Норильский "Мемориал", выпуск 4-й, октябрь, 1998 г.
Анастасия Багачева, многопрофильная гимназия, 10ж, 1997 г.
Впервые Север увидел профессиональный театр в 1935 году, когда по приказу политуправления Главсевморпути был создан Заполярный театр, отправившийся в навигацию по маршруту: Красноярск–Игарка–Дудинка–Усть-Енисейск–о.Диксон. Репертуар театра – спектакли советских и зарубежных драматургов, концертная программа. Через год, в 1936 году, за Полярным кругом гастролировали уже 4 труппы: Большого и Малого театров, Московской консерватории и Заполярного театра.
После гастролей Малого театра в Игарке было решено создать свой театр. Он открылся в 1936 году и был назван именем Веры Николаевны Пашенной. Известно, что он два раза был в Норильске: в 1939-м и 1941 годах. Параллельно с Игарским в Норильске был создан свой театр – 2-й Заполярный.
По воспоминаниям первого директора 2-го Заполярного, Григория Александровича Бороденко, театр создавался на условиях антрепризы, он же отверг официальную дату открытия театра – 6 ноября 1941 г., утверждая, что открытие состоялось лишь в декабре. Играли в столовой для заключенных, позднее в приспособленном под театр помещении. В первом сезоне поставили «Хозяйку гостиницы» Гольдони, «Жди меня» Симонова, «Позднюю любовь» Островского и лирическую комедию «Сады цветут» Масса и Куличенко. По воспоминаниям Бороденко, последний спектакль так понравился публике, что его играли несколько сезонов подряд. А вообще в репертуар театра ежемесячно вносились изменения.
В 1942 г. театр гастролировал в Дудинке и на Диксоне, а в 1944 г. – в Красноярске и Красноярском крае. На последних гастролях театр переформировался. Многие актеры были переведены в Краевой драматический театр. Взамен ушедших труппу пополнили новые артисты. В этом же году, по сообщению газеты «За металл», 3 декабря зрители впервые вошли в заново отделанное помещение бывшего клуба горняков: «Совсем недавно это было непривлекательное здание. Сейчас радует глаз своей красивой окраской, мягкостью линий, светом и сочными красками просторный вестибюль. Хороши фойе, украшенные картинами красноярских художников Пискарева, Ряузова и др. Удобны гардеробы и вспомогательные помещения.
Большое панно с изображением полярной ночи в тундре напоминает, что театр построен в необычайных условиях Заполярья. По своей внутренней отделке новое здание драматического театра является одним из лучших в крае. Театр начал свой сезон спектаклем «Площадь цветов», поставленным режиссером Бороденко».
В том же 44-м начальник Норильского комбината А.А.Панюков попросил труппу создать в городе музыкальный театр. Среди заключенных Норильлага были и музыканты, и певцы. Эстрадный оркестр второго лагерного отделения стал играть на спектаклях. Приводили заключенных музыкантов в театр под конвоем. Так второй Заполярный театр драмы превратился в Норильский Заполярный театр драмы и комедии.
Среди вновь пришедших в труппу была и актриса из Игарки, впоследствии проработавшая в Норильске 15 лет, – Елена Михайловна Юровская. Норильчане сороковых-пятидесятых годов вспоминали, как она с блеском играла в пьесах Островского. Ею создана целая галерея ролей, вошедших в золотой фонд театра. Это Катерина в «Грозе», а позже – Кабаниха, Кручинина – в «Без вины виноватых», Огудалова – в «Бесприданнице», Евгения – «На бойком месте», Гурмыжская – в «Лесе». В Норильске Юровская получила звание Заслуженной артистки РСФСР и орден «Знак Почета».
В 1947 году впервые на афишах театра появилось имя Иннокентия Михайловича Смоктуновского. Молодой актер приехал в Норильск из Красноярска: после войны он поступил в студию, играл маленькие роли на сцене Красноярского театра. Не закончив студию, отправился по найму в Норильск, где играл преимущественно второстепенные роли. Он был занят в «Любови Яровой» Тренева, «Других людях» Гольдеса и многих других спектаклях. После Норильска артист работал в театрах Махачкалы, потом – Сталинграда, в 1955 г. – на «Мосфильме», а через два года переехал в Ленинград.
