Всероссийский конкурс учителей истории, обществознания и литературы «Урок по теме: История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР»

Мужайло Татьяна Ивановна. Разработка урока истории. (9кл.)  СССР накануне Великой Отечественной войны «Внимательно всматриваясь в лица»

Министерство образования Российской Федерации Управление образования Минусинского района, Красноярского края
МОУ Шошинская СОШ №13

Шошино. 2008 г

Всероссийский исторический конкурс: «Человек в истории. Россия XX века».
Разработка урока истории в 9 кл. Тема: СССР накануне Великой Отечественной войны. «Внимательно всматриваясь в лица»

Цели урока:

1. ученики должны закрепить понятия «культ личности», «репрессии», «депортация», сформировать представления о специфике социально-политических процессов в СССР в начале ВОВ на примере судьбы жительницы села Филатовой Е.Г., депортированной из Поволжья в Сибирь; сформировать представление о противоречиях теории и практики политико-правовых аспектов управления обществом в 1930-40-е гг. (провозглашение демократических свобод в Конституции СССР 1936 г. и массовые политические репрессии);

2. способствовать развитию аналитического мышления учащихся;

3. ученики должны задуматься над тем как они должны относиться к пожилым
людям, живущим рядом с ними.

Оборудование: компьютер, книга для учителя «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР», диск - приложение к книге с материалами о политических репрессиях, учебник 9 кл. «История России (XX- начало XXI века), С.И.Ожегов «Словарь русского языка», воспоминания Филатовой Е.Г. ; записи на доске- даты; термины.

Задания до урока 2 ученикам: посетить Филатову Е.Г., побеседовать с ней, записать воспоминания с ее слов, подготовить презентацию .

На уроке присутствует Филатова Е.Г., депортированная в Сибирь в 1941 г.

Ход урока.

Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Мы изучаем тему «СССР накануне Великой Отечественной войны». Сегодня мы должны закрепить наши знания о периоде культа личности, репрессий и депортации. Для этого тема конкретизирована, разговор пойдет о конкретном человеке, пережившем депортацию.

- Что вы запомнили из предыдущих уроков о становлении культа личности Сталина?

(В 30-х гг. в СССР сформировались единоличная власть и культ личности И.В.Сталина. «Вождь» отныне являлся непререкаемым авторитетом в любых вопросах, а какое-то несогласие с его линией становилось невозможным.

Одновременно с «великим переломом» в экономике и усилением личной власти Сталина стремительно возрастают масштабы политических репрессий.)

Эту тему вы изучали в общих чертах , на сегодняшнем уроке мы постараемся эти вопросы раскрыть более углубленно. Кроме того, по данной теме проводятся классные часы, на линейках делались сообщения к Дню памяти жертв политических репрессий.

- какой это период - выберите из дат на доске ( 1930г.,1933г., 1936 г. 1941 г., 1940 г.)
- что вообще знаете об этом времени, может кто-то из родных рассказывал?
- была ли в это время Конституция? Когда принята? ( 1936 г.) Что там говорится о правах человека, о демократических свободах?
- что такое «культ личности»?
- так что же такое репрессии и депортация?

Работа над понятиями.

Работа проводится в группах. Выдается карточка и лист ватмана для записей

1 группа - работа со «Словарем русского языка»,
- найти определение понятий репрессии и депортация, записать на большом листе.
Подготовить сообщение.

2 группа - работа с учебником 9 кл. «История России (XX- начало XXI века) и
Конституцией 1936 г.
- провозглашались ли в Конституции 1936 г. демократические свободы?
- найти определение в книге «культ личности», понятий репрессии и депортация.
Проанализируйте и сделайте выводы- нарушены ли были права людей,
демократические свободы или нет?

3 группа - работа у компьютера,
- найти на диске определение понятий репрессии и депортация, а также по книге
«История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР»стр. 397-403
на основе анализа документов того периода охарактеризовать сущность этих
процессов. Подготовить сообщение.

