Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА "Содействие в реализации прав репрессированных и пострадавших от политических репрессий".


Ниже приводится описание практической деятельности Красноярского общества "Мемориал", в той её части, котороя относится к оказанию помощи репрессированным и членам их семей в получении ими льгот и денежных выплат, предусмотренных Законами РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", "О реабилитации репрессированных народов" и "О государственном пенсионном обеспечении".

1. Определение круга лиц, нуждающихся в помощи со стороны общества "Мемориал".

С начала работы Красноярского "Мемориала", т.е. с 1988 г., к нам начали обращаться, как лично, так и в письменной форме, жертвы различных репрессий: отсидевшие лагерные сроки, ссыльные, высланные, находившиеся в заключении в тюрьмах (без осуждения) и другие, а также дети (или другие родственники) жертв репрессий, в том числе расстрелянных, погибших в тюрьмах, лагерях или в ссылке. Большинство обращавшихся к нам репрессированных в это время ещё не имели документов о реабилитации, по различным причинам, но в основном из-за того, что они просто не знали, куда и как обратиться за получением реабилитации.

Аналогично выглядела ситуация с детьми репрессированных, которые в большинстве случаев вообще ничего не знали о судьбе своих родителей после их ареста (даже если они когда-то получили справку об их реабилитации). Через тех, кто к нам обратился, нам обычно удаётся (но в последнее время реже, видимо, потому, что значительная часть заинтересованных лиц уже решила свои проблемы, с нашей помощью или без неё) найти других людей, которым также требуется помощь в указанных вопросах.

2. Сбор документов, необходимых для получения реабилитации или (для детей репрессированных) признания пострадавшими. Если лицо, репрессированное или пострадавшее от репрессий, не имеет документа о реабилитации (соответственно своей или родителей), то, как правило, неизвестна ни дата осуждения, ни орган, выносивший решение о применении репрессий. Неизвестно также, было ли указанное решение пересмотрено ранее. Наибольшие сложности возникают в случае, если репрессированный был арестован во время военной службы. В этом случае трудно определить местонахождение архивного уголовного дела, которое в остальных случаях обычно хранится по месту ареста (в областном, краевом, республиканском управлении КГБ/ФСК). Оно может оказаться на хранении по месту рождения репрессированного, по месту его призыва, по месту ареста, а также в одном из архивов Министерства обороны. Поэтому для ускорения поисков приходится направлять запросы "веером". Для получения компенсации за срок заключения (ст. 15 Закона о реабилитации) и для перерасчёта пенсии необходима также архивная справка (о фактическом сроке заключения), часто даже при наличии лагерной справки об освобождении, т.к. в лагерных справках не проставлялась дата ареста (кроме справок из Речлага и Дубровлага). В ряде лагерей (Песчанлаг, Берлаг) справки об освобождении вообще не выдавались на руки, к тому же их часто отбирали в комендатуре по месту ссылки. В этом вопросе наибольшие трудности возникают тогда, когда репрессированный не был в ссылке после лагеря, и сам он точно не знает, в каком лагере он сидел (официальные названия лагерей не везде были известны заключённым). В таких случаях тоже приходится прибегать в "веерным" запросам. В случаях, когда за лагерем следовала ссылка, проще всего получить архивную справку из УВД по месту ссылки. Аналогичные (но более серьёзные) трудности возникают при поиске документов о том, что человек погиб в лагере. Эти документы бывают необходимы для признания пострадавшими детей репрессированного, если на момент ареста отца (или матери) они уже достигли совершеннолетия.

Значительных затрат времени и сил (в связи с повторными запросами) требуют нередкие случаи, когда в уголовных делах или лагерных архивах допущено искажение фамилии репрессированного (иногда и других установочных данных). Характер искажений бывает совершенно непредсказуем, даже в самых, казалось бы, простых русских фамилиях, уже не говоря об иноязычных (украинских, польских, литовских, греческих, немецких). Получение документов, относящихся к депортациям 30-х гг. ("крестьянская ссылка", "кировский поток" и др.), крайне затруднено в связи с тем, что архивы спецкомендатур по указанным категориям репрессированных были уничтожены в середине 50-х гг. по соответствующим директивам из "центра". В случаях депортации из ДВК (ныне Читинская и Амурская обл., Хабаровский и Приморский края) проблема стоит менее остро, т.к. там сохранились постановления "тройки ОГПУ", которыми оформлялись депортации, и установление факта репрессии не составляет труда (в отличие от установления фактической продолжительности ссылки). По остальным регионам, как правило, удаётся найти только решения сельсоветов "о лишении избирательных прав" (они сохранились в райгосархивах). К счастью, несмотря на недостаточную чёткость ст. 3 Закона о реабилитации, многие УВД готовы принимать во внимание и такие документы. Архивные материалы по депортациям 40-50 гг. из стран Балтии, Западной Украины и Западной Беларуси в 1965 г. были отправлены из регионов спецпоселения по местам высылки. В этих случаях как документы о реабилитации, так и архивные справки о фактическом сроке ссылки поступают соответственно из стран Балтии, Украины или Беларуси.

