(материал подготовлен для подачи заявки на грант)
Основной формой деятельности Общества "Мемориал" является сбор информации о политических репрессиях "советского" периода нашей истории. Источниками информации служат ведомственные (УВД, УФСБ, судебные) и государственные архивы, публикации, сообщения свидетелей и участников событий, связанных с массовыми репрессиями (в основном репрессированных или членов их семей). Проводятся также экспедиции в места дислокации концлагерей (Краслаг, 503-я стройка и др.). Вся полученная таким образом информация фиксируется путём составления информационных сообщений, занесения в картотеки и базы данных на ПК. Копии документов, фотографий, писем из лагерей и тюрем и других исторических материалов описываются и помещаются в архив "Мемориала".
В настоящий момент картотеки и архивы нашего (т.е. Красноярского) общества содержат материалы на более чем 20 тыс. лиц, подвершихся политическим преследованиям при коммунистическом режиме. В основном это лица, подвергавшиеся репрессиям на территории нашего края или находившиеся здесь в заключении или в ссылке.Собранная информация и исторические документы используются нами для просветительской деятельности, включая лекционную работу, проведение выставок и публикации в прессе. За последние 7 лет нашей помощью в получении документов о реабилитации воспользовалось несколько сот бывших узников и ссыльных. В настоящее время к нам обращаются преимущественно бывшие ссыльные и дети репрессированных. Ежемесячно рассылается в среднем 50-70 запросов или заявлений в разные инстанции и регионы (не включая заявлений в краевую прокуратуру о признании пострадавшими, которые мы составляем на бланках, разработанных в 1993 г. и согласованных с прокуратурой).
Целью проекта является оказание практической помощи репрессированным и членам семей репрессированных в восстановлении их прав в соответствии с Законом РФ "О реабилитации жертв политических репрессий". В понятие восстановления прав репрессированных и членов семей репрессированных входит получение ими документов, соответственно, о реабилитации или о признании пострадавшими от политических репрессий, обеспечение их прав (льгот), установленных Законом "О реабилитации", которыми они пользуются на основании документов, соответственно, о реабилитации или о признании пострадавшими от политических репрессий, выплата им компенсаций за имущество, утраченное ими (или их семьями) в результате репрессий, а также выплата бывшим узникам компенсации за фактический срок их заключения. Необходимость оказания такой помощи обусловлена отсутствием у многих репрессированных и членов семей репрессированных всех документов, которые требуются для получения ими справок о реабилитации или о признании пострадавшими. Во многих случаях они испытывают трудности с отысканием необходимых документов, так как не знают, куда и как за ними обращаться. Для обращения за реабилитацией или за признанием пострадавшими, а также за компенсацией в связи с утратой имущества, необходимы также копии имеющихся документов, часто в нескольких экземплярах. В ряде случаев лица, получившие право на льготы в соответствии с Законом "О реабилитации", встречаются с трудностями в пользовании этими льготами, обычно из-за недостаточной компетентности орзанов соцзащиты и коммунальных служб, но иногда и из-за явного нежелания муниципальных властей выполнять законы. В таких ситуациях бывает необходимо дать разъяснения об установленных законом льготах (как заявителям, так и соответствующим службам), а в случае прямого нарушения законов со стороны властей приходится обращаться в органы прокурорского надзора.
С начала работы Красноярского "Мемориала", т.е. с 1988 г., к нам начали обращаться, как лично, так и в письменной форме, жертвы различных репрессий: отсидевшие лагерные сроки, ссыльные, высланные, находившиеся в заключении в тюрьмах (без осуждения) и другие, а также дети (или другие родственники) жертв репрессий, в том числе расстрелянных, погибших в тюрьмах, лагерях или в ссылке. Большинство обращавшихся к нам репрессированных в это время ещё не имели документов о реабилитации, по различным причинам, но в основном из-за того, что они просто не знали, куда и как обратиться за получением реабилитации. Аналогично выглядела ситуация с детьми репрессированных, которые в большинстве случаев вообще ничего не знали о судьбе своих родителей после их ареста (даже если они когда-то получили справку об их реабилитации).
Через тех, кто к нам обратился, нам обычно удаётся найти и других людей, которым требуется помощь в указанных вопросах. С начала 1994 г. число обращений значительно возросло, так как в связи с принятием ст. 2" Закона "О реабилитации" прокуратуры приступили к выдаче справок о признании пострадавшими от политических репрессий. В настоящее время к нам ежемесячно обращаются 100-120 человек (30-40 из указанного числа составляют первичные обращения). Примерно половину из них направляет к нам краевая прокуратура.
