Политические репрессии против священнослужителей и церкви на территории Ермаковского района
«С неимоверным трудом, буквально по крупицам,
приходится ныне восстанавливать картину поистине
беспрецедентных в истории Церкви гонений на
христиан, бывших в России после 1917 года. Многие
документы исчезли или подверглись тенденциозной
идеологической обработке. Тем не менее, работа
продолжается».
Алексий II, патриарх Московский и Всея Руси
В XX веке Церковь в России подверглась самым страшным гонениям, которые когда-либо обрушивались на христиан. Несчастья, беды, репрессии, обрушившиеся на православное духовенство и верующих, были во многом подобны сошедшему с гор оползневому потоку, погребающему под собой все и вся.
С приходом советской власти отношения общества к религии резко изменилось. Осквернение и разрушение Церквей стали обычным явлением. Помимо больших и известных храмов России, полоса репрессий коснулась и небольших провинциальных храмов, например, Храма Трех Святителей в селе Ермаковское.
Храм этот строился с 1849 по 1856 год.
С открытием храма Трех Святителей духовная жизнь ермаковцев активизировалась. К
концу 1856 года были решены основные организационные и финансовые вопросы,
касающиеся строительства новой церкви. После постройки храма в селе Ермаковское
поднялись храмы в соседних селах: Салбе, Мигне, Разъезжем, Верхнеусинском и
Нижнеусинском.
Большая церковь Михаила Архангела была построена в селе Нижний Суэтук. Строила её всем миром крепкая казачья община. В престольные праздники собирался сюда народ из Ермаковского, Николаевки, Солбы, Павловки, Новополтавки, Ивановки.
Храм Трех Святителей в Ермаковском простоял до 1936 года, а затем был разрушен до основания. На его месте остались несколько могил священнослужителей, вековые березы, ямы от подвалов.
В 1910 году из Ермаковского прихода выделился Троицкий приход с центром в селе Солба. В приход вошли шесть деревень: Верхний Кебеж, Григорьевка, Черная Речка, Новополтавка, Новосаянская, Монзалык. Население прихода составляло 4013 душ, из них 10 раскольников.
После Октябрьской революции, в 1934 году службу в церкви закрыли и сделали там зерносклад. Иконы вывезли, сняли купола и колокола, здание покрыли по амбарному — на две стороны. Кресты положили на чердак, там они пролежали до пожара1964 года.
Никольская церковь в селе Верхнеусинское
Усинская церковь была построена по инициативе московского мещанина Николая Путилова.
15 марта 1881 г. совершилась торжественная закладка храма во имя святого Николая Чудотворца, а 27 июня началась постройка церкви.
Завершилось строительство церкви 31 января 1884 года. Освященная церковь получила название Никольской.
Церковь в Верхнеусинском действовала почти полвека и была разрушена в середине 30-х годов XX века, как и многие другие храмы.
За годы советской власти миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства, подверглись репрессиям за политические, социальные, национальные и религиозные убеждения.
Гонения на церковь, начавшиеся по инициативе В. И. Ленина в 20-е годы, продолжались и в 30-е. Как «социально чуждые» элементы, не вписывающиеся в новую структуру общества, как носители враждебной большевикам идеологии, священнослужители по определению подлежали ликвидации.
21 ноября 1937 года измученным на допросах людям тройкой УНКВД КК был вынесен приговор: 11 человек были приговорены к высшей мере наказания — расстрелу, 3 человека — к 10 годам исправительно-трудового лагеря.
Сведения о людях, проходивших по этому делу, очень скупы — они ограничиваются анкетами арестованных, узнать какие-либо подробности их жизни за давностью лет оказалось непросто. Но все-таки мне удалось кое-что узнать о Турском Александре Антоновиче.
Турский Александр Антонович, родился в 1886 году в деревне Седельниково Сухобузимской волости Красноярского округа. В 1907 году, после окончания учительской семинарии, был направлен на работу в село, недалеко от Большой Мурты. Женился на молоденькой учительнице Елене Абросимовне Санковской. Ей в ту пору было всего 15 лет. С 1908 по 1913 годы оба работали в школе в селе Даурское.
В 1910 году у них родился сын Александр, а через четыре года — Виктор.
В 1915 году Турский закончил духовную семинарию, мечтал поступить в духовную академию, но был направлен в Урянхайский край (Туву). Служба была не простой, так как в Туве в то время было мало православных, в основном староверы. Жил с семьей в Белоцарске (Кызыл), в сане протоиерея был благочинным Урянхайского края.
В 1919 году в Туве начались межнациональные конфликты, местное население вырезало целые русские семьи от мала до велика. Елена Абросимовна, ждавшая в это время ребенка, вынуждена была одна, с маленькими детьми (мужа не было дома), через лес бежать в поселок Туран, где преждевременно родила дочь Наталью. Потом пешком с грудной дочерью и сыновьями лесом, через горы перебралась в село Ермаковское, там у них с мужем были знакомые учителя. Лишь через полгода встретилась она с мужем, когда он с двумя священниками приплыл на плотах.
Это был сложный период в жизни Турского. Время было смутное: колчаковщина, партизанское движение, бандитизм, все углубляющийся раскол в православной церкви, рост антицерковных настроений, гонения церкви властями.
В 1922—1924 годах Александр Антонович был протоиереем церкви села Ермаковское, затем с семьей переехал в Минусинск, где прослужил более десяти лет, сначала в сане протоиерея, затем был рукоположен в епископы Минусинско-Хакасской епархии.
В эти годы в православной церкви начался раскол. Возникло новое течение - обновленчество (Живая церковь), его сторонники появились во многих городах России, в том числе и в Минусинске. Обновленцы предлагали изменить Устав церкви, вести службы на современном русском языке, сократить их по времени и многое другое. Пик их активности пришелся на 20—30-е годы. Власть относилась к обновленцам довольно лояльно, что явилось, видимо, одной из причин, вызвавших к ним недоверие со стороны верующих.
С 1924 г. Турский становится сторонником обновленческой церкви. Что толкнуло его на этот путь, трудно судить.
В 1927 г. он организовал в Минусинске свечное производство, доходы от которого использовались на содержание церкви.
В 1934 г. семья Турских переехала в Красноярск, поселилась в трехкомнатной квартире по адресу: Школьный переулок, 13—4.
В марте 1935 года из Москвы пришел Указ первоиерарха Виталия о назначении Турского епископом Красноярской епархии.
Недолгой была служба Турского в Красноярске. Уже 4 октября 1937 года священнослужитель был арестован органами НКВД. Епископа обвинили в том, что он является руководителем повстанческо-контрреволюционной организации церковников, ведущих активную антисоветскую агитацию, призывающих к террору и свержению советской власти. Ему приписали сбор различной информации и передачу ее японской разведке, которую он якобы осуществлял через бродячих монахов. Якобы сам он вербовал и новых членов, осуществлял связь с первоиерархом Виталием, являвшимся главой всех контрреволюционных организаций церковников страны.
26 ноября 1937 года Турский был расстрелян.
Материалы подготовлены Ниной Стрелковой,
ученицей 7 класса Нижнесуэтукской школы
(руководитель – учитель истории А.В. Логинов).