Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Канский морской кадетский корпус»
Выполнил:
Жуковский Кирилл,
Кадет 11 класса.
Руководитель: Хорец Н.М.
учитель русского языка
и литературы КМКК
Канск 2017 год
Введение.
Глава 1. Обзор литературы
Глава 2. Детство Б.Г. Диля
Глава 3. Лихолетье:
a) спецпереселенец, жизнь в Туруханске;
b) Канск, ставший родным в судьбе художника
Глава 4. Творческий путь:
a) преподавательская деятельность;
b) работа художника-оформителя;
c) "Природа - мой друг, учитель и наставник, в ней я черпаю силы... она является
неиссякаемым источником вдохновения..."
Глава 5. Выставки работ - итог многолетней творческой работы
Глава 6. "Диль Бруно Генрихович - чистейшей души человек…"
Заключение
Список литературы
Тема работы актуальна, т.к. во-первых,дает возможность полнее изучить историю страны, края первой половины XX столетия, познакомиться с судьбой и творчеством Б.Г. Диля, увидеть, как жизнь человека тесно переплетена с политикой государства, понять трагедию миллионов судеб; во-вторых, тема - мой выбор, она мне кажется интересной, т.к. речь пойдет о человеке, которого я знал с детства, но, оказывается, только внешне, мне представилась возможность узнать о нем не только как о художнике, но и обыкновенном человеке от близких ему людей; в-третьих, имя художника Б.Г. Диля, члена Российского Союза художников, почетного Гражданина нашего города среди моих сверстников малоизвестное, хотелось бы поделиться изученным материалом с кадетами, школьниками города, отдать дань памяти человеку, духовно не сломленному. Собрать такой материал и предоставить в корпусе в библиотеку.
Цель: исследование жизни и творчества Б.Г.Диля.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Познакомиться с репродукциями картин, материалами периодической печати,
провести сравнительно-сопоставительный анализ разных источников.
2. Взять интервью у Юркиной Т.И., лично знавшей семью Диль; наладить переписку с
внучкой Б.Г. Диля Марией для уточнения деталей, касающихся художника.
3. По собранным материалам составить представление о личности, судьбе Диля.
4. Привлечь внимание кадет к теме.
Объект исследования: выдающиеся люди г.Канска.
Предмет исследования: личность и многогранность творчества Б.Г. Диля, почетного Гражданина города, члена Российского Союза художников.
Гипотеза: предполагаем, что творчество Б.Г.Диля – достойный вклад в развитие культуры г.Канска.
Методы: описательный,поисковый, анализ, синтез, интервьюирование, переписка.
Бруно Диль (фото 1)
О художнике Бруно Генриховиче Диле (фото 1) в периодической печати писалось не раз: это статьи-отзывы о работах, представленных на выставках, интервью с самим художником. Наиболее яркая полная информация о Бруно Генриховиче помещена в книге В.Б. Колпакова "Истрия, написанная кистью". Автор лично был знаком с художником, он подробно рассказывает о родителях, детстве Бруно, затем о жизненных трудностях спецпереселенца. Большое место в книге занимает рассказ о творческом пути: это и преподавательская деятельность, работа художника-оформителя, а главное, Колпаков В.Б. останавливается на его работах, отмечая, что Сибирь стала для Бруно Генриховича не только вторым домом, но и основным предметом его картин, такая разная: и привольная, и дикая, и величественная. Романтика таежных троп стала главной темой его творчества.
В статье "Бруно Диль: сибирский характер", помещенной в "Канских ведомостях" Тайво Ряннель, народный художник России, знаменитый мастер живописи, друг нашего земляка Б. Диля, приехавший из Финляндии на юбилейную выставку, рассказывает, что был восхищен его работами. Он отметил, что открыл для себя нового художника, хотя вроде бы знал его так давно, что это профессиональный художник с хорошим чувством композиции, с умением на холстах небольшого формата создать монументальные полотна, что его картины полны любви к сибирской природе, к ее суровой и нежной красоте.
К 75-летию Бруно Генриховича А. Зберовский в статье "Вернисаж" ("Канские ведомости") поместил интервью с самим художником и его женой, Ирмой Богдановной. Это люди, которые прожили долгую совместную жизнь, в 2003 году отметили золотую свадьбу, вырастили двух детей, помогли в воспитании внуков. Все радости, печали делили пополам, Ирма Богдановна всегда была "первым критиком", как назвал ее сам художник, случалось, что довольно крепко "бомбила" его, тогда он без обид, прислушиваясь к критике, переделывал и опять приглашал посмотреть своего главного зрителя. Но ссор не бывало. В этом же интервью Бруно Генрихович признается, что Канск для него - родной город, здесь он знает все уголки на сотни километров в любом направлении, любые речки и озера, он здесь прикипел.
"В художественной мастерской" - так называется заметка Я. Лебедева в газете "Власть Советов", где автор рассказывает о работе Диля-оформителя центральной площади к ноябрьским праздникам декоративными панно.
"Наедине с природой душа художника обретает гармонию и покой," - читаем мы у Валерия Шелегова в статье "Художник Бруно Диль" ("Канский текстильщик"). Автор отмечает, что вечно юная природа, запечатленная кистью Б. Диля, пластична, жива в говорливых ручейках, в туманных озерах, в горных долинах, в шуме дождя и в синеватой морозной дымке.
Действительно, творчество Бруно Диля поражает мастерством художника. Ведь главной темой его картин была романтика таежных троп, а в умении передать эту атмосферу на полотне Бруно Генриховичу не было равных. В этом легко можно убедиться, взглянув на его картины.
