Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

«От истории семьи к истории страны» (История рода Идт (Антоненко) Лидии Васильевны)


21-й школьный конкурс «Человек в истории. Россия — XX век»

Исследовательская работа
«От истории семьи к истории страны» (История рода Идт (Антоненко) Лидии Васильевны)

номинация «История семьи»
Автор: Идт Ульяна Дмитриевна
Саянский район, д. Усть-Анжа
МБОУ ДО «Саянский районный
Центр детского творчества»
9 класс

Руководитель: Белугина
Татьяна Александровна, педагог
дополнительного образования,

Каждый человек на земле,
чем бы он ни занимался,
играет главную роль в истории мира.
И обычно даже не знает об этом.
Пауло Коэльо

ВВЕДЕНИЕ

В феврале 2020 года моей бабушке Идт (Антоненко) Лидии Васильевне (рис. 1) исполнится 80 лет. К еѐ юбилею я решила собрать материалы для воссоздания истории еѐ рода, составить генеалогическое древо и описать основные события еѐ жизни, так или иначе пересекающихся с историей нашей страны. Трудный, полный лишений и невзгод жизненный путь прошла моя бабушка, но сохранила веселый нрав, доброжелательность к людям и жизнерадостность. Сейчас еѐ окружает огромная семья, частью которой мне посчастливилось родиться. В настоящее время большая часть семьи живет в Красноярском крае. Главная героиня исследования – моя бабушка живет в малой деревне Саянского района Усть-Анже, куда еще в XIX веке переселились ее предки.


Рисунок 1. Идт Лидия Васильевна

Проблема заключается в том, что накопившиеся в семье архивные материалы не структурированы. Актуальность работы в систематизации материалов о роде и жизненных вехах, в которых отразилась история страны.

Цель работы: объективное изложение истории рода, в центре которого Идт (Антоненко) Лидия Васильевна.

Задачи:

Объект исследования: род Идт (Антоненко) Лидии Васильевны. Предмет исследования: отражение истории страны в судьбах членов семьи.

Методы исследования: тематическое интервью (биография как часть конкретного периода истории), изучение и анализ литературы, изучение документов из семейного архива и архива районной администрации.

ГЛАВА I. История предков

Предки (бабушки и дедушки) нашей героини – Идт (Антоненко) Лидии Васильевны приехали в Сибирь добровольно в конце XIX столетия из, как принято было у них говорить, Россеи. Так в отличие от Сибири, их приютившей, они называли европейскую часть страны. Такое название части страны перед Уралом, можно и сейчас услышать от сторожил. А конкретно переселились предки из деревень Санкт-Петербургской и Витебской губерний еще до переселений по Столыпинской реформе.

Родители отца Лидии Васильевны: бабушка – Антоненко (Красикова) Ксения Ивановна 1890 г.р.; дедушка – Антоненко Семѐн Филиппович 1887 г.р. (рис. 2).

Родители матери: бабушка –
Гладина (Короткова) Пелагея Фроловна 1884 г.р.; дедушка – Гладин Василий Дмитриевич 1882 г.р.


рисунок 2. Антоненко С. Ф. и Антоненко К. И.

По воспоминаниям, передающимся из поколения в поколение, Пелагея Короткова на родине нанималась прислугой в семьи горожан Санкт-Петербурга, что в деревенских семьях считалось престижным и стало возможным после отмены крепостного права в 1861 году [1].

Историческая справка. Заселение Сибири в конце XIX столетия

О том, как шло переселение людских масс России в Сибирь, читаем в статье Светланы Сметаниной на портале «Русский век». Из интервью со старшим преподавателем кафедры истории Российского государственного аграрного университета - МСХА им. К.А. Тимирязева Виктором Панасюком: «Ещѐ во второй половине 19-го века часть крестьян переселялась из центральных губерний в Сибирь и на Дальний Восток. Но тогда правительство не поощряло переселение. Это было связано во многом с тем, что после отмены крепостного права в 1861 году крестьяне должны были платить выкупные платежи за общинную землю, которые составляли весьма немаленькую сумму, и правительство было заинтересовано в том, чтобы они поступали в срок. А если предоставить им свободу миграции, то крестьяне могли уехать, и помещики не получили бы свои деньги. Так что в конце 19-го века были серьѐзные ограничения на перемещения сельских жителей в Сибирь и на Дальний Восток [7].

На сайте «Генеалогический форум ВГД» читаем: «По реформе 1861 года крестьяне были наделены землѐй, но надельной землѐй распоряжалась община. Крестьянские семьи росли, земли в общине становилось всѐ меньше. Начался голод, люди переселялись в города и на свободные земли. В 1880-е главным районом переселения была Сибирь - там не было помещичьих хозяйств, и существовали огромные массивы свободных земель. Проведение дорог до Челябинска, а после строительства с 1891 г. Великой Сибирской дороги дали толчок росту переселения в Сибирь и ее освоению. За 20 лет сюда переселились 1 млн. человек» [8].

В статье «Переселенчество» Википедии написано: «Особенно возросли размеры переселений после пуска Транссибирской магистрали. Если в 1893 году в Сибирь прибыли 56 тысяч переселенцев, то уже в 1895 году — 107 тысяч» [9].