В 1957 году Смоктуновский сыграл главную роль в товстоноговской постановке «Идиота», а через некоторое время Гамлета в фильме Козинцева «Гамлет», за которую получил Ленинскую премию. Думаю, что наш театр, актерское окружение сыграли не последнюю роль в профессиональной судьбе великого артиста. Подтверждение этому я нашла в переписке Иннокентия Михайловича и бывшей норильчанки (бывшей заключенной Норильлага) Марии Константиновны Мухановой, хранящейся в театральном музее им.А.А.Бахрушина: «...Вам, наверное, известно, что я работаю в Сталинграде... Летом я был в Москве и пытался устроиться в театр Ленинского комсомола и там я встретил Серафиму Бирман и хотел ей рассказать о Вас, но воздержался, не зная теперешних ваших отношений. Очень хотел знать подробно, как вы живете? ...Устраиваете ли концерты?..»
Из ответного письма М.К.Мухановой: «...Как бы Вы ни изменились, я рада несказанно и горда, что верно предсказала Вам ... Ваше блестящее артистическое будущее. ...Рада, рада, ужасно рада за Вас и желаю Вам дальнейшей удачи. Помните, как Вы конферировали на школьном концерте, организованном мной?..»
Одновременно со Смоктуновским в норильском театре работал еще один великий актер – Георгий Степанович Жженов. В 1988 году в интервью местному телевидению он сказал: «В норильском театре я работал так активно, как не работал в этом академическом театре (Моссовета), где я играю, дай Бог, в год или два года одну роль... А там я играл 12 за сезон! Одну начал играть, а уж репетирую следующую; конечно, все это приучило к активности, к быстрому способу работы. В кинематографе мне это сослужило добрую службу...» Из труппы Георгий Степанович отмечал ссыльных актеров: Константина Никанорова, Эду Урусову.
Эда Юрьевна Урусова принадлежала к древнему роду, который известен незаурядными государственными деятелями, флотоводцами, блестящими шахматистами, юристами. Легендарный Петр Урусов отсек саблей голову Лжедмитрию II.
В 1928 г. Урусова была принята в основной состав труппы театра им.Ермоловой, через 10 лет ее представили к званию Заслуженной артистки РСФСР, еще через несколько месяцев – репрессировали.
Из автобиографии: «...В 1938 г. был арестован муж, и я была арестована и изолирована на 10 лет ИТЛ по ст.58. Работала актрисой и режиссером в театре КВО Восточного управления МВД (ДВК) и художественным руководителем ансамбля. За хорошую работу была досрочно освобождена и работала там же по-вольному... После ликвидации бригады приехала в Москву и комитетом по делам искусств была направлена на работу в город Углич.
...15 мая 1949 г. была опять арестована и по старому делу (1938) выслана на поселение в Красноярский край. Была в Тасеевском районе Красноярского края... Просила МГБ города Москвы разрешить работать в городе Норильске, в Драмтеатре. Это было мне разрешено, и я, предварительно договорившись с театром, приехала сюда, в Норильск...»
Здесь она играла с 1950 по 1955 годы. По словам Георгия Жженова, у нее был огромный комедийный талант и какая-то магическая притягательность. Смоктуновский вспоминал об ее таланте настоящего большого человека. Урусова много играла в спектаклях Островского и Горького. После реабилитации она опять стала ведущей актрисой театра имени Ермоловой.
В статусе ссыльного работал в Норильском театре в 50-е годы (1952-1955) Виталий Дмитриевич Головин.
В 1943 году по Москве прошел слух о том, что найден убийца актрисы Зинаиды Райх – сын певца Большого театра Дмитрия Головина. Его приговорили к расстрелу, но заменили 10 годами лагеря и отправили неизвестно куда. Дмитрия Головина – тоже.
Из автобиографии актера и по совместительству зав. постановочной частью норильского театра В.Д. Головине (25.07.1952 г.): «...Будучи студентом, принимал участив в спектаклях на сцене Малого театра, кроме того, гастролировал вместе с отцом по Советскому Союзу как аккомпаниатор-пианист. В 1943 г. я был арестован и Военной Коллегией был осужден на 8 лет. В лагере работал по своей ... специальности как актер и режиссер оперы вплоть до своего освобождения. За хорошую работу мне был снижен срок наказания на 7 месяцев... В данное время нахожусь на высылке...»
...Все это были очень яркие люди, талантливые актеры, определившие облик самого северного театра в первое его двадцатилетие...
Норильский мемориал 4, октябрь 1998 г.
Издание Музея истории освоения и развития НПР и Норильского общества «Мемориал»