Жития святых – отражение трагических страниц истории Енисейской Епархии

Жития святых – отражение трагических страниц истории Енисейской Епархии


Грачева Ольга Андреевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия» г. Лесосибирск, 9Б класс

Научный руководитель: Почекутова Ольга Михайловна, учитель русского языка, литературы, истории и обществознания МБОУ «Гимназия» г.Лесосибирск.

Исследовательский реферат

Содержание

Введение
1. Особенности современной житийной литературы
2. Исторические факты в житиях сибирских святых
Заключение
Список использованной литературы

Введение

Ни для кого не является секретом тот факт, что после многолетнего гонения на церковь, на православие вообще, наша страна постепенно возвращается к дореволюционным христианским ценностям. Россияне вновь возвращают утраченные святыни, строят храмы. Показательным явлением последних лет стало возрождение духовности, появление множества книг христианского содержания.

В отношении древнерусской литературы значимость житийной литературы понятна: она являлась практически единственным историческим литературным источником, позволяет нам заглянуть в глубь веков. Но нас заинтересовал вопрос: почему жития создаются сейчас? Что становится источником для их написания? Можно ли рассматривать современные жития как исторический источник? Какие факты истории Красноярского края отражены в житиях святых канонизированных Русской Православной церковью?

Цели: рассмотреть жития сибирских святых как источник, повествующий об исторических фактах

Задачи:
1.Выявить особенности современной житийной литературы
2.Познакомиться с житиями сибирских святых
3. Сопоставить факты жизни святых с событиями в истории Енисейского района.

Гипотеза: Данное исследование может стать дополнительным источником при изучении истории России и Красноярского края.

1.ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЖИТИЙНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Жития святых - любимое чтение многих поколений христиан. Вера, исповедничество, мученичество, подвиги святых служат нам образцом для подражания и духовного роста. Но, читая жития, мы сталкиваемся иногда с различными трудностями и вопросами. Святые жили во все времена, принадлежали к самым разным сословиям, прославились самыми различными образами, и жития их могут быть очень разными по форме изложения. Что в этом изложении исторический факт, а что дань литературной традиции?

Житие - это связный рассказ о святом от начала его жизни до самого конца, в который включены все подробности его жизни. Просто в разные эпохи такой связный рассказ по-разному писался. Но и вся другая литература тогда по-другому писалась. Если мы возьмем жития наших древних святых, то многие из них просто взяты из летописи (скажем, жития прпп. Антония и Феодосия), а значит, написаны по общим литературным правилам того времени. И они отражают общую культуру того времени. А новые жития создаются в нашей сегодняшней культуре. Сходство тогдашних и нынешних житий не в том, что это какими-то особыми словами и приемами пишется, а в том, что это самый полный, самый связный рассказ о прославленном Церковью человеке.

Иногда в старых житиях автор - например, свт. Димитрий Ростовский - сопровождал рассказ о жизни святого своими поучительными размышлениями, то есть делал назидательные выводы. Он старался, чтобы у простого человека было еще и некое понятное поучение. Надо учитывать, что во времена свт. Димитрия Ростовского жития читались часто одним грамотным для многих неграмотных. А теперь люди стали грамотные, их окружает море книг - во времена Димитрия Ростовского, и раньше, во времена митрополита Макария, книг столько просто не было. Сейчас можно и из Евангелия почерпнуть, и из святых отцов - и как-то все свести и поразмыслить. А тогда это была единственная литература, и она была универсальным научением. И поэтому и была такая необходимость нравственных выводов.

В современных обстоятельствах, по мнению Дамаскина, лучше писать жития по типу пролога или летописи - то есть просто излагать ход событий. Ведь поучение выявляется тогда, когда эпоха пережита, уже все ясно, а сейчас еще не такое состояние. Поучением сейчас является жизнь самого святого. Вот человека арестовали, вот его допрашивают, или вот еще какие-то обстоятельства его жизни, в которых он держался по-христиански, вот ему предлагают отречься или проявить какое-то малодушие, и он отказывается, - этого достаточно для образца. Кроме того, документальный текст дает возможность научиться , как вести себя в таких обстоятельствах. В этом смысле документальные тексты несут гораздо большую дидактическую нагрузку, как вести себя, оказавшись вот в таких трудных обстоятельствах. В документах больше конкретных подробностей, больше практических вариантов, с максимальным приближением к жизни, не опосредованной литературой.

К сожалению, если говорить о жизни святых ХХ века, то не таким уж большим количеством фактов и документов мы обладаем. В данный момент написано семь книг жизнеописаний мучеников, исповедников и подвижников благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия, изданных православным фондом, в этих книгах жизнеописания нескольких сотен святых. Много ли фактов, значительных документов, каких-то особых подробностей, которые достоверно известны, но не попали в эти книги? Таких фактов почти нет.

