Норильский "Мемориал", выпуск 5-6, октябрь, 2010 г.
ЕЛЕНА ИСТРАТОВА
«ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ...»
Роль творческой интеллигенции из числа бывших репрессированных, в становлении культурного облика Норильска, на мой взгляд, ещё недостаточно изучена, осмыслена, описана. Это особенно касается музыкантов. С каждым годом все меньше остается очевидцев, тех, кто мог бы поделиться воспоминаниями, рассказать об их деятельности, помочь восстановить картину жизненной судьбы этих людей.
Среди репрессированных музыкантов Норильска, которые в 50-е - но е годы после освобождения активно работали в городе на ниве музыкальной жизни, музыкального образования и воспитания, выделяются несколько имен: Н.Б.Васильев, Б.Н.Татаринов, В.В.Эллерберг, О.Л.Рассадин. На самом деле музыкантов со сходной судьбой было, конечно, больше. И я убеждена, что многие из них достойны стать героями будущих исследований. У многих из них учились некоторые нынешние преподаватели музыкальных школ и школ искусств города. Автору статьи эти люди тоже памятны не только по фамилии. Однако, будучи детьми, учащимися первой музыкальной школы Норильска, мы даже и представить себе не могли реальную судьбу этих людей. Сегодня можно только удивляться до какой степени быстро и искусно тема Норильлага была, словно ластиком, вытерта из нашей повседневной жизни. Мы, норильские дети, и о страшной предыстории нашего города, и о трагических судьбах норильских музыкантов-педагогов, узнали значительно позже.
Занявшись серьезно исследованием истории музыкальной культуры Норильска, я с огромным интересом, но одновременно и с большим трудом, собираю, словно «пазлы», человеческие судьбы бывших репрессированных музыкантов. Людмила Михайловна Рассадина (жена Олега Леонидовича Рассадина), которая сегодня живет в г. Санкт- Петербурге, написала мне в письме, что ее муж не любил рассказывать не только о своем лагерном прошлом, но и даже о долагерной жизни. Она утверждает, что это было свойственно многим бывшим з/к.
И все-таки... «Время собирать камни...»
Данная статья о педагоге и композиторе Борисе Николаевиче Татаринове является только первым шагом в исследовании судеб замечательных и немало сделавших для города музыкантов.
В работе использованы материалы Музея истории освоения и развития Норильского промышленного района, статьи из газеты «Заполярная правда», воспоминания родственников и норильчан, которым посчастливилось общаться с этим музыкантом. Воспоминания, | сожалению, очень немногочисленны. Кроме того, в ряде случаев по одним и тем же фактам очевидцы дают разную информацию, которая нуждается я уточнении. Осознавая перспективы дальнейшего исследования, мы стремимся уже на данном этапе «собрать» по крупицам сведения о жизни музыканта.
Люди искусства, как правило, одержимо преданны своему призванию. Возможность отдавать себя любимому делу для музыкантов, прошедших Норильлаг, была спасением и в период заключения, и поел» освобождения. В 50-е годы главными учреждениями культуры были Дом» культуры (металлургов, шахтеров, ДИТР), Дворец пионеров и первая музыкальная школа. Кроме этого, большая работа по музыкальному воспитанию детей велась в общеобразовательных школах. Во всех этих учреждениях они трудились, сочетая преподавательскую работу одновременно в нескольких образовательных учреждениях с разнообразной музыкальной деятельностью в самодеятельности Домов культуры, где они не только реализовывали свой богатый творческий потенциал, но и оказывали огромную профессиональную помощь] самодеятельным исполнителям.
Вырванные вихрем репрессий, как правило, из довольно крупных! культурных центров страны, они тянулись друг к другу, образовывая профессиональное сообщество. Своей совместной деятельностью они формировали культурную среду города, и каждый из них сделал свой вклад в строительство того, что сегодня мы называем культурой Норильска, ее традициями.
