Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Горяева Александра Лузунговна. Меня лишили материнской ласки


Горяева Александра Лузунговна (р.1940)
на время высылки - дошкольница
1940. — Родилась в Калмыцкой АССР в семье колхозников. Отец – Лузунг Дорджиевич Горяев. Мать – Ользята Очировна Горяева, колхозница.

1942. — Гибель отца на фронте Великой Отечественной войны.

1943, 28 декабря. — Депортация калмыцкого народа по Указу Президиума ВС СССР. Ссылка семьи Горяевых в один из колхозов Красноярского края.

1944, лето. — Набор специалистов-рыбаков на Крайний Север под видом возвращения в Астраханскую область. Разделение семьи: мать с младшим братом и своими родителями – в колхозе, Александру взяли с собой дедушка и бабушка (по отцу), завербовавшиеся вместе с тетей Натруш (их дочерью) в рыбаки. Длительная дорога рекой и морем до полуострова Таймыр, до маленького селения Сидоровка вблизи острова Диксон. Тяжелая работа деда и тети в условиях голода, холода и сырости в рыболовецкой бригаде летом и зимой.

1946. — Смерть деда от непосильных перегрузок.

1955. — Окончание семилетки в интернате районного центра – поселке Караул. Отказ по просьбе бабушки от продолжения учебы в институте народов Севера. Переезд Александры, бабушки и тети на 250 км южнее в поселок Усть-Порт.

1956. — Отъезд на родину в Лиманский район Астраханской области (по новому административному делению после ликвидации Калмыцкой АССР).

1957. — Встреча с матерью.


 

Каждый год, когда подходит день 28 декабря, в памяти всплывают горькие воспоминания о годах, прожитых в ссылке. Тяжело терзать душу. Но это ведь не мы себе придумали, не от нашей собственной блажи приключилось.

Подробностей выселения я не помню, а знаю их только по рассказам старших. Мне было всего четыре года, братишке - два. Мать, Ользята Очировна, работала в колхозе. Отец мой, Лузунг Дорджиевич, еще в 1942 году погиб на фронте. Дедушка по отцу, Бадма-Гаряев Дорджи Надбитович, 1893 года рождения, со дня основания колхоза трудился, не чураясь никакой работы. Когда выселяли, он был бригадиром рыболовецкой бригады и всего себя отдавал добыче рыбы для фронтовиков. А бабушка с дочерью Натруш с ранней весны до глубокой осени были заняты в колхозе на разных работах, потому что в нашем колхозе, по-теперешнему это на территории Лиманского района Астраханской области, выращивали овощи, фрукты, бахчевые. Работы хватало всем. Само собою и рыбная ловля. Спрашивается, как это мы умудрились стать предателями? Фашистов в глаза не видели, их на территории района не было. С кем же, с каким врагом Советской власти сотрудничали мы, дети, -и наши родственники? Похоронку на отца, что он погиб, защищая Советскую Родину, не мы же сами себе отправили...

Первоначально мы попали в Красноярский край. Оттуда одних повезли на Крайний Север, другие остались. И здесь наша семья разделилась. Моя мать осталась со своими родителями, так как выселялись вместе. С нею остался и мой двухлетний братишка. А дедушку Дорджи, как опытного рыбака, погнали дальше. Разлучаться с нашей семьей ему и бабушке было тяжело. Настаивать, чтобы мама с нами, детьми, ехала, они тоже не стали. Боялись за малыша. И тогда они решили, что в память о своем сыне возьмут с собой меня. Тут уже мать не стала перечить.

Вот так с семьей дедушки я оказалась на полуострове Таймыр. Отец своей смертью в войне с фашистами не смог оградить ни нас, своих детей и жену, ни собственных престарелых родителей от произвола власти, которую он защищал. Увезли нас далеко на север от Дудинки. Было там маленькое селение Сидоровка. Ни на одной карте я его не видела. За селом, недалеко от дома дедушки, находилась гора. Снег на ее вершине никогда не таял. Летом мы иногда лазили по ее склону и смотрели дальше на север. И видели далеко смутные силуэты какого-то острова. Говорили, что это остров Диксон, расположенный в Карском море. Вот где мы оказались.

Дедушка и его дочь Натруш сразу стали рыбаками. И зимой, и летом были заняты этим промыслом. Только на лютых северных ветрах и морозах его орга-' низм не выдержал долго. В 1946 году он умер. С того времени все заботы о семье легли на Натруш. Помню, как ее собирали каждый раз на промысел, а потом встречали. Особенно трудно было рыбакам зимой. Бабушка из брезента, он считался водонепроницаемым, шила для Натруш обувку с голенищами выше колена, с тугими завязками. Получалось что-то вроде чулка или чехла. Сверху надевались поршни из кожи. За целый день на морозе обутки эти превращались в сплошной лед и примерзали к телу. К возвращению Натруш мы с бабушкой готовили теплую воду, чтобы оттаять обутки и отодрать их от тела. Ноги ей разминали, восстанавливали их чувствительность, смазывали. А назавтра все повторялось. Это потом сказалось на ее здоровье.

