Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Школа № 17»
Исследовательская работа
Автор: Гущин Андрей Игоревич
8 класс, МАОУ «Школа № 17»,
Руководитель: Андронова Наталья Васильевна
учитель истории и обществознания.
Ачинск 2020
Введение
Глава 1 Коллективизация и борьба с кулачеством в Ачинском районе
Глава 2/ Коллективизация в судьбе моих предков
1)Семья Русаковых и Трифоновых
2)Русаков Алексей Владимирович
3)Коллективизация в судьбе моих предков
Заключение
Литература
Но оказалось, что слово "кулак"
Вдруг смысл другой обрело.
Все, чем гордиться привык мужик,
На гибель его обрекло.
Хозяйства, что предки его поднимать
Начали с пустырей,
Велено было теперь разрушать
До основанья, быстрей.
Любовь Горбатенко
На Руси считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Генеалогическое дерево рода, художественно оформленное в красивую рамку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род.
На примерах из истории рода изучали общую историю, на знакомстве с жизнью предков познавали, что такое достойная жизнь, что такое подвиг, какие черты характера были в роду, какие достижения, какие ценности передавались, сколько поколений сохраняло свою веру. Знакомились с географией рода, где родились и жили, чем владели, с кем дружили, где учились. История рода собиралась, и записывалась, и передавалась.
У каждого своя причина для изучения истории семьи, для меня такой причиной стала просьба учителя истории написать историю появления моих предков в Сибири. Когда я дома стал расспрашивать своих бабушку и дедушку, то выяснилось, что в судьбе моего рода процесс коллективизации в начале ХХ века сыграл немаловажную роль.
Актуальность: На уроках истории учитель рассказал нам о процессе коллективизации. Я слышал от дедушки, что этот процесс повлиял на судьбу нашей семьи. Мне стало интересно, и я решил подробнее изучить этот вопрос.
Проблема: современные семьи очень мало общаются не только с дальними, но и близкими родственниками. Теряется связь поколений. Некоторые молодые люди не знают даже своих прабабушек и прадедушек.
Объект исследования : Коллективизация в России.
Предмет исследования: Судьба моих предков в период коллективизации.
Цель работы: изучить и обобщить сведения и факты, содержащиеся в разных источниках о жизни моих предков в годы коллективизации и установить ее связь с историческими событиями ХХ века, для того, чтобы выяснить какую роль процесс коллективизации сыграл в их судьбе.
Гипотеза: если в истории страны происходят важные знаменательные события, то они обязательно оставляют след в жизни отдельного человека и его семьи.
Задачи исследования:
- проанализировать источники по теме «коллективизация»;
- собрать фактические данные;
- изучить семейные архивы
- установить роль коллективизации в судьбе моих предков;
Методы исследования:
- интервьюирование — сбор информации через беседы с членами семьи ;
- изучение семейного архива , интернет- источников ;
- анализ и синтез полученной информации ;
- обобщение материалов
Для того, чтобы понять как проходил процесс коллективизации в городе Ачинске и Ачинском районе я обратился к книгам Геннадия Степановича Лопаткина "Летопись града Ачинска",«Сказание о землях Ачинских»
В книге памяти жертв политических репрессий Красноярского края я нашел информацию о своих предках которые стали жертвами во время раскулачивания крестьяне.
Глубже познакомиться с процессом коллективизации в стране в 30 -е годы прошлого столетия мне помогла энциклопедия для детей и книга "Неизвестная Россия."
Для того, чтобы установить судьбу своих предков в годы коллективизации я использовал данные Бирилюсского архива.
Практическое значение Я понимаю, что эта работа, в первую очередь, ценна и значима для меня и моей семьи. Она уже объединила нас, когда мы собирали материал. Разделенные сотнями и тысячами километров в пространстве, нас вдруг объединила наша история. Окончание этой работы, я полагаю, станет началом работы новой, т.к. начав устанавливать родственные связи , я осознал, как мало еще знаю о членах моей, оказывается, такой большой семьи. Я должен как можно больше узнать о истории своей семьи, чтобы передать ее будущим поколениям.
Результаты данного исследования могут быть использованы на уроках истории, при организации экскурсий в школьную музейную комнату, рассказывающих о жизни людей в довоенное и военное время, при проведении классных часов, направленных на формирование чувства патриотизма, любви к Родине.
