Норильский "Мемориал", выпуск 4-й, октябрь, 1998 г.
...Незнание прошлого не только вредит
познанию настоящего, но ставит под угрозу
всякую попытку действовать в настоящем...
Марк Блок*
Каково отношение сегодняшнего поколения молодых к прошлому? Способны ли они, кроме критики «предков», граничащей с насмешкой, и отрицания идеалов старшего поколения, на «историческую чуткость»? Интересно ли им не только смотреть на монитор компьютера, но и вокруг себя на людей, на вещи и события и пытаться понять их? Готовы ли они сопереживать, воспринимать трагедию своих сверстников из 20-50-х годов как собственную? Сознают ли они, что такое – свобода, и какова ее «цена»? И, наконец, желает ли новое поколение извлечь все уроки из прошлого и избежать ошибок отцов?
Ответы на эти вопросы – в работах гимназистов и студентов – на страницах четвертого выпуска «Норильского мемориала». Юношеские работы по постановке проблемы, разработке темы, привлечению источников (журнальные и газетные публикации, архивные документы, музейные фонды, литература), исследовательским методам (анализ источников, сравнительный метод, устная история) и выводам вполне могут соперничать с работами взрослых историков. Даже в очень сокращенном виде, почти без ссылок на источники и литературу (к сожалению, не позволил объем сборника), научность и глубина работ не вызывает сомнений.
Конечно, в этих работах исторические факты граничат с импровизацией (которая, впрочем, встречается и у маститых историков), с эмоциями и определенным пафосом, но именно личностное отношение к проблеме, личностное ее восприятие юными исследователями чрезвычайно важно для нас. Перед нами не копии исторических документов и текстов, поверхностные описания событий, а стремление понять эти события, найти причину их истоков, ответить на сложные вопросы.
Вызывает интерес и то, что на одну и ту же проблему ребята смотрят по-разному (например, в темах, посвященных женским судьбам), и различие цифро-вых статистических данных, касающихся истории Норильлага. Это лишний раз доказывает неизученность темы и дает возможность следующим исследователям приблизиться к достоверности, именно приблизиться, ибо путь к истине еще очень долог.
С.Эбеджанс
_________________________________
*Выдающийся французский историк, педагог, герой французского Сопротивления. В
1944 году после жестоких пыток расстрелян фашистами недалеко от Лиона вместе с
группой патриотов
Заключенные на работах. Марина Гамзина, 13 лет
Меер Роберт Федорович. Портрет девочки. Ноябрь 1945. Норильлаг. Б.акв. 14,5x12,4
Портрет был опубликован в каталоге музейного собрания Международного общества
«Мемориал» «Творчество и быт ГУЛАГА» (М.«Звенья», 1998).
Музей истории НПР, Норильское общество «Мемориал» обращаются к жителям Норильска
с просьбой: возможно, кто-то вспомнит эту девочку, может быть, она и теперь
живет в нашем городе...
Будем благодарны за помощь
Норильский мемориал 4, октябрь 1998 г.
Издание Музея истории освоения и развития НПР и Норильского общества «Мемориал»