Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Деятельность Красноярского общества МЕМОРИАЛ


(материал подготовлен для подачи заявки на грант)

Основной формой деятельности Общества "Мемориал" является сбор информации о политических репрессиях "советского" периода нашей истории. Источниками информации служат ведомственные (УВД, УФСБ, судебные) и государственные архивы, публикации, сообщения свидетелей и участников событий, связанных с массовыми репрессиями (в основном репрессированных или членов их семей). Проводятся также экспедиции в места дислокации концлагерей (Краслаг, 503-я стройка и др.). Вся полученная таким образом информация фиксируется путём составления информационных сообщений, занесения в картотеки и базы данных на ПК. Копии документов, фотографий, писем из лагерей и тюрем и других исторических материалов описываются и помещаются в архив "Мемориала".

В настоящий момент картотеки и архивы нашего (т.е. Красноярского) общества содержат материалы на более чем 20 тыс. лиц, подвершихся политическим преследованиям при коммунистическом режиме. В основном это лица, подвергавшиеся репрессиям на территории нашего края или находившиеся здесь в заключении или в ссылке.Собранная информация и исторические документы используются нами для просветительской деятельности, включая лекционную работу, проведение выставок и публикации в прессе. За последние 7 лет нашей помощью в получении документов о реабилитации воспользовалось несколько сот бывших узников и ссыльных. В настоящее время к нам обращаются преимущественно бывшие ссыльные и дети репрессированных. Ежемесячно рассылается в среднем 50-70 запросов или заявлений в разные инстанции и регионы (не включая заявлений в краевую прокуратуру о признании пострадавшими, которые мы составляем на бланках, разработанных в 1993 г. и согласованных с прокуратурой).

Целью проекта является оказание практической помощи репрессированным и членам семей репрессированных в восстановлении их прав в соответствии с Законом РФ "О реабилитации жертв политических репрессий". В понятие восстановления прав репрессированных и членов семей репрессированных входит получение ими документов, соответственно, о реабилитации или о признании пострадавшими от политических репрессий, обеспечение их прав (льгот), установленных Законом "О реабилитации", которыми они пользуются на основании документов, соответственно, о реабилитации или о признании пострадавшими от политических репрессий, выплата им компенсаций за имущество, утраченное ими (или их семьями) в результате репрессий, а также выплата бывшим узникам компенсации за фактический срок их заключения. Необходимость оказания такой помощи обусловлена отсутствием у многих репрессированных и членов семей репрессированных всех документов, которые требуются для получения ими справок о реабилитации или о признании пострадавшими. Во многих случаях они испытывают трудности с отысканием необходимых документов, так как не знают, куда и как за ними обращаться. Для обращения за реабилитацией или за признанием пострадавшими, а также за компенсацией в связи с утратой имущества, необходимы также копии имеющихся документов, часто в нескольких экземплярах. В ряде случаев лица, получившие право на льготы в соответствии с Законом "О реабилитации", встречаются с трудностями в пользовании этими льготами, обычно из-за недостаточной компетентности орзанов соцзащиты и коммунальных служб, но иногда и из-за явного нежелания муниципальных властей выполнять законы. В таких ситуациях бывает необходимо дать разъяснения об установленных законом льготах (как заявителям, так и соответствующим службам), а в случае прямого нарушения законов со стороны властей приходится обращаться в органы прокурорского надзора.

1. Определение круга лиц, нуждающихся в помощи со стороны общества "Мемориал".

С начала работы Красноярского "Мемориала", т.е. с 1988 г., к нам начали обращаться, как лично, так и в письменной форме, жертвы различных репрессий: отсидевшие лагерные сроки, ссыльные, высланные, находившиеся в заключении в тюрьмах (без осуждения) и другие, а также дети (или другие родственники) жертв репрессий, в том числе расстрелянных, погибших в тюрьмах, лагерях или в ссылке. Большинство обращавшихся к нам репрессированных в это время ещё не имели документов о реабилитации, по различным причинам, но в основном из-за того, что они просто не знали, куда и как обратиться за получением реабилитации. Аналогично выглядела ситуация с детьми репрессированных, которые в большинстве случаев вообще ничего не знали о судьбе своих родителей после их ареста (даже если они когда-то получили справку об их реабилитации).

Через тех, кто к нам обратился, нам обычно удаётся найти и других людей, которым требуется помощь в указанных вопросах. С начала 1994 г. число обращений значительно возросло, так как в связи с принятием ст. 2" Закона "О реабилитации" прокуратуры приступили к выдаче справок о признании пострадавшими от политических репрессий. В настоящее время к нам ежемесячно обращаются 100-120 человек (30-40 из указанного числа составляют первичные обращения). Примерно половину из них направляет к нам краевая прокуратура.

2. Поиск документов, необходимых для получения реабилитации или (для детей репрессированных) признания пострадавшими. 

