XIX ЕЖЕГОДНЫЙ ВВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ
«ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ. РОССИЯ — XX ВЕК»
Тема конкурса: Человек и власть
Номинация: Исследовательская работа
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ССЫЛЬНЫЕ - ПЕРВЫЕ ВЕСТНИКИ СВОБОДЫ
Миргородская Евгения Александровна,
11Б кл., МБОУ «Пировская СШ»
Руководитель
Миргородская Анастасия Анатольевна,
Заведующая школьным музеемКрасноярск, 2018
1. Введение
2. Жизнь и быт ссыльнопоселенцев на территории Пировского района
в 17 – начале 20 вв
3. Властители дум – известные поселенцы Пировщины
4. Заключение
5. Список литературы
Ссылка в Сибирь столетиями была мерой наказания. Известно, что в 19 веке через Сибирский почтовый тракт к месту ссылки прошли более миллиона осужденных в царской России. Врагов царского режима, которые обретались в наших местах вплоть до 20-х годов минувшего века, сменили неугодные советской власти люди. В 1930-е годы сюда стали направлять сосланных за веру, «врагов народа», в годы Великой Отечественной войны – высланных из Поволжья немцев, жителей Прибалтики. В послевоенные годы на поселении в Пировском районе жили под надзором милиции немало подозреваемых в сотрудничестве с власовской армией.
Эти страницы районной истории остаются малоизученными. Пировские архивы НКВД, содержащие сведения о ссыльных, не сохранились. В районном архиве таких сведений тоже нет. Еще меньше информации о ссыльнопоселенцах царской России.
В разные годы в ссылке в пределах современного Пировского района проживали социалист – утопист и философ М.В.Буташевич – Петрашевский, революционер Ф.Э. Дзержинский, В. Н. Соколов - член партии с 1898г., принадлежавший числу первых пролетарских революционеров – искровцев. В селе Пировском отбывали ссылку Кульков И. В., Бородачев Е. Т. – участники восстания на броненосце «Потемкин» и другие.
Уже давно в России нет такой меры наказания как ссылка по политическим основаниям. И Сибирь давно перестала быть местом ссылки, здесь нормальные условия жизни. Мы, молодые люди 21 века, родились и выросли на пировской земле. Мы и наши родители, бабушки и дедушки родились в Сибири, выросли в свободной стране, России. В наше время район достаточно цивилизован. И жители Пировского района имеют даже ряд преимуществ перед горожанами, например, здоровую экологию, спокойный, размеренный ритм жизни, доброжелательное отношение друг к другу.
Мне интересно узнать о времени, когда жизнь в Сибири приравнивалась к наказанию, и о самих ссыльных.
Цель: исследовать, почему мою родину раньше использовали как место ссылки, как наказание для преступников.
Задачи:
1. На основе архивных данных и литературы по теме исследования составить
представление о жизни и быте ссыльнопоселенцев на территории нашего района.
2. Изучить биографии наиболее известных людей, отбывавших ссылку на территории
района.
3. Установить отличие Пировщины как места ссылки от современности Пировского
района.
Объект исследования: ссылка на поселение в Сибирь как форма государственного наказания.
Предмет исследования: биографические данные политических ссыльных, проживавших в селах Пировского района.
В моем исследовании применены поисковые методы, анализ архивных материалов и газетных публикаций, историко – сравнительный метод. Информация взята из альбомов районной библиотеки, районного архива, собрания школьного музея, книг, ресурсов инернета.
В работе использованы недавно открытые данные о ссыльном поселенце в Пировском районе. Это жертва политических репрессий 1930-х годов, профессор Московской духовной академии И.В.Попов. Ныне – священномученик Иоанн, для которого наш район стал последним прибежищем перед казнью в Енисейской тюрьме.
Работу можно использовать на школьных уроках, тематических занятиях в школьных краеведческих музеях, для подготовки экспозиций о жизни ссыльных. Я использовала достоверные источники, научно – исследовательскую литературу. Работу по изучению жизни ссыльных в нашем районе можно и нужно продолжать.