На сайте централизованной библиотечной системы Саянского района мы нашли документ «История Саянского района», подписанный Валиковым С. А. В документе по интересующему нас вопросу написано: «До конца XIX века шло вольное заселение Саянского района. С каждым десятилетием оно становилось все более интенсивным и особенно усилилось после отмены крепостного права. Переселялись почти исключительно многосемейные, в основном зажиточные крестьяне.

К 1859 году по данным центрального статистического комитета Министерства Внутренних Дел на территории района было уже пять населенных пунктов: село Агинское, деревни Нагорная, Покровская (ныне Тинская), Верхняя Анжа и Усть-Анжа.

В 1833 году на реке Кан нашли золото. Во второй половине XIX века золотоискатели добрались и до Агинской волости. В деревне Усть-Анжа находилась резиденция золотопромышленников. Товары на прииски доставлялись по Кану и его притокам» [10].

Семья Антоненко поселилась и начала вести хозяйство в деревне Чарга, а семья Гладиных в деревне Усть-Анжа. Семьи были большие, многодетные и зажиточные. У семьи Гладиных была собственная шерстобитная мастерская, которая обеспечивала шерстью и валяной обувью население не только Усть-Анжи, но и других деревень уезда. В семье было семь детей, двое – дочь Александра и сын Григорий жили своими семьями здесь же в д. Чарга, и пятеро несовершеннолетних: Василий (мой прадед), Иван, Максим, Ефросинья, Лидия и Мария. У семьи Антоненко была льномялка, где получали льняное волокно изо льна с собственного поля. Из волокна ткали белые полотенца [1].

В 1913 году в семье Антоненко родился отец Лидии Васильевны – Василий Семенович (рис. 3, 4). Кроме него в семье были дети: дочь Фекла 1911 г.р., сын Иван 1915 г.р., сын Григорий 1917 г.р., сын Максим и дочь Лидия 1927 г.р. [2].

В 1919 году в семье Гладиных родилась мать Лидии Васильевны – Мария Васильевна (рис. 5, 6). Кроме нее в семье были дети: Григорий 1917 г. р., Дмитрий 1923 г. р., Кузьма 1927 г. р. [1, 2]


Рисунок 3


Рисунок 4 Антоненко В.С.


Рисунок 5


Рисунок 6. Гладина (Антоненко) М. В.

В 1930 году семьи Антоненко и Гладиных были раскулачены. В книге памяти жертв политических репрессий Красноярского края (том 11, раскулаченные) нашлась запись: «Гладин Василий Дмитриевич. Родился в 1882. Проживал в д. Усть-Анжа Агинского (ныне Саянского) р-на. Раскулачен в 1930, выслан в Кежемский р-н с семьей: жена Пелагея Фроловна 1884 г. р. Григорий 1917 г. р., Мария 1919 г. р., Дмитрий 1923 г. р., Кузьма 1927 г. р.; внуки, дети Марии: Лидия 1940 г. р., Николай 1943 г. р.» [4] Такую же запись мы нашли в архиве администрации Саянского района [3].

В том же томе архива есть запись и о раскулачивании и ссылке второго деда моей бабушки: «Антоненко Семен Филиппович проживал в деревне Чарга Усть-Анжинского сельского совета Агинского (ныне Саянского) района Канского округа. Лишен избирательных прав, выслан за пределы района в поселок Дворец Кежемского района [3]. При раскулачивании были изъяты триер (сельскохозяйственная машина для разделения зерна и примесей, отличающихся от зерен длиной), посевные площади, покосные площади, 3 лошади, 2 коровы, 8 овец и 5 свиней. На сезонные работы нанимались четверо рабочих, нанимались рабочие для постройки дома, триер сдавался внаѐм, что и послужило поводом для раскулачивания. Решение о раскулачивании принималось на собрании сельской бедноты в составе 44 человек [2] (рис. 7).


рисунок 7. Архивное дело о раскулачивании Антоненко С. Ф. на 9-ти листах.

Вот что вспоминает о раскулачивании бабушка: «А все, потому что у дедушки собственная шерстобитка была, он валенки валял. А еще было 8 или 9 детей, которых нужно было кормить. Когда всю семью выгнали из дома и посадили в телегу, младший Кузьма закричал: «Везите меня к Анисье, (это жена старшего сына, который давно уже отдельно жил), я молока хочу!» Он был голоден. Только кто ж его услышит – сына кулака. У деда забрали все. Раскулачили и родителей моего отца Семена Филипповича, и Ксению Ивановну Антоненко из д. Чарга. У них тоже семья была большая. Владели каким-то ветрогоном. Дом сами срубили, только бабушкин брат помогал. Когда деда раскулачивали, дом этот разломали и сплавили в Ирбей. В документах на раскулачивание обозначили, что дед батрака держал. Только тем «батраком» и был бабушкин брат, который помогал дом рубить, но никто их даже слушать не стал».

Дом Гладиных в Усть-Анже был добротный. Печь была выложена из кирпичей с личным клеймом на каждом «Гладин». Дом еще долго потом служил колхозникам. Сначала в нем была начальная школа, позже фельдшерско-акушерский пункт [1]. В 90-х годах, когда в стране наступили перемены, а колхоз перестал существовать, Лидия Васильевна смогла вернуть дом предков и устроила в нем частный магазин. Но однажды ночью случился пожар, в котором дом сгорел.

