Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

С лёгкой руки губернатора


Терпенева Фаина ; Абрамова Виктория
 

МБОУ «Синеборская СОШ», 11 класс, кружок «Музееведение» школьного музея

Руководитель Котенок Любовь Дмитриевна,  учитель истории

 2017 г.

Содержание стр.

1. От «казённого поселения»
1.1 «Стоит Дубенск высоко-смотрит далеко»
1.2 «Низкий поклон, Вам Александр Петрович»
2. Из жизни селения
2.1«Не хлебом единым…»
3. В водовороте 20 века
4. « И жизнью правили Советы…»
5. «Разбросала судьба нас по чужим углам»
6. Проверка жизнью
7. Заключение
8. Примечания
9. Приложение

Аннотация

Я люблю свою малую Родину – село Дубенское, его окрестностные леса, пригорки и речку Ашпу. Нашему селу минуло 185 лет от рождения. Мои современники мало что знают по истории родного села. 2016 год для края и нашего Дубенска - особенный: исполнилось 235 лет с рождения А.П. Степанова – первого губернатора Енисейской губернии. Девять лет службы на посту губернатора Енисейской губернии он оставил глубокий судьбоносный след в истории развития нашего края и, в частности, села Дубенское. Рождением малой Родины мы обязаны Александру Петровичу. От «казённого селения» - до богатого села конца 20 века – таков путь Дубенска. 21 век к нему не благосклонен, и мы решили внести свою лепту в сохранение истории родного уголка огромной России для будущих поколений. Просмотрев имеющийся материал, мы поняли, что его недостаточно для полной картины прошлого села, хотя для оценки было бы вполне достаточно. Пересмотрели найденную литературу, собрали воспоминания, старые фотографии, синеборские краеведы поделились своим архивным материалом.

Мы постараемся осветить основные события от Указа губернатора А.П. Степанова до середины 20 века. Весь, использованный материал соответствует реальным событиям, согласно архивных документов, проанализированной литературе и воспоминаниям старожилов.

Цель: исследовать вековой путь истории села Дубенское, рождённого по указу Степанова А.П., для написания истории района и края.

Методы: анализ научной, исторической, художественной литературы; документов из архива, интервюирования; визуализация.

Основная часть

Введение

Актуальность темы работы в том, что роль личности губернатора А.П. Степанова является судьбоносной в истории села. В год его юбилея необходимо напомнить землякам о «крёстном отце», историческом пути жителей села Дубенское. История села ведет своё начало с 18 века: казенное поселение, перевод его в разряд деревни, села и каждый этап развития имеет свои признаки и события, согласно истории страны. Серьёзно к написанию истории села пока никто не приступал. В предлагаемой работе мы попытаемся рассказать о людях, которые творили историю Дубенска, об их успехах, радостях и трагедиях. Сбор воспоминаний по их родословным - пока есть ещё поколение, которое помнит рассказы своих отцов, поможет восстановить страницы «давно минувших лет» малой Родины.

Проблема: отсутствие исследования по истории села Дубенск.

Задача: работать с документами Минусинского и Ермаковского Государственного архива

• анализ художественных произведений Красноярских писателей
• встречи со старожилами села для сбора воспоминаний
• знакомство и анализ биографии губернатора А.П. Степанова
• просмотреть имеющийся материалы в библиотеке села и историко-краеведческого музее Синеборской школы

Литературный обзор:

Тема изучена по следующим источникам:

1. Андюсев Б.Е. Сибирское краеведение, Красноярск 2006, чтение позволило познакомиться с хозяйством, бытом, традициями старожилов Енисейской губернии 19 века
2. Быконя Г.Ф. Заселение русскими Приенисейского края в 18 в. Новосибирск, 1981.- мы узнали о времени, особенностях заселения родного мне края.
3. Ватин В.А. Минусинский край в 18 в. Этюд по истории Сибири. Минусинск, 1913. –работа позволила узнать об особенностях заселения осужденными по национальному признаку юга губернии в 18 веке.
4. Владимиров Е. Аракчеевские казенные поселения. Справочник по Минусинскому, Хакасскому округу и Урянхайскому краю, прочитав справочник мы посмотрели на село с позиции автора по казенным поселениям и нашли сходство в застройке села Дубенское. 5. Григорьев В.Ю. Население Канского, Красноярского, Ачинского и Минусинского округов Енисейской губернии. Иркутск, 1893., благодаря данной работе, мы лучше узнали о формировании населения Минусинского уезда, в том числе и Дубенска.
6. Книги Памяти жертв политических репрессий Красноярского края, помогли найти имена раскулаченных и осужденных земляков, хотя не все имена выявлены, но мы продолжили поиск по другим источникам.
7. Мармышев А.В., Елисеенко А.Г. Гражданская война в Енисейской губернии. Красноярск 2008 г., смогли разобраться в причинах войны на юге нашего края.
8.Огаркова Н. В. Минусинское восстание 1918.Данный источник стал для нас открытием роли дубенцев в событиях Гражданской войны на юге Енисейской губернии.
9.Фомина К.Ф. Крестьянское восстание. Ноябрь 1918 г. из трёх последних источниках узнал о событиях села и юга края в далекие годы по становлению Советской власти. 10. Чащина Л., газета Шушенского района «Искра Ильича» от 17.11.70 г., на основе МТГА, ф. 36. Оп.1д.124,л.248. 13.04.98 г. – два последних источника помогли понять мотивы Дубенского восстания и похода на Минусинск, увидеть место земляков в истории Гражданской войны.
11. Шекшеев А. П. Гражданская смута на Енисее. Абакан, 2006. – данная работа привела в смятение по вопросу причин Дубенского восстания - уничтожение самогонных аппаратов у жителей, мы не согласны потому, что их легко можно было заменить. Мы поддерживаем точку зрения авторов: Фомина К.Ф., Огаркова Н.В.- причины были в социально-политическом противостоянии власти и крестьянства.
12.Энциклопедия Красноярского края. Юг. Издательство «Буква», Красноярск 2008.- здесь познакомились с краткой справкой по истории села Дубенское.