Прежде на территории нашего Пировского района располагались две волости – Пировская и Бельская. Постоянное население волостей сложилось за счет вольной колонизации, преобладало крестьянское сословие. Но ссылка также сыграла большую роль в заселении Сибири.
В 1648 – 49 гг. царь Алексей Михайлович заменил смертную казнь бежавших от помещиков крестьян, переселением навечно в Сибирь вместе с семьей. С тех пор смертную казнь и другие провинности стали заменять ссылкой в Сибирь.
Приблизительно с 1754 г. ссылка в Сибирь становится постоянной мерой наказания. Ссыльных разделили на ссыльнокаторжных и ссыльнопоселенцев. Ссыльнопоселенцы поступали в состав крестьянского населения или устраивали особые деревни с пособием от казны. В последнем случае они разделялись на 4 разряда:
- назначались с казенной посудой к заселению отдаленных мест;
- распределялись на водворение по селениям старожилов;
- поступали на положение заводских работников;
- неспособные по старости или болезни к труду распределялись по селениям для
пропитания посильным трудом. Ссыльнокаторжных ссылали на работы в Нерчинские
заводы, на заводы солеварные, винокуренные и др.
В Енисейскую губернию были посланы сподвижники Разина и Пугачева, многие
декабристы, 45 восставших моряков с «Александра Невского», крестьяне,
выступавшие против крепостного права. В середине 19 в. в ссылку многие попали
без суда и следствия, например, польские повстанцы 1830 и 1863 годов, многие
большевики, рабочие.
В 1875 году доля ссыльных в общей численности населения Енисейской губернии
составила 23%. [1]
Сибиряки принимали ссыльных по - хорошему, потому что многие сами были или ссыльными, или их потомками. Местные крестьяне, например, часто теснились сами, чтобы предоставить комнату ссыльному, заявляя: «Отдадите деньги, когда получите из России». Это же отношение сказывалось и в содействии побегам из ссылки, или же в осведомленности о них и полном молчании.
Сохранились воспоминания Алексея Тимофеевича Водолазского (1885 – 1967), одного из ссыльных – революционеров, о пребывании в Бельской волости Енисейского уезда. Особенно много ссыльных, в том числе и Водолазский, находились в Бельской волости в конце 19 – начале 20 века.
А.Т. Водолазский попал под надзор полиции за активное участие в социал-демократическом движении, он отбывал ссылку в 1909 – 1910г., в с. Бельском. В своей рукописи «Времена подпольные» вспоминал: «С приходом нашего этапа в Бельской волости насчитывалось 308 политических ссыльных. Они были разбросаны по всем деревням волости: Селиваново, Тихоново, Шадрино, Чалбышево, Троицкое, Кузнецово, Михайлово – Архангельское, Малая Кеть, Большая Кеть, Алтат.
Селение Бельское знало три поколения политической ссылки. Мы являли собой третье поколение. Второе поколение жило здесь на грани 19 и 20 веков. Мы не смогли установить, кто были политические ссыльные того времени. К первому поколению память местных крестьян относила известного революционера Петрашевского. Нам показали убогий холмик у кладбищенской ограды. Царское правительство и послушное ему духовенство не разрешали похоронить Петрашевского на территории кладбища. Группа товарищей привела в порядок могилу и обнесла ее оградой». [2]
В 1909г. политические ссыльные Бельской волости совместно с политическими ссыльными Анциферовской и Еланской волостей образовали «Союз политссыльных», члены которого выписывали нелегальную литературу, газеты, читали лекции, готовили побеги ссыльных, работали среди населения.
Село Бельское, а, следовательно, и вся волость, не имели почтовой связи с Енисейском. Не получать газет и журналов, корреспонденции и посылок, быть совершенно отрезанными от живой действительности, чем пользовались даже в тюрьме – поселенцы никак не могли. При переговорах с волостным правлением выяснилось, что по действующему положению крестьяне должны были давать под почту лошадей по нарядам, но волость не располагала средствами для содержания почтаря. Оплату последнего ссыльные взяли на себя. Что же касается получения и раздачи почты в волости, это они тоже поручили одному из товарищей.