В 1958 году, 15 марта, в газете «Заполярная правда» появляется статья «Объединение композиторов», из которой мы узнаем о том, что состоялось совещание композиторов Норильска. «В бюро вошли, - пишет автор статьи, - директор музыкальной школы Н.Б.Васильев, педагоги Н.П.Стегний, Б.Н.Татаринов, О.Л.Рассадин и музыкальный руководитель И.А.Бачеев». («Объединение начинающих композиторов» // «Заполярная правда». 1958. 15 марта. С.4.)
Не все из этих музыкантов являлись композиторами по образованию, но к сочинению музыки в то время тяготели многие из них. Изложенная в статье система работы объединения свидетельствует о серьезности намерений музыкантов, их стремлении к серьезным занятиям композиторским творчеством. Музыканты планировали собираться для обсуждения своих произведений, обмениваться творческими замыслами, проводить теоретические занятия по композиции.
Если говорить о том, кто мог бы по профессиональному праву возглавить эту работу, то, без сомнения, - это Борис Николаевич Татаринов. Именно у него по всем имеющимся у нас документам и воспоминаниям очевидцев, имелось консерваторское композиторское образование.
Вот содержание карточки заключенного Норильлага Б.Н.Татаринова из картотеки Музея истории НПР: «Татаринов Борис Николаевич, мк заключенный Норильлага, в послевоенные годы. До 1948 года находился во 2-ом лагерном отделении, с 1948 по 1949 гг. в 5-ом Горлаге, (спец. лаготделении). Год рождения 1908. Композитор, музыкальный руководитель лагерного театра. После освобождения - дирижер оркестра во Дворце культуры металлургов, в 1958-59 годах дирижировал на постановках оперы «Запорожец за Дунаем», оперетт «Белая акация» и Мольный ветер».
О том, что Б.Н.Татаринов закончил Киевскую консерваторию, свидетельствуют многие люди, знавшие его. А.В.Данилюк (Майданская)' много лет прожила рядом с семьей Татариновых. (Анна Васильевна Данилюк (Майданская) живёт в Талнахе. Анну Майданскую арестовали в 1946-м. Была заключенной Норильлага. Участница лагерной самодеятельности. Из лагеря вышла в 1955 г.)Они дружили, вместе участвовали в работе Украинской хоровой капеллы «Думка». Она вспоминает о Борисе Николаевиче: «Он из Киева, закончил два отделения консерватории: теоретическое и композиторское. У нас аккомпанировал хору, был очень грамотным и талантливым человеком».
Известный в Норильске певец и телевизионный диктор Э.П.Тараканов(Эдуард Петрович Тараканов (1940-2008), диктор Норильской студии телевидения, профессиональный певец. В Норильск приехал с родителями в 1955 году. В 1959 году уехал учиться в Москву. Закончил вокальное отделение Московского государственного Музыкально-педагогического института , им. Гнесиных. В 1963 году вернулся в Норильск с женой, прекрасной певицей, ставшей директором первой музыкальной школы, а позднее первым директором Норильского музыкального училища, Риммой Федоровной Тараскиной. Из Норильска уехал в 1991 году), сохранивший в своей памяти уникальные страницы из истории города, впечатления от людей, с которыми ему приходилось встречаться, общаться, так писал в своих воспоминаниях о Б.Н.Татаринове: «Вот ничем внешне не примечательный Б.Н.Татаринов: усталые глаза за толстенными стеклами очков, негромкий, «надтреснутый» голос. Про него я точно знал - 58-я статья, «заработанная» в 1943 году. В том самом году, когда в оккупированном еще Киеве, положил он на музыку пронзительные строчки:
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы.
Да, можно голодать и холодать,
Идти
на смерть, но эти три березы,
При жизни никому нельзя отдать! ..»
(Тараканов Э. Судьба моя - телевидение. //Заполярная правда. 2002. 16 января
с. 7)
Работая педагогом первой музыкальной школы, где он преподавал теоретические дисциплины, Борис Николаевич продолжал писать музыку. В целом ряде газетных статей отражена эта сторона его деятельности.