1. От «казённого поселения»

От «казённого поселения» пошла история малой Родины. Но хочется рассказать историю рождения и взросления села.
В 1830-40 годах реформа П.Д. Кисилева вызвала волну вольных переселенцев в Енисейскую губернию, особенно на юг, где остались жить почти 30 тысяч государственных крестьян из малоземельных губерний России. В это же время стали более активно переселять ссыльных за Урал по общественному приговору и решениям суда. [1]

1829 год рождения моего села - было заложено военное поселение казарменного типа. Автором создания казенных поселений, по образцу Аракчеевских военных поселений, был первый губернатор Енисейской губернии А.П. Степанов. «Предписываю оному правлению немедленно исправить дороги по рекам Ое и Суетуку для проезда Его Превосходительству Господину Енисейского гражданскому губернатору (А.П.Степанову) к обозрению мест, назначенных для новых поселений под названием деревень по Ое «Ермаковой», а по Суетуку «Дубенской», из коих Дубенская должна образоваться по правую сторону реки Суетуку, Ермакова же по левую реки Ои». [2] Правда, Степанов А.П. так и не побывал на земле предписанной для построения Дубенска, а очень жаль – не увидел он наших удивительных и плодородных мест.

Поселения формировались из числа ссыльных из европейской части России. Губернатор предполагал, что ссыльные откажутся от бродяжничества, осядут на одном месте и будут вести свое хозяйство. История подтвердила правильность его хозяйского предположение – село живёт и здравствует второе столетие. В 1831 году приступили к устройству дорог, заготовке леса для строительства казенных поселений Тигрицка, Ермаковского, Восточного и Дубенска.

Первые поселенцы прибыли в первых числах мая 1833 года. Свое наименование селение получило от крестьянина села Казанцева - Дубенцева, который сто лет назад основал свою заимку. От епархиального города Красноярска оно находилось в 550 верст, от уездного Минусинска в 53 верстах, где находилась пристань пароходов и почтовое отделение; врачебный пункт в 30 верстах – в Ермаковском, а волостное правление в селе Восточенском в 18 верстах.

1.1 «Стоит Дубенск высоко-смотрит далеко»

Дубенцев поручили надзирать казакам из станицы Саянская, что стояла южнее по Енисею с 1718 года по Указу Петра 1. Наши бабушки – старожилы вспоминали рассказы своих родителей о том как к ним относились надзирающие. Казаки «россейских» поселенцев не только высмеивали за неумение вести хозяйство в сибирских условиях, но и давали им практические советы- где удобнее разрабатывать участок пашни, как и когда пахать землю, готовить лес для строительства и на дрова, учили местным обычаям и природным приметам. Мы прочитали в письмах декабристов Н.В. Басаргина и С.П.Турбина о «милисердном» отношении старожилов к поселенцам в Минусинском уезде. Они не заостряли внимания на их прошлом, главное каков ты здесь, что было стимулом стать добропорядочным человеком. На религиозные праздники саянские казаки привозили христианскую милостину: тёплую одежду или обувь, сибирские продуктовые угощения, а особо уважаемому поселенцу могли подарить телёнка, жеребёнка, овцу. А вот не желающего идти по пути исправления «варнака» отхлестать казачьей плёткой «трёх хвосткой», даже принародно. И это мы считаем, удивительно отеческое отношение.

Согласно проекту Александра Петровича, казна выдавало небольшое пособие на ведение хозяйства, удобные участки земли, сельхозинвентарь, семена. В мае 1833 года закупили у хакасов 460 лошадей за счет казны по 25 рублей голова. Удивительно, насколько строители села были прозорливы: заложили селение на высоком месте, под защитой леса, у источника воды. Поселения строили по единому военно-казарменному типу. Прямые улицы, в центре прямоугольная площадь для церкви, казарма для конвойной команды, канцелярия надзирателя. Огороды позволяли разрабатывать большие. Новые поселенцы сами рубили и строили дома крестом на четыре семьи, каждая комната с русской печкой и отдельным входом. Дома, окна, двери одного размера. [3] И сегодня можно определить старые строения села. Фундамент дома выкладывали из красного камня, который ломали на горе у заимки Лыткино (и сегодня там берут красный камень для строительной нужды), рубили дома техникой «в чашу» из сосны, конопатили сухим мхом и замазывали глиной, крыли дом «драницей» - тонко расколотые брёвна, печи глинобитные, имелись палати; для окон поставляли стекло с Лугазского завода. Мы внимательно обследовали самый старый дом и решили, что он стоит не менее полутора веков: диаметр брёвен нижнего ряда 70 сантиметров, полы уже двойные, потолок залит глиной. Семье вновь прибывших ссыльных выдавали от казны лошадь с упряжью, сани, телегу, орудия труда, корову, домашнюю утварь. Пахали столько земли, сколько осилишь. В казенных поселениях были кустарные мастерские и мельницы. Впоследствии поселяне сживались со старожилами и жили по Уставу сельских общин. Поселенцы освобождались от налогов и податей на 12 лет, для возможности вернуть ссуду, данную им на обустройства. [4] Декабрист Александр Беляев с 1832 года проживал на поселении в Минусинске, благодаря «сочувственному приёму и помощи А.П. Степанова братьев Беляевых» [5] Он с разрешения Минусинской полиции в 1836 году посетил казенные поселения Ермаковское, Сагайское, Восточное, Тигрицкое, Дубенское писал: «Селения красивые, правильные, возделывались быстро. Но проезжая эти красивые селения, какая-то грусть охватывала при виде этих пустынных улиц: ни одного женского лица, ни одного ребенка, или кой-где, как исключением». Отсутствие женщин негативно сказывалось на материальном и моральном состоянии поселенцев. Местная власть от имени губернатора А.П. Степанова предложила крестьянам – старожилам выдавать своих дочерей замуж за селян за вознаграждение - 50 рублей. [6]