Другим мероприятием была организация лечебной помощи. В селе была открыта амбулатория, которой заведовал фельдшер из ссыльных по фамилии Честнейший. Амбулаторией пользовались не только ссыльные, но и крестьяне, т.к. другой помощи не было ближе, чем в Енисейске.
Чтобы заработать себе на жизнь, члены Союза политссыльных создали кооператив. Одним из активных инициаторов и организаторов предприятия был тов. Старостин Петр, слесарь по специальности. Желающих кооперироваться оказалось свыше 70 человек, а денег 53 рубля. Тов. Старостин отправился в Енисейск, где взял у местных купцов в кредит нужные инструменты и материалы, всего в сумме до 1500 рублей, что позволило открыть в волости производственные мастерские.
Ссыльные занялись изготовлением кирпича, сбором кедровых орехов. Кирпич – сырец распродали крестьянам для ремонта печей к зиме. Группа закончила работу, передав кооперативу двух лошадей в качестве прибыли. Нужно отметить, что эти лошади потом не раз увозили убегающих с места ссылки на дальние расстояния.
С получением инструментов и материалов в первую очередь была открыта в Бельском кузница и слесарная. Эти же две мастерские были открыты в с.Алтат, как филиал нашего кооператива. Затем в Бельском открылись столярная, жестяная и бондарная. Работа мастерских с первых дней пошла хорошо – недостатка в заказах и ремонте не было. Работники распределялись так: товарищу специалисту передавалось нужное количество неквалифицированных товарищей, который, обучая их, с ними работал. Одна группа была выделена на валку и распиловку леса на доски и брусья, другая – на заготовку дров; часть работала на хлебопекарне и столовой.
В мастерских производились железные печи-«челдонки», кадки и бочки, табуретки и стулья, столы, комоды, буфеты, шкафы и пр. предметы домашнего обихода, не говоря о кузнечных и слесарных работах. Слесарная была завалена охотничьими ружьями, замками, заказами на охотничьи ножи, ключи и т.п.. Печники производили ремонт и перекладку печей. Заказы поступали не только от крестьян села Бельского, но и соседних деревень.
Любопытны были взаимоотношения кооператива ссыльных с клиентурой. Крестьяне привыкли к натуральному товарообороту. Поэтому, обращаясь за заказом, настойчиво предлагали принять в уплату муку, мясо, картофель, молоко, яйца, масло и пр. Приходилось идти на это.
Для удовлетворения личных нужд коллектива пришлось организовать свою столовую и хлебопекарню. Столовая с первых же дней стала центром не только бельского кооператива, но и всей волостной ссылки.
Таким образом, несмотря на отсутствие государственного пособия, денежных средств, порядочной одежды, ссыльные обеспечивали себе выживание. Они устраивали театральные постановки, в которых не боялись клеймить и критиковать существующий строй. Помогала ссыльным выжить внутренняя сплоченность, целеустремленность, взаимовыручка, а также сочувственное отношение со стороны местного населения.
Тесно соприкасаясь с «государственными преступниками», местные крестьяне убеждались в их гражданской честности, ненависти к насилию, произволу властей, несправедливости и начинали сочувствовать их идеям, занятиям. Политические ссыльные читали крестьянам прокламации, объясняли свои идеи. Влияние ссыльных на население волости было таким, что в 1909 году Д.Ф.Попов призывал крестьян д. Доново не платить подати, не давать солдат, не повиноваться начальству. Против уплаты податей выступал и житель Пировского А.И.Зубирев [3].
Местные власти занимались надзором за политическими ссыльными, но без лишнего рвения, о чем свидетельствует и А.Т. Водолазский. Частыми были побеги ссыльных. Их никто не выдавал. Таким образом, несмотря на суровые климатические условия, денежную нехватку и надзор властей, ссыльные общими усилиями обеспечивали себе выживание, доход, просвещали крестьян.
