Новогородская СОШ №3
Иланский район
Лецрих Светлана Владимировна
учитель истории
Изучение данного вопроса актуально и сегодня, эта проблема занимает одно из важных мест в политике нашего государства. Наше село было не исключением в этом политическом вопросе: 28 человек подверглись репрессиям. По данному вопросу накоплен огромный материал в школьном музее. В селе живут дети и внуки репрессированных, со многими из них ребята, посещающие школьный музей и группу «Наследие» беседовали. К сожалению, дети и внуки не пришли на занятие (хотя были приглашены). Главным результатом своего мероприятия я считаю то, что учащиеся 10 -11 классы заинтересовались данной проблемой. Так ученица 10 класса проводит более подробное исследование по теме «Репрессии в Новогородке». Данное занятие можно проводить в ходе изучения темы: «Политические репрессии» в 9 или 11 классах, некоторые выдержки можно использовать непосредственно на уроках данной темы.
Тема: Отзвуки политических репрессий в Новогородке
Цель: 1. Привлечь учащихся к изучению истории политических репрессий в стране и
родном селе.
2. Показать необходимость сохранения памяти о жертвах репрессий и разоблачения
мифологических представлений об СССР как о государстве социальной
справедливости.
3. Обретение учащимися собственной позиции в отношении проблемных моментов
отечественной истории.
4. Воспитать в учащихся чувство сострадания, долга, моральной оценки к данным
событиям.
Оборудование: стол со свечами, выставка книг по теме, альбомы и документы из школьного музея, музыкальные произведения (Моцарт, Глюг), песни 30-х годов.
Плакаты: «К жертвам репрессий нельзя относить только тех, кто сидел в лагерях
или погиб, в принципе жертвой репрессий был весь народ».
Р.Медведев
«Не лотерея, а душевный отбор. Все, кто чище и лучше, попадали на Архипелаг».
А.И. Солженицын
«Сталин – наша слава боевая»!
«Спасибо товарищу Сталину за нашу счастливую жизнь»!
Ход занятия:
/Сцена затемнена. Звучит музыка, юноша (девушка) читает стихотворение Бориса
Чичибабина. /
Я родом оттуда, где серп опирался на молот,
а разум на чудо, а вождь на безумие стай,
где старых и малых по сёлам выкашивал голод,
где стала евангелием «Как закалялась сталь»,
Где шли на закланье, но радости не было в жертве,
Где милость каралась, а лютости пелась хвала,
Где цель потерялась, где низились кроткие церкви
И, рушась немели громовые колокола,
Где шумно шагали знамёна портяночной славы,
Где кожаный ангел к кустам правдолюбца приник,
Где бывшие бесы, чьи речи темны и корявы,
Влюблялись нежданно страницы убийственных книг,
Где судеб мильоны бросались, как камушки, в небо,
Где чёрная жижа все жизни в себя засосёт,
где плакала мама по дедушке, канувшем в небыль,
и прятала слёзы, чтоб их не увидел сексот,
Где дар и задумчивость с детства взяты под охрану,
где музыка глохла под залпами мусорных зим,
где в яростной бурке Чапаев сказал по экрану,
и щёлкал шары звонкощёкий подпольщик Максим,
Где жизнь обрывалась, чудовищной верой исполнясь,
где, нежно прижавшись, прошли нищета и любовь,
где пела Орлова и Чкалов летел через полюс,
а в чёртовых ямах никто не считал черепов,
Где солнцу обрыдло всходить в небесах адодонных,
где лагерь так лагерь, а если расстрел ну и пусть,
где я Маяковского чуть ли не весь однотомник
с восторгом и завистью в зоне читал наизусть;
И были на чёрта нужны мне поэты другие,
где пестовал стадо рябой и жестокий пастух,
где странно звучало старинное имя России,
смущая собою к нему неприученный слух…
Где вздохи ровесников стали земной атмосферой,
винясь перед ними, а я перед ними в долгу,
где всё это было моими любовью и верой,
которых из сердца я выдрать ещё не могу.