При работе с пострадавшими от "хрущёвских" ссылок (в т.ч. по "указу о тунеядцах", когда усилились преследования активистов различных религиозных конфессий) нередко оказывается, что единственный сохранившийся документ, подтверждающий применение репрессий - это решение райисполкома, хранящееся в госархиве. Потребовались значительные усилия, чтобы убедить правоприменительные органы, что на эту категорию репрессированных распространяется Закон о реабилитации (ст. 3 п."в"). 3. Получение документов о реабилитации или признании пострадавшими.

После определения места хранения архивного уголовного дела и получения справки или обзорного письма из соответствующего управления КГБ/ФСК становится известно, было ли дело уже пересмотрено, и если да, то откуда следует запросить справку о реабилитации. Если дело не было пересмотрено, запрос на реабилитацию направляется в соответствии со ст.ст. 7,8,9 Закона о реабилитации.

Заявления о признании пострадавшими, согласно инструкции Генеральной прокуратуры РФ, должны приниматься по месту жительства заявителей (детей репрессированных), однако, ввиду непродуманной (на наш взгляд) формулировки ст. 8' Закона о реабилитации, выдавать справки о признании пострадавшим имеет право только прокуратура по месту хранения архивного уголовного дела. Это привело к тому, что прокуратуры стали отказывать в приёме таких заявлений по "чужим" регионам. Мы обратились в Генеральную прокуратуру за разъяснением (в июне с.г.), но ответ пока не поступил.

Лица, реабилитированные (по лагерному сроку или по ссылке) в соответствии с законами Украины и государств Балтии, но проживающие в РФ, должны представлять в органы социальной защиты документы на государственном, т.е. русском, языке. В этих случаях мы берём на себя изготовление переводной копии и её нотариальное удостоверение (т.к., согласно закону о нотариате, в качестве переводчика не может выступать лицо, которого непосредственно касается переводимый документ). В нашей практике встречаются (хотя и относительно редко) случаи отказа в реабилитации, - как правило, явно недостаточно обоснованные. В этих случаях предпринимаются меры, предусмотренные Законом о реабилитации в отношении порядка обжалования. К сожалению, обжалование не всегда оказывается успешным, т.к. переписка ведётся с весьма удалёнными регионами (фактически такая переписка велась с Псковом и Днепропетровском). Случаи отказов в прокуратуре Красноярского края были преодолены благодаря "эффекту присутствия", т.е. личным контактам и разъяснениям.

3. Обеспечение льгот, предусмотренных для реабилитированных и членов их семей.

С обеспечением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в основном не возникает трудностей. Однако местная администрация препятствует обеспечению льгот, связанных с проездом в транспорте, вплоть до издания постановлений, игнорирующих права реабилитированных и членов их семей. В этих случаях мы вынуждены обращаться в органы прокуратуры.

4. Выплата денежных компенсаций.

Возникающие здесь проблемы в основном связаны с задержкой выплаты уже начисленных сумм, которые обесцениваются ввиду продолжающейся инфляции. К сожалению, в этой ситуации редко удаётся добиться перерасчёта компенсации с учётом фактической даты выплаты.

5. Итоговые замечания.

Конспективно описанная выше практическая деятельность, составляющая содержание предлагаемого проекта, является органической частью историко-просветительской работы Общества "Мемориал". Вся полученная в ходе работы с людьми и путём архивных разысканий информация о политических репрессиях фиксируется путём составления информационных сообщений, занесения в картотеки и базы данных на ПК. Копии документов, фотографий, писем из лагерей и тюрем и других исторических материалов описываются и помещаются в архив "Мемориала". В настоящий момент картотеки и архивы нашего (Красноярского) общества содержат материалы на более чем 20 тысяч лиц, подвершихся политическим преследованиям при коммунистическом режиме. В основном это лица, подвергавшиеся репрессиям на территории нашего края или находившиеся здесь в заключении или в ссылке.

За последние 6 лет нашей помощью в получении документов о реабилитации воспользовалось несколько сот бывших узников и ссыльных. Основная часть этой работы пришлась на период 1990-1992 гг.

В настоящее время к нам ежемесячно обращается в среднем 100-150 человек, в основном по вопросу признания пострадавшими. Ежемесячно мы рассылаем в среднем 50-70 запросов или заявлений в различные инстанции и регионы.

6. Заключение.

Мы полагаем, что при оценке результатов проведения описанной работы, наряду с практической помощью, которую получают лица, подвергшиеся политическим преследованиям, реальное значение могут иметь также формирующиеся у них самих и в их окружении элементы осознания своих установленных законодательством прав, как часть общего правосознания и основа формирования правовой культуры в различных слоях нашего общества. На наш взгляд, сам процесс восстановления прав прямо или косвенно пострадавших от политических преследований, которому мы по мере наших сил стараемся содействовать, имеет немалое значение как акт наглядного подведения черты под всем тоталитарным периодом нашей истории. С другой стороны, мы активно используем собранные материалы для просветительской работы в форме публикаций в газетах, лекционных выступлений и выставок. В настоящее время при участии исполнителей данного проекта готовится выставка "Политическая культура - права человека" в Культурно-Историческом Центре г. Красноярска.

30.09.94 г. В.С.Биргер