Село немецких переселенцев близ Саратова Ровное или Зель-ман, где в 1927 году появился на свет Бруно, располагалась на волжском живописном берегу. Немцы здесь поселились с незапамятных, еще Екатерининских, времен. И вот первые воспоминания: они вдвоем с дедушкой на реке в лодке. Дед занят рыбалкой, не смотрит на внука. Бруно рассматривает лежащий на дне улов. Рыбины большие, серебристые сверкают на солнце, невольно залюбуешься. Они трепещут, беспомощно ударяются хвостами о деревянный настил, и это веселит ребенка.
Хранит память художника и другие воспоминания. Начало тридцатых – страшные годы для жителей Поволжья. Неурожаи и неразумная аграрная политика государства поставили население огромного и богатейшего региона на грань выживания. Помощь от государства была небольшая, в райкоме раз в день для детей выдавался котелок баланды и крошечный кусочек хлеба, величинойсо спичечный коробок. И вот малыши шагали, взявшись за руки, а вслед неслась невеселая частушка:
Доходяга с котелком, ты куда шагаешь?
В райком за пайком. Разве ты не знаешь?
Жизнь начала налаживаться в 34-м году. Семья к этому времени переехала в столицу немецкой автономии город Энгельс. До 31-го года город именовался Покровск.
Став центром автономии, город Энгельс начал быстро преображаться. Строились новые предприятия, заводы, пединститут, институт сельского хозяйства, открывались школы, детсады. Распахнули свои двери Дворец пионеров, кинотеатры.
Вскоре пришло для Бруно время идти в школу. Одновременно начались и занятия искусством в городском Доме пионеров. Первые же навыки сыну привил отец Генрих (Андрей)Иванович Диль (фото 2). Он имел художественное образование, занимался многим: графикой, живописью, скульптурой, работал в школе преподавателем, также иллюстратором в немецком государственном издательстве Энгельса.
Генрих Иванович Диль (фото 2)
Генрих прилагал всяческие усилия, чтобы и дети приобщались к большому искусству. Выезжали пару раз в Москву, где воочию можно было увидеть шедевры Третьяковской галереи, других музеев, были в Саратове в музее имени Радищева. Бруно восторженно вглядывался в творения знаменитых мастеров и мечтал сам научиться всем премудростям искусства. Все говорило о том, что сын должен пойти по стопам отца. И уже была получена первая награда – диплом республиканской олимпиады. В летнем парке Энгельса при большом количестве народа.
А потом была война. Война, которая перечеркнула все планы, отбросила на много лет и километров все юношеские надежды и стремления. 22 июня – самый разгар школьных каникул. И вдруг это страшное заявление: «Германские войска без объявления войны…». Ученики кинулись к школе. Что делать, как помочь любимой родине? Рядились недолго. Было решено помочь сельчанам с урожаем. Преисполненный любви и патриотизма поехал в колхоз и Бруно.
По возращении многое изменилось в облике родного города. Он как бы поблек, осунулся. Бросились в глаза заклеенные бумажными полосками крест на крест окна, появились беженцы. Усталые, изможденные, со скарбом и без, они рассыпались по всему городу, заполонили улицы и квартиры горожан. Определили на постой беженцев и в семью художника Генриха Диля. Семья Дилей была большая: двое взрослых и четверо детей: старшая Лилия, Бруно- 14лет, девятилетний Володя и совсем еще кроха Изольда (родилась за год до войны). Уплотнение создавало определенные трудности. Но, как говорится, в тесноте, да не в обиде.
Итак, детство маленького Бруно было омрачено голодом, началом войны. Но дружная большая семья выстояла. Даже в такое трудное время родители отдают себе отчет в том, что детям необходимо образование. Большую роль в привитии художественного вкуса сыграл отец Г.И.Диль. Он постарался приобщить сына к большому искусству, поэтому Бруно мечтает сам научиться этому ремеслу.
В августе 41-го Верховный совет Союза Советских Социалистических республик принял указ о депортации Российских немцев в Сибирь. Как? За что? Ведь немцы, жившие в России, были уже далеко не теми немцами и с фашисткой Германией не имели ничего общего, кроме, разве, языка. Они были рождены на российской земле, они были воспитаны ею, имели с ней общую историю, и традиции их уже были совсем иные, чем у пришедших в Екатерининские времена. Многие из этого народа составили славу и гордость России. Но все-таки они были немцы, и этого было достаточно, чтобы советское правительство одним росчерком пера отправило их всех в ссылку далеко от мест обжитых их предками.
XX век - один из самых, пожалуй, драматических. Это прежде всего годы страшных сталинских репрессий, это карательные меры к своим соотечественникам, исходящие от государственных органов. Теоретическим обоснованием политики репрессий стал выдвинутый И.В.Сталиным тезис о неизбежности обострения классовой борьбы в процессе социального строительства. В 1930-1931гг. в связи с резким увеличением количества заключенных было создано Главное управление лагерей (ГУЛАГ). Заключенные использовались в основном на тяжелых и неквалифицированных работах в добывающей промышленности в малозаселенных и климатически неблагоприятных районах СССР, на лесоразработках и т.д. Политика репрессий позволила в широких масштабах применять бесплатный труд заключенных. Своего апогея репрессии достигли в 1935-1938гг.
Точные масштабы репрессий до сих пор не установлены. По примерной оценке, с 1930 по 1953г., к смертной казни было приговорено не менее 800 тыс. человек, концентрационные лагеря прошли около 18 млн. человек, в том числе около пятой части осужденных по политическим статьям.
Кажется сегодня мне,
Что у нас с тобою было
Две страны
В одной стране.
Первая страна вставала
На виду у всей земли,
Радостно рапортовала!
А вторую вдаль везли.
Вмиг перерубались корни.
Поезд мчался по полям,
И у всех, кто есть в вагоне,
"Сто шестнадцать пополам"...