Тот крест, что несу, ещё годы с горба не свалили,
ещё с поля брани в пустыню добра не ушёл.
Как поздно я к вам прихожу со стихами своими!
Как поздно я к Богу пришёл с покаянной душой.
Учитель: Насилие в Российском обществе было всегда. Это чисто наше явление, которое в особенно явном виде существует в России с 16 века, с момента установления власти самодержавия. А с 1917 года насилие в России приобрело новое качество. Оно стало основным средством решения социальных проблем. Сначала это было насилие против враждебных классов, затем превратилось в насилие против оппозиционно настроенных членов самой большевистской партии, в конце концов, оно стало универсальным, превратившись в насилие против собственного народа.
Вспомним сегодня тех, кто пострадал от политики 30-х годов. Тех, кто вернулся, и кто остался там. Вспомним наших земляков обвинённых советским государством – расстрелянных, так и не зная за что. Как это было?
События, происходившие в нашей стране с конца 1920 года до завершения «большого террора» в 1932 году историки характеризуют, как «сталинскую революцию сверху», период коренных насильственных изменений в государственном и социально – экономическом строе.
Изучение архивных документов позволяют определить точные рамки «большого террора» с 1937 – 1938 гг. Сегодня очевидно, что внешне массовые репрессии этих лет в основном представляли собой серию карательных операций против различных категорий населения. Эти операции начались в июле – августе 1937 года и продолжались до ноября 1938 года, которые были, как начаты, так и прекращены по приказу Москвы.
Именно на этот период пришлись самые кровавые акции, прежде всего массовые расстрелы, по своим масштабам не имевшие даже отдельных аналогов в последующей советской истории. «Большому террору» предшествовали некоторые события. Вспомните их.
/Учащиеся называют события поэтапно:
1. Август 1934г. в Москве открытый судебный процесс по делу троцкистов, где были приговорены к расстрелу Каменев и Зиновьев.
2. В сентябре 1936г. расстрелян Ягода нарком внутренних дел СССР, вместо него назначен Ежов.
3. В конце января 1937г. в Москве проведён «большой процесс», где обсуждались итоги «чистки» и давались указания о её продолжении.
4. В марте 1937г. Политбюро приняло решение об увольнении из рядов РККА и отправке на работу в хозяйственные наркоматы всех лиц командно – начальствующего состава, которые были исключены из партии. В июне 1937г. к расстрелу была приговорена большая группа высокопоставленных военных, в том числе и заместителя наркома обороны М. Тухачевского./
Учитель: Но большую часть террора составляли рядовые граждане. В июле 1937г. местным руководителям были разосланы следующие телеграммы.
/Содержание телеграмм зачитывает ученик.
От 2 июля 1937г./
«Замечено, что большая часть бывших кулаков и уголовников, высланных одно время
из разных областей в северные и сибирские районы, а потом по истечении срока
высылки, вернувшиеся в свои области, являются главными зачинщиками всякого рода
антисоветских и диверсионных преступлений как в колхозах и в совхозах, так и на
транспорте и в некоторых отраслях промышленности. ЦК ВКП(б) предлагает всем
секретарям областных и краевых организаций и всем областным, краевым и
республиканским представителям НКВД взять на учёт всех возвратившихся на родину
«кулаков» и уголовников, с тем чтобы наиболее враждебные из них были немедленно
арестованы и были расстреляны в порядке административного проведения дел через
«тройки», а остальные, менее активные, но всё же враждебные элементы были
переписаны и высланы в районы по указанию НКВД. ЦК ВКП(б) предлагает в
пятидневный срок представить в ЦК состав «троек», а также количество подлежащих
расстрелу, равно как и количество подлежащих высылке.»
Учитель: Это была самая значительная акция периода «большого террора», которая вместе с «национальными» операциями явилась ядром массовых репрессий 1937 – 1938 гг. Приказ предписывал начать операцию с 5 – 15 августа и завершить её в течении четырёх месяцев. Определялись контингенты, подлежащие репрессии: кулаки, бывшие члены антисоветских партий; бывшие белогвардейцы; террористы и шпионы; политические заключённые. (запись на доске)
Учитель:
Все репрессированные разбивались на две категории: подлежащие немедленному
расстрелу или заключению в лагерь или тюрьму сроком от 8 – 10 лет. Для каждого
края, района определялись лимиты по общим категориям.