В нашем районе отбывали ссылку яркие исторические деятели, мыслители. Я расскажу о трех таких людях. Это известный философ 19 века, социалист – утопист М.В.Буташевич – Петрашевский, революционер Ф.Э.Дзержинский и профессор богословия, расстрелянный за веру в 1930-е годы священномученик Иоанн (Попов).
Михаил Васильевич Буташевич – Петрашевский (01.11.1821 – 07.12.1866) был видным деятелем русского революционного движения, социалист – утопист, организатор кружка петрашевцев[4]. Это незаурядная, выделявшаяся своей одаренностью даже на фоне таких выдающихся деятелей и членов кружка, как Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Плещеев. Петрашевский родился в семье врача. Окончил Царскосельский Александровский лицей (1839) и юридический факультет Петербургского университета. В 1845 – 1849гг. Петрашевский собирал у себя постоянные «пятницы», получившие широкую известность в Петербурге, организовал умелую пропаганду передовых идей. Петрашевский признавал себя социалистом, сторонником Ш. Фурье, выступал за уничтожение крепостного права и самодержавия, установление в России республиканского строя, считал необходимой длительную подготовку масс к революции. В конце 1848г. участвовал в совещаниях о создании тайного общества.
19 декабря 1849г. М. В. Петрашевский был приговорен к расстрелу, замененному бессрочной каторгой, которую отбывал в Восточной Сибири. В августе 1856г., он освобожден от каторжных работ и переведен на поселение в Иркутск. Участвовал в создании сибирской печати. За выступление против местных властей, в феврале 1860г., М. В. Петрашевский был выслан из Иркутска в Красноярск.
Первоначально местом ссылки Буташевича - Петрашевского было назначено с. Шушенское, но в сентябре 1860г. ему удалось добиться разрешения поселиться в губернском центре г. Красноярске. Здесь он устанавливает связи в кругах сибирской интеллигенции и ссыльных, пишет публицистические статьи, в которых критикует правительство и произвол властей, принимает деятельное участие в общественной жизни города. За свою активность в марте 1864г., Петрашевский был выслан из Красноярска в с. Шушенское. Но, опасаясь распространения «вредного» влияния Петрашевского среди крестьян и его связей с ссыльными польскими повстанцами, губернская администрация в апреле 1866г. переводит его в с. Бельское Енисейского уезда.
На короткое время Петрашевский был выслан в более отдаленную и глухую деревушку Бушуй. Но вскоре, в связи с ухудшением здоровья, его возвратили в с. Бельское. Он и здесь продолжал бороться с произволом властей, защищая гражданские права местных крестьян. Оказывал бескорыстную лечебную помощь и моральную поддержку населению села, писал статьи в сибирские газеты и журналы. Однако тяжелые условия ссылки надломили здоровье Петрашевского, и 7 декабря 1866 г. он умер от кровоизлияния в мозг. На смерть его откликнулся герценовский «Колокол»: «Михаил Васильевич Буташевич-Петрашевский скоропостижно скончался в селе Бельском Енисейской губернии в возрасте 45 лет. Да сохранит потомство память человека, погибшего ради русской свободы жертвой правительственных гонений».
Местные власти запретили хоронить Петрашевского на общем кладбище. Его могила была вынесена за ограду сельского кладбища. В течение пятнадцати лет, могила находилась в безвестности и запустении. В 1882г. она была найдена и приведена в порядок политическими ссыльными. На ней был установлен деревянный столб. Впоследствии столб исчез. В начале 20 века по просьбе ссыльных могила Петрашевского была обнесена деревянной оградой, впоследствии металлической. В настоящее время в селе Бельское сохранена могила известного мыслителя, в центре села в 1980-х гг. установлен памятник работы красноярского скульптора B.C. Павленко. Памятник выполнен из гранита в форме стелы, которую венчает скульптурный портрет М.В. Буташевича-Петрашевского.