Коллективизация — процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства (колхозы) . Ее целью было создание коллективных хозяйств, для решения экономических проблем. Коллективизация - это глубокое революционное преобразование не только села и сельского хозяйства, но и всей страны. Она повлияла на всю экономику в целом, на социальную структуру общества и демографические процессы.
В ходе коллективизации сельского хозяйства, проведённой в СССР в 1928—1932 годах, происходило подавление антисоветских выступлений крестьян и «ликвидация кулачества как класса» («раскулачивание») — насильственное лишение зажиточных крестьян, использующих наёмный труд, всех средств производства, земли и выселение их в пределах области (края, республики) или за их пределы, в зависимости от категории.
30 января 1930 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации». Согласно этому постановлению кулаки были разделены на три категории:
первая категория — контрреволюционный актив, организаторы террористических актов
и восстаний,
вторая категория — остальная часть контрреволюционного актива из наиболее
богатых кулаков и полупомещиков,
третья категория — остальные кулаки.
Трудными были 20-ые и 30-ые годы для ачинцев . Это было время коренной ломки всего векового уклада горожан. В районе, как и по всей стране, в начале 30-х годов шла коллективизация. Она происходила и в самом городе. Около пятой части ачинцев относились к крестьянскому сословию. Жили своими единоличными хозяйствами, сея хлеб и выращивая скот на землях, прилегающих к городу.
В 1928 году в Ачинском районе образовался первый колхоз"Землероб". Он возник в самом городе. 1930-1932 года это время сплошной коллективизации в районе.
Чем располагал район, включая городские сельские угодья, накануне сплошной коллективизации? Площадь посевов всех культур составляла 22886 гектаров. Лесной фонд-16667 гектаров.
В 1928 году в Ачинском районе было 48 сельских советов, 132, населенных пункта. Проживали 51435 человек различных национальностей, было 9739 единоличных хозяйств.
31 января 1930 года в Ачинск прибыл поезд с ленинградскими рабочими, приехавшими в наш округ для работы в колхозах и борьбы с кулачеством.
Еще перед началом сплошной коллективизации в Ачинский округ со специальной миссией приезжает С.М.Буденный, который на заседании актива округа в здании Ачинского театра поставил задачу быстрой сплошной коллективизации и ликвидации кулачества.
В 1936 году состоялся очередной доклад городского совета. Рядовое событие, проходящее несколько раз в году, чтобы на нем заострять внимание . Но дело в другом. Заголовок отчетного доклада назывался "Враги и бдительность".
В нем говорилось что: "Наличие в городе кулацких враждебных элементов и разложившихся врагов должны поднять нашу бдительность."
Сама система партийно-администратвных чисток сложилась еще в конце20-х годов. Одним из способов наказания за социальное непослушание была широко применяемая мера лишения избирательных прав, фактически гражданства.
В описи секретных документов Ачинского исполкома по лишению избирательных прав за 1926-1934 года числится 956 лишенцев. При населении города в среднем чуть более 20 тысяч человек, лишены были политических и гражданских прав каждый двадцатый житель Ачинска.
С 1934 года поражение в правах стало заменяться арестами и отправкой в лагеря ГУЛАГа. При Ачинских ЖАКТах были организованы три товарищеских суда, так как комиссия по чистке неуспевала проворачивать дела по выявлению антисоветской деятельности, а мелких бытовых и производственных нарушений была масса. Их и должны были взять на себя товарищеские суды.
И покатилась волна репрессий по Ачинской земле. Сколько было жертв политических репрессий во время коллективизации, сейчас уже никто не установит. Но известно, что в районе каждое четвертое крестьянское хозяйство и каждый третий сельский житель выбыли из района по раскулачиванию и другим политическим мотивам.
В конце 80-х, начале 90-х годов в Ачинске действовала общественная организация "Мемориал". Они передали в прокуратуру Ачинска записи показаний свидетелей и жертв репрессий 30-х годов. Из показаний свидетельствует, что в городе проходили массовые растрепы, известны несколько захоронений районе аэропорта, Московского тракта.
Вот такой, очень непростой период, как и вся страна, пережили наши земляки.
Со слов бабушки Кириенко Евдокия Михайловна (моя прапрабабушка) оказалась в Сибири совсем девчонкой, ей было 12 лет.