1.2 «Низкий поклон, Вам Александр Петрович»

Благодаря хозяйской дальнозоркости государственного мужа Степанова, шло активное заселения южной земли Саян, на их отрогах были пограничные форпосты с саётским (тувинским) населением. Между поселенцами и жителями Тувы и Монголии, при содействии казаков форпоста, шёл обмен продуктами труда, невестами, отдельные поселенцы даже поселялись среди инородцев. Очень жаль, что Александр Петрович 26 апреля 1831 года был «отрешен» от выполнения должности губернатора и отправлен в отставку. Ещё целый год как частное лицо Степанов А.П. не мог расстаться с сибирской землёй и пытался послужить её процветанию. Покидая Красноярск, Александр Петрович со слезами на глазах сказал: «я Сибирь до своей смерти не забуду» [7] Наше поколение дубенцев ранее и не подозревало кому они обязаны существованием нашей малой Родины. Теперь их познания будут расширены благодаря нашей совместной работе с сельской библиотекой, где оформляем стенд по истории села. От всех односельчан говорим: «Низкий поклон, Вам Александр Петрович, за отеческую любовь к землице сибирской.

2. Из жизни селения

С 1842 г. опыт "казенных поселений " из-за не перспективности был прекращен. В результате все ссыльные колонии были переведены в разряд крестьянских селений, а поселенцы записаны в сословие государственных крестьян. Статус Дубенска изменился в ноябре 1849 года - переименовали в деревню. Получив статус крестьянского сословия поселенцы должны были платить все налоги и сборы, нести повинности, а все постройки перешли в их собственность. «До 1850 года казенные поселения управлялись надзирателями из числа казаков Саянской станицы. С 1850 года они были переведены в разряд деревень и стали управляться сельскими старостами. [8] (приложение 1)

К 1851 году в селе было 72 двора, где проживало 471 душ мужского пола. Село жило полной жизнью: 3 кузницы, лавки по продаже мануфактурных товаров, питейное заведение братьев Даниловых. Община владела водными и лесными угодьями, государственными землями; определяли местные и государственные налоги, натуральные повинности, сами собирали их. В обязанности общины входили работы по ремонту и строительству дорог, церкви, гатей. На совете общины решали вопрос об отправке сыновей в рекруты (солдаты), о приеме новых поселенцев, разбирали внутриобщинные споры, выбирали на один год сельского старшину, писаря, десятских на каждые 10 дворов.

В Минусинском городском архиве нашли материалы «По исследованиям переписи 1916-1919 г. г.» и узнали, что в Дубенске проживало 1298 человек, было более 500 дворов. Личных хозяйств насчитывалось 200, Дубенцы засевали: озимой рожью-709,6 десятин, пшеницей-390.7, овсом - 521.5, ярицей - 82.8; под парами оставляли- 1013десятин, покосы занимали 664.1 десятины. Была канцелярия - писарем в 1911-13 годах был Лаптев Иван. Среди бедняков выделялись зажиточные крестьяне- собственники. Лали(ме) кин имел свою лавку, где торговал ситцем, сатином, водкой, сахаром формы «голова» и более мелкими выливали. Ткань мерили аршином -75 см. Занимала лавка 2-х этажный дом: на первом этаже хозяин жил с семьей, а на втором торговали. Крестьяне Романов, Калинин и Туркин торговали керосином и гвоздями. Булонский - гончарными изделиями. С лёгкой руки губернатора зародилось наше село. Благодаря рачительной и продуманной деятельности главы губернии хозяйства крестьян-поселенцев крепли и расширялись, семьи росли и трудовым потом поливали сибирскую землю, ради доброго урожая.

2.1 «Не хлебом единым…»

В 1862 году выделился Дубенский Николаевский приход из Шушенского. Церковь во имя Святителя Николая была деревянная, обнесена каменной оградой, а кругом церкви был разбит сад. Церковь действовала до 30-х годов двадцатого века, до 1970 года в бывшей церкви размещался клуб, потом здание разобрали и чуть ниже построили Дом культуры.

До 1895 года школы в Дубенске не было, приезжий учитель ходил по домам и за плату обучал детей на дому, а основная масса оставалась неграмотной. Село росло и власть приняла решение об организации бучения детей: на государственные средства открыли церковно-приходскую школу в 1893 году, которую посещало до 35 детей. Все классы учил один учитель с 8 до 16 часов. Обучение начинали с 9 лет. Книги были школьные. Первым учителем была Елизавета Александровна. Изучали арифметику, русский и славянский язык, в 3 классе сдавали экзамены по арифметике, русскому языку, «Закону божию», который преподавал по средам и пятницам отец Михаил. По воскресеньям все ученики должны были ходить в церковь на богослужение.

Первыми учениками были: Соколов Макар Иванович - участник Минусинского восстания Пашкин Фома Захарович - участник 1 мировой войны. В 1900 году в деревне находилась церковная смешанная школа, заведующий школы священник Михаил Ефимов, имевший образование Симбирской духовной семинарии, и учительница - дьяконовская дочь Дарья Азбукина, которая училась в Енисейском женском училище и проработала 3 года, попечитель крестьянин Иван Леонтьевич Титов. Учеников на 31 декабря – мальчиков 27, девочек 28. ( из кратких отчетных сведений за 1900 год).