В 1959 году в музыкальной школе состоялось открытие Концертного зала. В статье «Концертный зал открыт» читаем: «Звучали произведения педагогов, выступления детей детской музыкальной школы В числе педагогов был Б.Н. Татаринов. В прошлом он написал немало музыкальных произведений, а сейчас работает над «Норильское лирической» и «Песней о Норильске» на слова местного поэта М.Сировского» (Крутов М. Концерный зал открыт. // Заполярная правда. 1959. 14 мая. С. 3)
Один из известнейших норильских журналистов, писателей, то** бывший з/к Норильлага, С.Норильский (С.Л.Щеглов) написал о выступлении Бориса Николаевича со своими произведениями на Норильском телевидении: «Запомнилась встреча с композитором Борисом Николаевичем Татариновым. До этого не знали многие норильчане, что в их городе живет и работает человек, написавший немало музыкальны» произведений, в том числе и на слова местных поэтов, М.Сировского, М.Крутова и др.» (Норильский С. Университет на дому. // Заполярная правда. 1960. 4 сентября. С.3)
Статья написана в I960 году. Борис Николаевич Татаринов, «негромкий», талантливый человек, честный музыкант и профессионал не стремился к шумному успеху, просто работал, учил детей музыке, создавал свои произведения, в которых, как мне кажется, всегда звучала грустная нота прожитой им судьбы.
Б.Н.Татаринов помимо музыкальной школы много работал как дирижер и композитор в домах культуры Норильска. Из статьи «Вечером во Дворце культуры» мы узнаем, что в хореографическом коллективе «рождается танцевальная композиция на тему истории города, музыку к которой написал местный композитор Б.Н.Татаринов» .(Вечером во дворе культуры. // Заполярная правда. 1966. 10 февраля. С. 2)
Но чаще всего произведения композитора звучали со сцены Концертного зала первой музыкальной школы. Газета «Заполярная правда» за 2 апреля 1968 года извещает о том, что в традиционном концерте педагогов музыкальной школы (который длился три часа!) «состоялось знакомство слушателей с новым сочинением Б.Н.Татаринова Прелюдией из цикла «Одиночество» (Исполнитель - педагог первой музыкальной школы, пианистка Анна Израилевна Либерман). Автору и исполнителю, - пишет Р.Смолова, - удалось в небольшой музыкальной картине передать целую гамму человеческих состояний». (Смолова Р. Концерт педагогов // Заполярная правда. 1968. 2 апреля).
Счастливый случай позволил получить представление о «живом» звучании музыки Б.Н.Татаринова.
Александр Александрович Маркелов (В настоящее время А.А.Маркелов работает в Доме творчества детей и молодёжи г.Норильска).много лет проработал в первой музыкальной школе. Будучи молодым педагогом, он с огромным уважением относился к Борису Николаевичу Татаринову, ценил его высокий профессионализм и талант. Их связывали теплые дружеские отношения. Как бесценный дар сохранил А.А.Маркелов подаренные композитором автографы его сочинений. Мы безмерно благодарны Александру Александровичу, что он позволил нам познакомиться с этими произведениями. Безусловно - это большая удача для исследователя, ведь говорить о достоинствах творчества композитора, не видя и не слыша его произведений, очень сложно. Три рукописи стали драгоценными документами, которые помогли нам услышать музыку композитора Бориса Николаевича Татаринова.
Это три вокальных произведения: вокальный дуэт на стихи Н. Грибачева «Поют девчата»; дуэт для высокого и среднего голоса в | сопровождении скрипки, виолончели и фортепиано на стихи Я. Купалы «Рощи с полянами» и вокальное трио в сопровождении скрипки и фортепиано на стихи Н.Грибачева «В разлуке».
Действительно, произведения написаны рукой настоящего профессионала. Об этом говорят и сложный исполнительский состав, избираемый композитором (голос не просто в сопровождении фортепиано, а инструментального ансамбля), и профессионально записанная партитура произведений, и владение формой, приемами полифонического изложения музыкального материала.
Все сочинения отличаются необыкновенной мелодичностью. Безусловно, музыка Татаринова - созвучна своему времени, на ней лежит отпечаток советской массовой песни. Вместе с тем, в мелодике отчетливо слышится и колорит родной Борису Николаевичу украинской песни. В духе лирического романса написано произведение «Рощи с полянами». Музыка вокального трио «В разлуке» полна щемящих нот, а поэтический текст этого произведения воспринимается особенно драматично в контексте знания судьбы композитора, для которого слово «разлука» стало печальным лейтмотивом жизни.