Р. Рождественский.
Сибирь оказалась удобной территорией для изоляции людей, неудобных для властей. Красноярский край стал одним из основных мест ссылки в Советском Союзе. Кого только не ссылали в наш край: "раскулаченные", "спецпереселенцы", "трудопоселенцы", "власовцы", "бандеровцы", "враги народа". Кто-то из них выжил, кто-то остался там, в лагерях. Многим известным не только в России, но и за ее пределами людям выпала сибирская ссылка: Ариадна Эфрон (дочь Марины Цветаевой), артист драмтеатра Георгий Жженов и его жена Лидия, адвокат Виктор Крамаров (отец Савелия Крамарова), писатель Роберт Штильмарк, жена разведчика Зорге - Екатерина Михайловна, Сергей Львович Серых, сын А.Д.Троцкого, сослан в Красноярский край, расстрелян в 1937г. в Красноярске: Ольга Стефановна Михайлова, солистка Государственного Большого Академического театра, жена Буденного и др.
Через сталинскую мясорубку человеческих судеб прошла и семья Диль. Был дан один день на сборы.
На восток ехали без комфорта, в теплушках, как заключенные, разве что без охраны. Да и какая охрана, когда вся страна была сплошная зона заключения. Сплошная тюрьма, да и только. Никуда не деться от всевидящего ока Кремля. Дорога казалась бесконечной. Оторванные от родного жилья, они в одночасье оказались лишены родины.Страна, которая их родила и воспитала, отринула их. Кто-то пытался хоть как-то обосновать правительственное решение. Говорили, что некоторые из переселенцев общались с фашистскими диверсантами. Другие не верили этому. И шепотом из уст в уста передавали, что само НКВД организовало эту недостойную акцию, ведь мнительность вождя не имела предела, недоверие во всем стало нормой государственной политики и нормой жизни. Одолевали тяжкие думы, и так хотелось поскорее освободиться от них. Бруно все чаще глядел в окна теплушки: природа менялась от станции к станции. И в душе четырнадцатилетнего мальчугана прорезались совсем другие чувства, чувства нарождающегося в нем художника, потрясенного мощью и красотой сибирских ландшафтов.
Хотелось прямо в вагоне открыть коробочку акварели и рисовать, рисовать и еще раз рисовать без устали и без времени, ни о чем не думая и ни о чем не заботясь.
В Красноярске спецпереселенцев(как стали их называть) погрузили на баржи и отправили дальше по Енисею до Минусинска. В Минусинске какое-то время ждали на пристани. Подошли подводы, уставших людей рассадили по телегам и двинулись по направлению к селу Ермаковское. Село понравилось сразу. Встретили их приветливо. Помогли, чем возможно было. О работе по специальности для отца не могло быть и речи, устроился он на работу в местный райпотребсоюз завхозом. По тому времени и это неплохо было. Дети пошли в школу. Вскоре отца призвали на военную службу. И вроде как, спохватившись, возвратили. Немец ведь. И снова призыв, на этот раз в трудармию. Эта повинность мало чем отличалась от работы в местах заключения. Тяжелый, изматывающий труд на лесоповале в течение трех лет чуть не свел в могилу Генриха Диля.
Но трудности выпали не только отцу семейства. Весной следующего года беспокойные власти, видно пораскинув мозгами, решили, что Ермаковскоечересчур уж благодатное для спецпереселенцев местечко. И ни в чем не повинных людей снова грузят на старенький теплоход «Мария Ульянова» и отправляют на самый север Красноярского края, в Туруханск.
Место, куда их привезли, также было примечательно во многих отношениях. Туруханск расположен на берегу Енисея в устье Нижней Тунгуски, легендарной Угрюм-реки.Всюду скалы, лес, тайга, могучие кедры вздымаются прямо в небо, теряясь в тяжелых косматых облаках, - места экзотические.
Кроме немцев сосланы в Туруханск были многие народности: латыши, эстонцы, молдаване, кубанские казаки, бессарабы, калмыки. В большинстве своем люди интереснейшие, много повидавшие, пережившие, интеллигенты еще дореволюционной формации - пообщаться было с кем.
Семью Диль поселили в тесную келью бывшего монастыря. Жилье некомфортное, комната чуть больше вагонного купе, но это было еще неплохо, многим пришлось жить в общих бараках, где семья от семьи разделялись мешками да складированными вещами. Но работы хватало. Сразу же по сошествии с «Марии Ульяновой» пришлось принимать участие в тушении таежных пожаров. Позже – работали на рыбном заводе.
С наступлением лета были организованы рыболовецкие бригады. В одну из которых вошел подросток Бруно Диль. Обычно рыбаки брали продукты, несколько палаток и переправлялись на противоположный берег Енисея. За одну тоню (заброс сети) делали неплохой улов, приблизительно около полуцентнера. Но особенно велик был улов под сентябрь, когда начинала идти туруханская сельдь, тогда уж полтора-два центнера можно было взять.
Зимой дети занимались в школе. А по вечерам приходилось отбывать всеобщую трудовую повинность – распускать дель (толстый морской невод был в избытке, но не подходил для речного лова). Распускали, скручивали в клубки и вязали снова уже речную сеть. Так прошло два долгих суровых года.
С первым пароходом навигации 1944 года вернулся к семье в Туруханск Генрих Диль
(фото 3).
До начала судоходного сезона на Енисее ему пришлось дожидаться в Красноярске, там он успел побывать в КрайОНО. Заботясь о будущем своей семьи, попросил перевода учителем или художником куда-нибудь ближе к цивилизации. Но, пока суд да дело, глава семейства устроился преподавателем черчения и рисования в местной Туруханской школе. Летом всем тоже есть работа в овощеводческом совхозе и в составе многочисленных экспедиций. Бруно принимает участие в экспедиции Норильского комбината на реке Северной (притоке Нижней Тунгуски), отец в другой - съемочной экспедиции на Нижней Тунгуске, встречи тем летом так и не получилось. В экспедиции общение более тесное, и юноше удается познакомиться с очень интересными людьми.