С 1913 года по 1915 школа перешла в частное помещение Витошкина Е., а прежнее заняли под канцелярию. В 1918 году под школу общество купило 2-х этажный дом у Тизеля Югана Ивановича на колчаковские деньги. С 1921 года в школе стало 4 класса, где работало 2 учителя. С 1931по 1935 год работали Жерехов А.С. и его дочь Жерехова М.А. Открылась вечерняя школа –ликбез, где после работы учились взрослые. В 1932 году открылся 5 –й класс, занимались в 2 смены. Через пять лет выстроили семилетнюю школу на месте 2-х кулацких домов, а начальные классы стали учиться в бывшей монополии. В 5-7 классах было 50 учеников и семь учителей. Старожилы назвали и фамилии учителей, которые работали перед войной: начальные классы - Попова Анна Ивановна, Александр Тихонович, Шишкова Мария Федоровна, Малышева Мария Евграфовна; в 5-7 классах вспомнили Магеря Дмитрия Ивановича, Павлова Василия, Шугарову Марию Кононовну, которую призвали на фронт, всю войну она была переводчицей. Вышла замуж за фронтовика Казанцева Александра Павловича, вместе вернулись в систему образования, она учителем немецкого языка, а он учителем истории и директором в Дубенской школе.

Вику заинтересовало: как обучение и время повлияло на речь старожил и моих современников? Виолетта поработал со словарём говора сторожил края из книги Б.Е. Андюсьева «Сибирское краеведение». Денис с помощью прабабушки проанализировал разговорную речь земляков за последние 70 лет. И мы обнаружили, что и сегодня в обороте речи сохранились слова: арясина-жердинка, беремя-охапка дров, блудить - долго ходить без толку, варево - суп, варнак- непослушный подросток, водиться - смотреть за малыми детьми, вопить-кричать, вышка- крыша дома, зараз - сейчас, канючить - надоедливо хныкать, комель - толстый конец бревна, лытка – кость бедра, мизгирь – паук, мураш – муравей, мухлевать - обманывать, нюня - плаксивый человек, пал – выжег весенней травы, тараторка – болтунья, урос - капризный ребёнок, хиус – сырой пронизывающий ветер, юлить – хитрить и изворачиваться. Так что с сибиряками позапрошлого века, мы друг друга поняли, не только земля нас объединила, но словарный запас.

3. В водовороте 20 века

Советскую власть дубенцы приняли спокойно со словами «Что ни власть, то кому – горько, кому- всласть». 1918 год вошел в историю Минусинского уезда - как год классовых потрясений. Произошло Дубенское восстание, которое стало поводом похода крестьян южных районов губернии на город Минусинск. Виолетта просмотрела несколько источников по причине восстания в селе. У нас получилась такая картина происходящих событий столетней давности. Жизнь, за полтора года без власти, выработала привычку жить без контроля со стороны администрации. Крестьяне приняли Советы, но вернулась старая власть в лице представителей Колчака. По всем селам началось взыскание недоимок за прошлые года, мобилизация в новую армию - это вызвали глухой ропот.

Из воспоминания дочери командира отряда Ощепкова - Дарьи Васильевны, записанного краеведами синеборской школы в 1987 году, по её словам было так: на сельском сходе дубенцы приняли решение мужикам в белую армию не ходить, налогов не платить и восстановить советскую власть. 31 октября 1918 года шесть милиционеров, сопровождавшие акцизного чиновника, изъяли и разбили самогонный аппарат дубенского крестьянина Крикунова и посадили его в сельскую канцелярию. Первого ноября милиционеров отпустили и они доложили в Минусинск о неподчинении дубенцев властям. На следующий день прибыл управляющий волостью Дрюмов с милиционерами из Минусинска и велели повязать зачинщиков схода - бывшего фронтовика Василия Ощепкова, Алексея Пескуненкова и политкаторжанина Кульчицкого Станислава Владимировича. Фронтовики возмутились, а когда приехавшие взялись за оружие, то их повязали, отколотили, отобрали оружие и выгнали из Дубенска. В Минусинске прибежавшие посланники сказали, что в Дубенске бунт. А из работы А.В. Мармышева, А.Г. Елисеенко узнали: «Последней каплей стала борьба с самогоноварением, а заодно изымала оружие у населения и ловила дезертиров. С. В. Кульчицкий поляк политический каторжанин, после революции попал под амнистию - кузнец. Изба стояла на краю деревни (кузнецы всегда жили на краю деревни, чтобы не случилось от кузни пожара). Советские исследователи называли его деятельным подпольщиком, погибшим в борьбе с колчаковским режимом. Впрочем, одно другому не помеха». [9]

По версии в Дубенское вошел отряд уездного комиссара Гарелкина в 40 казаков Потребовали выдачи зачинщиков, дезертиров и призывников. Было зачитано распоряжение управляющего уездом о том, что 20 зачинщиков из Дубенска и других деревень - выпороть за подстрекательство к бунту и отправить в Минусинскую тюрьму. Сторожили вспоминали рассказы своих родителей, что деревенским приказали принести лавки, веревки. Стол поставили на теневой стороне у церкви, тут же пять лавок. Стали пороть «пока кровь не закапает на землю»: жену Ощепкова Клавдию Петровну, учительницу Евгению Петровну, старика- «крикуна» Сильченкова и ещё 27 человек– над деревней стоял вой и плач баб, детей, которые прятались за материнскими юбками. Когда казачина Глотов отсчитывал шомпола псаломщику, на счёте одиннадцать послышались винтовочные выстрелы: Потылицин прыгнул на стол и увидел скачущего казака, стреляющего в воздух. Пронёсся крик: «банда!». Сшибая друг друга с ног, дубенцы кинулись врассыпную по улице, переулкам и оградам - площадь вмиг опустела.