Прекрасно, что произведения Б.Н.Татаринова исполняли не только педагоги школы, но и учащиеся. «Зрители горячо аплодируют Володе Зейферту, сыгравшему на скрипке «Вариации» на тему Доницетти» (...), - читаем в статье А.Стрелкова, - Вере Батыревой и Люде Ситновой, которые в сопровождении квинтета скрипачей спели «Северную песню» Б.Н.Татаринова». (Стрелков. А. Встреча с юными талантами. // Заполярная правда. 1964. С 3)
К сожалению, нам ничего неизвестно о семье, жизни Бориса Николаевича до ареста. В Норильлаге он встретил свою будущую жену. И это удивительно романтическая история.
В архивах Норильского музея сохранились воспоминания Галины Семеновны Татариновой (Кульчицкой) (Кульчицкая -Татаринова Г.С. Портрет Герцога. // Норильский мемориал №1. Спецвыпуск. 1990 г. апреля. с 27). Это очень ценный документ, в котором содержится информация о жизни в лагере, о талантливых людях, которые были участниками лагерной самодеятельности.
Галина Кульчицкая - украинка. Родилась в 1922 году на Западной Украине. Арестована 12 апреля 1945 года вместе с сестрой Ларисой. Как она пишет в своих воспоминаниях, «на следствии подписывала чистые листы «показаний», а заполнял их следователь». Удивительно, но сестрам удалось добиться, чтобы срок им позволили отбывать вместе. В Норильлаге Галина Семеновна с 1945 по 1948 гг. находилась во 2-ом лаготделении, с 1948 по 1955 гг. - в 6-ом женском лаготделении Горлага. Она была участницей лагерного театра КВО с 1948 по 1949 гг., затем участницей художественной самодеятельности 6-го л/о Горлага. Играла в «Запорожце за Дунаем», «Наталке-Полтавке», «Двенадцатой ночи» Шекспира, в том числе играла и мужские роли.
Бывшие заключенные неоднократно рассказывали, что участие в самодеятельности было подчас спасением для них. Об этом же очень убедительно пишет и Галина Татаринова: «Во втором лаготделении я была в агитбригаде, что меня спасало. Перед концертом за две недели давали отдых от общих работ, мы ходили только на репетиции. (...) Владение музыкальным инструментом и поставленным голосом давало определенные преимущества перед другими заключенными. Во втором лаготделении за особое мастерство, талант музыкантов, певцов поощряли грамотами, благодарностями и т.д. от самого начальника комбината. Но в этих условиях самым необходимым подарком для них была сама возможность петь, играть, выступать, а не «сидеть» в ИТЛ без дела, которому посвятил всю свою жизнь».
В 195З году она была свидетельницей забастовки в Норильлаге. Освободилась 12 февраля 1955 года.
Семья Татариновых была по-настоящему творческой, заметной в музыкальной жизни города. Я хорошо помню не только Бориса Николаевича (щи и не училась у него), но и Галину Семеновну.
Это была высокая статная женщина, с очень волевым лицом. Видела я ее в музыкальной школе, где в одно время со мной учились их дочери: Людмила и Ольга. Есть даже общая фотография, где мы стоим на лестничном пролете концертного зала то ли после какого-то концерта, то ли после выпускного экзамена. Рядом с нами наши мамы. Родители тогда относились к изучению детей в музыкальной школе не так, как сейчас. Они были истинными единомышленниками, принимали активное участие в нашем музыкальном образовании и той интересной творческой жизни, которая царила в музыкальной школе.