Весной 1945-го Бруно закончил десятый класс. Получить же аттестат не случилось, помешала болезнь, свалившая его той победной весной. Вместе с победой приходит и их долгожданное освобождение. Разрешено ехать. Но нет, не в родные места. В Сибирь, в незнакомый еще и чужой Канск. Есть работа для отца и место, где можно продолжить образование для детей.
Так Бруно Генрихович оказался в Канске, в городе, ставшем его судьбой. Позднее, когда уже можно было уехать отсюда, поменять место жительства, Бруно Диль этого не сделал и всегда говорил, что не жалеет об этом, т.к. Канск - "мой город", вторая родина, здесь появились друзья, любимая работа, вся творческая жизнь прошла здесь.
Жить к этому времени, конечно, стало легче. Отец преподает, дети продолжают обучение. И все-таки странное чувство гложет душу молодого человека. Что дальше? Неужели учительская карьера станет потолком в его судьбе? Преподавание в сельской глубинке физики или математики, которым он сейчас обучается? Не его это, не его. Куда интереснее было бы посвятить себя тому, чему его когда-то учил отец и чему он отдавал любую частицу свободного времени и в Энгельсе, и в Туруханске, и здесь, в Канске.
Как было бы здорово научиться рисовать профессионально как Суриков или Репин. Как бы это здорово стать художником! Он мечтает об Иркутском художественном училище. Но все, видно, напрасно. Спецпереселенцам все еще нельзя передвигаться по стране. Его внучка Мария рассказала, что художественное училище находилось за пределами Красноярского края, потому дед был не выездной. Несколько раз он писал письма-просьбы наркому Ворошилову, но постоянно получал отказ, а может, письма и вовсе не доходили до адресата, однако письма эти были закреплены к делу о реабилитации семьи Диль в 90х годах.
Что же делать? Он же никогда не выберется из деревни! И юноша принимает странное, рискованное решение. Во время распределения заявляет комиссии, что его было бы выгоднее для города не отсылать в село, а поручить ему здесь в городе оформление и изготовление различных методических пособий для школ, так как у него для этого имеются все необходимые способности и навыки.
Ситуация еще та, беспрекословное подчинение вышестоящим органам считалось в то время нормой поведения. И все же на этот раз удача улыбнулась ему. Видно, в тот день в комиссии работали мудрые люди. Предложение Бруно было принято, и он начал свою работу в методическом кабинете ГорРайОНО. Этот поступок оказался главным, решающим в его жизни, и он определил его дальнейшую судьбу. Нет, после этого жизнь не вошла в полосу безмятежного благополучия. Преград было еще очень много, и не всегда было в его силах преодолеть их. Не смог он вопреки огромному желанию получить художественное образование. После реабилитации уже в 50-е годы он было кинулся поступать в Иркутское художественное училище. Экзамены уже прошли, но ему пошли навстречу. Что требовалось по специальности, все исполнил, сказали пройдешь, если захочет директор. Когда он узнал, что по диктанту у него двойка, понял, что директор не захотел. Обиду и унижение несли эти годы семьям так называемых спецпереселенцев, но юноша не озлобился, не отгородился от всего стеной недоверия. С завидным упорством и бесстрашием шагал он к заветной цели.
Через несколько лет в 1958 году подобное училище открылось в Красноярске, и его опять постигла неудача. Резолюция жесткая, как удар плетью, что поздно,он сложившийся художник, его нужно тогда переучивать. Вот так и закончились его попытки получить художественное образование.
Несомненно, указ о депортации российских немцев в Сибирь изменил полностью жизнь всей семьи: статус «спецпереселенцев», по этапу в Сибирь в незнакомые места, где лишь теплые отношения с коренным населением, которое всегда было готово помочь спецпереселенцам, находившимся в столь непростых условиях вдали от родных мест, позволяли не терять надежду на светлое будущее. Но суровое советское правительство и по окончании войны не позволило вернуться туда, откуда были сосланы эти люди.
Канск становится их местом проживания. И Бруно не стал ждать, что же дальше уготовит ему судьба, он сам стал ее планировать, решив стать художником. Получить художественное образование не смог, не дали: спецпереселенец. Но запретить рисовать не смогли, и об этом речь пойдет в следующей главе.
Но незакончилась любовь и тяга к искусству. Наоборот он рисовал и рисовал все больше, рисовал всегда. Работал карандашом, писал маслом, акварелью (фото 4).
В мастерской (фото 4)
Еще в педагогическом училище он познакомился с такими же, как он ребятами, увлекающимися искусством: Борисом Максимовым и Анатолием Рубцовым. Творческие, юные, горячие они стремились постичь прекрасное, стремились, вопреки всем обстоятельствам, взрастить на канской земле плоды просвещения и искусства. К ним присоединились Витольд Роек, Виталий Нижегородцев, И. Черныш.
У них, у этих ребят, возникла идея провести в городе выставку. И они смогли это сделать!В 1946 году в Канске в помещении клуба им. Дзержинского открылась первая послевоенная художественная выставка. Ребята очень волновались перед ее открытием. Но все оказалось не так страшно, и горожане восприняли ее с вниманием и интересом. С тех пор Бруно Андреевич становится непременным участником всех выставок, проходящих в городе, а часто и за его пределами.