До этого они жили в Белоруссии. У них было крепкое хозяйство: стадо коров; обширные земли под сенокос и выращивания зерновых, хороший большой дом с надворными постройками. Сама семья не могла справляться с таким большим хозяйством, поэтому она нанимала рабочих. Это и стало одним из пунктов обвинения, которое предъявили семье. Им была присвоена вторая категория кулаков - контрреволюционный актив из наиболее богатых кулаков и полупомещиков.
Эксплуатация наемного труда и зажиточное хозяйство стали причиной заведения кулацкого дела. Главу семейства оторвали от семьи и отправили на принудительный труд (куда был отправлен, информации не имеется). Оставшиеся члены семьи в мае 1930 г. были высланы в Сибирь и поселились в деревне Удачка, Большеулуйского района.
На новом месте они начали обустраивать свой быт и свое хозяйство. Местные жители оказали помощь в обустройстве жизни на новом месте. Они приютили семью, дали временный кров над головой. За лето семья возвела дом и начала подготавливать землю под посадки.
К началу войны был налажен быт и создано крепкое хозяйство. Мужчины отправились на фронт и погибли в первые дни войны. О месте их службы и гибели мне ничего не известно.
Предки моего дедушки по маминой линии жили в Сибири на территории Большейлуйской волости (Бирилюсский район) довольно давно и как оказались здесь сейчас установить невозможно. С рассказов моего деда: когда образовывались колхозы, владельцы крепких хозяйств, которыми являлись мои прапрадеды Русаков Алексей Владимирович, Трифонов Иван Иванович, были раскулачены.
На сайте муниципального архива Бирилюсского района сохранились документы, проливающие свет на историю раскулачивания. По этим документам репрессии в отношении крестьян начались с 30 октября 1929 г. Под репрессии попал мой прапрадед Русаков Алексей Владимирович.
В то время «за антисоветскую агитацию» и «участие в контрреволюционных группировках» было арестовано и приговорены к расстрелу большое количество крестьян. Алексей Владимирович в числе других был расстрелян. О месте его захоронения ничего не известно, но по данным сайта Ачинского архива в 1930-е годы одним из мест захоронений расстрелянных жителей г. Ачинска и близлежащих районов Красноярского края служила территория вдоль трассы Иркутск–Чита (??? - ред . сайта). Также имеются данные, что здесь производились расстрелы приговоренных к высшей мере наказания. Точное число захороненных неизвестно. В 1976 при реконструкции и увеличении взлетной полосы аэропорта были обнаружены множественные человеческие останки и предметы, относящиеся к 1930-м годам. Останки были сдвинуты бульдозерами в ближайшие овраги и засыпаны землей. В конце 1980-х – начале 1990 гг. Обществом «Мемориал» были собраны многочисленные свидетельства горожан о местах массового захоронения жертв политических репрессий, в том числе в районе аэропорта. В июле 1990 комиссия по социалистической законности депутатов Ачинского горсовета признала эти факты неопровержимо установленными.
Мой прапрадед Русаков Алексей Владимирович родился в 1889 г. Проживал в д. Арефьево Арефьеского с/с Бирилюсского района Ачинского округа. Был зажиточным крестьянином, имел огромную пасеку, земельные наделы, добротный дом и скотный двор.
Алексей Владимирович был не последним человеком в районе, пользовался большим авторитетом среди местного населения за свою жизненную позицию. Он считал, что каждый должен зарабатывать на жизнь собственным трудом, работать, не жалея сил и по возможности помогать тому, кто попал в тяжелую жизненную ситуацию из-за несправедливости и произвола.
Местное население было недовольно властью на местах. Зачастую слышались выкрики: «За что грабите мужика? Он все наживал собственным горбом.», «Что за власть, которая грабит свой народ?».
В период коллективизации в Бирилюсском районе местная власть творила настоящий произвол, на что Алексей Владимирович не мог спокойно смотреть. Он активно выступал против произвола, за что он и вся семья получили статус лишенцев (были лишены избирательного права, не могли избираться и быть избранными в советы; не могли вступать в профсоюзы). К Алексею Владимировичу с жалобой на произвол комиссии пришла одна из местных жительниц и рассказала: «Все забрали, когда пришли эти так называемые представители власти у нас сын болел, лежал завернутый в овчинный полушубок, а председатель сельского совета вытряхнул его, как котенка, и забрал шубу. А на другой день его брат в этом полушубке по деревне ходил. Да что это за власть, которая издевается над своим народом? При царе я жила по чужим углам, при советской власти встали на ноги и опять без крыши над головой остались»."