Потылицин, Савельев, Зефиров с Коростылёвым успели сесть на коней. Отряд вернулся обратно мимо церкви и тут со всех сторон стрельба: казаки угодили в окружение. Они разбегались по огородам за село во все стороны «А позже отправились в Минусинске к управляющего Тарелкину. Двенадцать человек скрылись в окрестных лесах, убиты казак и милиционер, остальные добрались до Минусинска». [10]

Дубенцы приняли решение отправить посыльных в соседние деревни и идти на Минусинск свергать власть. В Дубенске мужики свели в церковную ограду двадцать семь казачьих и милицейских коней. На многих осёдланных конях были вьюки с тёплой одеждой, едой и боевыми припасами в сумках. «Тела убитых казаков и милиционеров освободили от одежды и сапог-добро ведь сгодится. Собрали карабины, шашки, винтовки, ремни с патронными подсумками.» [11]

Мы многих жителей спрашивали о том, что где были похоронены убитые, но никто толком не мог сказать и только 90-летняя бабуля Ерикова вспомнила, что закопали убитых на краю деревенского кладбища «хоть и бандюги они, но ведь все мы православные..» Старое кладбище мы внимательно обследовали и ни малейшего следа не нашли.

«Начался стихийный митинг у церкви. Главным выбрали Кульчицкого. В селе Дубенском образовался комитет, который разослал по уезду нарочных с воззванием о свержении правительства. Общее руководство на себя взял Кульчицкий С.В. и фельдфебель царской армии Ощепков В.И.» [12] Мятежники сформировали несколько армий - в рядах крестьянских армий насчитывалось 10–15 тысяч человек. Основная же масса двинулась на город, вооруженная топорами, ножами, вилами и самодельными копьями. На 21 ноября была назначена атака Минусинска. Взять город повстанцам не удалось, началась расправа. [13] Их догоняли, вылавливали в лесах, искали в деревнях.

Мы обнаружили в школьном музее Синеборской школы записи по воспоминаниям жительницы деревни Верхняя Коя Поповой Татьяны, которой в то время было 23 года. Вот о чем узнали: казаки пригнали в деревню человек 25 мужиков – повстанцев, выстроили у кузницы под большим тополем, согнали всех жителей для опознания койских, но те никого не опознали и на глазах взрослых и детей расстреляли, выставили караул на ночь. Татьяна после 12 ночи пошла за водой на речушку, караул уже был снят, и услышала стон в куче убитых. Сказала свекрови, они разобрали труппы и обнаружили раненого парня, унесли в свою баню, обмыли, перевязали. Утром положили в короб под замерзший навоз и увезла Татьяна раненого на Мишинскую мельницу. [14] Дубенск был жестоко наказан: каратели подожгли нижнюю улицу Дубенска: сгорело 52 дома– там жили приезжие бедняки, заживо сгорели семьи Сильченко и Камышева. В ноябре 1918 года расстреляно из Дубенска: 16 человек, погибло в бою 3. Дубенск имел и такую страницу в своей истории.

Нашему поколению трудно дать оценку прошедшим событиям – мы жители другого времени и эту цель не преследуем. Все слышали с детства о восстании, а вот такие подробности каждому стали интересны, особенно тем, кто считает себя коренным жителем. Ребята стали работать над своей родословной и искать место своих предков в истории села.

Денис по нашему настоянию провёл опрос 30 подростков и 40 человек односельчан по вопросу «За что дрались дубенцы в 1918 году?» Вот, что получилось:

варианты ответа, выбрать два ответило всего подростки взрослые
1 за крестьянскую свободу 30 10 20
2 хотели вернуть сибирскую волю 40 23 17
3 за сытую жизнь своей семьи 62 22 40
4 не хотели быть крепостными 8 2 6

Для наших респондентов главной ценностью является семья и особенность сибирского менталитета вольности. С освобождением уездного города Минусинска силами партизанской армии Кравченко и Щетинкина, была восстановлена власть Советов по всей территории юга края. Мы считаем, что исходом Гражданской войны стала победа декрета «О земле», где было начертано «Земля –крестьянам».

4. « И жизнью правили Советы…»

Как новая линия НЭП реализовалась на малой Родине, мы не нашли за эти годы в архивах документы. Но себе позволим считать, что результатом реализации новой экономической политики партии и советского правительства, сибирской хозяйской хватки - село росло и богатело. На 1926 год в селе было 375 дворов с 1702 жителями. Жители еще расселились на заимках Похомово, Рульис, Алксина, работали 7 мельниц. Большая часть крестьян жили зажиточно, обрабатывали более 10 десятин пашни, имели коров, лошадей и даже сельхозмашины- сеялки, жатки, молотилки. Жители держали много овец, открыли шерстобитку, пимокатную мастерскую. До 1929 года в селе сохранялось единоличное ведения хозяйства.