Чтобы попасть в ловецкую бригаду, нужно было иметь свою собачью упряжку. На ней возили снасти и улов. Случались на льду и ЧП. Люди проваливались в прорубь и погибали. Если бывало это на заводи, то трупы находили лишь весной. Но что там оставалось от человека? Тягостная это была процедура - отдавать последние почести погибшему.

Моя жизнь стала разнообразнее, когда начала учиться в школе. В Сидоровке школы не было, поэтому до 1948 года я не училась. Нужно было ехать в райцентр - поселок Караул. Находился он в 150-160 километрах. После смерти дедушки бабушка боялась меня отпускать так далеко. Но в конце концов смирилась. Кроме того, я еще плохо владела русским языком, так как в Сидоровке русских почти не было. Кроме калмыков, там жили несколько семей латышей, были немцы. В общем, такие же ссыльные, как и мы.

Интернат 'районной школы стоял на берегу Енисея. Из-за этого иногда приключались забавные случаи. Мы очень любили грызть замороженный хлеб. Забавлял нас хруст оледеневшего кусочка. А чтобы заморозить, кусочки выставляли за окно на ночь. Иногда на хлебный запах забредали медведи, и нам оставалось только высматривать их следы. Однажды крупная медведица привадилась кормиться с двумя медвежатами. Симпатичные такие были. Мы, конечно, боялись их, но восторгам нашим не было предела.

Помню, в Сидоровке тоже был случай. Колхозное руководство было из калмыков: председателем Манджиев Михаил; главным бухгалтером Эрдни-Горяев Эрдни-Гаря, участник войны. Председатель колхоза однажды сумел выехать в отпуск, был в санатории, привез красивого петуха и курицу. До самого вечера люди приходили к нему о новостях на Большой земле узнать и на его птичье хозяйство посмотреть. Все восторгались красотой франтовитого петуха. Особую радость испытывал сын-подросток дяди Михаила, как его называла детвора. В Заполярье, кроме оленей и собак, ничего же не было. Когда наутро птицу пошли кормить, то обнаружили парочку замерзшей. Вот уж плакал и горевал Валерка...

С калмыками на Севере и куда большие несчастья случались. Дети и старики не выдерживали суровых условий жизни, умирали. Некоторые семьи вымерли полностью. Поэтому люди жили в постоянном страхе, что вдруг такое случится и с ними. И только в глубине души хранили надежду когда-нибудь вырваться из комендантских клещей и возвратиться на родную землю.

Ради этого готовы были поступиться многим. Так, когда в 1955 году я окончила семилетку, директор школы мне сказал: "Ты, Шура, у нас отличница! Пошлем тебя в пединститут народов Севера...". Об этом я сообщила через дядю Гришу, главного бухгалтера Эрдни-Гаря, бабушке. Она мне категорически запретила ехать куда-либо. У нее на устах и в душе было только одно: "Если суждено будет куда-то трогаться, то только на родину". И, как будто предчувствуя добрые перемены, бабушка с Натруш переехали из Сидоровки километров на 250 южнее, ближе к Дудинке, в поселок Усть-Порт. Он стоял прямо в устье Енисея. В 1956 году, когда пошло послабление, но переезд на пре жнее место не разрешался, мы уехали домой, именно так мы считали, в Астраханскую область.

Позже здесь я встретилась и с родной матерью. В первое время эта встреча принесла нам обеим немало переживаний. Живя в разлуке, без материнского тепла и ласки, я всей детской душой испытывала к ней неприязнь. Именно это мешало мне сблизиться с нею. Видя мою отчужденность, мать страдала не меньше, чем в годы сибирской разлуки. Все же хватило ей такта и терпения, чтобы открыть мне свою душу. Тогда-то, слушая горькие признания моей постаревшей мамы, я поняла своим уже взрослым разумом все те муки, которые пережила и она, разлучившись со мной.

 

 

Горяева А. Л. Меня лишили материнской ласки // Годаев П. О. Боль памяти. – Элиста : Джангар, 2000. – С. 169–173.

Публикуется по Компьютерная база данных "Воспоминания о ГУЛАГе и их авторы" составлена Сахаровским центром.

Региональная общественная организация «Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова» (Сахаровский центр) решением Минюста РФ от 25.12.2014 года №1990-р внесена в реестр организаций, выполняющих функцию иностранного агента. Это решение обжалуется в суде