И еще одна мечта художника начала осуществляться: сделать принявший их город художественным, приохотить местных жителей к занятиям искусством. Над этим Бруно Андреевич трудился не покладая рук. Именно его стараниями и заботами в то время открылся первый центр художественного образования детей при детской технической станции. Ребята с увлечением занимались и лепкой, и живописью, и рисунком (фото 5).
Занятие в кружке ИЗО в 50-е годы (фото 5)
В городе в то время не было никаких внешкольных детских учреждений, и его определили на техническую станцию. Так как на ДТС были только кружки, студию также стали называть кружком рисования и лепки. Был неожиданный успех, очень много ребят пришло заниматься, даже не хватало места. Итоги года подвели в Красноярске, где проходил тогда съезд учителей. Работы детей произвели фурор (фото 6).
Бруно Диль на выставке (фото 6)
В разные годы в студии занимались ставшие впоследствии ху-дожниками, архитекторами В.Матуль, Г.Бажин, О.Попенкова, И.Овчинников, А.Семенов, Т.Свиридов, В.Терещенко.
В эти же годы (1951 – 1963) он преподает рисование в средней школе № 3, та тогда находилась в самом центре города.
Около 17 лет отработал Бруно Генрихович в народном образова-нии, но в 1963 году он решился оставить выбранную стезю и всю дальнейшую свою жизнь посвятить работе художника-оформителя.Его давно приглашали в городскую художественную мастерскую, ценя его че¬ловеческие и профессиональные качества. Он долго размышлял, взвешивал и, наконец, принял решение.
В 60-е годы художник все больше переключается на оформительскую деятельность, работая в различных мастерских города.Его уже хорошо знают как главного проектировщика и исполнителя новогодних снежных городков на центральной площади им. Н.И.Коростелева (фото 7).
Снежные горки (фото 7)
В год празднования 50-летия советской власти художник Бруно Диль становится победителем городского конкурса на оформление площади Коростелева. И это было вдвойне приятно еще и потому, что конкурсанты выставлялись не под собственным именем, а под девизом. И исполненное им оказалось удостоено высшего балла. Канская детвора далеких лет до сих пор вспоминает ледовые городки, горки, скульптуры украшающие площадь Коростелева в новогодние праздники, сделанные руками этого замечательного художника.
Писать картины приходилось в свободное от работы время в выходные, по ночам, в праздники (фото 8).
Работа за любимым занятием (фото 8)
Особенно много успевал Бруно Генрихович в период летних отпусков, отправляясь с этюдником, ружьем, рыболовными снастями в глухие таежные уголки, так полюбившиеся еще с подросткового возраста. Многие таежные пространства были им исхожены, изборождены бурливые, порожистые речушки Красноярского края. Случалось ему быть и на славном сибирском озере Байкал. И ото всюду он привозил массу этюдов маслом, акварелью, набросков заповедных уголков родного края. «Наедине с природой душа художника обретает гармонию и покой. Свое состояние души Бруно Диль передает в этюдах и на полотнах. Высокая живописная техника,своеобразно тонкая, трепетная, она не лишена и поэтической вольности ни в зимних пейзажах («Над Каном», «Зимний денек», «Ранний снег»), ни других его работах. Жизнеутверждающий, но с грустью, оттенок сообщает зрителю изумительные по глубине и насыщенности красок акварели из серии«Саяны» («В верховьях Агула», «Горное озеро», «Туман поднимается»). Почти осязаема влага чистой росы на полотне «Туманное утро». Вечно юная природа, запечатленная кистью Бруно Диля, – пластична, текуча, жива в говорливых ручейках, в туманных озерах, в горных долинах, в шуме дождя и в синеватой морозной дымке». (В. Шелегов. Художник Бруно Диль. Канский текстильщик, 1995г)
Главная особенность творчества Б.Г. Диля состоит в том, что почти все его пейзажи посвящены природе нашего Канского района.Перед творением художника хочется стоять и стоять, впитывая первозданность суровой сибирской природы. Многие картины Б.А.Диля посвящены рекам Восточной Сибири Кану и Агулу (фото 9), природа которых строгая и величественная еще до конца не воспринята человеком.
(фото 9)
Мрачные суровые горы в верховьях этих рек оттеняют красоту бешено несущегося потока, который не могут остановить ни заломы от упавших деревьев, ни пороги. Кажется, что пенящиеся буруны вот-вот выплеснутся за рамки картины. Вот величественные кедры, израненные ураганами, застыли на высоком берегу реки. А вот она, успокоившись на равнине, дает себя спеленать зимней стужей. Вот небольшой ручей, текущий в таежной глуши, скатившись с гор, просачивается сквозь снег и не позволяет морозу победить себя. Весенние разливы рек, осенняя успокоенность молчаливой тайги – все это так нам близко и в то же время – ново. Сам художник так определял роль природы в его жизни: "Природа - мой друг, учитель, наставник. В ней я черпаю силы, она помогает мне жить, преодолевать невзгоды, превратности судьбы. Она является неиссякаемым источником вдохновения, дарит мне радость искусства. В ней я нахожу свои сюжеты, о ней пишу...". (Е.Лестева. Живопись, графика. Канск, 1998г)
Мы встретились с Юркиной Татьяной Ивановной, которая более 50 лет дружила с семьей Диль. Так вот она по праву говорит о том, что самая лучшая память о нем - это его незабываемые картины, которые вызывают восхищение не только мастерством, они наши путеводители по неизведанным местам Сибири, ее красотам, неповторимым пейзажам. На этих картинах Б.Г. воспитал в нас любовь к России, отчему дому, Сибири, Саянам, тропинкам в таежной глухомани, к сибирскому раздолью. И дальше с восхищением называет художника "талантище".