Значимую роль в отечественной истории сыграл известный ссыльный более позднего времени, Феликс Эдмундович Дзержинский. В нашем районе он находился в сентябре – октябре 1909 года, жил в селе Бельском[5].
Дзержинский Феликс Эдмундович известен как революционер, соратник Ленина. В годы
советской власти его жизнь преподносилась как легенда о кристально честном,
гуманном, романтичном «Железном Феликсе», «рыцаре революции». Судя по его
биографии, он был бесстрашен, уверен в своей правоте и непримирим к врагам
революции.
В молодости Дзержинский собирался стать священником и вступить в орден иезуитов,
но вместо этого в 1895 г. вошел в Литовскую социал-демократическую организацию,
а в 1900 году - в Социал-демократию Королевства Польши и Литвы. В 1896 году
бросил гимназию и стал профессиональным революционером. Активно участвовал в
событиях 1905-1907 гг. За свою антигосударственную деятельность много раз был
арестован и сослан, дважды бежал, несколько раз освобождался по амнистии; в
общей сложности провел на каторге и в ссылке 11 лет.
Один из подобных эпизодов его биографии связан с селом Бельским. В 1909 году суд приговорил его к лишению всех прав состояния и пожизненному поселению в Сибири. В конце сентября он, в сером арестантском халате, больной, с холщовым мешком за плечами и суконной арестантской шапочке, прибыл в село Бельское. Сохранились воспоминания местной жительницы А. Сидоровой, которую в 1975 году опрашивала поисковая группа школьников. Ребята показали ей фотографию Ф.Э.Дзержинского, и она узнала лицо одного из ссыльных 1909 года. По ее воспоминаниям, в группе ссыльных, которых на то время было в Бельском много, Дзержинский пользовался непререкаемым авторитетом. «Политические» охотно общались с местной молодежью, читали вслух книги, объясняли свои взгляды. Сидорова припомнила интересный эпизод, как поспорила с Дзержинским и держала пари. Он проиграл, и купил ей, как условились, шаль. Она же, в ответ, связала и подарила Дзержинскому пуховые рукавицы. В одну из темных октябрьских ночей Дзержинский уехал. Его перевезли в Сухово, затем в Тасеево Енисейской губернии, откуда бежал в ноябре 1909 на Капри к М. Горькому.
Февральская революция 1917 года освободила Дзержинского из Бутырской тюрьмы в Москве. Он сразу вступил в партию большевиков и выдвинулся в ее первый ряд. В декабре 1917 года, по предложению Ленина, был назначен председателем Всероссийской Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией (ВЧК). Эта должность заслуженно принесла Дзержинскому славу одной из самых одиозных фигур большевицкой партии и советского режима. Он бессменно оставался во главе органов государственной безопасности (ВЧК, с 1922 - ГПУ, ОГПУ) до самой смерти. Дзержинский стал одним из главных организаторов красного террора - официальной политики Советского государства. Он создал систему подавления политических противников и устрашения населения, включавшую пытки, массовые захваты и казни заложников. Под непосредственным руководством Дзержинского в 1918-1922 гг. было уничтожено примерно 1,7 - 2 млн. человек. При этом ЧК не скрывала, что ее задача - не борьба с конкретными «преступниками», а ликвидация «враждебных классов». Предлагалось не столько рассматривать действия арестованного, сколько выяснять, «к какому классу он принадлежит, какого он происхождения, какое у него образование и какова его профессия… эти вопросы и должны решить судьбу обвиняемого».
Одновременно Ф.Э.Дзержинский был председателем комиссии «по улучшению жизни детей», то есть, по борьбе с детской беспризорностью. Организовал систему детских учреждений — приёмников-распределителей (временного пребывания), детских домов, "коммун" и детских "городков". В этих учреждениях обездоленные дети получали медицинское обслуживание, образование, питание и, самое главное, образование. Восемь бывших беспризорников стали впоследствии академиками АН СССР. На то время момент по официальным данным около 5 000 000 детей являлись беспризорными. Также по инициативе Дзержинского было создано добровольное спортивное общество «Динамо», действующее и сегодня.