Заслушать выступления из групп. Итак, выводим определение

- культ личности - преклонение перед кем-то, почитание кого-то.
- репрессии — карательная мера, исходящая от государственных органов.
- депортация - изгнание, удаление с постоянного места проживания.
- подумайте и скажите, были ли здесь нарушения прав человека? Где ? Докажите
почему?
- Как это происходило?
Найдите в книге «История политических репрессий и сопротивления несвободе в
СССР», как это происходило: стр.137,139,142, 151, 155 -зачитать.

Сообщение учителя.

1 сентября 1939 г. - началась вторая мировая война, «которой суждено будет войти в историю как самому кровавому гуманитарному катаклизму за время существованиячеловеческой цивилизации».

Это было начало суровых испытаний, которые выпали на долю тех, кого сталинский режим причислил к «заклятым врагам советской власти, преисполненным ненависти к советскому строю».

Первыми, в феврале 1940г., на Восток отправились эшелоны с более чем 140 тыс. спецпереселенцев из числа «осадников», коими называли земледельцев-колонистов, получивших наделы от польского правительства за участие в войне 1919-1920 гг. против советской России. За ними, в апреле, в соответствии с постановлением Политбюро от 2 марта, последовали 61 тыс. административно высылаемых членов семей репрессированных польских «офицеров, полицейских, жандармов, тюремщиков, помещиков, фабрикантов, крупных чиновников и участников контрреволюционных повстанческих организаций». Третий поток депортируемых, пришедшийся на конец июня - начало июля, составили жители Украины и Белоруссии с польских территорий, оккупированных немцами.

Нависшая над страной смертельная опасность, когда решался вопрос не только о существовании независимого государства, но и физического выживания миллионов людей, пробуждала в людях готовность во что бы то ни стало отстоять свободу родной земли. Удивляют противоречия, которые отличали политику сталинского руководства в годы войны. С одной стороны, принимались жизненно важные меры по противодействию агрессорам, мобилизации экономики. Из тюрем и лагерей освобождались не только некоторые репрессированные ранее военачальники, видные конструкторы и крупные организаторы производства военной техники, но и сотни тысяч осужденных по указу от 26 июня 1940 г. Это позволило существенно укрепить как фронт, так и тыл. Право защищать отечество с оружием в руках, было предоставлено и спецпереселенцам из числа раскулаченных в начале 1930-хгг. Но с другой стороны, даже в условиях страшной войны тоталитарный режим по отношению к собственному народу продолжал практику жестоких преследований так называемых внутренних врагов из числа ни в чем не повинных людей. Трудно не согласиться с русским философом и мыслителем И.А.Ильиным, который писал, что «во время войны террор НКВД, как всегда во время опасности, усиливался вдвое» .

«Эшелоны с депортируемыми советскими мирными жителями двигались во время войны не только на Запад, но и на Восток, так в советском тылу проводилась практика насильственного выселения по национальному признаку в отдаленные регионы страны. Первой сослали большую часть населения автономной республики немцев Поволжья. В указе Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 года эта акция мотивировалась явно надуманными «данными» о том, что «среди немецкого населения, проживающего в районах Поволжья, имеются тысячи и десятки тысяч диверсантов и шпионов, которые по сигналу, данному из Германии, должны произвести взрывы в районах, населенных немцами Поволжья. Выселение немцев происходило не только из автономной Поволжской республики, которая вскоре была ликвидирована, но и из Сталинградской, Саратовской и других областей европейской части СССР. К началу 1942г. насильственной депортации подвергалось в общей сложности около 1,1 млн. немцев. При этом пострадали и военнослужащие немецкого происхождения, которые отзывались из Вооруженных сил и переводились в трудовую армию, где пребывали фактически на положении заключенных.»