Сколько работ им написано за эти годы, трудно даже перечислить. Приходится только дивиться энергии и плодовитости художника: «Последний снег» (1952г.), «Весенний ручей» (1954г.), «Над Каном» (1954г.), «К вечеру. Старый Кан-Перевоз» (1964г.), «Золотая пора» (1965г.), «Озеро Подирганское» (1969г.), «Закат» (1969г.), «Ранний снег» (1970г.), «Мотогонки»(1977г.), «Саянская тайга» (1978г.), «Байкал»( 1978г.), «Портрет директора школы В.А. Бусятского» (1978г.), «Зимняя тайга» (1985г.), «На перевале» (1994г.), «Туманное утро» (1995г.), «Пробуждение» (1996г.), «Кедровая грива» (1996г.), «Среди сопок» (1996г.), «Мороз и солнце» (1996г.), «Утренний дождик. Адлер» (1998г.), «Ручей медвежий» (1997г.), «Преодоление» (1999г.).
Итак, Бруно Генрихович оставил после себя след и в сердцах детей (17 лет он занимается педагогической деятельностью, ведет кружок рисования, преподает в школе) и на полотнах своих картин, таких разнообразных по тематике, но все они объединены большой любовью к природе, высокой живописной техникой, романтикой. Много лет проработал и художником-оформителем. Его ледовые городки, горки, скульптуры на площади Коростелева всегда радовали канскую детвору.
Думается, что Б.Г.Диль состоялся как человек, как художник благодаря тому, что у него доброе чистое сердце, ведь подметить красоту и воплотить свой замысел дано далеко не каждому. Он мастер своего дела, художник.
В 1995 году в городском выставочном зале Канска художник проводит свою первую большую персональную выставку, как бы подводя итоги за многие годы. Здесь представлялись портреты, натюрморты и, конечно, излюбленный жанр мастера - пейзаж. 1995 год не только подводит итоги определенного периода в жизни живописца, но и начинается новый отсчет в творческой деятельности Бруно Диля. Художник провозит персональную выставку по восточной зоне края. Это Нижний Ингаш, Большая Уря, Саянск, Зеленогорск. Творческая деятельность наконец-то становится основной в его жизни. В последующие годы художник очень много работает в своей домашней мастерской. Принимает участие во всех городских выставках, которые с 1996 года становятся постоянными и получают свое, ставшее традиционным название «Осень», в региональной выставке в Новосибирске «Художники – немцы Сибири» - 96, - 97, - 98 гг.
В 1998 году в Канске проходит вторая его персональная выставка. В Минусинске Бруно Диль участвует в выставке «Сибирь – наш общий дом» в 2000 году, в том же году – в Москве во Всероссийской выставке. И как результат его многолетних усилий – Бруно Диль с 2000 года становится членом Российского Союза художников (фото 10).
Бруно Генрихович в домашней обстановке, на столе награды художника (фото 10)
И снова работа, выставки и в Канске, и в Красноярске: 2001год, 2002, 2003. В 2004 году в Красноярске в выставочном зале Краевого Дома художника открылась его персональная выставка.
«Будучи заядлым рыбаком и охотником, Бруно Генрихович хорошо познал окружающий мир красок и звуков, - пишет друг мастера красноярский художник Владимир Башмаков. –Перламутровую красоту Саянских туманов, (фото 11) могучую красоту кедровой тайги, бескрайную ширь речных плесов. Все это есть в его акварельных листах и живописных картинах маслом. Своеобразие его творческого почерка подкупает зрителя. Добросовестное отношение к натуре, скрупулезность и правдивость деталей и просто любовь к жизни убеждают зрителя в искренности автора». (В.Башмаков. Из статьи к буклету персональной выставки, 2003г.)
(фото 11)
На выставке было представлено более сорока работ, среди которых «Преодоление», «Осенние туманы», «Восточные Саяны» и др. Много именитых гостей посетили эту выставку и оставили в книге отзывов добрые теплые слова, в том числе и народные художники России Валерьян Сергин, Владимир Мешков, художники Константин Войнов и Александр Попп.
Т.И.Юркина (фото 12)
Т.И.Юркина (фото 12) была настоящая поклонница его таланта.Вот что она рассказала нам: "Я не специалист по художественному творчеству, но если эти картины так глубоко проникают в твою душу, сердце, вызывают бурю прекрасных чувств, значит, художник достиг наивысшей точки в своем творчестве.
В свое время я в Канске не пропускала ни одной выставки Бруно Генриховича, ведь не только канцы, но и красноярцы, новосибирцы, москвичи, жители некоторых стран Европы были очарованы его картинами. Если в Канске на его выставках было такое огромное число посетителей, то можно представить, сколько было их в галереях крупных городов.
Я очень счастливый человек: у меня дома маленькая галерея картин Б.Г.Диля И в зависимости от того, какое у меня настроение, я на какое-то время мысленно погружаюсь на изображаемое на холсте.
Наступает весна, природа оживает, а у меня дома цветет "Сирень". Мне кажется, что ее грозди источают неповторимый запах сирени, и так хочется жить, почувствовать обновление своей души. "Сирень" - да здравствует жизнь!
Немного грустно на душе, кажется, неразрешимые жизненные проблемы, и я у картины "Туман"(из серии "Саяны"). Я дома смотрю на туман. Вероятно, художник рано утром подсмотрел его на реке Агул. Мне кажется, что туман рассеивается, куда-то уходят и мои мрачные мысли. Художник как бы говорит своей картиной: скоро встанет солнце, туман рассеется. Так и мои проблемы окажутся разрешимыми.
Несколько картин я подарила родственникам, теперь они украшают квартиры во Владимире и Коломне. И каждый раз с теплотой вспоминаю Б.Г.Диля, который дарит людям радость общения с природой, с могучим сибирским краем, с таежными людьми, сильными, смелыми".