Сейчас есть некоторые более увлекательно написанные жизнеописания, например, праведной Матроны или схимонахинь Нилы или Макарии, иеросхимонаха Самсона. В этих книгах много фантазий, возникших и от анонимных свидетелей, и от авторов текстов, и часто получается, что такое повествование становится хотя и увлекательным, но малодостоверным.

Житие мученика или подвижника должно быть коротко или пространно не оттого, что оно так стилизовано, а из-за того, что мы или мало, или много о мученике знаем. Жизнеописание святого, если изложение основано на подлинных фактах, всегда призывает поработать читателя, подумать и потрудиться.

XХ век стал очень документированным, и жизнь любого человека, в том числе и подвижника, остается в тех или иных документах, начиная от его рождения до кончины. А особенно соприкосновение с репрессивным государством всегда документировалось чиновниками этого государства. Факты арестов, допросов, приговоры, приведение их в исполнение - все это зафиксировано в документах, ставших достоянием архивов. И в этом отношении полагаться приходится более на них, чем на устный рассказ или то, что называется преданием. Очевидцев жизни и кончины мучеников в ХХ веке очень мало, они единичны.

Мученики – те , кто был недавно прославлен, пострадали в основном в период от 1918-го до 1938 года. На настоящий момент очевидцев этих событий почти не осталось. Власти в те годы уничтожали не только главных носителей христианского идеала, но и вокруг всех свидетелей, которые тоже обычно попадали в лагеря. То, что мы принимаем часто за свидетельства очевидцев сейчас, - это опосредованный рассказ, полученный часто через третьи или четвертые руки, и здесь нужно все проверять. Откуда взялся рассказ, кто был источником информации, через кого она передавалась, то есть приходится проводить фактологический анализ, потому что бывает, что в основе первоначального свидетельства правда, но другим людям показалось, что будет интереснее, если рассказать по-другому.

Житие - это не роман.

Современные жития становятся по сути огромным расследованием. Ведь эпоха мученическая, в рамках государства совершено большое преступление, погибли многие люди; те, кто убивал и составлял планы этих убийств, старались как-то скрыть истину. Так что человек, занимающийся сейчас составлением житий, становится как бы следователем, он сам должен во всем разобраться. Разбирательство такое требует огромного количества документов.

Часто протоколы допросов попадали в руки христиан - например, выкупались ими, тогда они часто включались просто целиком в текст жития. Ведь процесс судопроизводства - чередование вопросов и ответов - в общем-то остался прежним. Поэтому похожа и система помещения этого материала в жития. Это и есть главное свидетельство исповедничества святого - то, что он отвечал следователю.

Таким образом: жития мучеников и исповедников - это описание жизни людей, которые являются образцом для подражания.

2.ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ В ЖИТИЯХ СИБИРСКИХ СВЯТЫХ

В своем исследовании мы попытались сопоставить факты жизни людей, канонизированных в последствии православной церковью и исторические события, повлиявшие на их жизнь, а во многих случаях и трагично прервавшие ее. В изменившемся историческом времени оказалось, что жизнь священника стала напрямую зависеть от отношения к его деятельности и к самой православной церкви новой власти. По данным архива, в ноябре 1917 года вся власть в Енисейске и в Енисейском уезде перешла в руки Енисейского Совета. Этот переход осуществился мирным путем. Мобилизация всех революционных сил в Енисейске была завершена к середине ноября. Большевистская организация насчитывала более ста членов партии. Большевики стремились охватить своим влиянием все трудящиеся слои населения, все массовые организации.[12].
Дальнейшие политические события, свержение Временного правительства и начало Гражданской войны, ознаменовали начало гонений на церковь в огромных масштабах. Октябрьская революция и приход к власти советов означали коренные изменения в жизни енисейского духовенства, церкви и Енисейской епархии в целом. Программа коммунистической партии, принятая на VIII съезде РКП(б) в 1919 г[33]., требовала подчинить борьбу с религией задачам формирования новой - советской - общественной жизни страны.

Политика большевиков в этом вопросе обнаружила явное пренебрежение в отношении служителей церкви, неуважение к религиозным чувствам верующих, на средства которых создавались храмы и школы, а также и к их святыням. Это выражалось в грубых действиях красных комиссаров, которые врывались в дома и церкви без предупреждения, начинали претворять декрет в жизнь самыми дикими методами. Сразу после опубликования декрета был захвачен дом епископа, дела епархиального управления. На священнослужителей поступали доносы, их арестовывали без суда и следствия. Жесткая идеологическая политика государства предполагала борьбу с контрреволюцией любыми путями. Духовенству часто в вину ставилась агитация за ту или иную небольшевистскую партию.
Подобные действия представителей Исполнительного комитета вызывали протесты, провоцировали страх, порождали различные слухи. Например, среди крестьян поползли слухи, что большевики казнят за иконы, либо дают штрафы.

