Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Репрессированные деятели культуры и искусства Красноярского края. Оболенский Леонид Леонидович – «последний князь кинематографа».


МКУК «Библиотека г. Игарки»

Составитель: Джавадян Я.В
(заведующая абонементом Детской библиотеки)

Леонид Леонидович Оболенский. Оболенский родился 21 января 1902 года в Арзамасе Нижегородской губернии в семье банковского служащего, учился в гимназии в Нижнем Новгороде. Дед Леонид Егорович Оболенский был издателем журнала 'Русское богатство', писал романы из крестьянской жизни под псевдонимом Матвей Красов. Отец закончил юридический факультет Петербургского университета и одновременно учился композиции у Н.А. Римского-Корсакова. Бабушка по матери была крепостной. Сам Леонид Леонидович говорил, что лицом он похож на эту бабушку Настеньку Каледову. Потомок древнейшего дворянского рода попал в водоворот событий после 1917 года, смог не только жить, но и выжить. Высокий, худощавый, подтянутый, живые карие глаза, седые усики, на лице паутинки времени - десятки мелких морщин. Элегантный (на шее всегда бабочка), благородный. Таким запомнился Леонид Оболенский тем, кому посчастливилось познакомиться с ним на Урале в Челябинске и Миассе, где он жил. О нем с восторгом говорили как о кладезе знаний. Оболенский кинорежиссер и преподаватель ВГИКа работал на областном телевидении, руководил киностудией. Это был человек с очень непростой судьбой.

Оболенского называли и продолжают считать "Последним князем кинематографа". По фамилии и по благородному образу. Но сам он всегда с иронией относился к возможному родству с аристократами. Прямых доказательств этому историками не найдено. Ясно одно: Леонид Оболенский вырос в глубоко интеллигентной семье служащих. Все относились друг к другу с большим уважением и любовью. В автобиографии Оболенский пишет, что родился в 1902 году, в городе Арзамасе, в семье служащих. Отец его, Оболенский Леонид Леонидович, до революции служил по финансовому ведомству, был связан с большевиками. После Октября был на руководящей работе: зам. наркомфина РСФСР, работал в НКИД, был полпредом в Польше. Умер в 1930 году в Ленинграде, где работал директором Эрмитажа. Мать, Наталья Константиновна Оболенская – «незаконнорожденная», дочь крестьянина и помещика, умерла в 1941 году. На склоне лет Оболенский напишет жене: «Милая мама моя! Она научила меня целовать женщине руку, говоря, что это тоже мама. Или будет ею. Какое счастье так воспринимать человека-женщину, да еще обнаружив, что, кроме ее великой миссии, в ней духовно развито неистребимое чувство материнства, и оно всегда и во всем - в ограждении от беды, в утешении, заботе, умении жалеть (по-русски синоним любви)».

Оболенский — человек не простого рода, но князем был в то время другой мастер сцены, потомок петербургских князей Бориса Федоровича Болховского. Его манера держаться, говорить, слушать и смотреть на собеседника была отточена с детства, и здесь, в театре, особенно при встречах с людьми, подобными мне, этот его «княжеский набор» манер так и выпирал наружу. Однако можно было отметить при этом, что и князь Болховской, и князь Оболенский оставались душой коллектива заключенных театра. Там, где были они, всегда слышался смех, шутки, оживленные разговоры. И мне часто казалось, что они вовсе не тяготятся своим заключением, хотя это было совсем не так.

Учился в гимназии сначала в Горьком(Н. Новгороде), затем в Молотове (Перми). В 1918 году ушел на гражданскую войну в Красную Армию. В 1920 году был откомандирован своей частью в ПУР, где работал в культпросветотделе. В этом же году Оболенский дебютировал в роли молодого красноармейца в фильме Кулешова "На красном фронте", потом учился в его мастерской в Первой Госкиношколе (ВГИК). Однажды учитель Гардин сказал Оболенскому: « Ты молод, красив, но вид у тебя не для главных героев. Но к старости ты будешь успешно играть эпизоды. Только запомни: играть их нужно не из картины, а из своей жизни, Поэтому не читай сценариев».

Современники в один голос утверждали, что это был прекрасный танцор и лихой чечеточник. . Оболенский ставит танцы к спектаклю Мейерхольда "Великодушный рогоносец", преподаёт в киноактерской студии имени Б.Чайковского. Он был режиссером киностудии "Межрабпомфильм", ассистентом Л.Кулешова и С.Эйзенштейна, поставил картины "Кирпичики" (1925), "Эх, яблочко"(1926), "Альбидум" (1928), "Торговцы славой" (1929), снимался в фильмах "Необыкновенные приключения мистера Веста в стране большевиков" (1924), "Луч света" (1925). Оболенский - пионер русского звукового кино! В конце 20-х годов он вместе с инженером-изобретателем Тагером разрабатывал звуковую технологию. На студии УФА (Германия) у Джозефа фон ШТЕРНБЕРГА на съемках фильма "Голубой ангел" познакомился с Марлен ДИТРИХ. В 1930 году с помощью Оболенского был создан первый советский звуковой фильм "Путевка в жизнь" (1931, реж. Н.В. Экк), затем - "Окраина" (1933, реж. Б.В. Барнет), "Марионетки" (1934, реж. Я. А. Протазанов), "Бежин луг" (1935, первый вариант, не завершен, реж. С. М. Эйзенштейн, "Мосфильм"), "У самого синего моря" (1936, реж. Б.В. Барнет).

