История семьи

История семьи


XVIII Всероссийский конкурс
исторических исследовательских работ
«Человек в истории. Россия – ХХ век»
2016–2017 год

Работу выполнила: Хлопова Анастасия
МБОУ СШ № 24
Руководитель: Грибачева Мария Викторовна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
I. История переселения
II. История семьи Вахтель
III. Культура немецкого народа
Заключение
Библиография

ВВЕДЕНИЕ

Летом 2016 года я оказалась в селе, с красивым названием "Чистые пруды" Балахтинского района. Оказалось, что в основном все жители села немцы по происхождению. Меня это очень заинтересовало, стало любопытно как они здесь оказались. Так же мой интерес был связан с историей моей семьи, я всегда знала, что во мне тоже течет немецкая кровь. В тот момент я поняла, что пора изучить свои корни подробнее. Оказалось, что судьба жителей села и моих родственников очень похожи.

Во время Великой отечественной войны в нашей стране по разным причинам были выселены с территорий люди, которые ранее проживали и были переселены в отдаленные места - это крымские татары, немцы Поволжья, калмыки, некоторые народы Северного Кавказа.

Каковы причины переселения этих народностей? Что положено в основу такого отношения власти советского государства к людям? В нашем крае проживает достаточно много немцев из Поволжья. Именно в годы Великой Отечественной войны они, депортированные в Сибирь, обрели здесь свою вторую родину, в том числе и семья Вахтель в составе Амалии Ивановны(1918 - 2000) и Ивана Филипповича (1910 - 1995). Пытаясь найти ответ на выше поставленные вопросы, это побудило меня к поисковой работе и созданию истории появления немцев в нашем крае.

Цель:
- изучение причин депортации немцев Поволжья
- изучение культуры немцев, как изменились их традиции в современное время

Задачи:
- изучить историю своей семьи.
- обработать этот материал и оформить как документ.
- собрать доступный всевозможный материал у переселенцев с Поволжья .
- через совместную работу с родственниками, с библиотеками села и района отобрать литературу, которая могла бы дать сведения об этом периоде.

I. История переселения

В мире более 200 государств и приблизительно 5000 народов, и значит, многим народам надо жить совместно с другими в одном доме-государстве. Естественно возникают проблемы экономические, политические, правовые и т.д. Которые могут порой перерасти в национальные конфликты: по поводу спорных территорий, из-за изгнания народа со своей территории и возвращения депортированного народа на свою историческую родину, из-за произвольного изменения административных границ, из-за насильственного включения территории народа в соседнее государство, между этническим большинством и компактно проживающим меньшинством (некоренная национальность), по поводу отсутствия у народа национальной государственности и ее расчлененности между другими государствами.

Более двухсот лет назад Российская Империя пригласила предков нынешних российских немцев для освоения новых земель. При таком укладе жизни российские немцы сформировались как народ со своими обычаями, культурой и традициями.

В процессе депортаций, в результате прямых репрессий, от голода, болезней и непривычных климатических условий численность чеченцев сократилась примерно на 50%, крымских татар на 46%, калмыков на 30%. Пребывание в ссылке отразилось на состоянии их генофонда и материальной культуры. В конце 50-х годов большинству депортированных народов разрешено было вернуться на свои исторические территории, но ими покинутые земли были заселены представителями других народов и это явилось новой причиной межэтнических конфликтов.

Но всё же самыми первыми подверглись депортации немцы. Летом 1941 года «диверсантами и шпионами» было объявлено всё немецкое население СССР (почти 1,5 млн. человек), подлежавшее выселению в Сибирь и Казахстан. АССР немцев Поволжья была ликвидирована.

В местах расселения граждан, спецпоселениях обвиняемых в предательстве и в возможном пособничестве немецко-фашистким захватчикам находилось всего 2 463 940 человек из них мужчин 655 674, женщин 829 084, детей до 16 лет 979 182 ребенка.

В начале Великой Отечественной Войны, оклеветанные в поддержке германского фашизма, Поволжские немцы были сосланы в Сибирь и Казахстан. Массовая депортация поспособствовала увеличению проживающего населения немцев на территории края (с 3962 по 77359 человек), они были расселены по более 40 районам.

Немцы Поволжья, были выдворены из своих домов, репатриированы насильно, отправлены подальше от линии фронта, в частности в Сибирь. Указом правительства от 28.08.41 года все немцы Советского союза, от грудных детей, до немощных стариков, были объявлены шпионами и диверсантами и подлежали высылке.1 Тысячи немцев были лишены имущества, исторической Родины, национальной государственности. Что пришлось испытать этим людям, лишившимся в один момент – всего?

