Норильский "Мемориал", выпуск 5-6, октябрь, 2010 г.
Здравствуйте!
Я очень Вам благодарен за то, что Вы помогли разыскать адрес моего друга юных лет. Да я прошел круги ада Норильлага. В 1943 году меня с другими з/к привезли в Норильск по старой узкоколейной железной дороге. Из Дудинки - на Нулевой пикет.
Дальше нас увели в лагерь. Он располагался в старом городе, рядом с музыкально-драматическим театром.
Мы больше суток пищу не принимали, были голодные. К вечеру нас покормили за двое суток, дали по одной селедке и 300 грамм хлеба. Утром тоже. После такого сытного завтрака нас повели на работу на промплощадку БМЗ. Там нам дали задание. По территории завода разбросаны чушки литья весом каждая 90 кг, их нужно было перенести в определенное место и складировать в штабеля.
Переносили мы их по два человека на одну чушку, и весом мы вдвоем были тоже 90 кг. Вот такая грузоподъемная наша сила. И так более двух месяцев мы наводили порядок на территории большого завода.
С сентября 1943 года нашу бригаду (бригадир Фукс Иван Васильевич) перевели на территорию ДОЗа (деревообделочный завод). Там мы рыли котлованы под будущий завод ЖБИ. Работы велись вручную, инструмент - кайло, лом, лопата. Из котлованов нас не выпускали охранники. От таяния снега, льда в котлованах было много воды. Чем глубже котлован, тем больше воды. Целый день в воде, а работали мы по 12 часов. Питание - двухразовое, пища - баланда и 600 грамм хлеба. Для молодого организма - на один раз поесть. Вообще мы были голодные, мокрые, а работали на наружных работах до минус 41 градуса.
С января по май месяц 1944 года на ДОЗе мы из-под пилорам носили доски и шпалы, укладывали в штабеля, а при подаче платформ загружали их.
С июня 1944 года меня перевели на ЦУС (центрально-угольная сортировка), начальник Кротов И.О., главный инженер-механик Бубнов Владимир Алексеевич, старший диспетчер Беседин Николай Петрович. На ЦУСе меня поставили рабочим по очистке угля вокруг ленточного транспортера. Называли этот транспортер «Иртыш», он был расположен ниже основного транспортера, параллельно ему. По этим транспортерам из-под горы Шмидта вниз под гору опускали уголь. На грохоте уголь делился на фракции, после грохота по разным транспортерам уходил в бункера. Моя задача - чистить вокруг транспортера и под решетками и обратно уголь грузить на транспортер. А валилось угля и породы с транспортера очень много, угол уклона транспортера был очень крутой, где-то 12 - 15 градусов. Падающий уголь заваливался не только вокруг транспортера, но и за винтовой спуск. Из-за завалов останавливалась сортировка. При ликвидации таких завалов я был мокрый, а, выходя на улицу, на мне все льдом покрывалось, руки не поднять и не опустить.
А в 1949 году меня перевели на третье отделение. Здесь я работал киномехаником, у меня были в формуляре документы, в которых говорилось, что я окончил в 1941 году школу киномехаников и работал в течение года самостоятельно.
В 1951 году, т. е. на 2 года и 2 месяца раньше, меня освободили. В 12 часов дня мне выдали справку об освобождении и дали денег на билет, в 16 часов того же дня с Надеждинского аэропорта я улетел в Красноярск, где приобрел билет на поезд до Краснодара через Москву.
Дальше моя жизнь сложилась очень хорошо. Не закопали меня в вечной мерзлоте Норильска.
Зато повезло в оставшейся жизни.
Когда вернулся домой, работал электриком, окончил заочно Кубанский сельхозинститут. 26 лет проработал главным энергетиком крупного совхоза. У меня отличная жена - преподаватель истории, сейчас тоже на пенсии, две взрослые дочери и три внука. Как говорит русская пословица: «Не было бы счастья, да несчастье помогло».
Вот такова моя исповедь. Очень трудно все вспоминать.
Погорелов Иван Дмитриевич,
1924 года рождения, лицевой номер 66799, статья 58 - 1а. Краснодарский край
28.05.1993 г.
Норильский "Мемориал", выпуск 5-6, октябрь, 2010 г.
Издание Музея истории освоения и развития НПР и Норильского общества «Мемориал»