Вглядываясь в лица
( на экране фотография 40-х лет)

- Посмотрите внимательно, на ней знакомый вам человек.
- Кого вы здесь видите? Вы кого ни- будь узнали?
- Почему здесь именно ее фото.
- Что вы знаете об этой женщине? Она вас учила, она живет рядом с вами

( на экране фото, где Филатова Е.Г. одна)
Вглядитесь в ее лицо. Какое оно? (Милое, добродушное,)
- Ребята, эта фотография сделана тогда, когда Екатерина Генриховна была
студенткой, т.е. после пережитых ею страшных событий.
(на экране 2 документа: один документ - перепись переселенцев, другой документ -справка о реабилитации , копии этих документов на партах).
- Что это за документы ?
- Какие вы можете сделать выводы?

Сообщение 1 ученика:
В селе Баур Саратовской области Каменского района в семье Фертих Генриха Иогановича и Анны Карловны (на экране фото родителей) 18 декабря 1935 года родилась девочка. Ее назвали Катя. Беда пришла в дом, когда Катерина была еще дошкольницей. «По рассказам матери и отца была дана неделя (может и меньше или немного больше) на все сборы». Дома появились переписчики имущества. Они отдельно записали в одном документе - скот, в другом - имущество. Итак, за короткий срок все переписано и сдано, а с собой разрешалось брать минимум: это был сундук, в который положили печную плиту, несколько чашек, ложек и кое-какую одежонку. И продукты, не знаю какие, но четко помню, - говорит Филатова, - как мама напекла несколько снисок сушек, что, даже приехав еще в Кочергино, хотели повесить на гвоздик, одна сушка поломалась и кусочек ее упал в углу под пол. Я долго еще искала его, но не могла найти».

Екатерина Генриховна рассказала: «Помню, что со всем скарбом нас вывезли на побережье Волги. Весь берег был заставлен сундуками, меж них сновали родители и ребятня. Я была девочкой шаловливой, так я затерялась среди этих сундуков и кто-то меня привел к родителям. Помню , что эти сундуки стояли плотно друг к другу, да еще и сверху, и мы все ходили и бегали по ним».

Семья Фертих была направлена на место жительство в с. Кочергино Курагинского района. По словам Екатерины Генриховны, «привезли нас в с. Кочергино, селили по несколько семей в одном доме. Приехав в Сибирь у нас не было продуктов, поэтому первое, на что пошли родители - это стали перекапывать огороды, чтобы набрать картофель, оставшийся после копки (это называлось «щтопельн»). Помогали жителям копать, носить картофель. В более позднее время родители вязанками с острова носили дрова, вытрясали обмялья и носили домой эту солому. Этим и отапливались. Долгими зимними вечерами, ночами наши родители сидели и вязали шали, пуловеры, шарфы, носки: все, что заказывали жители, и все это за продукты питания -картофель, капусту, свеклу. Помню, с мамой принесли одной жительнице связанную шаль, она заплатила ведром мороженой свеклы. Это и тогда мою детскую душу сильно ранило, и вспоминать сейчас без содрогания, я это не могу. Платой была и мороженая тыква. Еще труднее семье стало, когда отца вместе с другими мужчинами-немцами забрали в труд армию. Отбывали они ее в г. Кирове.

Летом 1943 года немощным, едва передвигавшимся на своих больных ногах, без зубов (была цинга) вернулся отец из труд армии. Перед депортацией отец успел выучиться на тракториста- комбайнера. Отцу предложили работать на комбайне. Работал он на «Сталинце» - это огромная машина, которую таскал за собой маленький колесный трактор. Относился отец к работе очень добросовестно, у него не было выходных ни в ясную погоду, ни в дождливую. Он мог, по малейшему изменению стука своей машины, знать о поломке. Был отец всегда в передовиках. В хорошую погоду он убирал по 20-25 га хлеба. Отношение сельчан к отцу, да и ко всем его братьям было доброе, звали их только по имени и отчеству. Отец любил шутить, может это и привлекало к нему людей. Женщины работали на разных работах, а когда колхозы стали заниматься табаководством, были заняты на этом производстве и еще в колхозном саду».