Список репрессированных священников Енисейска (представленный на сайте красноярского общества «Мемориал») состоит из 17 имен .

1. Иващенко Денис Тимофеевич (о. Дионисий), 1886 г.р., священник. Отбывал ссылку в Енисейске, работал сторожем в церкви. Расстрелян 07.12.37г. в г.Енисейске.
2. Климовский А.И., сын священника. Арестован в Г. Красноярске, расстрелян 25.07.38г. в г. Красноярске.
3. Климовский Пётр Васильевич, 1888г.р., Окончил Красноярскую духовную семинарию. В 1923г. служил в Богоявленском соборе и Крестово – Воздвиженской церкви в г. Енисейске. Арестован 30.03.36г., осуждён на 3 года ссылки. Ссылку отбывал в д. Паново Кежемского района. Расстрелян 01.04.38г. в Кежме.
4. Андреев Михаил, протоирей из Ташкента, в конце 1923г. отбывал ссылку в г. Енисейске.
5. Архангельский Дмитрий Кирьянович, 1881г.р., диакон. Перед арестом жил и работал в д. Александровка Казаченского района. 07.01.38г. расстрелян в г.Енисейске.
6. Бараев П.Ф., священник. В 1940-50гг. отбывал ссылку в Северо-Енисейском районе.
7. Бахментьев Фёдор Андреевич, 1894г.р., иеромонах. В 1928г. осуждён на 3 года. Срок отбывал в Белбалтлаге. Второй арест в г.Киеве в 1946г., третий арест в г.Киеве в 1951г. Осуждён на 8 лет. С 1960г. в ссылке в г.Енисейске. 28.03.86г. скончался в с.Тошнаево Енисейского района.
8. Белоногов Константин Михайлович, 1891г.р., священник. До ареста жил и работал в п. Маклаково Енисейского района. 07.12.37г. осуждён на 10 лет.
9. Бобровский Евгений (отец Евгений), протоиерей из Ленинграда. В 20-е гг. был в ссылке в Енисейском районе, позднее в самом г.Енисейске. Жил в пристройке Успенской церкви. При её открытии в 1946 г. стал настоятелем. После окончания ссылки вернулся в г.Ленинград.
10. Богословский Георгий Васильевич, 1867г.р., из семьи священника. Арестован в Туруханске. 21.02.38г. приговорён к расстрелу. Расстрелян.
11. Буланов Даниил Артетьевич, 1837г.р., монах. Расстрелян 07.01.38г. в Енисейске.
12. Вазингер Иван Федорович, 1872г.р., священник (о.Иоанн) В 1922г. был священником Иверской церкви в Енисейске. Арестовывался в 1923 и 1929гг. Расстрелян 26.11.37г. в Енисейске.
13. Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович (о.Лука), 1877г.р., архиепископ. Дважды отбывал ссылку в Красноярском крае.
14. Воробьева Анна Александровна, 1882г.р., монахиня Енисейского монастыря, игумения. Повторно арестована в Минусинске. 27.11.37г. осуждена на 10 лет.
15. Гордузя Михаил, священник. В 40-х гг. был в ссылке в Енисейском районе, служил в Успенской церкви с.Е-Бобровское.
16. Григорьев Александр Михайлович,1874г.р., архимандрит. Арестован в д. Новотроицк Казачинского района. 07.01.38г. расстрелян в Енисейске.
17. Гурич Александр Пантелеймович, священник. В конце 40-х гг. отбывал ссылку в Енисейске, затем переведен в д.Фомка Енисейского района, где и умер.
Мы остановились на нескольких именах канонизированных святых.

Имя Отношение власти к деятельности священника
Михаил Каргополов  Священномученик Михаил (Каргополов) служил священником в селе Петровское Ачинского уезда Енисейской губернии. До принятия сана он был офицером казачьих войск. Большевики арестовали его 31 января 1919 года. Отъехав немногим более километра от села, красноармейцы остановили лошадей, вытащили священника из са-ней, сорвали с него шубу и потребовали, чтобы он снял с себя крест. Отец Михаил отказался. Тогда они попытались силой вырвать из рук священника крест, но безуспешно. Сжимая в руках крест, священник молился и говорил: «Не ведят бо, что творят!» Один из палачей выстрелил в упор ему в голову. Отец Михаил упал, и они стали стрелять в него, выпустив зарядов двадцать, пока не убили.

17 марта 1919 года в Благовещенской церкви города Красноярска епархиальным архиереем в сослужении многочисленного духовенства было совершено торжественное отпевание священника. Тело пастыря - мученика было погребено рядом с Благовещенской церковью [13].