Но кроме этих прекрасных картин, где царит гармония в природе, есть одна картина "Сентябрь 41 года" (фото 13), которую на выставке показал художник только один раз, она о депортации немцев Поволжья в неизвестность в августе 1941 года. Картина заставляет задуматься, за что такой талантливый народ был подвергнут репрессиям: где они - эти все старики, женщины, мужчины, дети окажутся через несколько месяцев трудного пути, в какие края, земли приедут они в теплушках, смогут ли вернуться в свои родные места? К сожалению, больше это произведение нигде не выставлялось. Наверное, не хотел больше вспоминать тех "счастливых минут детства". Это сердечная рана на всю его жизнь.
"Сентябрь 41 года" (фото 13)
В 2009 году Дилю присвоено звание "Почетный гражданин г. Канска". Об этом знаменательном событии так вспоминает Т.И.Юркина: "Благодарные горожане (во главе с краеведческим музеем) выставляли кандидатуру Бруно Генриховича на присвоение звания "Почетный гражданин города". Помню эти тревожные дни: они нелегко дались и Бруно Генриховичу, обида захлестнула его душу и сердце. На депутатской сессии из двух кандидатур нужно было выбрать одну: директор мелькомбината и любимый горожанами художник. Один «очень умный» депутат так и сказал: "Давайте народ накормим колбасой, а потом он будет сытым любоваться произведениями искусства". Нас, поклонников таланта Б.Г., очень обидели эти строки. Мы собрали много подписей, я написала статью в местную газету "Канские ведомости". Мы победили, вернее, победил разум, наша любовь и уважение к художнику, который прославил наш город".
Несомненно, выставки, успех – итог многолетней плодотворной работы. Изучив творчество Бруно Генриховича, понимаем, что позднее признание - это лишь следствие исторических событий, предшествующих его появлению в Сибири. В иных обстоятельствах, получив заветное образование, Бруно мог стать известным художником гораздо раньше.
Он по праву считается почетным Гражданином г. Канска, мы с гордостью можем сказать, что Бруно Генрихович Диль, член союза Российских художников, наш земляк, соотечественник.
В предыдущих главах мы постарались познакомить с детством, юностью, периодом становления Б.Г.Диля как художника, с поисками творческого пути, остановиться на особенностях художественного стиля. Но мы ясно понимаем, чтобы оставить такое множество картин, которые радуют своего зрителя красотой и мастерством изображаемого, которые доходят до сердца каждого почитателя его таланта, надо быть человеком с добрым чистым сердцем, потому что подметить, увидеть красоту дано далеко не каждому. Нам очень хотелось побольше узнать о человеке, семьянине, отце, дедушке. Для составления такого портрета мы обратились к людям, близким ему и родным, внучке Марии и другу семьи Юркиной Т.И.
Вот что они нам рассказали.
Татьяна Ивановна Юркина восхищается Бруно Генриховичем не только как художником, но и человеком, называя его "человечище" за то, что, будучи еще подростком, он уже стал мужчиной, опорой для семьи, и так всю жизнь: всего добивался сам своим трудом, от художника до члена Союза художников в России. "А какой муж, отец, прадедушка!", -восхищалась она. Местные жители говорили, что в далекие 50-е годы это была самая красивая, обаятельная молодая пара: Бруно и Ирма Диль.
Ирме Богдановне пришлось пройти тоже трудный путь спецпереселенца: с семьей депортировали в село Бражное Канского района, всю жизнь она вспоминала, насколько тепло и радушно их приняли там, хотя они были немцы. Наверное, схожесть судеб тоже сближает людей. После войны приехала в Канск, затем окончила Красноярский пединститут отделение англо-немецкое и работала учителем в школе №7.
В 1954 году в молодой семье родилась дочка Лиля, в 1959г. - дочь Лена. Сейчас старшая дочь Лиля - врач высшей категории, дочь Лена - ведущий специалист строительной компании. Позднее семья прирастала зятьями, внуками, правнуками, любви хватало на всех. У Бруно Генриховича и Ирмы Богдановной трое внуков: Старшая Мария окончила школу с золотой медалью, пошла по стопам бабушки, к сожалению, она не работает в школе , сейчас занимает руководящую должность. Вторая внучка Екатерина также окончила англо-немецкое отделение педуниверситета, трудится в крупном холдинге. Внук Константин занимается частным бизнесом. Все стали достаточно успешными людьми. Мария отмечает, что только благодаря воспитанию, твердому характеру деда вся семья выросла с прочным внутренним стержнем. "Нас всегда учили никогда не делать подлость по отношению к другим людям и всегда оставаться человеком в любой ситуации. Мои самые счастливые годы - годы детства, которые я провела рядом с дедушкой и бабушкой. Никогда не было ссор, подлости, оскорблений. Меня воспитывали в строгости, но я всегда чувствовала огромную любовь, заботу. Коллеги ценили моего деда не только как специалиста высокого уровня, обладающего огромным творческим потенциалом и талантом, но и как порядочного человека". (фото 14)
В 2002 году у них появился правнук Михаил.
В общем, несмотря на все трудности в жизни, Бруно Генрихович и Ирма Богдановна прожили яркую и достойную жизнь и оставили после себя неизгладимый след. К сожалению, ни дети, ни внуки не пошли по стопам дедушки, но всем им привил художник умение видеть прекрасное в том, что их окружает, быть людьми.
Мария Диль (фото 14)
Скоро будет уже 5 лет, как нет Бруно Генриховича, он ушел из жизни в 2011 году. Но таланты не умирают. Пока его картины будут радовать людей, вселять веру в лучшее будущее, будет жить в наших сердцах и память о замечательном художнике, человеке, нашем земляке (фото 15).