Историческая справка. Коллективизация и раскулачивание.

В Википедии о данном эпизоде социалистических преобразований в деревне написано: «Коллективизация — политика объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные (колхозы и совхозы), проводившаяся в СССР в период с 1928 по 1937 год с целью преобразования мелких индивидуальных хозяйств в крупные общественные кооперативные производства для упрощения системы изъятия еѐ продуктов и обеспечения за их счѐт роста промышленных производств — индустриализации. Сложившиеся кооперативные хозяйства позволили упростить переход рабочей силы и распределение продуктов из аграрного сектора в индустриальный. Решение о коллективизации было принято на XV съезде ВКП(б) в 1927 году» [11].

На сайте «Архивы Красноярского края» в статье В.Н. Крашенинникова - директора МКУ «Архив г. Назарово» «Выслать на север» читаем: «Раскулачивание и коллективизация – одна из страниц истории нашей многострадальной Родины. К 1927 году 3,9 % крестьянских хозяйств страны составляли так называемые кулацкие хозяйства, 62,7% - середняцкие и 11,3 % - бедняцкие. Основную массу, таким образом, составляли середняки, треть – бедняки и батрачество. Последние находились в сильной зависимости от зажиточных слоѐв деревни, в особенности от кулачества. Именно эта часть деревни увидела выход для себя в объединении. Она и стала той социальной силой деревни, которая активно поддерживала и сплошную коллективизацию, и ликвидацию кулачества.

Борьба против кулачества как эксплуататорского класса началась с момента провозглашения Советской власти путем экспроприации средств производства и имущества. Государство стало проводить жесткую политику ограничения и вытеснения кулачества через конфискацию земель, хлебных запасов, средств производства, усиления налогового гнета и полного прекращения ассигнования, что приводило к разорению зажиточных хозяйств. Летом 1929 года было принято решение о запрете принятия в колхозы и сельхозартели кулацких семей, лишение прав избирательного голоса противопоставило их всему крестьянству, чем вызвало крайнее озлобление и ожесточило сопротивление действиям Советской власти. В декабре 1929 года И. В. Сталин объявил о переходе к политике ликвидации кулачества как класса. Для этого была выработана система конкретных мер: конфискация средств производства, скота, хозяйственных и жилых построек, сельскохозяйственных предприятий, хлебных запасов, семян». Изъятое имущество стало материальной базой колхозов [12]. В статье «Как выживали раскулаченные крестьяне в ссылках» на портале Культорология.рф читаем: «На государственном уровне устанавливалась норма в 60 тысяч человек арестованных и 400 тысяч человек высланных, но ОГПУ во главе Г. Ягодой предоставляли, уже в первые годы программы данные, превышающие первоначально заявленные. С раскулаченными крестьянами советская власть не церемонилась. Семьи чаще всего не подозревали, что они попали в черный список на выселение и жили обычной жизнью. Спецотряды по работе с кулаками могли заявиться в дом ночью и распределить всех членов семьи по разным направлениям: кого-то на Север, кого-то в Сибирь или Казахстан. Тех, кто сопротивлялся, расстреливали на месте. Советская власть создавала себе опору в виде колхозов, самодостаточное крепкое хозяйство кулака было очевидной помехой [13].

В Кежемском районе Красноярского края оказались мои предки в ссылке. Здесь в 1930 году, как место поселения спецпереселенцев появилась. Кодинская заимка. Полной лишений, тяжелого труда и голода была жизнь раскулаченных. Одновременно с коллективизацией в Кежемском районе стала развиваться лесная промышленность. Уже в 1929 году на территории района, в д. Проспихино был создан леспромхоз, который назывался Кежемский. Лесорубам приходилось работать в тяжелых условиях. Ведь даже о простейших механизмах не было и речи. Все делалось вручную, с помощью простой поперечной пилы и топора. А план лесозаготовок на 1930 год равнялся 150000 кубометрам, поэтому и понадобилось огромное количество лесорубов, которыми и стали раскулаченные крестьяне. Работали на заготовке леса по 12 часов в день и жили в нечеловеческих условиях. Поэтому от лесорубов требовалась большая выносливость и физическая закалка. И только огромный человеческий резерв позволил выжить моим предкам и наладить свой быт [1].

Василий Семенович сплавлял лес на север до Игарки по Ангаре, потом по Енисею. Бревна скрепляли в огромные плоты, на них и сплавлялись. Именно здесь довелось встретиться и образовать семью Антоненко Василию Семеновичу и Гладиной Марии Васильевне. Здесь родились двое их детей: моя бабушка – Лидия в 1940 году и ее брат Николай в 1943 году.

Уже после возвращения в Усть-Анжу в 1948 году у них родится еще трое детей: Петр, Анна и Ираида. В 1960-м году Мария Васильевна получит высокую государственную награду «Медаль материнства» II степени, как мать пятерых детей (рис. 8) [1, 2].


Рисунок 8

Но свой брак они смогут зарегистрировать только в 1973-м году (рис. 9) [2].