Так в нашем крае утверждалось следующее количество подлежащих репрессиям: 1 категория – 750 человек; 2-я 2500/ итого 3250 человек. Такая цифра была ориентировочной. Ещё одной опасностью считались члены семей «врагов народа», поэтому аресту и заключению в лагеря сроком от 8 до 10 лет подлежали жёны «изменников Родины», а дети старше 15 лет направлялись в лагеря для заключённых, или в детские дома.
Именно в это время были взяты под стражу наши земляки:
Чепурной (Чеберяк) Василий Фомич – арестован 30 октября 1937 года.
Чеберяк Фома Фомич – 6 ноября 1937 года.
Безмен Иван Терентьевич – 20 мая 1937 года.
Лапо Влас Власович – август 1937 года.
Болдушевский Иван Михайлович – 19 ноября 1937 года.
Жители села – дети арестованных рассказывают свои воспоминания. Из воспоминаний Слепенковой Валентины Власовны: «И не понять нам было, почему у взрослых такие испуганные лица, почему мать провожала отца с глазами, полными слёз. Почему вечерами пустели улицы, и наступала гнетущая тишина… А утром всё повторялось сначала: сияло солнце, ревели репродукторы. И жизнь казалась прекрасной».
(зачитывает ученик)
Учитель: Людей хватали по малейшему подозрению или оговору, ну а решение так называемых «троек», было в то время, как правило, одно – расстрел. Как же проходили такие операции?
После арестов начиналось оформление следственных дел для направления на рассмотрение «троек». Следственные дела состояли в основном из «признаний» самого арестованного и показаний, арестованных друг на друга. Для принуждения к даче показаний использовались различные методы – прямая фальсификация протоколов допросов, пытки, использование провокаторов и лжесвидетелей. Приговоры в большинстве случаев выносились заочно без вызова обвиняемого.
/ На сцене появляется юноша в телогрейке и зачитывает отрывок из книги «Крутой маршрут» Евгении Гинзбург./
«Семь минут! Вся трагикомедия длится ровно семь минут, ни больше, ни меньше.
Голос председателя суда похож на выражение его глаз. Здесь нет и тени того
азарта, который вкладывали в свои упражнения мои следователи. Судьи только
служат. Отрабатывают зарплату. Вероятно, и норму имеют. И борются за
перевыполнение…
Не прошло и двух минут, как весь синклит снова на своих местах. И у председателя
в руках большой лист бумаги. Это приговор. Вот сейчас скажет: «К высшей мере…»
Да кто им дал право? Мне кажется, что это я кричу. Нет. Я молчу и слушаю. Я стою
совсем спокойно, а всё то страшное, что происходит, - это внутри».
/ Гаснет свет, на сцену выходят судьи. /
Учитель: Возможно, так наши односельчане стояли и размышляли, слушая свой приговор. Сейчас мы с вами узнаем, какие обвинения ыли предъявлены нашим землякам, какой приговор им был вынесен, и когда он был исполнен.
/ Судьи зачитывают приговоры. /
Судьи: Чепурной Василий Фомич 1912 года рождения д. Черемшанка Иланского района Красноярского края. Обвиняется в том, что был участником контрреволюционной кулацкой повстанческой группы, вёл антисоветскую агитацию против мероприятий партии и правительства. Решением тройки УНКВД Красноярского края от 3. 12. 1937 г. приговорён к исключительной мере наказания – расстрелу. Приговор приведён в исполнение 13 .12. 1937 года в городе Канске.
Чеберяк Фома Фомич 1876 года рождения д. Заозёрье Борисовского уезда Минской губернии. Обвиняется в том, что был участником контрреволюционной повстанческой группы, вёл антисоветскую агитацию против мероприятий партии и правительства. Решением тройки УНКВД Красноярского края от 3. 12. 1937 года приговорён к исключительной мере наказания – расстрелу. Приговор приведён в исполнение 13. 12. 1937 года в городе Канске.