Борис Николаевич и Галина Семеновна Татариновы
Интересное воспоминание о Татаринове педагоге и человеке мне допелось услышать от Нины Павловны Исаевой! (Нина Павловна Исаева - норильчанка, активная участница вокальных самодеятельных коллективов, существовавших в Домах культуры металлургов, шахтеров в 50-60-е гг. Всю жизнь проработала на Медном заводе. Была очень известной в городе исполнительницей. Нина Павловна пела в легендарном, чрезвычайно популярном в Норильске 60-х-70-х годов трио медного завода.) Будучи активной участницей самодеятельности, она училась на вечернем отделении музыкальной школы (конец 50-х - начало 60-х годов). Вот, что она вспоминала о Б.Н.Татаринове: «Очень был энергичный, очень талантливый человек. Вел у нас сольфеджио. Как он учил нас писать диктанты! И в то же время был закоренелый зэк. Лагерь наложил печать. Что-то было особое в лице, в выражении лица, какая-то напряженность. Мне кажется, эти люди не умели расслабляться. Сформировался звериный инстинкт самосохранения. Даже, бывало, пошутит, а потом смотрит: как воспринимают. Но юмор у него был. Рассказывал нам, как на морозе работал, котлованы рыл. И потом говорит: «Да, что мне мороз, я его перевидел!».
Как уже говорилось выше, все бывшие репрессированные педагоги музыканты работали параллельно в разных учебных заведениях. Вот и Борис Николаевич помимо музыкальной школы еще занимался с хором средней общеобразовательной школе №1. Там-то и встретился с ним будущий народный артист СССР, солист Большого тетра России, Владислав Пьявко.
Вот как описал он эту встречу в своей книге «Тенор. Из хроники прожитых лет»: «Залетев в актовый зал, и не увидев руководителя xopа Николая Татаринова, я рявкнул изо всех сил:
- Чего расселись? Кончилось ваше время. Слазь!
- Кричать ты мастер. Но петь? ...- услышал я над ухом голос.
Повернувшись, я увидел «очкарика», как мы прозвали Татаринова, который улыбался, протирая очки. Затем, взглянув через них на лампу надел их, положил платок в карман и, поворачиваясь к хору, бросил:
- Этого тебе не дано!
Хор продолжал заниматься, а мое самолюбие было задето. (...) Я ничего не ответил, но пришел на следующее хоровое занятие. Через несколько дней Татаринов мне заявил, что для хора я непригоден: слишком выделяюсь своим пронзительным голосом. И предложил попробовать петь соло. Вот тогда-то, на одном из школьных вечеров, будучи уже в седьмом классе, я и спел с хором песню Родыгина «Родины просторы». Когда я закончил петь, в зале все почему-то завопили: «Ура! Повторить!». Я гордо выходил кланяться, а потом решил повторить песню, подмигнув Татаринову - знай, мол, наших».
Безусловно, Борис Николаевич, был истинным профессионалом. Солидное консерваторское образование вооружило его знаниями и умениями, которые, конечно же, хотелось применять на более серьезном уровне. Я думаю, что именно потому-то Борис Николаевич принял горячее участие в обсуждении на страницах газеты «Заполярная правда» (1962 год, 3 июня) вопроса о необходимости открытия в городе музыкального училища. Вот, что он говорил по этому поводу в процессе дискуссии на страницах газеты «Заполярная правда»: «Музыкальное училище можно открыть на базе школы, помещение позволяет. Педагоги? Часть перейдет из школы, а их место займут наиболее способные выпускники».
Действительно, к этому времени в школе уже успешно преподавали специальные дисциплины бывшие воспитанники Б.Н.Татаринова. А Борис Николаевич стал одним из первых педагогов музыкального училища.
В музыкальном училище Борис Николаевич работал до начала 70-х годов. Правда, я помню его в последние годы, незадолго перед отъездом из Норильска. Это был уже сгорбленный с видом старика человек, с усталыми и вечно грустными глазами. Они оставались грустными, даже когда он улыбался. Последнее время он уже работал, кажется, только настройщиком.
Все-таки, трагические события жизни оставили серьезный и болезненный след в его душе.
Показателен один эпизод, связанный с закрытием деятельности украинской хоровой капеллы «Думка» в конце 60-х, о судьбе которой вспоминает А.В.Данилюк («З.В., 2006 г., 30 октября): «В "Думке" я щучилась нотной грамоте. Министерство культуры Украины прислало нам красивые костюмы. Хор успел дать концерт во Дворце культуры комбината, посвященный юбилею Шевченко. Это было так красиво, казалось, что во дворце и стены пели. Но через год отец известного диктора Эдуарда Тараканова, отвечавший тогда в окружкоме профсоюзов за культуру, собрал собрание и объявил, что хор закрывают. Причина не называлась, но очевидно, что власть не устраивало то, что хористы в основном бывшие заключенные. Хотя мы пели не только украинские песни, но и песни о Ленине и все, что полагалось по тому времени. Для нас это была настоящая трагедия.