Рисунок 9

Двое братьев Марии Васильевны Гладины Григорий и Дмитрий из Кодинской заимки были призваны на фронт. Живым с фронта вернулся младший – Дмитрий. Старший – Григорий погиб. В Книге Памяти Красноярского края есть запись: «Гладин Григорий Васильевич род. д. Усть-Анжа, Саянский район; рядовой; артиллерист; погиб 7 марта 1944; захоронен на городском кладбище, ряд N 1, пр. 26 м слева направо, г. Невель, Псковская область» [5]. Ему было 40 лет. Без отца остались семеро детей: 4 дочери и три сына [1].

Был призван на фронт и брат Василия Семеновича Антоненко Георгий Семенович.

На фотографии, присланной родителям с фронта, он запечатлен с другом (рис. 10).


Рисунок 10. Антоненко Георгий (слева) с другом. 1943г. Август.

Дослужился до звания «капитан». За отвагу, проявленную в боях, был награжден двумя орденами Красного знамени. Георгий Семенович вернулся домой живым, был неоднократным участником парадов на Красной площади в Москве. Жил в городе Красноярск, но всегда навещал родственников в деревне.

Дед Василий Семенович на фронт не попал, потому что во время основного призыва сплавлял лес в Игарку.

И только в 1998 году Мария Васильевна получила от управления социальной защиты населения свидетельство, что она имеет право на льготы, установленные законодательством для лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий (рис. 11). Василий Семенович до этого дня не дожил [1, 2].


Рисунок 11.

ГЛАВА II. Детство и юность

В Кежемском районе, где семья отбывала ссылку, в переселенческом бараке 10 февраля 1940 года родилась Лидия Антоненко.

Из воспоминаний бабушки: «Всю семью увезли в Кодинскую заимку, где дед с бабушкой, а потом и их дети обосновались на долгие годы. Я там родилась. В бараке сразу жили, потом делили их как-то на секции, а потом и дома построили. Когда отец вырос, он там лес валил. Даже почетные грамоты есть – он был стахановцем. Пилили лучковой пилой, дед точил эти пилы, а мама сучки рубила. Помню, как я сама колоски собирала. Голодно жили».

Особенно близки всю жизнь были брат Николай и сестра Лидия. Николай вспоминал до конца жизни, как сестра спасла ему жизнь. Они вдвоем переходили реку Ангару по мосткам, Николай оступился и чуть не упал в воду, плавать он еще не умел, да и Ангара река холодная и быстрая. Успел ухватиться руками за край мостков и свисал над водой. Лидия ухватила его за руки и удерживала из последних сил, а сама отчаянно звала взрослых на помощь. И пока взрослые не прибежали, продолжала удерживать брата за руки. Этот случай очень характеризует мою бабушку: она не бросит человека в беде, она сильная и отчаянная, быстрая и решительная.

Их детство осложнялось еще и тем, что первые годы жизни пришлись на лихолетье Великой Отечественной войны 1941-1945 годов [1, 2].

Историческая справка. В годы Великой Отечественной войны.

2679 ангарцев отправил район на фронт ВОВ отстаивать свою независимость. Их работу взяли на себя оставшиеся. Основные тяготы легли на женские плечи.

В 1940-м году в Кодинской заимке остался только колхоз, леспромхоз был передан в деревню Проспихино. Нагрузки были колоссальные: некоторым колхозницам удавалось связать за день по 1000 снопов, женщины валили лес, распускали его на доски ручными пилами. Работали на тракторах и комбайнах, хотя техника была далеко не совершенна. Труд механизаторов был крайне тяжелый. А ведь эти женщины вели еще и домашнее хозяйство, воспитывали детей, выполняли неимоверные налоги воюющему государству [14].

В 1948 году семья вернулась в деревню Усть-Анжа. Родители вступили в колхоз. Василий Семенович работал пастухом – пас колхозных коров и овец, скотником – выращивал телят. Мария Васильевна убирала колхозное сено, работала на переработке зерна. Приходилось выполнять любую работу по разнарядке бригадира (рис 12).


Рисунок 12. Антоненко (Гладина) М. В.

Здесь родились сестры Лидии – Ираида в 1951 году и Анна в 1954 году, брат Петр в 1958 году.

Бабушка вспоминала, как у маленькой Анны спрашивали перед рождением младшего брата: кого она хочет братика или сестричку? А после рождения брата, именно ей поручили дать ему имя. Так появился брат Петр.

Дети помогали родителям и в колхозе, что бы выполнить план по трудодням и дома. Бабушка вспоминает, как они детьми рубили столбы, возили их на дорогу, чтобы ее укрепить.

После окончания начальной школы в Усть-Анже, Лидия пошла учиться в соседнее село Нагорное, где была восьмилетняя школа. Училась она хорошо. После окончания школы уехала работать в город Черногорск (республика Хакасия). Родственников в Черногорске не было, поехала вместе с двоюродным братом по случайности, носящим фамилию Черногор. Им казалось забавным поехать с такой фамилией в город Черногорск. Очень хотелось ей самой зарабатывать, но не меньше хотелось быть полезной семье и стране. Работать устроилась на кирпичный завод. Работа была очень тяжелая, но бабушка справлялась. Руководство приметило ловкую, старательную активистку, ее фотография прочно разместилась на доске Почета завода. Даже хотели направить еѐ на учебу.

На фотографии 1958 года бабушка с друзьями в выходной день на острове отдыха на р. Енисей (рис.13).