Социальный состав жителей Дубенска на 1929 год

  бедняков середняков кулаков
хозяйств 195-40% 198-40% 36-7.33%; 99 -20%
безпосевных- 97 - 19.71% 115
посевной площади     47%
сельхозмашины 3500 рублей за машины кулакам 33% 77%

работа по найму 208 чел. Произвели 30715 пудов зерна= 68% товарного хлеба села. [15]

Сотрудница Государственного этнографического Шушенского музея Кикилова Т.М. подарила нам статью «Лицо Дубенска» автор Клешнин Р., который довольно, жестко критикует работу сельского Совета за слабую культурно просветительную: отсутствие изба-читальни, учитель Сазонов «пишет апелляции кулакам в РИК о неправильном отношении к ним и о восстановлении их в правах», школа первой ступени охватывает лишь 35% детей, всего два учителя на 492 двора. И в хлебозаготовке Совет очень слабо действует: контрактацией охвачено всего 194 десятины села. (приложение 3)

В конце года была образована Красная коммуна, преседателем была Зварыгина Фекла Иннокентьевна. На двор коммуны сдавали молотилки, жнейки, машины-сложки, сохи, бороны. Появилась большевистская партийная ячейка из 2-х человек - муж и жена Зварыгины. [16] 12 марта 1930 года коммуна преобразовалась в колхоз «Имени Ворошилова», в который вошли 12 единоличных хозяйств, а к моменту начало посевных работ вошли 50 хозяев. Колхоз имел 100 лошадей, 30 коров, около 30 телят. Пахали и боронили на лошадях и быках, бороны были деревянные. Сеяли вручную: зерно насыпали в мешок, вешали его на шею через плечо и разбрасывали зерно, а потом заборанивали. Скашивали урожай тоже вручную: косили литовкой с грабками и жали серпом. Составляли в суслоны, а как те подсохнут, складывали в скирды. Молотили в холодные, морозные ночи ручными и конными молотилками. С гектара собирали по 10-15 центнеров зерна. Их даже отправляли в Москву на выставку. Первым председателем колхоза был Пашкин Фома, а председателем сельского Совета Ощепков. [17]

Село стало административным центром – Дубенский сельский Совет Ермаковского района. В 1935 году председателем с\с был Рогожин, секретарём Ефимов Д. Мы проанализировали протоколы заседаний сельского Совета и выделили такие повестки дня: о Всероссийской переписи скота;; утверждении секций и депутатских групп, куда вошло более 50 жителей села ; информацию о 9 районном съезде Советов от 02.01.1935 года; о выборах в с\совет общественного судьи; утверждении годового отчета за 1934 год сельского бюджета и утверждение на 1935 года от 11 января; о ходе выполнения плана лесозаготовок от 24.02.35 и дорожных работ; о присуждении Красного и рогоженного знамени колхозам. «Красное знамя колхозу «Ворошилова» - выполнили план сева на 10.1%, рогоженное за 6.4% колхозу «Жданова «О займе 2-й пятилетки 3-го выпуска», где до Дубенского с\с доведена контрольная цифра: с рабочих и служащих 15445 рублей, с колхозников 12175, с единоличников 4550 – всего 32170 рублей – выполнили ли земляки задание по займу, мы не нашли документов подтверждения. (приложение 2)

В Постановлении от 18.07.35 № 178 президиума Ермаковского РИК идёт речь об оказании помощи хозяйствам в сеноуборочной компании, где обязали совхоз Ермаковский выделить технику, а Дубенскому сельсовету « срочно провести вербовку колхозников и единоличников, а также трудоспособных кулаков». [18] К 1937 году в колхозы прибыли комбайны и две грузовые машины, колесные трактора. Первая женщина – трактористка Иванова Ульяна Харитоновна.

5. «Разбросала судьба по чужим нас углам»

Из курса истории России мы знали об индустриализации страны, которая требовала больших финансовых вливаний, а взять решили с крестьянства через создание коллективных хозяйств. Не все крепкие хозяева принимали коллективизацию как своё будущее, они ценили собственную крестьянскую самодостаточность. Степанов А.П., в своё время, способствовал росту крепких поселенческих хозяйств. Он не только заселял сибирские просторы, но и хотел, чтобы поселенцы почувствовали себя хозяевами своей судьбы и этой благодарной земли. Но не сумели хозяева страны найти «бескровного» пути и пошел гулять по крестьянским судьбам процесс «раскулачивания». К маю 1930 г. в Ермаковском районе «раскулачили» 850 хозяйств, из них 280 при проверке оказались середняцкими. Среди жителей Дубенска компания раскулачивания затронула судьбу более 80 семей, которые были лишены избирательных прав, а более 30 – высланы из родного села. [19]

Наш руководитель кружка «Резьба по дереву» Рулис Александр Иванович рассказал историю своей семьи и доверил полученные документы. По линии отца Рулиса Ивана Юлисовича он получил ответ из УФСБ по Красноярскому краю 16.04.2013 года. Прадед Рульюс Юлис Яковлевич в возрасте 66 лет был арестован 1 марта 1938 года по обвинению в участии в антисоветской националистической группы. Приговор Комиссии НКВД был самым жестоким- высшая мера, которая была приведена в исполнение в городе Минусинске 1 августа, а в феврале 1959 года Верховный Суд РСФСР признало отсутствие состава преступления. Без отца росли дети: 11 летняя дочь Эмилия, 3 младших брата, которым ничего не говорили об отце «враге народа». Только внуки смогли получить свидетельство о смерти деда, справку о реабилитации и положить цветы на место массового расстрела «без вины виноватых». (приложение 4) По линии матери Александра Ивановича, Рулис –Суходоевой Нины Емельяновны, крестьянин Суходоев Емельян Андриянович - отец 4-х подростков, был арестован 21 июля 1931 года. Статья обвинения – участие в контрреволюционной организации, за что осудили на 3 года заключения в концлагерь, отбывал наказание на Беломор-канале, где и сгинул навсегда. (приложение 5) От 5 сентября 1989 года была выписана справка о реабилитации Суходоева Е.А., за необоснованностью вины, за подписью старшего помощника прокурора края советника юстиции – Г.И. Матвеева.