Если лицо, репрессированное или пострадавшее от репрессий, не имеет документа о реабилитации (соответственно своей или родителей), то, как правило, неизвестна ни дата осуждения, ни орган, выносивший решение о применении репрессий. Неизвестно также, было ли указанное решение пересмотрено ранее. Наибольшие сложности возникают в случае, если репрессированный был арестован во время военной службы. В этом случае трудно определить местонахождение архивного уголовного дела, которое в остальных случаях обычно хранится по месту ареста. Оно может оказаться на хранении по месту рождения репрессированного, по месту его призыва, по месту ареста, а также в одном из архивов Министерства обороны. Поэтому для ускорения поисков приходится направлять запросы "веером". Для получения компенсации за срок заключения (ст. 15 Закона о реабилитации) и для перерасчёта пенсии необходима также архивная справка (о фактическом сроке заключения), часто даже ,при наличии лагерной справки об освобождении, т.к. в лагерных справках не проставлялась дата ареста (кроме справок из Речлага и Дубравлага).

В этом вопросе наибольшие трудности возникают тогда, когда репрессированный не был в ссылке после лагеря, и сам он точно не знает, в каком лагере он сидел (официальные названия лагерей не везде были известны заключённым). В таких случаях тоже приходится прибегать в "веерным" запросам. В случаях, когда за лагерем следовала ссылка, проще всего получить архивную справку из УВД по месту ссылки. Аналогичные (но более серьёзные) трудности возникают при поиске документов о том, что человек погиб в лагере. Эти документы бывают необходимы для признания пострадавшими детей репрессированного, если на момент ареста отца (или матери) они уже достигли совершеннолетия.

Значительных затрат времени и сил (в связи с повторными запросами) требуют нередкие случаи, когда в уголовных делах или лагерных архивах допущено искажение фамилии репрессированного (иногда и других установочных данных). Характер искажений бывает совершенно непредсказуем даже в простых русских фамилиях, не говоря об иноязычных (украинских и т.д.). Получение документов, относящихся к депортациям 30-х гг. ("крестьянская ссылка", "кировский поток" и др.), крайне затруднено в связи с тем, что архивы спецкомендатур по указанным категориям репрессированных были уничтожены в середине 50-х гг. по соответствующим директивам из "центра". Установление факта репрессии может производиться в суде, но для обращения в суд нужно найти свидетелей. Иногда нам удаётся помочь бывшим ссыльным в поиске свидетелей. Мы также составляем исковые заявления в суд на установление факта репрессии. Архивные материалы по депортациям 40-50 гг. из стран Балтии, Западной Украины и Западной Беларуси в 1965 г. были отправлены из регионов спецпоселения по местам высылки. В этих случаях как документы о реабилитации, так и архивные справки о фактическом сроке ссылки поступают соответственно из стран Балтии, Украины или Беларуси. При работе с пострадавшими от "хрущёвских" ссылок (в т.ч. по "указу о тунеядцах", когда усилились преследования активистов различных религиозных конфессий) обычно оказывается, что единственный сохранившийся документ, подтверждающий применение репрессий - это решение райисполкома, хранящееся в госархиве. Потребовались значительные усилия, чтобы убедить правоприменительные органы, что на эту категорию репрессированных распространяется Закон о реабилитации (ст. 3 п."в").

3. Получение документов о реабилитации или признании пострадавшими.

После определения места хранения архивного уголовного дела и получения справки или обзорного письма из соответствующего управления КГБ/ФСБ становится известно, было ли дело уже пересмотрено, и если да, то откуда следует запросить справку о реабилитации. Если дело не было пересмотрено, запрос на реабилитацию направляется в соответствии со ст.ст. 7,8,9 Закона о реабилитации.

Заявления о признании пострадавшими, согласно инструкции Генеральной прокуратуры РФ, должны приниматься по месту жительства заявителей (детей репрессированных), однако, ввиду непродуманной (на наш взгляд) формулировки ст. 8' Закона о реабилитации, выдавать справки о признании пострадавшим имеет право только прокуратура по месту хранения архивного уголовного дела. Это привело к тому, что прокуратуры стали отказывать в приёме таких заявлений по "чужим" регионам. Лица, реабилитированные (по лагерному сроку или по ссылке) в соответствии с законами Украины и государств Балтии, но проживающие в РФ, должны представлять в органы социальной защиты документы на государственном, т.е. русском, языке. В этих случаях мы берём на себя изготовление переводной копии и её нотариальное удостоверение (т.к., согласно закону о нотариате, в качестве переводчика не может выступать лицо, которого непосредственно касается переводимый документ).

В нашей практике встречаются (хотя и относительно редко) случаи отказа в реабилитации (как правило, явно недостаточно обоснованные). В этих случаях предпринимаются меры, предусмотренные Законом о реабилитации в отношении порядка обжалования.