Рисунок 13. 1958г. Черногорск. Лидия (справа) с друзьями.

С друзьями в Усть-Анже Лидия переписывалась, в письмах они звали еѐ вернуться. Бабушка вернулась и никогда об этом не пожалела, потому что встретила здесь свою судьбу, ставшего на многие годы любимым мужем – Идта Владимира Александровича – моего деда (рис.14).


Рисунок 14. Идт В. А.

Сестра бабушки Ираида и брат Петр и сейчас живут в Саянском районе (рис. 15). Ираида Васильевна в районном центре – селе Агинское, а Петр Васильевич в родной деревне, в соседнем с бабушкиным доме [1, 2].


Рисунок 15. Антоненко М. В. (сидит слева) Антоненко Ираида Васильевна
(сидит справа) с мужем и дочерью, Антоненко Петр Васильевич (в первом ряду)

Брат Николай (рис. 16) после срочной службы в вооруженных силах СССР остался служить в Приморском крае сверхсрочником. Дослужился до звания «капитан». Позже вернулся в Красноярский край, окончил аграрный институт в городе Красноярск, работал в финансовом управлении. Неизменно отпуск проводил Николай в деревне, помогал родственникам во время сенокоса и других сельскохозяйственных работ. Оказал помощь Саянскому району в строительстве дороги о районного центра до деревни Усть-Анжа. Умер Николай Васильевич в 2004 году.


Рисунок 16. Антоненко Николай Васильевич

Сестра Анна живет г. Новосибирске (рис.17) [1, 2].


Рисунок 17. Антоненко Анна с мужем в день свадьбы

ГЛАВА III. Своя семья.

В 1960 году Лидия и Владимир поженились (рис. 18).


Рисунок 18. Идт Владимир Александрович и Лидия Васильевна

История детства моего деда Идта Владимира Александровича не менее трагична, чем у бабушки.

Родился он 2 февраля 1941 года в городе Бальцер Саратовской области автономной республики немцев Поволжья (ныне не существующей) (рис. 19) в семье Идт Александра Александровича 1911 г.р. и Идт (Лайкман) Амалии Генриховны (в некоторых документах – Андреевна) 1912 г.р. При рождении мой дед получил имя Вольдемар. Позже имя было изменено на Владимир.

А уже в сентябре 1941 года на основании указа ПВС СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» от 28.08.1941г. Александр Александрович как лицо


Рисунок 19. Свидетельство о рождении Идт В. А.

немецкой национальности был подвергнут административному выселению вместе с семьей и направлен на спец. поселение в Саянский район Красноярского края. В семье к тому времени было двое детей: мой дед и его старший брат Роберт. До выселения у семьи в городе Бальцер был большой дом с надворными постройками, скот: коровы, свиньи, инвентарь и предметы быта. Времени на сборы семьям спец. переселенцев не давалось, все имущество подвергалось конфискации. История репрессий моих предков повторялась [1, 2].

Историческая справка. Депортация немцев Поволжья в 1941 году.

В Википедии читаем: «После издания Указа Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» от 28 августа 1941 г. была ликвидирована Автономная Республика немцев Поволжья и произведена тотальная депортация немцев из АССР. Для этой цели заранее на территорию АССР НП были введены войска НКВД. Немцам было отдано распоряжение в течение 24 часов подготовиться к переселению и с ограниченным количеством своего имущества прибыть в пункты сбора. Немецкие жители республики были вывезены в отдаленные районы Сибири, Казахстана и Средней Азии. Согласно этому указу в сентябре-октябре 1941 г. было депортировано 446 480 советских немцев.

В сентябре 1941 года многие военнообязанные лица немецкой национальности были отправлены с фронта в тыловые части.

С начала 1942 года мужчины в возрасте от 15 до 55 лет и женщины от 16 до 45 лет, у которых дети старше 3 лет, были мобилизованы в так называемые рабочие колонны, позже получившие название трудармии. Мобилизованные немцы строили заводы, работали на лесозаготовках и в рудниках.

Трудармия была расформирована только в 1947 году. Выжившим немцам разрешалось вернуться только в места выселения, где находились их родственники. Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР № 133/12 д. № 111/45 от 26 ноября 1948 года все выселенные в годы ВОВ были приговорены к ссылке навечно, с наказанием в виде 20-летней каторги за побег с мест обязательного поселения.

В трудармии оказался и мой прадед Александр Александрович. Тяжелые условия работы и жизни в трудармии подкосили здоровье прадеда. Он скончался, не дожив до конца войны, в 1944 году совсем молодым, ему было только 33 года (рис. 20) [1].


Рисунок 20

Амалия Генриховна стала работать в колхозе наравне с другими женщинами д. Усть-Анжа. В 1966 году Амалия Генриховна умерла, ей исполнилось всего 54 года (рис. 21) [1].


Рисунок 21

До 1956 года подавляющее большинство немцев в местах своего проживания находились на спец. поселении и вынуждены были отмечаться ежемесячно в комендатуре [15].

И только решением суда от 10.02.2011 года была назначена компенсация за утраченное в ходе депортации имущество (рис. 22).


Рисунок 22. Решение суда о компенсации за утраченное имущество.