Петр Иванович Игнатов 3 ноября 1937г. Петр Иванович и его супруга Анастасия были арестованы и заключены в разные тюрьмы Москвы. Петр Иванович был заключен в Таганскую тюрьму. Супругов Анастасию и Петра Игнатовых обвинили в том, что они "были завербованы в секту "евангельских христиан" и вели активную контрреволюционную деятельность среди населения города Кунцево, вербовали в свою секту молодежь...". 19 ноября 1937г. Петр и Анастасия Игнатовы были приговорены к 8 годам ИТЛ.

Петр Иванович Игнатов скончался 14 ноября 1941 года в исправительно-трудовом лагере в г. Норильске и был погребен в безвестной могиле. Мученик Петр прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских Архиерейским собором Русской Православной Церкви в определении от 25 марта 2004г

Священномученик Амос (Иванов) Священномученик Амос – священник Амос Иванов – служил в храме в селе Вахрушевское Канского уезда Енисейской губернии. Он был расстрелян большевиками в марте 1919 года. Святая Церковь совершает память священномученика Амоса в день его небесного покровителя – пророка Амоса.
Священномученик Александр (Поливанов) Священномученик Александр служил священником в Троицком храме в селе Алтата Ачинского уезда Енисейской губернии. Он был расстрелян большевиками в четырех верстах от села Алтата 30 марта 1919 года. Тело пастыря-мученика было перевезено в город Ачинск и предано здесь торжественному погребению.
Архиепи́скоп Лука́ (в миру Валенти́н Фе́ликсович Во́йно-Ясене́цкий) Святитель был отправлен в ссылку в Енисейск. В самый разгар зимы ссыльные прибыли в Енисейск. Разместившись в доме на Ручейной улице вместе с сопровождавшими его священниками. Владыка Лука стал здесь проводить богослужения. В храмы Енисейска он не ходил. Но истинно верующие люди не смущались простотой обстановки и собирались на молитву прямо в квартире у Владыки.

Сразу же после приезда в Енисейск Владыка пришел в больницу к заведующему и представился: "Я профессор Ташкентского университета, в миру Войно-Ясенецкий, имя мое в монашестве Лука". Молодой врач не поверил даже, что перед ним стоит такой знаменитый человек. Профессор просил у него разрешения оперировать. После первых же сложнейших и удачно проведенных операций к хирургу-епископу хлынул народ из окрестных сел и деревень.

Заключение

Изучив жития святых в период после 1918 года, мы обнаружили факты , свидетельствующие об уничтожении служителей церкви. Практически все они были приговорены к расстрелу и многие погребены в неизвестных могилах.

В современности жанр остался. Претерпел изменения. В основу современной житийной литературы положены исторические факты. Нравоучения отсутствуют.

Житие подобно иконе, которая включает в себя и документальный, и символический.

Красноярский край и Енисейский район не обошли страшные события, происходившие в нашей стране: репрессии, расстрелы, гонения. Это отразилось в трагической судьбе людей, канонизированных Русской Православной Церковью.

Список литературы

1.Священник Олег Митров. Опыт написания житий святых новомучеников и исповедников Российских / РОФ «Память мучеников и исповедников РПЦ». - Москва: Изд-во Булат, 2004. - С. 24-27.
2.Федотов Г.П. Святые древней Руси / Г.П.Федотов. - М.: Московский рабочий, 1990. - 125 с.
3.Житие и жизнь. http://vstrecha.glasnet.ru/nc/0804/88/88.htm
4.Мень А. «История религии», Москва 1991г.
5.Книга памяти жертв политических репрессий Красноярского края, 2004г.
6.Архипелаг Гулаг, А. Солженицын, 1том, Екатеринбург, 2006г.
7.Журнал GEO, №11, 2007г.
8. Красноярский край в истории Отечества, ок-рь 1917-1940г., Красноярск, 1996г.
9. Енисейский энциклопедический словарь, Красноярск, 1998 г.
10.Красноярский материк, Красноярск, 1998г.
11.Фаст Г., Енисейск Православный, Красноярск, 1994г.
12. http://красноярские-архивы.рф/articles/stati_arhivistov/354
13. Енисейские епархиальные ведомости. 1919. № 5. С. 29. http://www.fond.ru

Приложение

Игу́мен Дамаски́н (в миру Влади́мир Алекса́ндрович Орло́вский; 26 декабря 1949, Москва) — советский и российский церковный историк, агиограф, кандидат исторических наук (2010). Священнослужитель Русской православной церкви, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе в Москве.

Мине́я о́бщая — богослужебная книга, содержащая общие молитвословия для всех святых одного лика (пророкам, апостолам, святителям и т. д.), общие богослужения для известной категории праздников, например, праздники Господни, Предтече и т. п.


На главную страницу/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»