Во время описи имущества у семьи Русаковых местные жители заступились за них. Членам комиссии пришлось спасаться бегством от разъяренной толпы.
Жители Бирилюсского района видели в Алексее Владимировиче единственную силу, которая способна противостоять произволу местных властей. Собрав группу единомышленников, он отправился в тогдашний центр района, который сейчас носит название Старые Бирилюссы. Закрепившись там, он начал собирать под свое начало новых людей. Его поддерживали целыми деревнями. Через некоторое время в д. Арефьево прибыла группа ОГПУ (Объединенное государственное политическое управление), с целью подавления выступлений народа. Было арестовано и расстреляно без суда и следствия огромное число жителей деревни.
В то же время еще одна группа ОГПУ была отправлена в центр района с целью ликвидации Русакова Алексея Владимировича, как идейного лидера выступлений. Но попытка не увенчалась успехом, Алексею Владимировичу удалось скрыться (куда конкретно, неизвестно). Находясь в бегстве, он готовил массовое выступление, которое должно было свергнуть власть. С группой единомышленников он планировал ликвидацию верхушки местной власти и сотрудников ОГПУ. В начале мая 1930 г. должно было состояться заседание Совета Бирилюсского района, где он планировал устроить акцию.
Большинство участников заседания были ликвидированы в результате акции. Но Алексею Владимировичу не удалось скрыться, и он был арестован вместе с группой единомышленников. Их поместили в здание старого медпункта, который был переделан под изолятор временного содержания, где они ожидали приговора.
Согласно архивным данным (муниципальный архив Бирилюсского района) моему прапрадеду было предъявлено обвинение по ст. 58 п. 10, п.11 УК РСФСР 1926г.
Статья 58 УК РСФСР 1926г. - политическая статья, раздел контрреволюционные преступления:
58.10. Шпионаж, т.-е. передача, похищение или собирание с целью передачи сведений, являющихся по своему содержанию специально - охраняемой государственной тайной, иностранным государствам, контр - революционным организациям или частным лицам, -
лишение свободы со строгой изоляцией на срок не ниже трех лет, а в тех случаях, когда шпионаж вызвал или мог вызвать особо тяжелые последствия для интересов государства — расстрел.
58.11. Активные действия или активная борьба против рабочего класса и революционного движения, проявленные на ответственных или особо - секретных должностях при царском строе или у контр - революционных правительств в период гражданской войны- расстрел.
Расстрелян 16.07.1930г. в г. Ачинске.
После расстрела прапрадеда имущество у семьи было конфисковано. До начала всех событий Алексей Владимирович спрятал детей у родственников. Дома оставалась его супруга Агафья, которая не захотела покинуть дом и укрыться в безопасном месте. После конфискации имущества она с другими раскулаченными крестьянами из д.Арефьево была выслана в Томскую область. Дети остались без родителей. Чтобы добраться до места ссылки, кулаки были обязаны построить себе плоты на р. Чулым и на них сплавляться по реке. По рассказам очевидцев Агафья во время сплава прыгнула в реку с криком «Будь проклята эта власть!».
Произошедшие события негативно отразились на судьбе семьи Русаковых и Трифоновых. По рассказам дедушки многие родственники попали под репрессии. На сайте Бирилюсского муниципального архива имеется информация:
РУСАКОВ Василий Данилович
Родился в 1877г. проживал в селе Большой Улуй Большеулуйского сельсовета
Ачинского района Ачинского округа. Состав семьи: жена Анфиса Никитична. Лишены
избирательных прав в 1930г., высланы за пределы районана, бежал. Жена РУСАКОВА
Анфиса Никитична 1881 г. р. уроженка и жительница села Большой Улуй Ачинского
округа Енисейской губернии, домохозяйка. Арестована 11.03.1930. Обвинение по ст.
58-10, 58-11 УК РСФСР. Осуждена 23.05.1930 особой тройкой ПП ОГПУ СК на 3 года
ИТЛ (исправительно-трудовой лагерь).
