Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Описание проекта “Распространение Закона РФ “О реабилитации жертв политических репрессий” на другие категории реабилитированных и на лиц, сосланных по Указу от 2.06.48 г.”

В практике работы Красноярского общества “Мемориал” мы нередко встречаем случаи, когда бывшим узникам или ссыльным, а также их детям, отказывают в реабилитации или в льготах, установленных для реабилитированных лиц, под тем предлогом, что “на них не распространяется закон о реабилитации” (т.е. Закон РФ

“О реабилитации жертв политических репрессий”). Говоря об отказе в предостав-лении льгот, я имею здесь в виду лиц, уже реабилитированных ранее, ещё в СССР (т.е. до принятия российского закона о реабилитации).

Так, в 50-80 гг. суды общей юрисдикции пересматривали постановления “троек” и “особых троек” 1937-1938 годов (т.е. периода Большого Террора) независимо от содержания обвинений, и в случае отсутствия в деле доказательств вины выдава-ли справки о реабилитации, каковы бы ни были обвинения: “шпионаж в пользу Швамбрании” или “систематическое скотокрадство” (по обвинению в котором был осуждён рабочий крупного завода в Красноярске). Следует добавить, что так называемые “неполитические” постановления “троек” пересматриваются судами 2-й инстанции и в настоящее время, но справки о реабилитации или совсем не вы-даются, или выдаются по другой форме, чем справки о “реабилитации по закону о реабилитации”.

В нашей практике встречались также случаи реабилитации лиц, осуждённых по Закону от 7.08.32 г. “Об охране социалистической собственности” (он известен в народе как “закон о трёх колосках”). Причём эта реабилитация имела место ещё в 30-х годах.

Теперь, после принятия Закона РФ “О реабилитации жертв политических репрес-сий”, Генеральная прокуратура РФ объявила эти категории реабилитированных “неполитическими”, такими, на которых положения Закона РФ о реабилитации “не распространяются”. С нашей точки зрения, поскольку образование “троек” и подмена ими судопроизводства, с его хотя бы формальным соблюдением процес-суальных норм, несомненно, являлось политической акцией, то необоснованное осуждение незаконным (непроцессуальным) органом должно быть однозначно признано актом политической репрессии.

Нельзя не выразить сожаления, что в результате принятия российского закона о реабилитации часть реабилитированных стала “реабилитированными второго сорта”.

Интересно отметить, что названные проблемы полностью отсутствуют в законо-дательстве Республики Беларусь: все акты Верховного Совета РБ о реабилитации распространяются на всех реабилитированных, независимо от содержания обви-нений. Кроме того, в РБ подлежат реабилитации все осуждённые по ст. 61 (невы-полнение гособязанностей), которая по российскому закону реабилитации совсем не подлежит.

 

Кроме того, в ряде случаев лицам, получившим реабилитацию из Литвы, Латвии, Украины, правоприменительные органы РФ отказывают в признании этой реаби-литации (в так называемом “соответствии законодательству РФ”, см. ст.11 Закона

РФ “О реабилитации жертв политических репрессий”). В таких случаях нередко бывает, что Генеральная прокуратура РФ (все заключения о “соответствии” нахо-дятся в её компетенции) даже не может внятно указать основания для отказа – вот не нравится ей эта реабилитация, и всё тут!

В настоящее время органы МВД отказывают в реабилитации всем бывшим ссыль-ным, осуждённым по Указу ПВС СССР от 2.06.48 г. “О выселении в отдалённые районы лиц, злостно уклоняющихся от трудовой деятельности в сельском хозяй-стве и ведущих антиобщественный паразитический образ жизни”. Эти отказы то-же основаны на одном из указаний Генеральной прокуратуры РФ и мотивируются “социально-экономическим” характером обвинений, по которым ссылали таких “указников”. Мотивировка представляется нам вполне абсурдной, поскольку при “раскулачивании” ссылали именно по социально-экономическим признакам, но в этом случае Закон о реабилитации действует, включая ст.16 (право на возмещение за утраченное имущество). Но главное не это. Указом от 2.06.48 г. труд в колхозах был объявлен принудительным. Учитывая, что в том же 1948 г. СССР подписывал международную конвенцию “О запрещении принудительного труда”, названный указ следует рассматривать как заведомо незаконный, а его террористическая, т.е. устрашающая, направленность вполне очевидна.

Приведенные соображения подтверждаются конкретными фактами, связанными с применением указа от 2.06.48 г., когда в качестве “ведущих паразитический образ жизни” угоняли в ссылку молодую замужнюю мать грудного ребёнка с врождён-ным пороком сердца (видимо, для плана по “паразитам”) или пожилого инвалида-фронтовика (этого за отказ пойти в председатели колхоза).

Заведомо не подлежат реабилитации в РФ лица, осуждённые по ст. 61 (см. выше), с чем наша организация также категорически не согласна.

Принимая во внимание как общие цели и задачи Общества “Мемориал” (восста-новление исторической справедливости, ликвидация последствий преступлений коммунистического режима), так и работу нашей организации по восстановлению прав репрессированных, мы не можем и не должны смириться с описанной выше ситуацией, когда ряду категорий репрессированных (и/или их детей) государство отказывает в восстановлении их прав.

В настоящее время внесение необходимых изменений и дополнений в Закон РФ

“О реабилитации жертв политических репрессий”, как всем хорошо известно, не представляется реальным, с учётом состава Государственной Думы РФ. Вряд ли этот состав радикально изменится к лучшему и в непосредственном будущем.

Таким образом, нам остаётся лишь судебный путь решения вышеназванных проб-лем и восстановления прав указанных категорий репрессированных (и их детей). Чтобы сделать юридически возможным восстановление прав каждой из категорий репрессированных, необходимо получить положительное решение высшей судеб-ной инстанции, т.е. ВСРФ или КСРФ, всего лишь по одному делу об обжаловании отказа (в реабилитации, в установлении соответствия или предоставлении льгот). Именно такая идея и положена в основу предлагаемого нами проекта.

Для этого в каждом случае будет подаваться заявление о реабилитации (установ-лении соответствия, предоставлении льгот), а полученный на это заявление отказ будет обжалован в суде 1-й инстанции на основании Закона РФ “Об обжаловании в суд действий и решений, ущемляющих права и свободы граждан”. Дальше нуж-но будет действовать в кассационном порядке.

Не беда, если суд 1-й инстанции удовлетворит жалобу: такое решение будет обжа-ловано органом, выдавшим отказ. Тем или иным (кассационным) образом жалоба окажется на рассмотрении суда 2-й инстанции, и так далее. Мы не можем заранее исключить возможности обращения в Европейский суд по правам человека, если в высших судебных инстанциях не удастся получить желаемых результатов (то ли по причине судебного отказа, то ли из-за нарушения сроков рассмотрения).

Разумеется, никто не может дать гарантий, что предлагаемый проект достигнет положительных результатов хотя бы по одной категории дел. Наибольшие надеж-ды мы связываем с проблемой указа от 2.06.48 г., ввиду его очевидно репрессив-ного характера.

Участие в проекте опытных юристов, хорошо знакомых с судебной практикой в сфере применения Закона РФ “Об обжаловании в суд действий и решений, ущем-ляющих права и свободы граждан”, резко повышает шансы на достижение успеха как в судах нижних инстанций (что тоже представляется нам немаловажным), так и в высших судебных инстанциях.

23 сентября 2001 г. /В.С.Биргер/