II. История семьи Вахтель

Село Беттингер (Баратаевка, Бартеневка,Воротаевка) - Унтервальденский (Марксштадтский) кантон, Панинский район

ВОРОТАЕВКА (Беттингер / Bettinger; Баратаевка, Бартеневка), лютеранско-реформатское село, основано 3 августа 1767 г. Находится на левом берегу Волги, при р. Вортуба, в 95 км к северо-востоку от г. Энгельса. До 1917 г. село входило в состав Панинского колонистского округа Николаевского уезда Самарской губернии, центр волости. В советский период – АССР НП,Панинский (Шенхенский) район, Марксштадтский, Унтервальденский кантоны. В настоящее время входит в состав Зоркинского сельского поселения Марксовского района Саратовской области.

Немецкое название возникло по имени старосты села. После указа от 26 февраля 1768 г. об обязательном наименовании колоний появилось название Баратаевка, по фамилии окружного комиссара князя Баратаева. Заложено у р. Малый Караман, в 1770 г. перенесено в более благоприятное место. Село основали 35 семей из Гессен-Касселя и Пруссии. Застройка поселения началась в 1768 г., до этого времени колонисты зимовали в существующих колониях.

Церковная община относилась к приходу Беттингер. Лютеранско-реформатский приход утвержден в 1780 г., в него входили колонии Баратаевка, Шафгаузен, Гларус, Базель, Цюрих. В 1820 г. от этого прихода отделились колонии Унтервальден, Сузанненталь, Баскаковка, Рязановка, Брокгаузен, Гоккерберг. Деревянная церковь св. Петра и Павла построена в 1808 г., перестроена в 1871 г., деревянная, на 1000 мест. Часть жителей были католиками. В 1875 г. при церкви открылась богадельня, преобразованная в 1903 г. в небольшую больницу.

В 1857 г. община владела 5720 десятинами земли. На одну ревизскую душу (всего 730 мужчины) приходилось около 6,9 десятины земли. По состоянию на 1859 г., в колонии насчитывался 182 двора, проживали 1409 человек (720 мужчин и 689 женщин), имелась лютеранская церковь, школа, действовал базар. Колонисты занимались земледелием, выращивали пшеницу, рожь, табак, картофель, были развиты садоводство и животноводство. В 1910 г. был уже 451 двор, население составляло 4366 человек (2250 мужчин и 2116 женщин). Удобной надельной земли показано 7965 десятин, неудобной – 1334. Имелись лютеранская церковь, волостное правление, два судебно-следственных учреждения, учреждение призрения, квартира урядника. По общеполицейскому управлению село состояло в 1-м стане. В 1910 г. в Баратаевскую волость входили поселения: Баратаевка, Гларус, Шафгаузен, Базель, Цюрих, хутора: Зеленка, Маянга, Салт-Петердак, Шакгер, ШафгаузенскаяМаянга, ЦюрихскаяМаянга, БаратаевскаяМаянга, Цюрихская зеленка, Керн, Бауэр.

После образования трудовой коммуны (автономной области) немцев Поволжья в 1918 г. село Беттингер стало административным центром Беттингерского сельского совета Марксштадтского кантона. В 1926 г. в Беттингерский сельсовет входили: с. Беттингер, выс. Маянка, хутора Тренктейх, Бруннен, Фруктовые сады, Зейферт. С 1 января 1935 г., после выделения Унтервальденского кантона из Марксштадтского, и до ликвидации АССР НП в 1941 г. с. Беттингер относилось к Унтервальденскому кантону АССР НП.

Во время голода 1921 г. родились 185 человек, умерли – 393. По переписи населения 1926 г. село насчитывало 471 домохозяйств с населением в 2465 человек (1159 мужчин и 1306 женщин). Немецкое население составляло 2461 чел. (1157 мужчин и 1304 женщин), домохозяйств – 468. В 1920-е годы имелись кооперативная лавка, начальная школа.

В сентябре 1941 г. население АССР НП депортировано в Сибирь и Казахстан. 5 июня 1942 г. Беттингерский сельсовет переименован в Воротаевский. В 1943 г. на землях бывшей колонии был образован колхоз им. Ленина.