Безмен Иван Терентьевич 1885 года рождения Могилёвской области. Обвиняется в том, что был участником контрреволюционной группы, проводил враждебную агитацию, угрожал колхозникам расправой. Решением тройки УНКВД Красноярского края приговорён к исключительной мере наказания – расстрелу. Приговор приведён в исполнение в декабре 1937 года в г. Канске.
Лапо Влас Власович 1903 года рождения д. Новогородка. Обвиняется в том, что скрыв своё кулацкое прошлое, поступив на работу в депо Иланская, среди рабочих проводил антисоветскую агитацию, направленную на разложение трудовой дисциплины и отказ от подписи на государственный заём «Обороны СССР». Решением тройки УНКВД Красноярского края от 22. 10. 1937 года приговорён к исключительной мере наказания – расстрелу. Приговор приведён в исполнение в октябре 1937 года.
Болдушевский Иван Михайлович 1837 года рождения д. Кунцы Борисовского уезда
Минской губернии. Обвиняется в том, что являлся активным участником
контрреволюционной группировки, собирал нелегальные сборища, проводил
контрреволюционную агитацию, угрожал колхозникам расправой. Решением тройки
УНКВД Красноярского края от 3. 12. 1937 года приговорён к исключительной мере
наказания – расстрелу. Приговор приведён в исполнение 13.12. 1937 года в г.
Канске.
/ Гаснет свет, судьи уходят./
Учитель: Мне кажется, в приговорах очень часто повторялись, одни и те же
слова, давайте найдем в них общую закономерность.
/ученики скажут, что это стандартное обвинение и один приговор./
Учитель: Очень тяжело жилось жёнам и детям «врагов народа» Все дети репрессированных нашего села, так и не увидели своих отцов, но, не смотря на всё это, они смогли выстоять и дождаться, когда государство реабилитирует их отцов и мужей. Реабилитация началась в конце 50–х годов, когда имя Сталина перестало быть актуальным.
По официальным данным, в 1930 – 1953 гг. по обвинению в контрреволюционной, антигосударственной деятельности были вынесены осуждающие приговоры в отношении 3778234 человек, в том числе 786098 смертных. По другим данным, только в 1930 – 1941 гг. было репрессировано до 20 млн. «врагов народов». Ежегодно 30 октября вся страна вспоминает пострадавших от политических репрессий, тем более что в Иланском районе проживает 226 реабилитированных и признанных пострадавшими от репрессий. Подумайте, какие последствия имела для общества сталинщина?
Учитель: В заключение хочется сказать, что ни в какой другой стране не пролилось такое море крови. Ни в какой другой стране не было заплачено миллионами человеческих жизней за установление нового общественного порядка. Как никакая другая, наша страна за короткий срок – немногим более семи десятилетий – пережила величайшие потрясения – гражданскую войну, голод 1921 года, 1932 – 1933 годов, 1947 года, Великую Отечественную войну, массовую депортацию народов с родных мест, репрессии 30-х годов.
Всё это показало, что путём насилия невозможно решить никакие
социально-экономические проблемы, что этот путь ведёт только в исторический
тупик. Так давайте сделаем всё возможное, чтобы эти суровые годы истории в нашей
стране больше не повторились.
/ Гаснет свет, зажигаются свечи, в заключении читается стихотворение Евграфа Хомченко «Помяните»! /
Люди нашей Родины, душевно
Приклоните голову к земле!
Помяните тех, кто брёл этапом
К Индигирке в бесконечной мгле.
Эти люди все - единой меркой
Страшным ярлыком помечены.
«Враг народа», - вынесено «тройкой»,
Признаки надуманной вины.
Длинные рубли - не привлекали,
Блеск металла их не соблазнял.
Путь тяжёлый многим был последним,
Каждый ждал свой жизненный финал.
В небесах, курлыча, ровным строем
Журавли летели над тайгой.
На деревьях каркали вороны,
Труп, в траве узрев очередной.