Что же поимел колхоз от хозяйства «врага народа»? Согласно справки по оценке имущества Суходоева Е.А.- триста пятьдесят два рубля и пять копеек в виде: 2-х лошадей, саней, сбруи, борон, плуга, 9 голов овец, амбара, одной свинки, жеребчика, надворных построек и 87 десятин пашни. (приложение 5)

Работая над темой исследования, Виолетта наткнулась вот на такое письмо в Интернете на сайте Мемориала и заинтересовалась: «Из переписки моего дедушки Хорева (Фарувского) Андрея Малахиевича (Малофеевича, Макаровича) и его сестры Варвары Малахиевны (Малофеевны, Марковны) …«А нашего отца, тятеньку из Барнаульской тюрьмы отправили этапом в Минусинскую тюрьму. Там он по прибытии в Минусинск встретил своего друга и сослуживца по царской и красной армии. Который был в его отряде СОЛОВЬЁВ . А в Минусинской тюрьме -начальником тюрьмы и помог отцу тюрьму заменить на высылку в Ермаковский р-н. …И тятенька нас вызвал к себе. Где то в конце мая 30 года, мы приехали к нему в село Дубенское Ермаковского р-на. А там только началась коллективизация и нас поселили в дом тоже раскулаченного. Вскоре отец устроился мельником. Мельница то же была отобрана у хозяина и перешла в государственную собственность. Эта мельница была где то по реке 5 (6,5?) км. от села в лесу и там был домик- вот на зиму нас и перевез отец к себе. Тятенька купил лошадь и корову. …На зиму отец отвез меня в Дубенск в школу. Жил у председателя сельсовета. Отец пошел в совхоз сторожить скотный двор. …Где - то летом в 1937 г я был на курсах в Абакане и когда приехал домой, маменька мне говорит, что отца то у нас забрали как врага народа. … А от родного нашего тятеньки так и не получили весточки. Так и не знаем где его могилка».

После прочтения письма Хорева, Денис узнал от землячки Вероники Живоглядовой историю из её родословной: «Мой прадед, Паташев Александр Матвеевич держал мельницу, недалеко от Похомовской заимки - в 5 километрах от села на речке в лесочке, а в 1931 году его раскулачили и направили на поселение в Курагинский район поселок Тунсук, откуда вскоре сбежал в свое село и продолжал работать. Получается, что Хорева отправили работать мельником на мельницу моего предка, а может и жили они в доме моих родных.» Дениса заинтересовало у кого жил мальчик на квартире, как сказано в письме. Выяснил, что председателем сельского Совета в это время был один из большой семьи Ощепковых. Еще – речь идет о совхозе, видимо, это Ермаковский молмяссовхоз 255, который был создан в 1931 году на территории современного Синеборска.

Работая с архивными материалами к 70-летию Победы в районном комиссариате, среди призванных на фронт фамилии Хорева не обнаружили, а в Интернете на сайте Мемориала встретили. «Хорев Тихон Маркович рядовой, 1915 г.р., призван Ермаковским РВК, умер 13.03.42» - это данные ЦАМО за № фонда 58, описи 18002, дело № 108. Есть все основания думать, что названный солдат родственник дубенским Хоревым, родом с Барнаульской земли, которые до сего дня ничего не знают о своём прадедушке.
Поделилась семейными воспоминаниями с нами Фефелова Зинаида Дмитриевна: «Семью моего деда по материнской линии Малькова Андрея Никитича раскулачили за отказ вступить в колхоз, сослали в Енисейск и только к 1940 году семья вернулась в Дубенск, а дом раскатали и куда-то вывезли. Семья ютилась в съемной избушке. Брат Дмитрий Никитич получил родовой дом от отца в наследство, имел свое небольшое хозяйство. Забрал коня из Коммуны, а корову не отдали - перевели в колхоз. Дом забрали под молокозавод, только в 1964 году моя мама Валентина Андреевна выкупила его у Шушенского молокозавода. По линии отца Тимофеева Дмитрия Григорьевича тоже есть лишенцы: старший брат Данил Григорьевич имел мельницу - ее отобрали, но в доме оставили с семьей. Моя бабушка по маме Варвара Даниловна Ендальцева родилась уже в Дубенске и прожила до 93 лет. Её брат Евстегней был участником 1 мировой войны в союзнической армии Франции, вернулся домой в 20-х годах, хозяйство не завел большого, вступил в колхоз и работал на скоте». [20]

В Книгах Памяти жертв политических репрессий Красноярского края мы нашли фамилии односельчан, которые были раскулачены и осуждены по статье 58-8-10-11-14. [21] В архиве редакции «Ленинская искра» Шушенского района за 1992 год есть подборка материала сотрудника Леонтьева Н.В. из Минусинского музея имени Мартьянова. [29] Проанализировали обнаруженный материал: под корень выкосили хозяев-тружеников земли – 40 единоличников, 22 члена колхоза и рабочих Ермаковского скотоводческого совхоза, даже подпал под наказание Гончаров Д.И. бригадир колхоза имени «Ворошилов» и управляющий Аносов К.Д. фермы № 1 Ермаковского совхоза. Подпал под статью расстрела и бывший священник Мухин Павел Иванович. Основная масса осуждённых достигла самого рабочего возраста: до 40 лет –33 человек, до 50 лет – 17 и даже старше 60 лет-21 земляк. Пострадали и 31 семья сосланных на новое место жительства, в основном на Артёмовский золотоприиск Курагинского района. Канули в лагерях ГУЛАГа 21 хозяин. После ареста попали под реабилитацию в 1931 и 1934 году 9 человек, а вот дважды были арестованы 16.

Мы рассмотрели репрессированных по родственным связям - 24, из них братья - 6, отец и сын - 5; среди Вахрушевых пострадало - 4, встретили трижды фамилии - Гончаровых, Жуковых, Кокориных, Нохриных, Суходоевых, Шульминых и даже троих участников красного партизанского движения. Самые массовые аресты шли параллельно с коллективизацией -36 человека в 1930-34 годах, большой удар по селу произошел в 1937 году- 26 единоличников, а в 1938- ещё 8. [22] Исходя из прочитанных протоколов заседаний Дубенского Совета за 1935 год, мы не увидели ни одной фамилии из числа репрессированных, принимавших участие в жизни сельсовета.