В 1960 году мои бабушка и дед поженились. Сначала жили вместе с родителями бабушки, а потом стали строить свой дом (рис. 23). Большую помощь в строительстве дома оказал отец бабушки – Василий Семенович и неравнодушные жители деревни.


Рисунок 23. Дом семьи Идт.

Дом был построен меньше, чем за год. Он и сейчас еще крепкий, в нем выросли все их дети. В нем до сих пор живет бабушка. По воспоминаниям детей, жили очень дружно. Ни одной ссоры, ни одного бранного слова не слышали они в семье от родителей.

Работали в колхозе. Держали и большое личное подсобное хозяйство, которое было большим подспорьем для жизни большой семьи. Не легкой была жизнь в деревне. Даже электричество в Усть-Анже появилось только 1959 году.

Лидия Васильевна работала учетчицей на молочно-товарной ферме. Позже стала работать санитаркой на фельдшерско-акушерском пункте. Приходилось и фельдшера подменять, и любая работа у нее спорилась.

Владимир Александрович в 1960 году окончил училище механизации сельского хозяйства на станции Солянка Рыбинского района Красноярского края. Получил квалификацию «тракторист-машинист широкого профиля, слесарь 3-ого разряда» (рис. 24) [1, 2].


Рисунок 24

Долгие годы он проработал механизатором, за свое трудолюбие, смекалку и порядочность снискал большое доверие односельчан. В 1978 году награжден знаком «Ударник девятой пятилетки» (рис. 25). В 1980 году окончил в Красноярске курсы повышения квалификации сельскохозяйственных кадров по программе «бригадиры производственных бригад» (рис. 26) и до самого «развала» колхоза в 90-е годы занимал должность бригадира в колхозе «Победа». В 1986 году был принят в коммунистическую партию (рис. 27). В последние годы жизни был депутатом Нагорновского Сельского совета.


Рисунок 25


Рисунок 26


Рисунок 27

Конечно, они не только работали, но с удовольствием отдыхали. Дед рыбачил (рис. 28), благо деревня наша находится на берегу двух рек Кана и Анжи, отсюда и название – Усть-Анжа. Бабушка была активной участницей
самодеятельности – пела в народном ансамбле при сельском доме культуры (рис. 29, 30,). Отдыхала на курортах по профсоюзным путевкам (рис. 32). Участвовала в выставках цветов (рис. 31) [1, 2].


Рисунок 28. На рыбалке.


Рисунок 29. Выступление в составе самодеятельного ансамбля.


Рисунок 30. Выступление в составе самодеятельного ансамбля.


Рисунок 31. Выставка цветов.


Рисунок 32. Моршанск 1979 г.

Бабушка и сейчас, в свои почти 80 лет, продолжает сохранять позитивное отношение к жизни и активную жизненную позицию.

Даже перенесенная в 2019 году операция на сердце нисколько не сломила ее: бабушка продолжает работать, помогать людям и по-прежнему «легка на подъем».

ГЛАВА IV. Потомки.

В семье Идт Владимира Александровича и Лидии Васильевны родилось четверо детей: в 1962году – Александр, в 1965 году – Любовь, в 1969 году – Ольга (рис. 33), и в 1976 году мой отец – Дмитрий. Все дети живут в районе, а сыновья – в родной деревне.


Рисунок 33. Лидия Васильевна, Владимир Александрович
с детьми Александром, Любовью и Ольгой. 1974 г.

Идт Александр Владимирович работает, как и отец механизатором. В браке с Идт (Алиметкиной) Светланой Валентиновной родилось двое детей Константин (рис. 34) и Кристина. Дети живут в г. Красноярск и в г. Юрга Новосибирской области, создали свои семьи, у обоих растут дочери.


Рисунок 34. Лидия Васильевна с первым внуком – Костей.

Харитонова (Идт) Любовь Владимировна многие годы работала в торговле: специалистом районного потребительского общества, продавцом, сейчас на пенсии. В браке, имеет двоих детей.

Лоснякова (Идт) Ольга Владимировна после окончания средней школы осталась работать в восьмилетней школе с. Нагорное пионервожатой, заочно получила образование в педагогическом институте учителя начальных классов. До переезда в районный центр – с. Агинское, работала учителем. С 2006 года работает завучем районного учреждения дополнительного образования – Центр детского творчества. В браке с Лосняковым Виктором Ивановичем имеют двух дочерей Дарью и Анастасию. В семье Дарьи растет одна дочь, в семье Анастасии – две дочери (рис. 36, 37).


Рисунок 35. Возле дома сватов. Слева на право: сват Лосняков Иван Иванович,
 Любовь Владимировна, зять - Харитонов, Лидия Васильевна с внучкой Дарьей
на руках, Владимир Александрович, зять - Лосняков Виктор Иванович


Рисунок 36. Лидия Васильевна с дочерями Ольгой Владимировной и Любовью Владимировной


Рисунок 37. Лидия Васильевна с дочерью Ольгой, зятем Лосняковым В. И., внучками Дарьей Викторовной и Анастасией Викторовной, правнучкой Яной.

Идт Дмитрий Владимирович – мой отец (рис. 38). В браке с моей мамой – Идт (Пахомовой) Анастасией Андреевной родилось шесть детей: Арина, Владимир, Ульяна, Дмитрий, Василина и Екатерина.


