












Норильский "Мемориал", выпуск 4-й, октябрь, 1998 г.
Мы живем как бы в перевернутом мире. Наше поколение стремительно понеслось в неизвестность, потеряв столь привычную для большинства опору и единую идеологическую основу общества. Всеобщий распад настолько сильно ударил по обществу, что вопросы «кто мы?» и «зачем мы?» стали актуальны для всех поколений, а не только для ищущего юношества. Можно согласиться с рассуждениями современных философов, что тоталитаризм стал определяющим фактором жизни нашего общества и что главная его черта – это исчезновение разницы между преступлением и невинностью. Но когда в полемическом задоре высказывается мнение, что «тоталитаризм снял те ценности, моральные ориентиры, которые заставляют людей различать правду и ложь, преступление и порядочность, благородство и низость» и что «эти градации стали не важны»*, – с этим согласиться не хочу и не могу. Это было написано в начале 90-х годов, когда хлынула на нас река новых фактов, воспоминаний, исповедей. Да, тогда стала модной тема репрессированных. Но мне кажется, не только и не столько модой можно объяснить интерес молодежи к этой теме. Покаяние очищает душу не только тех, кто непосредственно был участником событий, но и детей, и внуков... И такие строки из студенческого реферата о многом говорят: «Большинство норильчан, «прибывших» в Норильлаг в первые десятилетия существования комбината, с удовольствием забыли бы свои норильские биографии. А многим тысячам и вспоминать не надо: они остались навечно в норильской вечной мерзлоте. Таких строителей Норильска – заключенных – было гораздо больше, чем вольнонаемных. И именно эти кадры прежде всего решали судьбу НГМК... И пусть уже нет СССР, нет государства, нет серпасто-молоткастого герба, но труд тех людей, первых строителей НГМК, остался. Мы используем его каждый день, благодаря ему мы получаем тонны металлов, благодаря ему мы живем в этом заполярном городе» (Из реферата студента НИИ гр.ЭК-90 Текслера Алексея).
Сила духа, вера в существование безусловных человеческих ценностей привлекали ребят, но они пытались определить и меру ответственности тех, кто был непосредственным винтиком тоталитарной системы: «С него (Завенягина) не снимается та вина, которая была у любого высокопоставленного деятеля страны в то трагичное время. Вина страшная, которую нельзя убрать, можно лишь загладить массой славных дел. И организаторский дар А.П.Завенягина, его мастерство управления, его определенное сочувствие к людям, может, и относится к таким делам».
Это позже совместная работа с Алешей Текслером и Таней Венценосцевой вылилась в статьи (депонированы они были в 1995 г.). А в 1990 г. это были обычные студенческие рефераты. Правда, не совсем обычным было то, что ребята помимо использования публикаций, работали еще с документами, хранящимися в музее и в городском архиве.
Они запомнились мне, эти ребята, и их сокурсники, закончившие институт в 1995 году, своей пытливостью, попытками проникнуть в те тайники русской философской и исторической мысли, которая потоком обрушилась на наше общество в конце 80-х-начале 90-х годов. Хочется думать, что и в дальнейшей жизни они сохранят верность этим юношеским исканиям. И никогда не будут путать низость и благородство, порядочность и подлость, зло и добро.
А на смену им идут новые поколения студентов. И отрадно, что они не
«привыкают» к «разрешенности» тем, к «вседозволенности» демократии, а пытаются
найти свой ответ не только на вопрос «где истоки тоталитаризма?», но и «как
сделать невозможным его повторение?»
____________________________________
*Якимович А.Р. Тоталитаризм и независимая культура // Вопросы философии. – 1991.
– № 11. – С.23.
О.Н.Хакимулина,
доцент кафедры гуманитарных наук НИИ,
кандидат исторических наук
Норильский мемориал 4, октябрь 1998 г.
Издание Музея истории освоения и развития НПР и Норильского общества «Мемориал»