Норильский "Мемориал", выпуск 4-й, октябрь, 1998 г.
Восстанавливаются старые названия городов и улиц, воскресают из небытия имена репрессированных и незаслуженно забытых философов и писателей, ученых и артистов, музыкантов и просто граждан; возвращаются книги и рукописи, вычеркнутые некогда из нашей литературы. Возрождается отечественная культура, заполняются «белые пятна».
Непреложная истина: жизнь человеческая теряет смысл без памяти, без бережного отношения к прошлому, к истории. Нельзя допустить, чтобы бесследно исчезали людские поколения, ведь каждое оставляет потомкам незабываемые творения, создания рук и ума, откровения и изобретения, частицу вдохновленной души и таланта.
Сколько испытавших трудности гулаговских времен, выдержавших нечеловеческие условия существования, стали для многих из нас источником духовности, доброты и любви к ближнему, очагами мудрости и величия человека. Каждое новое поколение, утверждая себя и свою собственную культуру, должно прежде всего сохранить и защитить то, что было создано в труднейшие годы для нашей страны. Уничтожая свое прошлое, оскверняя его, мы обрекаем самих себя на будущее забвение.
Музей истории Норильского промышленного района имеет уже давнюю традицию совместного сотрудничества с учащимися, преподавателями школ города. Многопрофильная гимназия в этом ряду занимает не самое последнее место, ее преподавательский состав вместе с учащимися внесли свой посильный вклад в дело пропаганды музейных собраний. Учащиеся гимназии на протяжении многих лет занимаются плодотворной научно-исследовательской работой под руководством ведущих специалистов, научных сотрудников Музея истории НПР А.Б.Макаровой (в настоящее время корреспондент «Заполярного вестника», В.П.Вачаевой, С.Г.Эбеджанс, преподавателей Норильского индустриального института М.Я.Важнова (сейчас живет в Москве), О.Н.Хакимулиной, педагогов гимназии.
Научно-исследовательская работа, которой занимаются учащиеся гимназии, не только образовывает их, учит заниматься кропотливой исследовательской работой в хранилищах музея, но и формирует их гражданскую позицию и политическую ориентацию.
Целенаправленная систематическая работа дает возможность анализировать, рассуждать, сопоставлять факты, проводить исторические аналогии, отстаивать свою точку зрения.
Гимназисты, выбрав темами исследовательских работ самые серьезнейшие проблемы, участвуют в работе общероссийских и международных научных конференций, результатом отдельных работ являются публикации как в центральной, так и в местной печати.
Работы заслуживают самого серьезного внимания и оценки, поскольку будущее, как бы это громко ни звучало, принадлежит нашим детям, нашим потомкам.
В.Владимиренко,
зам. директора многопрофильной гимназии
по научно-методической работе
Норильский мемориал 4, октябрь 1998 г.
Издание Музея истории освоения и развития НПР и Норильского общества «Мемориал»