных трупп. А образованием и манерами поведения они от абанцев отличались. В архиве мамы нет подтверждения их дворянского происхождения. А о причинах ареста тогда не принято было говорить». Возможно, эти имена тоже станут предметом другого исследования.

Важность темы подтверждают декабрьские события 2015 года. Баронесса фон Дрейер из Бельгии обратилась с просьбой к президенту РФ Путину выдать ей российский паспорт и помочь осуществить ей мечту всей ее жизни. В свое 100-летие она хотела приехать на свою историческую родину в Москву российской гражданкой. Ирина Владимировна не только на русском языке чисто говорит, но все 95 лет вынужденной эмиграции мечтала вернуться в Россию. Этот пример подтверждает нашу гипотезу, что рожденные дворянами и воспитанные в традициях сословия, эти люди всегда оставались патриотами России. Актуальность нашей темы подтверждают ожидаемые новые изменения в системе школьного воспитания. Оценив систему патриотического воспитания, как не достигшую ожидаемого результата, в Министерстве образования РФ создают новую Программу до 2020 года (Цветкова А. Т, Чудо на сцене, Красное знамя, 1994 года). А стоит ли что-то придумывать? Может, обратиться к опыту воспитания патриотизма в дворянских семьях? Наше исследование убедило нас, что старожилы района до сих пор помнят репрессированных, не по своей воле живших рядом с ними дворян и высоко оценивают вклад ссыльных в общую культуру сибиряков. Мы тоже гордимся, что в нашей местной истории были такие земляки-абанцы, «благородные» по происхождению и в жизни.

БИБЛИОГРАФИЯ (ИСТОЧНИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ)

1. ГАКК, Ф.909, оп.1,д.7, об.74-76.
2. Абанский муниципальный Архив, Ф Р.65, опись 2, (1958-1962)
3. Архив Туровского сельского совета, Похозяйственные книги (1962-1964).
4. Архив Абанского военкомата, Учетная карточка Галицина Дмитрия Петровича.
5. Архив Долго-Мостовского РОНО, Книги приказов 1954- 1962
6. Архивы школьникам, Декабристы в Енисейской губернии, Кр., 1996.
7. Афанасова, (Колюбакина) Н.А., Жизненный путь, СПб, 2005.
8. Быконя Г.Ф., История Приенисейского края 17- первой половины 19 века, 1997.
9. Драпаков С.В., Калякина Н.В., Становление Земли Абанской, Абан, 2006.
10. Карлова А.Н., Мишина С.А., Декабристы в Канском Округе (Канск в прошлом и будущем), Канск 1987.
11. Обществознание, 10 класс профильный уровень, под редакцией Боголюбова Л.Н. Москва; 2009, с. 302
12. Калякина Н. В., Островки Гулага в Абанском районе, газета «Красное знамя», 22 февраля, 2008 г.
13. Цветкова А. Т, Чудо на сцене, Красное знамя, 1994 года.
14. Ярулова Г., Автограф учителя, Красное знамя 28 марта 2008г.
15. TV, Новости, 10.12.15.
16. Википедия.
17. Воспоминания Бельской Валентины Захаровны (13.01.50) п. Абан, ул. Чкалова-133.
18. Воспоминания Брюхановой Марии Николаевны (1935г.р.) п. Почет, ул. 40 лет Октября-2, кв.2.
19. Воспоминания Раисы Кирилловны Козловой, жительницы с. Долгий-Мост, записаны Лилией Владимировной Береговской, учителем истории Долго-Мостовской школы и переданы по телефону в октябре 2015.
20. Воспоминания Мариинского Юрия Евгеньевича жителя с. Долгий-Мост, записаны Лилией Владимировной Береговской, учителем истории Долго-Мостовской школы и переданы по телефону в октябре 2015.
21. Воспоминания Московой Тамары Петровны (1937), п. Абан, пер. Коммунальный-2/2 2.
22. Воспоминания Собениной Миры Кирилловны (1940) п. Абан ул. Заречная-10/2.
23. Воспоминания Шалейников Георгий Федорович (1932), п. Абан, ул Пионерская-118/2. 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

У памятника Мозалевскому на Устьянском сельском кладбище ветеран педагогического труда учитель истории Устьянской средней школы Кочубей Зоя Ивановна – свидетель реставрации памятника. Фото 2013года.

Надпись на стелле «МозалевскийАлександр Евтихьевич декабрист» была сохранена после реставрации памятника, как и его внешний вид.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.


Князь Волконский А.С. –заведующий Почето-Абанским переселенческим пунктом 1905-1914.


Волконский А.С. с женой.


Похороны А.С. Волконского, в его доме, в Абане по улице Большой (сейчас ул. Советская, - )

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.


Толстая Екатерина Сергеевна, внучатая племянница русского писателя Льва Николаевича Толстого отбывала ссылку в Абане.
Фото 1916 года. Екатерине 18 лет.


Клуб «Земляки» на открытии памятника на могиле Толстой Е.С. в День памяти жертв политических репрессий. Фото 30.10.09. п. Абан.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

 
Афонасова (Колюбакина) Нина Александровна отбывала ссылку в Абанском районе. Работала в больнице п. Почет.


Книга воспоминаний Афонасовой Н.А Жизненный путь, Санкт-Петербург, 2005.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.


«Светлейший» князь Голицин Дмитрий Владимирович – губернатор Москвы - прямой предок репрессированного Голицина Дмитрия Петровича - учителя Абанского района


Фото из школьного музея : коллектив Туровской средней школы. Слева в третьем ряду Голицин Д.П.


Учетная карточка Голицина Дмитрия Петровича
(Архив военкомата Абанского района)

ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

Поиск информации о Голицине Д. П. мы вели с однокласскниками в Абанском муниципальном архиве под руководством Солодухиной Натальи Александровны

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Ссыльные артисты на сцене Абанского любительского театра

Сцены из спектакля «Таня» Арбузова. В роли Чапая М. Любогощенский, вихрастого паренька - А. Цветкова. Н.Н. Королев в роли Шмаги (режиссеры спектакля – Маргарита Снеговая и Яков Харон).


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»