Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Норильский "Мемориал", выпуск 4-й, октябрь, 1998 г.


Кулацкое восстание на Таймыре. 30-е годы

Ольга Журкина, многопрофильная гимназия, 10ю, 1995 г.

Тезисы

Советская власть внесла коренные изменения в жизнь северян. Она полностью разобщила существующие на Севере слои населения, лишая избирательных прав, повышая налог, ограничивая отпуск промышленных и продовольственных товаров так называемым кулакам, т.е. зажиточным слоям населения. Происходила искусственная ломка общественных отношений Советами: важнейшие решения принимали приезжие люди – без всякого совета со старейшинами рода.

Реакцией на форсированные темпы коллективизации, которые были даны центром, краем, и имели целью увеличить поголовье оленей в социалистическом секторе, стало недовольство коренного населения, выразившееся в восстаниях (Авамский, Хатангский районы, часть Якутии).

Еще в начале 1932 г. руководство Долгано-Ненецкого национального округа оценивало ситуацию, как предвещающую трагедию. Опасения были не напрасны, так как к весне восстание туземного населения было уже фактом. Повстанцы выбрали своей главой, вожаком шамана Романа Бархатова. «Профессор религии» участвовал в работе местных Советов в 20-х годах, мечтал создать Соединенные Штаты Орд Затундры. Нельзя не отметить религиозную агитацию, которую проводил Бархатов среди повстанцев. Он призывал их носить на груди кресты, т.к. «они помогут в борьбе, Бог в обиду не даст», и проводил во время восстания моления.

Подготовка восстания включала организацию двух группировок – авамской и хатангской. Восставшие запаслись оружием, что говорило о немалых средствах, которыми они располагали. В каждую группировку входило примерно 400 человек: результат агитации Р.Бархатова и других шаманов. Правда, далеко не все станки согласились принять участие в восстании. Требования восставших: зажиточных аресту не подвергать (местное население готово было защищать их, включая имущество); установить честные отношения между органами власти и местным населением.

В ходе восстания имели место акты прямого сопротивления туземного населения. Наиболее агрессивно вела себя хатангская группировка (ею руководил заведующий магазином С.Баранкин), которая убивала советских работников. К сожалению, были убийства и ни в чем не повинных людей на факториях – продавцов, учителей.

В ответ на организацию повстанческих группировок был создан вооруженный отряд борьбы с восставшими, руководителем которого стал начальник Игарского городского отдела ОГПУ М.Н.Шорохов. Он считал, что принципы национальной политики нарушать нельзя. А если такое случилось и вспыхнуло вооруженное восстание, то надо выходить из кризиса мирным путем, изыскивая для этого различные способы.

Такой подход позволил быстро подавить восстание. Хотя существуют разноречивые свидетельства относительно того, применялось ли оружие, но жертвы среди восставших были. В их числе и Роман Бархатов.

Часть зачинщиков и активистов мятежа задерживали сами туземцы, которых начальство совсем недавно считало дикими и абсолютно политически безграмотными. Так Советская власть расправлялась с восставшими руками местного населения. Подавив восстание, М.Н.Шорохов не арестовал ни одного человека, но в дальнейшем советская власть применила ряд репрессивных мер, которые, по сути, есть проявление неспособности выразить интересы коренного населения. Во-первых, аресты, осуждение к длительным срокам, расстрелы (в т.ч. в Норильском ИТЛ). Арестовывали, в основном, зажиточных таймырцев. Больше половины из них были абсолютно непричастны к восстанию 1932 года: на них держался хозяйственный уклад, род. Чуть ли не главная причина ареста – олени, которых власти не терпелось коллективизировать и тем самым заслужить похвалу высшего руководства. Во-вторых, моральное «убийство», – когда ни в чем не повинным людям выдавали справки, что они враги народа. В-третьих, оленей репрессированных кулаков, шаманов, князьков передавали колхозам. Для тех, у кого они были экспроприированы, это означало голодную смерть.

История коллективизации на Севере, бесспорно, трагическая страница в истории малочисленных народов. Как ни старалась советская власть сломать национальный характер таймырцев, заставить их жить и думать вопреки вековым традициям, это не удалось. Восстание ярко показало ошибки национальной политики, которую проводило руководство округа (закабаление путем репрессий). Один из негативных результатов подавления восстания – враждебность к русским вообще.


Норильский мемориал 4, октябрь 1998 г.
Издание Музея истории освоения и развития НПР и Норильского общества «Мемориал»

На оглавление