РУСАКОВ Михаил Абросимович
Родился в 1872г. проживал в селе Бельское Пировского района. Раскулачен в
1931г., выслан в село Малая Кеть Бирилюсского района с семьей: жена Прасковья
Васильевна 1881 г. р., дети Мария (Марфа) 1919 г. р., Григорий 1924 г. р.,
Елизавета 1924 г. р. Работал мельником в колхозе. Арестован 14.01.1933г.
Обвинение по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР. Осужден 27.04.1933 особой тройкой ПП
ОГПУ ЗСК, приговорен к лишению права проживания в 12 населенных пунктах сроком
на 3 года.
ТРИФОНОВ Александр Семенович
Родился в 1882г. Уроженец и житель деревни Чипушево Арефьевского сельсовета
Бирилюсского района Ачинского округа. Состав семьи: жена Марфа Павловна 1894 г.
р., дети Иван 1918 г. р., Евдоким 1920 г. р., Евдокия 1930 г. р. Лишены
избирательных прав в 1931г., высланы за пределы района. Работал в колхозе
«Красный борец». Арестован 05.05.1938 по делу Коробейникова Г. И. (6 чел.).
Обвинение в АСА. Приговорен 26.05.1938 тройкой УНКВД КК к ВМН с конфискацией
имущества. Расстрелян 20.09.1938 в г. Ачинске. ТРИФОНОВ Алексей Васильевич
Родился в 1900г. Проживал в деревне Чипушево Арефьевского сельсовета Бирилюсского района Ачинского округа. Состав семьи: жена Анна Ивановна 1901 г. р., мать Мария 1879 г. р., отец Василий Егорович 1876 г. р., брат Петр 1905 г. р. и его жена Варвара Порфирьевна 1908 г. р., брат Владимир и его жена Екатерина 1907 г. р. Лишены избирательных прав в 1929 высланы за пределы р-на .
ТРИФОНОВ Алексей Павлович
Родился в 1894г. житель деревни Чипушево Бирилюсской волости Мариинского уезда
Томской губернии . Из крестьян-кулаков. Работал в колхозе «Красный борец».
Арестован 05.05.1938г. по делу Коробейникова Г. И. (6 чел.). Обвинение в АСА
(антисоветская агитация). Приговорен 26.05.1938 тройкой УНКВД КК к ВМН с
конфискацией имущества. Расстрелян 20.09.1938г. в городе Ачинске.
ТРИФОНОВ Иннокентий Павлович
Родился в 1896г. житель деревни Чипушево Бирилюсской волости Мариинского уезда
Томской губернии. Из крестьян-кулаков. Работал в колхозе «Красный борец».
Арестован 05.05.1938 по делу Коробейникова Г. И. (6 чел.). Обвинение в АСА.
Приговорен 26.05.1938 тройкой УНКВД КК к ВМН с конфискацией имущества.
Расстрелян 20.09.1938г. в городе Ачинске.
ТРИФОНОВ Антон Александрович
Родился в 1884г. Проживал в деревне Чипушево Арефьевского сельсовета
Бирилюсского района Ачинского округа. Состав семьи: жена Елена 1881 г. р., сын
Иван 1908 г. р. и его жена Евгения 1909 г. р. Лишены избирательных прав в 1930,
высланы за пределы района.
ТРИФОНОВ Егор Степанович
Родился в 1899г. житель деревни Чипушево Арефьевского сельсовета Бирилюсской
волости Мариинского уезда Томской губернии. Из крестьян. Вел крестьянское
хозяйство. Арестован 03.04.1930г. Обвинение по ст. 58-10, 58-11
УК РСФСР. Осужден 23.05.1930г. особой тройкой ПП ОГПУ СК на 5 лет условно.
ТРИФОНОВ Дмитрий Иванович
Родился в 1858г. Проживал в деревне Чипушево Арефьевского сельсовета
Бирилюсского района Ачинского округа. Состав семьи: жена Александра 1861 г. р.,
дети Иван 1891 г. р. и его жена Мария Васильевна 1891 г. р., их дочь Мария 1912
г. р.; Павел 1894 г. р. и его жена Акулина Федоровна, их дети Григорий
1918 г. р., Андрей 1924 г. р. Лишены избирательных прав в 1930г., высланы за
пределы района.