Рисунок 38. Дмитрий Владимирович с женой Анастасией Андреевной

История моего отца примечательна, потому что он участник первой чеченской войны 1994-1996 года. В 1994 году ему исполнилось 18 лет, и он был призван на срочную службу в ряды вооруженных сил, что совпало с началом боевых действий на территории Чеченской республики. В составе Псковской воздушно-десантной дивизии необстрелянным юнцом попал он, как и многие его сверстники в «мясорубку» войны. Отец не любит вспоминать об этом времени и нам сложно представить, какой ужас им пришлось пережить. Из его скупых воспоминаний известно только, что снабжение воюющих частей даже продовольствием было недостаточным, солдаты попросту голодали. С теплотой он вспоминает своего командира, который старался беречь новобранцев, относился к ним по-отечески. Не было никакой возможности написать письмо домой, так как почта не работала. Родители находились в полной неизвестности о месте нахождения сына. Трудно представить тревогу, которую пришлось им пережить. В полной неизвестности семья встретила 1995 год. В 1995 году отец получил ранение в ногу и контузию. О его местонахождении семья узнала, только, когда позвонили из госпиталя в Пскове, где отец проходил лечение после ранения [1, 2].

Историческая справка. Первая чеченская война 1994-96гг.

В конце 80-х годов XX века в стране (СССР) была объявлена «Перестройка», которая впоследствии повлекла за собой распад огромной страны и отделение союзных республик.

Уже в конце 1990 года был созван Общенациональный конгресс чеченского народа. Его возглавил Джохар Дудаев, генерал-майор Советской Армии. Целью конгресса стал выход из состава СССР и создание независимой Чеченской республики. Постепенно это решение начало воплощаться в жизнь.

В сентябре 1991 года чеченские сепаратисты захватили телецентр, Верховный Совет и Дом радио. Фактически произошел государственный переворот.

Власть перешла в руки сепаратистов, и уже 27 октября в республике прошли парламентские и президентские выборы. Вся власть была сосредоточена в руках Дудаева.

7 ноября в Чечено-Ингушской Республике было введено чрезвычайное положение и тем самым создана причина начала кровопролитной войны. Обострением ситуации стало и то, что в республике было большое количество советского оружия, которое не успели вывезти.

У правительства страны в это время не было ни сил, ни политической воли принять какие-либо эффективные меры, и, по сути, Чечня в период с 1991 по 1994 год стала практически независимой от России. В ней сформировались свои органы власти, своя государственная символика. В 1994 году принято решение навести конституционный порядок в Чечне. На ее территорию были введены российские войска, что послужило началом полномасштабной войны.

В августе 1996 года сторонами конфликта были подписаны Хасавюртовские соглашения. Федеральные войска были вынуждены покинуть Чечню. Но статус республики откладывался до 31 декабря 2001 года. Все властные полномочия так и остались в руках самопровозглашенной республики Ичкерия.

Закончившаяся война оставила после себя разрушенную экономику. Города и села не восстанавливались. В результате войны и этнических чисток Чечню покинули все представители других национальностей [16].

Потери федеральных сил составили 5042 убитых, 690 пропавших без вести, 17 892 раненых. По данным Комитета солдатских матерей, потери

составили не менее 14 000 человек убитыми. Однако следует учитывать, что данные Комитета солдатских матерей включают в себя только потери солдат-срочников, без учѐта потерь военнослужащих-контрактников и бойцов специальных подразделений.
Потери чеченской стороны также огромны, как среди боевиков, так и среди мирного населения [17].

Указом президента Российской федерации 15.06.1995 года за самоотверженность и отвагу, за смелые и решительные действия, совершенные при исполнении воинского долга мой отец награжден орденом мужества (рис. 39). Вот что об этом факте написано в районной газете «Присаянье» от 24 октября 1995 года: «Недавно военком района В. А. Метелкин вручил Дмитрию Идту «Орден Мужества» за боевые действия в Чечне. Награда пришла в район через несколько месяцев после «выполнения специального задания» (рис. 40).


Рисунок 39. Орден мужества с удостоверением, удостоверение на льготы Идта Д. В.


Рисунок 40.

Спокойно, без эмоций и радостных всплесков, лег орден на грудь молодого воина. Какие же все-таки чувства испытал награжденный? «Приятно, что получил награду» - говорит он, - но не очень хорошо и приятно было там…»

Отслужив шесть месяцев на действительной в Пскове, Дмитрий попал в Чечню. Сначала было мальчишеское любопытство и интерес увидеть своими глазами настоящую войну. Но когда оказался в зоне боевых действий, юношеский романтизм улетучился. На глазах гибли и страдали юные друзья. Произошло трезвое осознание происходящих событий.

Сам Дмитрий тоже был ранен. Пока организм молодой и ранение не особо не сказывается. Но с марта этого года Дмитрий уже дважды лежал в госпитале и теперь не может проходить дальнейшую службу в прежней воинской части.

Дмитрий Идт не единственный воин, получивший ранение в Чечне. Страшны не только физические раны, но и моральные, от которых солдаты длительное время не могут прийти в себя, и наступает состояние безразличия и отупения. «Не хотел бы, что бы кто-то из парней попал туда», - говорит Дмитрий после получения награды.