Семья Генриха Диля (фото 15)
Итак, Бруно Диль, несомненно, был одним из самых ярких людей нашего города. И так печально, даже ярчайшие звезды однажды угасают навсегда. Человек, который более чем на полувек определил лицо и душу канского изобразительного искусства. Следовательно, гипотеза, выдвинутая нами, считаем, верна.
История земли русской – долгая, много событий записано в ее книге, где кровью, где золотыми буквами. За каждой строкой – конкретный человек со своими мыслями, чувствами, сердцем, душой.
История нашего края неотделима от истории нашей страны. Все, что происходило в России, всегда отражалось на малой родине. Не исключением стали и сталинские массовые репрессии. Сибирь оказалась удобной территорией для людей, неудобных для властей. Красноярский край стал одним из основных мест ссылки в Советском союзе. «Раскулаченные», «власовцы», «бандеровцы», «враги народа», «спецпереселенцы». Одним из таких «спецпереселенцев» и стал Б.Г.Диль.
В ходе исследования, анализируя источники периодической печати, встречаясь с людьми, лично знавшими Бруно Генриховича, знакомясь с его картинами, мы составили представление о личности, судьбе и творчестве художника.
Детство и юность Бруно выдались довольно тяжелыми. Именно тогда и формируется его характер, отношение к окружающему.
Родился в большой немецкой семье, где отец – живой пример, на которого стремился быть похожим Бруно. С детства отец прививает сыну художественный вкус. Со школьных лет мальчик мечтает быть художником. Но начало войны обрывает все мечты…
1941г. – указ о депортации Российских немцев в Сибирь. Статус «спецпереселенец» - по этапу в Красноярск, Минусинск, село Ермаковское, в Туруханск. По дороге, глядя в окна теплушки на бескрайние просторы Сибири, в душе четырнадцатилетнего Бруно рождается желание все это нарисовать, запечатлеть эту мощь сибирских ландшафтов.
1945г. – Великая победа в войне принесла долгожданное освобождение, разрешено ехать, но разнорядка – в глухой город Канск. С того времени наш город становится и его городом. Учеба в педучилище, мечта о художественном училище так и остается мечтой: спецпереселенцам запрещалось передвигаться по стране. Получить художественное образование не дали, но запретить рисовать не смогли.
50-е годы – Начало творческого пути. Преподавательская деятельность: руководитель кружка рисования на детской технической станции, учитель рисования в школе №3.
С 1963г. работа художника-оформителя: проектировщик и исполнитель новогодних снежных городков на площади Коростелева, к знаменательным датам панно.
Все свободное время пишет картины, все они посвящены природе родного нашего края, он и ему стал родным, вторым домом: здесь его семья, друзья, любимая работа. Все можно найти на полотнах художника: и говорливые ручейки, и величественные реки края, мрачные, суровые горы, изумительные Саяны, богатыри кедры и т.д. Все его картины проникают в душу зрителя, вызывают бурю прекрасных чувств.
1995г. – первая большая персональная выставка по восточной зоне края. Итог многолетней работы и новый отчет в творческой деятельности.
1998г. – вторая персональная выставка «Сибирь – наш общий дом».
2000г. – Всероссийская выставка в Москве, результат его многолетней работы.
С 2000г. член Российского союза художников.
2001г., 2002г., 2003г., 2004г. – ежегодные выставки работ.
2009г. – присвоено звание «Почетный Гражданин г.Канска».
2011г. – Б.Г.Диль ушел из жизни. Но история рода не обрывается, она продолжается в детях, внуках. А значит, в памяти семейной. И не только. Память о человеке, который больше чем на полвека определил лицо и душу канского изобразительного искусства, остается и с нами, почитателями его таланта, на его полотнах, вызывая самые прекрасные чувства.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами верна: творчество Б.Г.Диля – достойный вклад в развитие культуры г.Канска.
(фото 16)
30 ноября состоялось открытие памятной доски Бруно Генриховичу Дилю, Почетному гражданину города Канска, Члену Союза Художников России. Мемориальная доска установлена на фасаде здания Выставочного зала города Канска.
Материал нашей исследовательской работы предоставили в нашу кадетскую библиотеку, чтобы каждый мог ознакомиться, отправили на Всероссийский конкурс, проводимый Краевым обществом «Мемориал», «Человек в истории России – ХХ век», выступили на классном часу перед ребятами, а также на пресс конференции 30 октября к Дню памяти политически репрессированных. Наш класс готовил пресс-конференцию, посвященную этой дате. Заочно участвовал на «Далевских чтениях», работа опубликована в сборнике.
1. Зберовский А.. Вернисаж. Канские ведомости, 14.03.2003г.
2. Диль Б.Г. Выставка открыта. Власть Советов №5, 1975г.
3. Диль Б.Г. На выставке. Власть Советов №27, 1965г.
4. Колпаков В. В его сердце билась Сибирь. Сегодняшняя газета, 12.01.2011г.
5. Колпаков В. "История, написанная кистью". Канск, 2008г.
6. Колпаков В. Жизнь в Божьем промысле. Восточный регион, 18.01.2011г.
7. Лебедев Е.. В художественной мастерской. Власть Советов, 12.11.1968г.
8. Лестева Е. Б.Диль: "Природа помогает мне жить...". Канские ведомости,
19.03.1998г.
9. Лестева Е. Б.Диль. Живопись, графика. г.Канск, 1998г.
10. Максимов Б.А. Поговорим о художниках. Власть Советов №3, 1964г.
11. Хохлов Н. Мороз и солнце Бруно Диля. Сегодняшняя газета, 24.10.2007г.
12. Юркина Р. Бруно Диль: Сибирский характер. Канские ведомости, 18.11.2009г.
13. Шелегов В.Н. Художник Бруно Диль. Канский текстильщик. 16.12.1995.
/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»