Если лицо, репрессированное или пострадавшее от репрессий, не имеет документа о реабилитации (соответственно своей или родителей), то, как правило, неизвестна ни дата осуждения, ни орган, выносивший решение о применении репрессий. Неизвестно также, было ли указанное решение пересмотрено ранее. Наибольшие сложности возникают в случае, если репрессированный был арестован во время военной службы. В этом случае трудно определить местонахождение архивного уголовного дела, которое в остальных случаях обычно хранится по месту ареста. Оно может оказаться на хранении по месту рождения репрессированного, по месту его призыва, по месту ареста, а также в одном из архивов Министерства обороны. Поэтому для ускорения поисков приходится направлять запросы "веером". Для получения компенсации за срок заключения (ст. 15 Закона о реабилитации) и для перерасчёта пенсии необходима также архивная справка (о фактическом сроке заключения), часто даже ,при наличии лагерной справки об освобождении, т.к. в лагерных справках не проставлялась дата ареста (кроме справок из Речлага и Дубравлага).
В этом вопросе наибольшие трудности возникают тогда, когда репрессированный не был в ссылке после лагеря, и сам он точно не знает, в каком лагере он сидел (официальные названия лагерей не везде были известны заключённым). В таких случаях тоже приходится прибегать в "веерным" запросам. В случаях, когда за лагерем следовала ссылка, проще всего получить архивную справку из УВД по месту ссылки. Аналогичные (но более серьёзные) трудности возникают при поиске документов о том, что человек погиб в лагере. Эти документы бывают необходимы для признания пострадавшими детей репрессированного, если на момент ареста отца (или матери) они уже достигли совершеннолетия.
Значительных затрат времени и сил (в связи с повторными запросами) требуют нередкие случаи, когда в уголовных делах или лагерных архивах допущено искажение фамилии репрессированного (иногда и других установочных данных). Характер искажений бывает совершенно непредсказуем даже в простых русских фамилиях, не говоря об иноязычных (украинских и т.д.). Получение документов, относящихся к депортациям 30-х гг. ("крестьянская ссылка", "кировский поток" и др.), крайне затруднено в связи с тем, что архивы спецкомендатур по указанным категориям репрессированных были уничтожены в середине 50-х гг. по соответствующим директивам из "центра". Установление факта репрессии может производиться в суде, но для обращения в суд нужно найти свидетелей. Иногда нам удаётся помочь бывшим ссыльным в поиске свидетелей. Мы также составляем исковые заявления в суд на установление факта репрессии. Архивные материалы по депортациям 40-50 гг. из стран Балтии, Западной Украины и Западной Беларуси в 1965 г. были отправлены из регионов спецпоселения по местам высылки. В этих случаях как документы о реабилитации, так и архивные справки о фактическом сроке ссылки поступают соответственно из стран Балтии, Украины или Беларуси. При работе с пострадавшими от "хрущёвских" ссылок (в т.ч. по "указу о тунеядцах", когда усилились преследования активистов различных религиозных конфессий) обычно оказывается, что единственный сохранившийся документ, подтверждающий применение репрессий - это решение райисполкома, хранящееся в госархиве. Потребовались значительные усилия, чтобы убедить правоприменительные органы, что на эту категорию репрессированных распространяется Закон о реабилитации (ст. 3 п."в").
После определения места хранения архивного уголовного дела и получения справки или обзорного письма из соответствующего управления КГБ/ФСБ становится известно, было ли дело уже пересмотрено, и если да, то откуда следует запросить справку о реабилитации. Если дело не было пересмотрено, запрос на реабилитацию направляется в соответствии со ст.ст. 7,8,9 Закона о реабилитации.
Заявления о признании пострадавшими, согласно инструкции Генеральной прокуратуры РФ, должны приниматься по месту жительства заявителей (детей репрессированных), однако, ввиду непродуманной (на наш взгляд) формулировки ст. 8' Закона о реабилитации, выдавать справки о признании пострадавшим имеет право только прокуратура по месту хранения архивного уголовного дела. Это привело к тому, что прокуратуры стали отказывать в приёме таких заявлений по "чужим" регионам. Лица, реабилитированные (по лагерному сроку или по ссылке) в соответствии с законами Украины и государств Балтии, но проживающие в РФ, должны представлять в органы социальной защиты документы на государственном, т.е. русском, языке. В этих случаях мы берём на себя изготовление переводной копии и её нотариальное удостоверение (т.к., согласно закону о нотариате, в качестве переводчика не может выступать лицо, которого непосредственно касается переводимый документ).
В нашей практике встречаются (хотя и относительно редко) случаи отказа в реабилитации (как правило, явно недостаточно обоснованные). В этих случаях предпринимаются меры, предусмотренные Законом о реабилитации в отношении порядка обжалования.