












Краевая акция
«Репрессированные деятели культуры и искусства в истории и культуре
Красноярского края»
Автор работы: Потылицына Алина Андреевна
МБОУ СОШ №2 г. Бородино
г. Бородино 2012 г.
В нашей городской библиотеке № 2 есть выставка, посвященная 120-летию со дня рождения М.И. Цветаевой. Просматривая книги, я обратила внимание на одну из них. «Воспоминание дочери» - так называлась книга посвященная Марине Цветаевой. Меня заинтересовала биография самого автора, т.е. дочери Ариадны Эфрон.
«Были мы - помни об этом в будущем, верно, лихом! Я - твоим первым поэтом, ты - моим лучшим стихом», - написала когда-то Марина Ивановна Цветаева своей маленькой дочери Але.
Прочитав её биографию, я была поражена её стойкости, силе духа и в стремлении жить дальше, несмотря ни на что. В семь - эта на редкость одарённая и не по годам развитая девочка становится наперсницей своей гениальной матери, её поводырем, её опорой во всех невзгодах.
В 1937 году Аля первой из семьи возвращается на родину. По французским законам, достигнув совершеннолетия, она могла принять любое подданство, и она, не задумываясь, принимает советское. Её московское детство, русские книги, которые всегда ей сопутствовали, влюблённость отца в новую, Советскую Россию, его страстное желание жить там, дома, - всё это сыграло свою роль.
Семья Цветаевой-Эфрон вернулась в Россию в жестокое время. Доносы, подозрительность становились нормой жизни. Сажали в тюрьмы, осуждали, уничтожали честных, не в чём неповинных людей, объявляли их «врагами народа». А тех, кто приезжал на родину из-за рубежа считали потенциальными шпионами. В ночь на 27 августа 1939 года Ариадна Сергеевна была арестована. И только в 1947 году 27 августа вышла на свободу. В Москве ей жить не разрешалось, и ещё в 39 городах. Местом жительства теперь стала Рязань. Она преподаёт в областном художественно-педагогическом училище графику на 4 курсах. Она не только стремится обучить своих учеников профессиональным знаниям, но и приобщить их к культуре, привить им любовь к книге, расширить их столь узкий кругозор и щедро делиться с ними своим душевным и интеллектуальным богатством. И когда она снова будет арестована, они не побоятся прийти к ней в тюрьму и из своих скудных стипендий соберут её в дальний путь, в Туруханский край. В 1949 тех, кто был раннее репрессирован и отбыл свой срок, снова сажали и приговаривали либо к тюремному заключению, либо к ссылке. Ариадна Сергеевна была арестована 22 февраля. Она не позволяла отчаянью овладевать её душой. Она умела приспосабливаться к любым обстоятельствам и стойко переносить удары судьбы, никогда не перекладывая тяжесть своей ноши на плечи других. Наоборот, всегда старалась ободрить рядом идущего, вселить в него надежду и веру в лучшие дни. Она никогда не жаловалась ни в письмах из лагеря, ни в письмах из ссылки. Она не озлобилась. Она только не раз вопрошала - и кому это всё было нужно? И зачем?
Там, в Туруханске, она очень тосковала и очень тяжело переносила климат -эти обжигающие морозы, и ветры, дующие с Ледовитого океана, и так томительно долго длящаяся - круглыми сутками - ночь. Но она умела находить радость в малом. Радовалась радости детей и взрослых, для которых устраивала в клубе новогоднюю ёлку. Клеила по ночам игрушки, вырезая их из бумаги, раскрашивая цветными карандашами и школьной акварелью.
Клуб был так беден, что даже ту мизерную зарплату, которая полагалась ей, не мог доплачивать каждый месяц. Сначала она работала уборщицей в школе, мыла полы, таскала воду из Енисея, белила стены, ездила косить траву. Потом её взяли художником в клуб, но по существу всю клубную работу вела она. Она и оформляла здания к праздничным дням, выпускала стенгазету, была поэтом, художником, редактором. Устраивала литературные вечера, спектакли, мастерила из ничего костюмы.
Словом, была просветителем в этом глухом северном селении.
Ей было уже под сорок, а по усталости от пережитого за последние годы и все 50. Она была рождена для творчества и с детских лет шла по этому пути, но была сбита с дороги. Она тосковала по творчеству, по интеллектуальному общению. Она тянется к Борису Леонидовичу Пастернаку, как к творцу, и говоря с ним в письмах или произнося в мыслях монологи. Он помог ей остаться тем, чем была она от рождения, помог снести её беспросветное одиночество. Она писала ему, не дожидаясь ответа. Писала о себе, писала о матери, говорила о её стихах. Писала о весне, которая здесь так запаздывает, о сереньком и таком недолгом лете, о том, как нестерпимо грустно, когда улетают гуси. Мне понравилось, как Ариадна Сергеевна описывает природу Туруханска. Ярко, живописно. Мне интересны её наблюдения и философское осмысление жизни. А самое главное- это магия личности самого автора, величие её души, богатство и красота внутреннего мира. Уж коль дано от природы, не отнять никаким тюрьмам и ссылкам.
В марте 1955 года Ариадна Сергеевна была полностью реабилитирована «за отсутствием состава преступления» и в июне первым пароходом уплыла по Енисею вверх по течению...
Надо было заново начинать жизнь... Главной своей работой Ариадна Сергеевна считала архив матери. Она была, в сущности, первой, кто познакомил советского читателя с творчеством Цветаевой.
Использована литература:
1. Цветаева М.И. Автобиографическая проза/ Коммент. А.А. Саакянц; Худож.
В. Юрлов.- М.: Сов. Россия, 1991-352с, 1 л. Портр.-( Библ. Серия)
2.Цветаева А.И.Воспоминания.- М.: Сов. Писатель, 1983.-768 стр.
З.Эфрон А.С.О Марине Цветаевой: Воспоминания дочери.- М.: Сов. Писатель,
1989-480с.
/ Наша работа/Репрессированные деятели культуры и искусства в истории и культуре Красноярского края