Надо сказать, что ему в театре Абезьского постройкома (позднее Роберт Штильмарк назовет его «крепостным» театром), несмотря на строгости режима, иногда позволялось пофорсить. В черном берете набекрень, да еще при элегантной бородке, что очень шла к его слегка удлиненному лицу, он выглядел красавцем и буквально сводил с ума заключенных артисток. Все они были влюблены в него и страшно боялись, как бы эта их любовь не проявилась как-то вдруг на людях и не подвела их кумира. Крутить любовь за кулисами строго воспрещалось. Он обладал спокойной самоуверенностью. Его слова, доводы не оспаривались. Он обладал мощнейшим обаянием, как бы теперь сказали — огромной мощности биополем, притягательной силе которого противопоставить что-то было практически невозможно. И все, кто общался с ним, постоянно подзаряжались его энергией, его оптимизмом, его уверенностью в деле.

В 30-х годах Оболенский снялся в фильмах "Потомок Чингиз - хана" (1928), "Праздник святого Йоргена" (1930) и других. Режиссировал "Побег Кропоткина" (1932). Леонид Оболенский на протяжении всей своей жизни оставался самим собой, яркой талантливой личностью. Советская власть не любила таких людей. В 1934-м он пострадал за фильм Льва Кулешова "Кража зрения". Оболенский не имел отношения к этой картине, но вину взял на себя. Он стал опасаться ареста, уехал в Ашхабад, работал на Ашхабадской киностудии, в Доме народного творчества. В 1938-м его все-таки арестовали, но в том же году он вернулся домой, работал художником-декоратором киностудии "Союздетфильм", стал доцентом ВГИКа, писал диссертацию о звуковом кино, но началась война, и Оболенский добровольцем ушел на фронт.

В Великую Отечественную войну Оболенский ополченцем ушел на фронт. Отстав при отступлении от своей части, попал в плен. Там его отправили на принудительные работы, что позже органами НКВД было квалифицировано как “работа на фашистов”. Трижды он бежал из фашисткого плена. Но только в последний раз побег удался, после долгих скитаний оказался в Молдавии, где его, больного, подобрали монахи. Леонид стал иноком Лаврентием и пробыл в монастыре до октября 1945-го. За якобы сотрудничество с немецкими оккупантами был осужден на 10 лет лагерей. Строил железную дорогу Салехард – Игарка. Негативный шлейф клейма “врага народа” тянулся за ним всюду. В тень этого шлейфа попадали люди, не бравшие во внимание нравоучений партийных органов и воспринимавшие Оболенского как человека энциклопедического образования и многогранных дарований. Леонидыч, так по свойски величали его друзья и знакомые, обладал удивительным даром обаяния, огромной мощности биополем, притягательной силе которого сегодня поражались бы экстрасенсы.

И в том же 1941-м попал в плен к немцам. Этот факт биографии стал роковым для Оболенского. Он три раза пытался бежать, но удалось это только в конце войны. Укрылся в монастыре, принял постриг. В 1943 году ушел из монастыря, сам пришел в особый отдел. Хотели расстрелять, но один из особистов узнал в нём актёра кино. Леонида Оболенского судили в 1945 году за предосудительное поведение в плену, но не расстреляли, а приговорили к 10 годам лагерей. Отбывал наказание в ИТЛ, хозяйстве Барабанова, а так же работал по специальности в лагерных театрах Строек № 501 и 501(Абезь, Ермаково) как режиссёр, актёр и художник. В 1952 году освобождён досрочно. После освобождения из лагеря ссылка в Черногорск, где работал маляром. Режиссёр Минусинского театра Н.К. Гудзенко пригласил в театр художником.

После ссылки, в середине 1950-х годов, он переехал в Свердловск, где заново прошёл все ступени режиссёрской профессии от ассистента до постановщика.

В 70-е годы он вновь стал много сниматься как актер. Заполучить его к себе в фильм из городка Миасса, последнего пристанища мастера, почиталось за счастье и честь. За несколько минут экранного времени он мог воскресить целую человеческую жизнь, отразить эпоху, социальный слой, будь то британский миллионер («Чисто английское убийство») или сказочный дедушка («Ореховый прутик»), таинственный инопланетянин («Молчание доктора Ивенса») или католический епископ («Красное и черное»), зловещий хуторянин («Чужие страсти») или карикатурный барон («Миллион в брачной корзине»). Его постоянно окружала молодежь, общаясь с которой он не имел право стареть.

В 1980 г. Оболенский был удостоен приза "Золотая нимфа Монте-Карло" за главную роль в фильме Рубена Мурадяна "На исходе лета".

Умер в Миассе 19 ноября 1991 года в возрасте 89 лет. В 1991 году присвоено звание народного артиста РСФСР.

О жизни и творчестве сняты документальные фильмы «Ваш уходящий объект – Леонид Оболенский», получивший главный приз на Международном фестивале неигрового кино в Швейцарии. 21 января 1999 года в Челябинске на улице Сони Кривой открылась мемориальная квартира Л.Л. Оболенского. В 2005 году (посмертно) он был реабилитирован.

Исследуя найденный материал можно сделать вывод, что яркая жизнь Оболенского Л.Л. достойна внимания и уважения. Леонид Леонидович верил в светлое начало человека, сам был добрым и солнечным человеком.

Список литературы:

1. Савватеева Н. «Это невозможно рассказать» / Саватеева Н. // Красноярский рабочий. – 1992. - 29 дек.
2. «Стройка № 503» (1947 – 1953 гг.). Документы. Материалы. Исследования. Выпуск 2. Игарский краеведческий комплекс «Музей вечной мерзлоты». ООО «Знак». – 2007.


/ Наша работа/Репрессированные деятели культуры и искусства в истории и культуре Красноярского края