Не смотря на то, что немцы жили в Поволжье, они сохраняли традиции, обычаи и, главное, говорили между собой на немецком языке. Многие по - русски научились говорить уже в Сибири.

Сообщение 2 ученика:

Екатерина Генриховна закончила 4 класса в с. Кочергино, 5, 6, 7 классы училась в с. Шошино. Ходили зимой и летом пешком. После окончания 7-ми классов было желание поступить с подругой в мед. училище в Минусинске, но она не могла выезжать из села без сопровождающего. Когда дали сопровождающего, приехали в г. Минусинск в мед. училище, было уже поздно. Экзамены приемные уже прошли.

Приехав домой, она пошла в п. Курагино, проучилась 8-й, 9-й, 10-й классы. В школе она была и пионеркой и комсомолкой. Потом она поступила в Абаканский пед.институт на факультет математики и физики.

Все немцы, депортированные в Сибирь, находились под строгим контролем комендатуры. На члена семьи заполнялась справка. Вы ее видели в начале урока. Как вспоминает Филатова Е.Г.: «Отцу поручили ежемесячно давать отчеты о проживании немцев на территории села, но приходилось это делать мне. Давали образе, и вот я писала: - за такой-то промежуток времени (число, месяц) никто из проживающих немцев не выезжал за границы села Кочергино. Отец ставил потом свою роспись».

Очень трудными были для этих людей военные годы. Им приходилось и колоски собирать и мерзлую картошку есть, спасали щавель и другие съедобные растения, которые собирали ребятишки.

После окончания института Екатерина Фертих приехала в с. Шошино на практику, где и встретила любовь своей жизни Филатова Алексея Михайловича, который преподавал в Шошинской школе историю (на экране фото Екатерины Генриховны и Алексея Михайловича). Влюбились они друг в друга с первого взгляда и, не долго думая, решили пожениться. 10 августа 1960 года — после свадьбы поехали в Каратузский район, в с. Верхний Кужебар, где Алексей Михайлович был назначен директором школы, а Екатерина Генриховна - учителем математики и классным руководителем. Там родилась старшая дочь - Наталья. В 1962 году переехали в с. Шошино, где и родилась вторая дочь - Людмила. Кроме дочерей они, с Алексеем Михайловичем, воспитали племянника Игоря, оставшегося в 8 лет без родителей. Из всех детей-немцев только Екатерина единственная сумела получить профессию. Она сама считает, что это заслуга ее родителей, особенно отца, которого она очень любила. Реабилитирована семья Фертих была в 1991 году .

Екатерина Генриховна проработала учителем с 15 августа 1960 года по 30 августа 2006 год - 46 лет.(фото на экране - Екатерина Генриховна с учениками). За свою работу в школе получила много грамот от управления образования, а также грамоты от профкома колхоза за помощь в уборке урожая. В 1978 году награждена почетной грамотой Краевого управления образования, в 1984 году - грамотой Министерства просвещения РСФСР. А 15 мая 2006 года получила звание «Почетный гражданин Минусинского района».

Выступление учителя:

-Слово предоставляется гостье нашего урока- Филатовой Е.Г. ( выступление Филатовой Е.Г.)
- Как вы думаете, ребята, каким человеческим качеством должен обладать человек такой судьбы? (Должен очень любить жизнь) Звучит песня «Я люблю тебя жизнь»

Ученица читает стихотворение о людях с.Шошино, автор учитель музыки МОУ Шошинская СОШ №13 Е.Г.Бережная. Филатовой Е.Г. вручаются цветы.

СПРАВКА О РЕАБИЛИТАЦИИ


Фертих Екатерина Генриховна в молодости.


Фертих Генрих Иоганович отец Екатерины Генриховны


Фертих Анна Карловна -мать Екатерины Генриховны


школьные годы


Филатов Алексей Михайлович -муж Екатерины Генриховны.


На главную страницу