В настоящее время нет в России города, который не имел бы улицы, названной в честь Дзержинского, его фамилией названы города и поселки. В Пировском районе работает сельхозпроизводственный кооператив имени Дзержинского (д. Комаровка).
В советское время в наш район по-прежнему приезжали ссыльные, теперь уже из числа неугодных новой власти. И только сегодня открываются неизвестные прежде имена. Так, в ресурсах интернета обнаружилась недавно опубликованная история священномученика Иоанна (Попова), связанная с Пировским районом. Здесь было последнее место ссылки этого профессора Московской духовной академии, причисленного после смерти к лику святых. Здесь его схватили по доносу и расстреляли в Енисейской тюрьме. [4].
Мученик Иоанн родился 17 января 1867 года в городе Вязьме Смоленской губернии в семье священника. 19 января он был крещен в Спасо-Преображенской церкви города Вязьмы своим дедом, протоиереем Михаилом Поповым. В 1888 году Иван Васильевич окончил Смоленскую Духовную семинарию, в 1892-м – Московскую Духовную академию. В 1893 году поступил на работу в Московскую духовную Академию. В 1897 году Иван Васильевич защитил магистерскую диссертацию «Естественный нравственный закон. (Психологические основы нравственности)», в которой разбиралось происхождение и обоснование нравственности как с философской, так и с богословской точек зрения, и был утвержден в должности доцента академии. В 1898 году Иван Васильевич был назначен экстраординарным профессором по кафедре патристики. В эти годы он много писал заметок и статей в российские и зарубежные богословские журналы. Был редактором «Богословского вестника».
И.В.Попов - автор работ «Религиозный идеал святого Афанасия Александрийского», «Святой Иоанн Златоуст и его враги», книги «Конспект лекций по патрологии. С 1910 года, в связи с введением нового устава в Духовных академиях, он стал экстраординарным профессором по кафедре патрологии (изучение святоотеческой литературы), делал рецензии на магистерские и докторские сочинения, а также рекомендации для присуждения премий за различные богословские и исторические труды. С 1907 года Иван Васильевич состоял приват-доцентом историко-филологического факультета Московского университета по кафедре истории Церкви. В 1917 году он защитил докторскую диссертацию «Личность и учение блаженного Августина», которая явилась фундаментальным трудом на эту тему.
Один из исследователей историко-богословского наследия Ивана Васильевича Попова, характеризуя его как человека, отличавшегося «кристальной честностью и высокой религиозно-нравственной настроенностью», пишет: «Он был человеком больших дарований и исключительного трудолюбия. Истина святоотеческой веры им воспринимается и показуется как истина разума или как разум истины. Творения святых отцов для него были всегда живым выражением внутренней жизни Церкви, свидетельством ее неоскудевающей духовности в различных условиях исторического бытия и развития. Он намеревался представить историю Церкви в “лицах” святых отцов – в плане единого Предания Церкви, положить основы к построению своего рода исторического богословия»[6].
Но не пришлось. В обстановке тяжелых и мучительных 1919–1920 годов он пытался провидеть более светлое и отрадное будущее, верил в душевную доброту и неискоренимую ясность мудрости народной, в которой разуверились многие из тогдашних писателей и мыслителей. Уже тогда он предвидел много мрачного и тяжелого в судьбах Русской Церкви на последующие годы.
10 декабря 1924 года Иван Васильевич был арестован и заключен в тюрьму ОГПУ в Москве. Но он не изменил своему мировоззрению, убеждениям и вере. Сохранились протоколы допросов, Иван Васильевич Попов говорил: «Я, как христианин, не сочувствую в современном порядке вещей антирелигиозному и аморальному уклону; последний, может, отчасти вытекает из первого. Кроме этого, в советском государстве мне не нравится отсутствие некоторых институтов, имеющихся в других государствах, как-то: свободы слова, неприкосновенности личности и так далее; вообще, я принципиальный противник какой бы то ни было диктатуры. Я считаю, что для разрешения социальных проблем метод эволюции предпочтителен методу революции и что задачи социалистической революции были бы вернее разрешены первым путем. В общем же я безусловно подчиняюсь советской власти».