Боевые действия в Чечне вызывают протест у многих россиян, особенно у матерей, которые знают, что рожают детей для того, что бы они жили, радовались окружающему миру. Но совсем другие чувства правят этим миром. Жизнь их сыновей не волнует политиков, которые не сентиментальничают и по-своему делают политику за счет многих жизней юного поколения.

Когда в очередной раз солдата награждают за участие в боевых действиях, матери, сыновья которых служат или уже отслужили, знают, сколько пролито слѐз, сколько страданий приняла душа. Думают они, что было бы лучше, что бы их дети были здоровы и невредимы и что бы никогда не слышали слова «война»» [19].

Заметки про моего отца неоднократно появлялись на страницах районной газеты (рис. 41) В книге доктора исторических наук, профессора Северьянова М.Д. «Присаянье на перепутье эпох: люди, события, факты», изданной в 2015 году тиражом 500 экземпляров есть строки о моем отце [6].


Рисунок 41.

В семейном архиве нашлась фотография, где отец выступает на митинге в районном центре (рис. 42).


Рисунок 42

Мой отец как никто иной ценит мирную жизнь. Он дорожит своей семьей. А еще, он любит природу: лес, реку, увлекается рыбалкой и охотой, собирает ягоды и грибы. Во всем его поддерживает моя мама и мы – его дети.

Подводя итог, нужно сказать, что у моих бабушки и деда уже сейчас многочисленное потомство: четверо детей, двенадцать внуков и шестеро правнуков, вернее правнучек, так как мальчиков среди правнуков пока нет (рис.43).


Рисунок 43. В гостях у Лидии Васильевны сестра, дети и внуки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе рассмотрена родословная моей бабушки Идт Лидии Васильевны, а значит и моя родословная по линии отца. Материалы архивов погрузили меня в исторические события моей страны, через которые пришлось пройти моим предкам. Суровые события переселений, коллективизации, раскулачивания, депортации, войн нашли отражение в судьбах моей семьи. Эти события не сломили моих предков, они закаляли их, делали сильнее. Я горжусь своими родными, своей семьей. Бабушка любит повторять фразу: «Страна моя – я сил не пожалею!» Испытания, которые прошла она вместе со страной, нисколько не дали ей повод перестать любить свою Родину.

В стихах местного поэта Ивана Яковлевича Кириченко «Праздник малых деревень» есть строки, посвященные моей бабушке:

Баба Лида удивила –
Предлагает «мумиѐ»…
Кружкой льет из фляги пиво
Самодельное, своѐ.
Взял и я, за встречу с другом,
По две кружки выпили,
В голове пошло все кругом,
Закусили рыбками [18].

Эти строки в некоторой мере отражают характер моей бабушки: еѐ отношение к жизни, отношение к людям, запас энергии и позитивный настрой. Иван Яковлевич хорошо знаком с нашей семьей, потому что он не просто уроженец нашей деревни, но и приходится двоюродным братом моей бабушке.

Еѐ род, еѐ семья продолжается и растёт. Я горжусь, что являюсь частью этой большой и дружной семьи.

За помощь в сборе воспоминаний и архивных материалов я выражаю благодарность своей бабушке Идт Лидии Васильевне и сестрам моего отца Харитоновой Любови Владимировне и Лосняковой Ольге Владимировне.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Воспоминания Идт Л. В., Харитоновой Л. В., Лосняковой О. В.
2. Архивные документы семьи Идт
3. Архивные документы архива администрации Саянского района
4. Книга Памяти жертв политических репрессий Красноярского края, книга 12, Красноярск: ПИК «Офсет», 2014 – 512с.
5. Книга Памяти Красноярского края, том 6, Красноярск: ПИК «Офсет», 1996 6. Северьянов М. Д. Присаянье на перепутье эпох: люди, события, факты: монография. — Красноярск: СФУ, 2015. — 417 с
7. Сметанина С. , Более трѐх миллионов крестьян переехали в Сибирь и на Дальний Восток, портал «Русский век», 2015//HTTPS://www.ruvek.info/?module=articles&action=view&id=9927
8. Переселение в Сибирь, Генеалогический форум ВГД, 2015//https://forum.vgd.ru/942/63735/0.htm
9. Переселенчество, Материал из Википедии — свободной энциклопедии, 15 июля 2017//https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE
10. Валиков С.А.. История Саянского района // HTTPS://cbs-sayan.krn.muzkult.ru/ist_raiona 11. Коллективизация в СССР, Материал из Википедии — свободной энциклопедии, 6 января 2020,//https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%B2_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0
12. Крашенинников В.Н., Выслать на север // HTTPS://xn----7sbbimrdkb3alvdfgd8eufwc.xn--p1ai/articles/stati_arhivistov/127
13. Как выживали раскулаченные крестьяне в ссылках? Культурология.рф, 26.01.2018// https://kulturologia.ru/blogs/260118/37597
14. Кежемский район Красноярского края, Историческая справка//HTTPS://www.kezhemskiy.ru/history/index.html
15. Депортация немцев в СССР. Материал из Википедии — свободной энциклопедии, 25 сентября 2019 // https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%BD%D0%B5%D0%BC%D1%86%D0%B5%D0%B2_%D0%B2_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»