Сегодня Воротаевка является небольшим селом в составе Зоркинского муниципального образования. Имеется начальная общеобразовательная школа. Заброшенное церковное здание (колокольня была снесена ранее) простояло до середины 2000-х годов, ныне утрачено в результате пожара.

Переселение

В сентябре 1941 года пришла беда в родное село Беттингер на реке Волга. Семья Вахтель в составе Амалии Ивановны(1918 - 2000) и Ивана Филипповича (1910 - 1995), и трехлетнего сынишки Андрея, насильно была депортирована в Сибирь.
Жителям села дали на сборы 2-3 часа, это было катастрофически мало. Люди ничего не могли толком собрать с собой в дорогу. Хватали первые попавшиеся вещи детей и заталкивали в чемоданы, а кто то вязал узлы. Паника стояла страшная, ор и плачь разливался по всему селу.

Шли по населённому пункту советские солдаты с оружием и сгоняли всех людей к пристани. Жители загонялись на баржу. Плотность была столь велика, что не было возможности сесть, стояли. Женщины и дети рыдали, и только мужчины стояли с окаменевщими лицами. Это было начало великого испытания, выпавшего на долю немецкого народа.

Баржу сопровождали быстроходные маломерные боевые корабли, основным оружием которых является торпеда. Немцы ожидали, что их расстреляют и потопят баржу. Почему этого не произошло? Для них это осталось загадкой.

Баржа причалила к последней станции на Волге. Потом людей, как скот, загнали в теплушки, и они отправились в Сибирь. Теплушка - основной тип вагона на железных дорогах предполагал конструктивную возможность его быстрого переоборудования для массовой перевозки людей в случае крайней надобности (то есть, прежде всего, для переброски войск).Часто полное по проекту переоборудование вагона не производилось из-за недостатка времени или материалов.

Провизия, прихваченная с собой, очень быстро закончилась. Люди ехали впроголодь. Выдаваемой еды не хватала. Родители в первую очень кормили детей. Свежая вода была роскошью.

В вагоне, где ехали мои родные, не было лежанок. Пол был застелен соломой, это всё благоустройство. Для удовлетворения естественных потребностей в углу стояло ведро. Нормальная вентиляция воздуха отсутствовала, поэтому запах стоял соответствующий. За время пути люди не имели возможности помыться, их заедали вши. Из-за антисанитарных условий началась дизентерия, страшно было смотреть на страдающих людей.

Первые эшелоны прибыли в Красноярский край 14 сентября и привезли 2270 человек. Прибывших переселенцев распределяли по предприятиям группами по 10—100 человек. Исключения составляли одиночки, имевшие редкую специальность. Их распределяли особо.

Всего в Красноярский край прибыло около 70 тысяч человек из автономной советской социалистической республики немцев Поволжья. Сначала многих направили на жительство в южные регионы. 16—17 сентября речным транспортом первые поселенцы были доставлены в Минусинск. Значительная часть переселенцев была направлена на фермы совхоза «Курагинский» и совхоза Золотопродснаба.

Поволжские немцы расселялись в 25 сельсоветах Минусинского района и городе Минусинске, 133 семьи были направлены в Ермаковский район. В Идринском районе приют нашли 380 семей, в Каратузском — 242.

Родственники мои прибыли в Идринский район. Местом распределения стала деревня Нижнее Никулино, которая была основана в 1868 году. Деревня располагалась в таёжной местности на расстоянии около 60 км от районного центра.

Для спецпереселенцев выделялась земля под огороды, выдавались семена. Все работоспособные взрослые люди должны были обязательно получить рабочие места, дети — пойти в школу. При этом переселенцы в большинстве своем были вселены в экономически слабые колхозы, которые не в состоянии оказать помощь.

Сибирь итак не привечала новых переселенцев: суровая зима, проблемы с жильем и работой. Новой же бедой для немцев стала мобилизация в трудармию.2 В поселениях остались только старики и дети. Мужчины же трудоспособного возраста были отправлены в трудармию (лесные лагеря). Мой прадед Иван Филиппович заготавливал лес 1941 года в Кемеровской и Читинской областях. В 1949 году был отправлен к семье, так как не мог работать по состоянию здоровья. Работа в трудармии в полном смысле слова носила рабский характер, нарушались все международные соглашения о правах человека, о недопустимости принудительного труда. На самом же деле, как пишет В. Дизендорф, это были концентрационные лагеря, где людей заставляли работать под чутким надзором охраны. Выполнять дневную норму мог только здоровый, сильный мужчина. Если ее не выполнять, итак скудная пайка срезалась. В этих условиях было трудно восстановить силы и с каждым днем люди таяли на глазах.