ТРИФОНОВ Кузьма Александрович
Родился в 1878г.. Проживал в деревне Чипушево Арефьевского сельсовета
Бирилюсского района Ачинского округа. Состав семьи: жена Варвара Сидоровна 1878
г. р., дети Наталья 1914 г. р., Степан 1905 г. р. и его жена Анна Михайловна
1903 г. р., их дети Никита, Василий, Семен. Лишены избирательных прав в 1930г.,
высланы за пределы района в деревню Бычки Большеулуйского района.
ТРИФОНОВ Иосиф Маркович
Родился в 1871г. житель деревни Чипушево Бирилюсской волости Мариинского уезда
Томской губернии. Из крестьян-кулаков. Работал в колхозе «Красный борец».
Арестован 05.05.1938 по делу Коробейникова Г. И. (6 чел.). Обвинение в АСА.
Приговорен 26.05.1938 тройкой УНКВД КК к ВМН с конфискацией имущества.
Расстрелян 20.09.1938 в г. Ачинске.
ТРИФОНОВ Осип Сергеевич
Проживал в деревне Чипушево Арефьевского сельсовета Бирилюсского района
Ачинского округа. Состав семьи: жена Мария. Лишены избирательных прав в 1929,
высланы за пределы р-на в 1930
ТРИФОНОВ Павел Дмитриевич
Родился в 1894. Проживал в деревне Чипушево Арефьевского сельсовета Бирилюсского
района Ачинского округа. Состав семьи: жена Акулина Федоровна 1894 г. р., отец
Дмитрий Иванович 1863 г. р. Лишены избирательных прав в 1930г., высланы за
пределы района.
ТРИФОНОВ Петр Харитонович
Родился в 1883г. Проживал в деревне Чипушево Арефьевского сельсовета
Бирилюсского района Ачинского округа. Состав семьи: жена Соломонида 1882 г. р.,
мать Анастасия 1843 г. р. Лишены избирательных прав в 1930г., высланы за пределы
района.
ТРИФОНОВ Прокопий Ефимович
Проживал в деревне Старая Еловка Старо-Еловского сельсовета Бирилюсского района
Ачинского округа. Состав семьи: жена Матрена Ивановна, дети Сергей 1911 г. р.,
Захар 1912 г. р., Федор 1917 г. р., Матрена 1922 г. р., Григорий 1907 г. р. и
его жена Веровья Семеновна, их сын Василий 1927 г. р., родители Ефим Иванович,
Прасковья Павловна, брат Василий и его жена Екатерина Дмитриевна. Лишены
избирательных прав в 1930г., высланы за пределы района в Саралинский район.
ТРИФОНОВ Семен Сергеевич
Родился в 1891г. Проживал в деревне Чипушево Арефьевского сельсовета
Бирилюсского района Ачинского округа. Состав семьи: жена Ефросинья 1891 г. р.,
дети Илья 1900 г. р. и его жена Ольга 1900 г. р., Яков 1903 г. р. и его жена
Марфа 1903. Лишены избирательных прав в 1930г., высланы за пределы района.
ТРИФОНОВ Сергей Семенович
Родился в 1891. Уроженец и житель деревни Чипушево Бирилюсской волости
Мариинского округа Томской губернии. Вел личное хозяйство на участке Краевой.
Арестован 27.08.1930г. по делу Говорухина В. П. (11 чел.). Обвинение в КРБ.
Осужден 25.09.1930 особой тройкой ПП ОГПУ ЗСК на 10 лет концлагерей.
ТРИФОНОВ Степан Алексеевич
Родился в 1890г. Проживал в деревне Чипушево Арефьевского сельсовета Бирилюсского района Ачинского округа. Состав семьи: жена Матрена 1889 г. р., мать Евдокия 1841 г. р. Лишены избирательных прав в 1930г., высланы за пределы района.
ТРИФОНОВ Федор Сергеевич
Родился в 1890г. Житель деревни Чипушево Арефьевского сельсовета Бирилюсского
района Ачинского округа. Вел единоличное хозяйство. Состав семьи: жена Мавра
1892 г. р., дети Ефросинья 1915 г. р., Александр 1929 г. р., Иван 1932 г. р.
Лишены избирательных прав в 1933г. Арестован 05.05.1938г. по делу Говорухина В.
П. (11 чел.). Обвинение в АСА. Приговорен 26.05.1938г. тройкой УНКВД КК к ВМН с
конфискацией имущества. Расстрелян 20.09.1938г. в г. Ачинске. Реабилитирован
27.09.1958 Красноярским крайсудом.