9 июня 1925 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило Ивана Васильевича к трем годам заключения, и он был отправлен в Соловецкий концлагерь. В Соловках Иван Васильевич был учителем школы грамотности при Соловецком лагере. Архиепископ Иларион (Троицкий) говорил: “Если бы, отцы и братия, все наши с вами знания сложить вместе, то это будет ничто пред знаниями Ивана Васильевича”»[7]. Профессор Иван Васильевич Попов был автором текста обращения православных епископов к правительству СССР, известного как «Памятная записка соловецких епископов», которое было принято всеми заключенными в Соловецком концлагере архиереями. В этом обращении подробно описывались идейные различия между идеологией коммунизма, принятой советской властью за государственную доктрину, и церковным мировоззрением и каковы сложившиеся на тот момент отношения между Церковью и государством. Отмечались общие принципы взаимоотношений между Церковью и государством, основанные на признании закона об отделении Церкви от государства.
4 ноября 1927 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило Ивана Васильевича Попова к трем годам ссылки, и он был отправлен в ссылку на реку Обь под Сургут. 11 декабря 1930 года истек срок ссылки, но Ивану Васильевичу выехать из Сибири не разрешили. В конце декабря против него было возбуждено новое дело, и 8 февраля 1931 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило Ивана Васильевича к лишению права проживания в ряде областей и краев России, с прикреплением к определенному месту жительства сроком на три года. В тот же день он был вновь арестован и заключен в тюрьму в Сургуте по обвинению в проведении антисоветской агитации. В конце сентября получил три года ссылки в Самарово Тобольской области, затем переведен в село Реполово Тюменской области.
Попов вернулся в Москву после ссылки в 1934 году. Гонения на православных священников продолжались, 21 февраля 1935 года Иван Васильевич был арестован. 26 апреля 1935 года Особое Совещание при НКВД СССР приговорило Ивана Васильевича Попова к пяти годам ссылки в Красноярский край.
Местом ссылки стала деревня Волоковое Пировского района Красноярского края, затем Попова перевели в деревню Игнатово того же района и поселили в доме пастуха. Дом состоял из двух половин, Ивану Васильевичу выделили отдельную комнату, жена хозяина готовила ему пищу. В ссылке у него было много книг, присланных ему друзьями, так что в какой-то мере он смог продолжить свои научные занятия. Но началась новая волна гонений, когда всех ссыльных и находящихся в лагерях по приказанию Сталина и советского правительства стали вновь арестовывать и большей частью расстреливать. 9 октября 1937 года был арестован и заключен в тюрьму в Енисейске и Иван Васильевич Попов.
Нашлись свидетели «контрреволюционных высказываний» Попова. Один из ссыльных по фамилии Виолович показал об Иване Васильевиче: «Отбывая срок ссылки в селе Игнатово, где также находился Иван Васильевич Попов, мне неоднократно приходилось вести разговоры с Поповым на политические темы. Будучи чрезвычайно осторожен и всячески смягчая впечатления, Попов все же стал выражать свои контрреволюционные взгляды... в разговоре с Поповым 7 июня 1937 года последний... заявил: “Экспедиция на Северный полюс, так шумно рекламируемая нашими газетами, есть средство и попытка отвлечь внимание масс от политической злобы дня, смазать наиболее серьезные и острые противоречия”.
Продолжая разговор, Попов привел другой пример контрреволюционного содержания: “Стахановское движение есть тоже такая попытка создать шумиху вокруг пустяковых вопросов, кроме этого есть отрицание проблемы качества работы и погоня за количеством; успехом у масс эти методы работы пользоваться не могут”. Я возражал Попову, что приведенные им примеры не отвечают действительности, но Попов настаивал на своем. Священника обвинили в клевете на руководителей партии и советского правительства.