Мать в тоске ждала родного сына
У окна, слёз много пролила.
За окном поблеклая рябина…
Нет надежды! Жизнь уже прошла!
Звучит лирическая музыка.
Приглашенные – дети и родственники репрессированных рассматривают выставку о
своих родных, которую оформляли ребята.
1. Архивный материал музея Новогородской средней школы
2. Гинзбург Е. Крутой маршрут
3. Жирнов Е. Процедура казни носила омерзительный характер //
4. Комсомольская правда. 1990. 28 октября.
5. Хомченко Е. Помяните. // Ленинец 1989. 31 октября
6. Хлевнюк О.В. Государственный террор в СССР в 30-е гг. ХХ века.//
7. Преподавание истории и обществознания в школе. №2 2003
ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс), эпоха в истории европейской культуры 13-16 вв., ознаменовавшая собой наступление Нового времени.
БАРОККО (итал. Barocco, буквально – причудливый, вычурный), стиль, преобладавший в искусстве Европы с конца 16 до середины 18 века и охвативший все виды творчества, наиболее монументально и мощно проявившись в архитектуре и изобразительном искусстве.
КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus – образцовый), стиль и направление в литературе
и искусстве 17 - нач. 19 вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и
идеальному образцу. Классицизм сложился в 17 в. во Франции. В 18 в. классицизм
был связан с Просвещением; основываясь на идеях философского рационализма, на
представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной
природе, стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных
героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и
гармоничных образов. Соответственно возвышенным этическим идеям, воспитательной
программе искусства эстетика классицизма устанавливала иерархию жанров –
«высоких» (трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и
т.д.) и «низких»
№ | Тема занятия | Кол-во часов (сроки проведения) | Результативность |
1 | Ознакомление с обязанностями, правилами ведения во время беседы, опроса, интервьюирования. Распределение обязанностей. | 1 | Коллективный поиск решения поставленных задач |
2 | Сбор материала к юбилею школы:. 1. Опрос учеников, учителей; 2. Написание статей в районную газету; 3. Выпуск праздничного номера «Вестник музея»; 4. Подборка исторической справки о музее; 5. Помощь в организации мероприятия; 6.Приглашение выпускникам и гостям |
Сентябрь-октябрь, первая декада ноября | Развитие творческой самостоятельности и активности ребят в процессе сбора, исследования, обработки, оформления материала. |
3 | Трудовая вахта памяти по благоустройству памятника воинам ВОВ | В течение года | Воспитание уважения к ветеранам ВОВ |
4 | Ведение «Школьной летописи» и книга «Колхоз имени VII съезда советов» | В течение года | Развитие творческой самостоятельности и активности ребят в процессе сбора, исследования, обработки, оформления материала. |
5 | Продолжить работу над созданием veb-страницы Музей имени «Трудовой и боевой славы колхоза» | В течение года | Расширение кругозора и воспитание познавательных интересов и способностей ребят, овладение практическими навыками (поисковой, исследовательской, работы с ПК) |
6 | Организовать и принять участие в акции «Внимание ветеран» (оказание помощи воинам ВОВ, вдовам и труженикам тыла) | Конец апреля - май | Воспитание уважения к ветеранам ВОВ |
7 | Организовать и принять участие в акции «Посылка солдату» | Февраль | Воспитание уважения к солдатам, выполняющим свой долг, уважение к воинскому званию. |
8 | Продолжить переписку с ребятами музеев из Новоуральска, Ужура | В течение года | Расширение кругозора в ходе обмена информацией |
9 | Посетить семьи, чьи родственники были репрессированы | Декабрь | Воспитание толерантности |
10 | Проектная деятельность по сбору материала «Приметы, обычаи и традиции жителей села» | В течение года | Развитие творческой самостоятельности и активности ребят в процессе сбора, исследования, обработки, оформления материала. |
11 | Подготовка к отчетному занятию | Май | Развитие творческой самостоятельности и активности ребят в процессе подготовки к отчетному занятию |
12 | Проведение отчетного занятия | Май | Подведение итогов и реализации поставленных задач |