Я помню, как плакал Борис Николаевич Татаринов, композитор и аккомпаниатор, плакали наши дирижеры, солисты... Мы так боялись возврата к прошлому».
Хотелось бы смягчить несколько негативную интонацию А.В.Данилюк в отношении П. Тараканова. Нет сомнении в том, что П. Тараканов не был «губителем» украинской хоровой капеллы. Отец Э. Тарканова был человеком неравнодушным к культуре. На страницах газеты «Заполирная правда» мы находим немало статей, посвященных к эстетическому воспитанию, проблемам культурной жизни юрода, написанных П.Таракановым. Скорее всего, он выполнил неблагодарную функцию «озвучивания» решения, которое было принято вышестоящими органами.
Украинская хоровая капелла «Думка». Норильск. 1960-е гг.
Еще одно пронзительное воспоминание о Б.Н.Татаринове пришло ко мне из Германии, от бывшего педагога первой музыкальной школы, прекрасного преподавателя теоретических дисциплин Галины Ивановны Экгард. Вот что она написала: «Я знаю, что Б.Н.Татаринов окончил Киевскую консерваторию, теоретико-композиторское отделение, с красным дипломом. Очень талантливый человек, прекрасный импровизатор. Писал прелюдии, пьесы, думаю, что и произведения крупной формы. Его произведения играли ученики нашей школы, в частности у преподавателя Инги Анатольевны Знаменской (она сейчас живет в Израиле). С Борисом Николаевичем один год мы работали в одном классе №12. Однажды я пришла на работу и увидела у него на глазах слезы. Он показал мне свой красный диплом и документ о том, что он реабилитирован, и сказал: «Галочка, зачем мне это сейчас?»
По свидетельству Галины Ивановны Б.Н.Татаринову было тогда 60 лет. Примерно через год после отъезда из Норильска Борис Николаевич умер.
К большому сожалению, сегодня мы не можем назвать даже точную дату отъезда Татариновых из Норильска. В архиве колледжа искусств не оказалось личного дела Б.Н.Татаринова. Но зато нашлось личное дел Людмилы Борисовны Татариновой, его дочери, которая, закончила Норильское музыкальное училище по классу фортепиано, некоторое время работала в училище. В личном деле отмечено, что Людмила Борисовна уехала в 1974 году. По воспоминаниям Анны Васильевны Данилюк семья Татариновых где-то в этот период и уехала из Норильска на Украину в город Хмельницк.
В мае 2009 года в Концертном зале Норильского колледжа искусст|в Норильской детской школы искусств, в рамках Фестиваля «Этот остров музыкальный...», посвященного 50-летию со дня открытия Концертной зала, прозвучало произведение Б.Н.Татаринова «Рощи с полянами» написанное в 1955 году. Нам очень хотелось, чтобы сегодняшние студенты-музыканты Норильска прикоснулись через это произведение к музыкальной истории нашего города и творчеству человека трудной судьбы, прекрасного музыканта, педагога, композитора Борис Николаевича Татаринова. Звучала музыка, воскрешенная сегодняшним музыкантами Норильска, и на глазах у многих слушателей появились слезы.
Я уверена, что в ближайшее время мы исполним и другое произведение Бориса Николаевича Татаринова, «В разлуке», текст которого наверняка был выбран композитором неслучайно:
Я знаю в горький час разлуки.
Когда ни слов, ни слез из глаз,
Взаимно поданные
руки
Со многим примиряют нас.
И все ж, когда уже за дверью
Последний шаг замолк давно,
Я все равно еще не
верю,
Я не смиряюсь все равно.
Норильский "Мемориал", выпуск 5-6, октябрь, 2010 г.
Издание Музея истории освоения и развития НПР и Норильского общества «Мемориал»