3 декабря 1937 года следствие было закончено. В енисейской тюрьме Иван Васильевич встретил день своего рождения, ему исполнился семьдесят один год. 5 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила Ивана Васильевича к расстрелу. Иван Васильевич Попов был расстрелян 8 февраля 1938 года.
День памяти священномученика Иоанна Попова почитается 26 января (8 февраля по старому стилю).
Сибирь, мой край, затмивший все края,
О, золотая каторга моя,
Приют суровый праотцев бесправных,
Где барско-царских не было плетей,
Но лыко нам неведомых лаптей
С железом кандалов прошло на равных.
В. Д. Федоров.
В сибирскую ссылку отправляли по политическим мотивам. Такое было в царской России и в Советской. Власти убирали неугодных из больших городов, из столицы, опасаясь их влияния на других людей. Когда район был местом ссылки, он представлял собой настоящую таежную глушь. Сюда трудно было пробраться из-за бездорожья, не было связи с внешним миром. Деревни были малонаселенными, без признаков цивилизации, что существенно отличает их от современных.
Ссыльные, хоть и считались государственными преступниками, часто были честными, убежденными в своей правоте благородными людьми. Они привносили в жизнь местного населениям много хорошего, прогрессивного. В большинстве они служили освободительным идеям, стремились дать народу лучшую жизнь, устранить чрезмерный гнет власти. Они были сплочены между собой, поддерживали друг друга. Ссыльные были грамотны, имели специальности. И передавали местным крестьянам профессиональные навыки, лечили, учили крестьян. Они находились под надзором властей, не имели от государства никаких пособий, выживали как могли. Отношение к ним со стороны местных жителей было хорошим, добрососедским. Именно такие воспоминания сохранились о известных ссыльных Пировщины М.В.Буташевиче – Петрашевском, Ф.Э.Дзержинском.
И слова свободы, справедливости, социального равентсва дали свои плоды. Уже в советское время те, кого учили ссыльные поселенцы, стали опорой местной власти. Например, Д.Ф.Попов, который призывал крестьян д. Доново не платить подати, не давать солдат, не повиноваться начальству, после образования Пировского района стал председателем сельсовета в родном Доново.
Несравнимы условия Пировщины во времена политической ссылки с современной цивилизованностью наших сел. Несравнима обстановка тотального государственного контроля с современной свободой слова. Сегодня мой район ни при каких обстоятельствах невозможно использовать как место ссылки или другого наказания. Мы живем хорошо и свободно. И в этом есть заслуга людей, кто не побоялся немилости власти, кто стоял за свои убеждения до конца.
В целом тема политической ссылки изучена недостаточно. Немало еще фактов история скрывает, при изучении архивов можно узнать немало интересных, возможно, трагических людских судеб.
1. А.Водолазский. В енисейской ссылке // Заря. 1975. № 129-130.
2. А.Водолазский. В енисейской ссылке // Заря. 1975. № 131-132.
3. Альбом районной библиотеки «История села Пировского» №3. С.15.
4. Цокин Л. Зову живых: Повесть о Михаиле Петрашевском. — М.: Политиздат, 1977.
— 423 с..
5. Софинов П. Г., Страницы из жизни Ф. Э. Дзержинского, М., 1956. – 255 с.
Богословские Труды. Сборник 30. М., 1990. К.Е. Скурат. «Патрологические
труды профессора МДА И.В. Попова». С. 83–116.
6. Игумен Дамаскин (Орловский). Сайт Люберецкого благочиния Московской
епархии[Электронный ресурс].blagolubie.ru›saints/popov.php.// Мученик Иоанн
(Попов).
7. Протопресвитер М. Польский. Новые мученики Российские. Т. 1.
Джорданвилл, 1949. С. 201–202.
/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»