Прочитывая расшифровку статей по которым были осуждены работники земли, оторопь берёт. Неужели крестьяне так были вовлечены в политические контрреволюционные процессы, что было опасно для судьбы страны. Когда же крестьянину совместить круглогодичную работу на земле и ещё участвовать в повстанческих мнимых организациях юга края, поддерживать связь с Японией и Германией. Вызывает жуть и страх то, что осуждённые давали показания против себя, тем самым подписывали свой смертный приговор. Знать не сказки им говорили и не по головке гладили, когда снимали допрос. Думал ли Александр Петрович Степанов, что им благословлённые на достойную крестьянскую жизнь переселенцы будут так жестоко наказаны за своё трудолюбие и преданность земле. Думаем, что нет.

6. Проверка жизнью

Когда же грянула беда над свободой Родины, сибиряки-дубенцы забыли все обиды и героически пошли на её защиту. Встали в один строй бывшие бедняки-колхозники и дети раскулаченных. Не щадили себя в военное лихолетье женщины, старики, подростки: пахали, сеяли, голодали, но трудились под лозунгом «Всё для фронта-всё для Победы!». Проверка на верность исторической задумки А.П.Степанова по формированию чувства любви к новой малой Родине осужденных поселенцев, показала её верность. Потомки поселенцев в сороковые-роковые героически сражались на всех направлениях Великой Отечественной войны. На обелиске села вписаны имена погибших. А те кому повезло вернуться с войны- трудились на земле предков. В апреле 2015 года правнуки с трепетом и долгом ответственности перед прадедами, открыли Памятный камень на месте Дубенского сельского Совета. С этого места уходили в бой за малую и великую Родину не только жители Дубенска, а жители окрестных сел и выселков. Благодаря их боевому и трудовому героическому вкладу, Дубенск жив, развивается, поёт на праздниках, всем село провожает в последний путь, отменно трудится па полях ООО «Сибирь», помнит своих павших защитников, встречает своих внуков и правнуков из рядов Российской армии и радуется каждому приходящему дню. Видимо, действительно у первого губернатора была, поистине, отеческая любовь к нашему суровому краю и лёгкая рука для судьбы сибирских сёл юга края и их жителей.

Заключение

Поставленную цель исследовательской работы, мы считаем – выполнили. Рассматривая историю села через призму Указа первого губернатора Енисейской губернии Степанова А.П., мы увидели историческую роль государева мужа на развитие юга Сибири и малой Родины. Все использованные нами методы принесли положительный результат в познании и написании истории села и его жителей. Мы в работе прикоснулись к судьбам отдельных жителей, истории их семей. Через малое мы познаём большую историю нашей страны. Работая с литературой и документами, научилась их анализировать, быть более внимательными и критичными. Встречаясь со старожилами села, увидели их совершенно в другом, более интересном свете как личности, любящие нашу малую Родину, а не «Иванами непомнящими». Очень жаль, что судьба деревень, её жителей не всегда зависит от их трудолюбия, желаний, стремлений, а решается там, «наверху», холодным принятием Закона или Постановления. Считаем самым главным: отеческая забота и дела Александра Петровича дали реальные исторические плоды, что очевидно на судьбе сёл юга края.

Работа носит исследовательский историко - краеведческий характер. Она может использоваться на уроках истории России и Красноярского края, экскурсиях в музее, в написании истории трудового и боевого подвига, как Шушенского района, так и Ермаковского. Нами собрано столько материала, что позволяет вести его анализ по разным направлениям истории села и окрестных населённых пунктов.

С уважением учащиеся Терпенёва Фаина, Абрамова Виктория. Синеборск, 2017 год.

8.Примечания

1. Энциклопедия Красноярского края. Юг. Издательство «Буква», Красноярск, с. 90
2. №974 9 июля 1828г. Минусинский ГА, Ф.42,оп.1,д.88,л.94.
3,8,11 Минусинский Государственный архив, «Календарь памятных дат», 1999 год на основе ф.42, оп. 1, д.593.л.513.
5. История Приенисейского края, 17- первая половина 19 века, Красноярск 1997, издательство «Горница», с.251
6. М.Г. А, ф.42, оп.1, д. 593, л. 513.
7. Быконя Г.Ф. Заселение русскими Приенисейского края в 18 в. Новосибирск, 1981, с. 253.
9. Алексей Тимофеевич Черкасов, Полина Дмитриевна Москвитина «Конь Рыжий» сказания о людях тайги т.2. красноярское книжное издательство 1985.
10. Шекшеев А. П. Гражданская смута на Енисее. Абакан, 2006. С.424
12. Минусинское восстание 1918 ., Ю. Советская военная энциклопедия под ред. Н. В. Огаркова., М.: Воениздат, 1978., Т. 5. 686 с.
13. Материалы Фомина К.Ф. Крестьянское восстание. Ноябрь 1918 г. с. 87.
14. Из материалов Синеборского школьного музея, Ф. 1, п.4.
15. Клешнин Р., газета Ермаковского района «На ленинском пути» 1929 г.
16, 17,21 из воспоминаний жительницы с. Дубенск Похабовой Г.М.
19. из материалов Дубенской сельской библиотеки.
20. Воспоминания Фефеловой З.Д.
22. Книга Памяти жертв политических репрессий Красноярского края, Красноярск 2009

9. Приложение

Приложение 1.

Ф-3, О- 1, Д-2 МГА Книга записи командировок казаков на службу.1846 год.

Константин Бутин На Дубенское
Харитон Бутин В Минусинск

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»