ТРИФОНОВ Филипп Леонтьевич
Родился в 1891г. Проживал в деревне Чипушево Арефьевского сельсовета
Бирилюсского района Ачинского округа. Состав семьи: жена Мария Васильевна, дети
Евдокия 1921 г. р., Иван 1922 г. р., Анна 1926 г. р., Клавдия
1927 г. р., Зинаида 1930 г. р. Лишены избирательных прав в 1929г., в 1930г.
высланы за пределы района в Саралинский район.
ТРИФОНОВ Яков Симонович
Родился в 1904. Проживал в селе Кочетат Бирилюсского района. Состав семьи: жена
Ольга Кузьмовна 1899 г. р., дети Василиса 1930 г. р., Аграфена 1929 г. р.,
Николай 1926 г. р., отец Семен Сергеевич 1878 г. р., мать Анфиса Михайловна 1876
г. р., брат Давыд 1920 г. р. Раскулачен в 1930г., высланы в село Маковское
Енисейского района.
Данная работа посвящена процессу коллективизации в 30-х годах прошлого столетия в истории нашей страны, и ее влиянию на судьбу моих предков с помощью моих родителей, бабушек и дедушек, мы, насколько это возможно, восстановили события той эпохи в судьбе наших родных. своей семьи. Для этого мы собирали информацию обо всех родственниках. Попытались узнать не только о тех, кто рядом с нами, но и о тех, кого нет уже в живых.
В первой главе своего исследования я описал процесс коллективизации и борьбу с кулачеством в городе Ачинске и Ачинском районе. В резельтате проделанной мной работы я пришел к следующему выводу, что коллективизация не обошла стороной и Ачинск. В трудные годы коллективизации жители Ачинска и Ачинского района страдали как и весь народ. Основная тяжесть создания колхозов легла на плечи крестьян. Покончив с кулачеством, правительство добилось того, что на селе практически не осталось людей, знающих землю, а основную часть колхозников составляли бедняки - голытьба, не желающие и не умеющие работать.
Работая над второй главой я установил, что у большинства людей, живших в сёлах и деревнях то нелёгкое время, была схожая судьба. В данной работе представлены исторические события, описанные не учёными-историками, а рассказанные моими дедушками и бабушками, и установленные мною в результате моего исследования.
В рамках проведённого исследования я представил жизнь крестьян 30 – 40-х годов 20 века на основе архивных данных и воспоминаниях о судьбе моих предков хранящиеся в памяти моих родных. а также сравнил полученные описания с представлениями учёных-историков о жизни людей в то время.
Таким образом подтвердилась гипотеза о том , что если в истории страны происходят важные знаменательные события , то они обязательно оставляют след в жизни отдельного человека и его семьи. Судьба одной крестьянской семьи раскрывает сложную ступень общественного развития нашего государства. Проследив жизненный путь Русакова Алексея Владимировича и других моих предков можно увидеть, как общественно-политические события того времени повлияли на их жизнь и жизнь их семей.
Я накопил определённый опыт в изучении истории нашей семьи. Эту работу я обязательно продолжу и когда-нибудь составлю настоящую историю своего рода. Надеюсь, что мои родные мне в дальнейшем обязательно помогут.
Изучение прошлого своей Родины, знакомство с судьбами людей, на долю которых выпало много тяжёлых испытаний, является важным и необходимым этапом формирования сознания современного человека.
История Красноярского края. Учебное пособие по краеведению для учителей истории.
- Красноярск:1967.
Лопаткин Г.С. Летопись града Ачинска.Новосибирск:1999
Лопаткин Г.С.ЛопаткинаЛ.П.",«Сказание о землях Ачинских» Красноярск: 1994.
История России. Энциклопедия для детей. Ч.3. М.: Мир энциклопедий Аванта+,
Астрель, 2007. С.166-207.
Неизвестная Россия. XX век. М.: Историческое наследие, 1992. С.184-268.
«Книга памяти жертв политических репрессий Красноярского края». Том 13
(Раскулаченные)» - HTTPS://memorial.krsk.ru/Articles/KP/13/0.htm
Муниципальный архив Бирилюсского района - HTTPS://красноярские-архивы.рф/archives/29
/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»