Мужей забирали на валку леса. Работа тяжкая, кормят плохо. Люди опухали от голода. Жены меняли вещи на продукты, чтобы хоть как-то накормить своих блиизких. По данным одного из источников в трудармии Решот осенью насчитывали около трех тысяч заключенных, к весне осталось всего триста человек. Немцы пытались бежать из этого ада, но, естественно, их находили и возвращали обратно.

Современники тех событий с болью и слезами на глазах рассказывают о тех временах.

Немцам запрещалось покидать деревню без разрешения старосты. Отмечаться ходили два раза в неделю к старосте и один раз в месяц в комендатуре до десяти часов вечера. В 1946 году моя прабабушка Амалия и прадедушка Иван переехали по разрешающим документам в село Идринское. После закрытия комендатур 1956 году, немцам теперь было допустимо свободно перемещаться. Но не многие поволжские немцы сумели возвратиться в регион Поволжья в том количестве, в каком их забрала оттуда советская власть. Им не было позволено селиться там в течение десятилетий. На местах бывшего проживания сами переселенцы встречали жесткий отпор со стороны населения, вселённого в их старые дома тем же сталинским режимом в тот же момент и занимавшего их родные земли.

После войны многие поволжские немцы остались жить в том регионе, куда их распределило НКВД в момент депортации. После длительного периода гонений, немцы восстановили свою жизнь в местах нового проживания, их количество там возрастало естественным образом, и им удалось сохранить свою уникальную культурную идентичность, свои культурные традиции.

Так и семья Вахтель осталась в этих краях, после переезда в семье Амалии и Ивана кроме Андрея (1938 г.р.) родилось ещё пять сыновей: Иван (1949 г.р.), Владимир (1952 г.р.) (мой дедушка), Виктор (1954 г.р.), Александр (1956 г.р.), Артур (1959 г.р.).

Во время «перестройки» появилась возможность уехать заграницу и многие семьи эмигрировали. Я начала спрашивать у мамы, почему они тогда в 80-х не уехали в Германию, на свою историческую родину. Была такая возможность! Мама рассказала мне, что когда она еще училась в школе, многие семьи с их села стали собирать документы, чтобы переехать в Германию. Из семьи Вахтель первым переехал Артур, он был еще не женат, молодой парень и для него, наверно, это было приключением. Все остальные уже крепко проросли корнями здесь, в Сибири. Все братья обзавелись семьями, родились ребятишки в смешанных браках. Поэтому из всей нашей семьи воспользовался правом переезда только один брат, а еще один брат, Александр, собрал документы и ждет разрешение на выезд.

В 1990 году наблюдался пик переселения — в ФРГ прибыло 397.073 человек. В 2000 году их число впервые не достигло и 100 тысяч человек. В 2011 году в Германию переселилось лишь 2148 человек, что составило наименьший показатель за всю историю приёма переселенцев с момента её открытия. В последующие годы стал наблюдаться медленный, но постоянный спад числа переселенцев.

III. Культура немецкого народа

Проживание в условиях спецрежима ссылки негативно отразилось на численности, языке, и культурно-бытовом комплексе переселенных немцев. С началом репрессий на немцев Поволжья был наложен запрет на пользование родным языком, они потеряли материальную и социальную базу своей культуры: лишились школ, церквей, газет. При таких условиях многие связи такие как, культурные, этнические и семейные, оказались разорваны.

Только спустя около 20 лет с немцев и их членов семьи, находящихся на спецпоселении были сняты какие-либо правовые ограничения. Они освобождались из-под административного надзора, им разрешалось селиться в других районах страны и др. Но АССР немцев Поволжья не была возрождена вновь.
Русская культура очень сильно повлияла на обычаи и традиции немцев. Например, наряду со своими национальными праздниками, этнические немцы отмечают и русские, а хозяйки-немки научились готовить блюда русской кухни: щи, пельмени, блины. Отмечено, что именно в кухне российских немцев произошло наибольшее заимствование , чем в других областях культуры и быта. Взаимопроникновение культур произошло даже поминальных и похоронных обрядах.

В селе Чистые пруды всегда отмечают католическое рождество, по немецкой традиции запекают гуся. Так же все божественные праздники в селе празднуют, в том числе и православные. Браки у всех смешанные, получается, что и праздников в году в два раза больше. Но как оказалось, что это не правильно. Дедушка, рассказывал, что как то приехал к ним в село католический пастырь, и разъяснил жителям села, что в семье вера должна быть либо католическая, либо православная. Если девушка вышла замуж, то должна принять веру мужа, а иначе это страшный грех. Тут же дедушка вспомнил, что когда он ухаживал за моей бабушкой, то ее мама запрещала им встречаться, т.к в Советском союзе, долгие годы после войны отношение к немцам было очень плохим. "Немцы", "фашисты", "предатели" часто можно было услышать такие слова в адрес переселенцев. Играли в "войнушку" и конечно образ врага был понятен это "фрицы", как часто называли немцев в то время. Мои бабушка с дедушкой всё таки поженились, родились моя мама с братом. У мамы родилась я и моя сестренка.

У фашизма не бывает национальности. Нельзя назвать фашистом только немца, по национальному признаку. История войны знает как зверствовали на территории Украины и Белоруссии, помогая немцам-фашистам националисты, бандеровцы. Я считаю, что гуманный подход к национальным проблемам – единственный выход из замкнутого круга враждебности. Думая больше о правах и свободе личности, независимо от национальной принадлежности – это и есть главное условие свободы любого народа.

Когда я занялась своим исследование, то мне стало интересно, что же в семье нашей осталось от немцев, а что мы приняли от русской культуры.

Оказалось, что многие рецепты немецкой кухни сохранились в моей семье до сих пор. Например, мама готовит очень вкусный пирог Кухен ( тесто, ягоды и особая посыпка - штрейзель). Это кушанье любимо всеми нами. А что говорить о штруделе, клецках (папа спорит, что это русское блюдо). Сейчас уже всё так перемешалось, что уже сложно определить, что пришло к нам от немцев или других народов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Многие судьбы немцев похожи, но при этом каждая история уникальна. Схожесть в испытаниях, которые уготовила им страна. А именно тоталитарная система государства, которая не хотела замечать за объективной действительностью войны тяжелую, трагическую судьбу своего народа. И в данном случае русских немцев как впрочем, и других национальностей, попавших под машину репрессий. Все немцы рассказывают почти об одних и тех же моментах своей биографии: насильственное выселение, трудармия, враждебный настрой местных жителей, заранее подготовленный местной властью, а позже наступившей "оттепелью", отогрелись отношения русских к немцам. Вспоминая сегодня, русское население говорит, как трудились, не покладая рук эти несчастные люди. Прихватывали и ночные смены, не искали легкой работы. Просто иначе было нельзя. Ведь они, немцы, и должны как будто искупить вину за всю Германию, за немцев- фашистов, перед Россией.
Ущемление национальных чувств не только усиливает напряженность в тех землях, где бок о бок живут люди, говорящие на разных языках, не только приводит в движение беженцев. Это может создать и обратную ситуацию – ненависть к тем от кого страдает народ.

Только мудрая национальная политика Российского государства может преодолеть трудности в этом вопросе, т.е. уважительное отношение к национальным интересам создаст возможность для появления подлинного гражданина, который будет гордиться своей Родиной – Россией, занимающей достойное место среди других стран и народов современного мира.

Когда я готовила эту работу, осенью умер мой дедушка. Это было тяжелым ударом для нашей семьи. Но, я рада, что успела с ним поговорить, многое узнать, и в дальнейшем донесу до своих потомков эту ценную информацию. Мне хотелось бы продолжить поиск по данной теме, а также расширить знания краеведческого материала, сохранить воспоминания ещё пока живущих и здравствующих старожилов села об этом периоде истории. Мне приятно осознавать, что мой труд может стать полезной капелькой в изучении этой страницы истории.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Бруль В.И. Немцы Западной Сибири. с. Топчиха, 1995. – 224с.
2. Вольтер Г.А. Зона полного покоя. Москва. «Инсан» 1991.
3. Герман А.А. История Республики Немцев Поволжья. В событиях, фактах, документах. М.: Готика, 2000. – 320 с.
4. Герман А.А. История Немцев России. Учебное пособие. МСНК –
пресс 2005.- 542с.
5. Преподавание истории и обществознание в школе. М. Школьная пресса №5 2002.
6. Материал школьной библиотеки с. Чистые пруды Балахтинский район

Приложение


На главную страницу/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»