Норильский "Мемориал", выпуск 5-6, октябрь, 2010 г.
К 95-летию со дня рождения Ванды Антоновны Савнор
Голос поющей женщины звучал молодо и был окрашен чувством. Она исполняла ноктюрн Арно Бабаджаняна, чуть перефразируя поэта, потому что её вариант казался ей точнее.
Между мною и тобой гул небытия.
Тёмные моря, звёздные моря.
Если можешь, если хочешь
Вспомни обо мне, вспомни обо мне.
Я к тебе приду на помощь,
Только позови, просто позови, тихо позови.
Пусть с тобою вечно будет свет моей любви,
Долгая любовь моя.
Между мною и тобой века, мгновенья и года, Сны и облака.
Я им к тебе сейчас лететь велю
Ведь я тебя ещё нежней люблю.
Пусть с тобою вечно будет
Свет моей любви, зов моей любви, боль моей любви.
Если можешь, если хочешь - вспомни обо мне...
Пела женщина, которой в апреле 2002 года исполняется 88 лет. (Статья была написана в 2002 году. Публикуется впервые.)
Мелодия звучала как гимн любви, которая согревает её все эти годы и после смерти мужа. Мы проговорили более 10 часов. Она рассказала о судьбе двух людей, их общей жизни и красивой любви, о времени, которое ломало судьбы, о стране, которая стала злой мачехой для многих.
В.А.Савнор в своей квартире. Москва, 2002 г. Фото Л.Г.Печерской
Мы беседовали в двухкомнатной квартире Ванды Антоновны Савнор на Симферопольском бульваре в Москве, Комнаты обставлены мебелью из 60-х годов, в углу рояль, безошибочно указывающий на принадлежность хозяйки к миру музыки. В квартире невероятно уютно, как-то располагающе тепло и душевно. Этому способствуют десятки предметов, которые чаще всего встречаешь в квартирах творческой интеллигенции. Живописные работы, графика, фотографии развешаны как бы совсем не по правилам, книги, сувениры, безделушки, милые пустячки на полках, которые, может быть, более другого рассказывают о хозяйке. К концу беседы я чувствовала её усталость, но не могла остановить готовность поделиться прожитым, рассказать о любимых людях. Было видно, как это важно для неё.
Передо мной сидела не старая (в общепринятом понимании этого слова), а немного уставшая от жизни женщина, почти без морщин, с красивым ртом, кокетливой улыбкой, лучистыми глазами.
Ванда Антоновна Савнор. Она родилась в апреле 1914 года в Петрограде. Мать Мария Стефанович родилась в Польше, откуда родители с малыми детьми перебрались в Латвию, а затем, после смерти родителей, сестра отца забрала 4-х детей в Петроград. Мария осиротела в 9 лет, училась, живя у тётки в Петрограде, в пансионе благородных девиц (для дворянских сирот). Владела немецким, французским, русским и польским. В 24 года вышла замуж за 27-летнего Антона Ивановича Савнора (литовского происхождения), потомственного военного, имевшего награды за доблестную службу, (его знал Николай II), человека образованного и музыкально одарённого.
После событий 1917 года жить в Петрограде становилось невыносимо (Ванде запомнились оладьи из картофельных очисток и суп из селёдочных голов). Спасаясь от реальных преследований, отец бежит в Литву к родственникам. Мать с детьми едет в Вятку к сестре, муж которой был губернатором, за что и был расстрелян. До 1919 года Мария Савнор с пятью детьми живёт в семье сестры, затем перебирается в Москву. У маленькой Ванды навсегда осталось в памяти, как ехали товарным вагоном, голодали, и как солдаты, пришедшие почему-то с обыском, на ходу поезда выбросили из вагона коричневую таксу.
В Москве поселились в 4-х комнатной квартире на Самотечной у брата Казимира Малевича. Тяготы быта меньше других касались маленькой девочки. Поэтому в памяти - постоянное звучание музыки. Старшая сестра Ванды Елена (Лиля) прекрасно играла на фортепьяно, брат Виктор на виолончели, музицировали и сёстры Софья (Зося) и Мария (Муся).
Мать тяготило положение иждивенки, и вскоре семья переезжает в Литву к брату отца. В Москве остаётся Муся, устроившаяся на работу, и Елена, ставшая женой Мечислава Малевича. Брат Виктор погибает на фронтах гражданской войны. Семья поселилась в местечке Кражей. Очень болела мать. Встреча с отцом состоялась, но была недолгой, он мучительно кашлял, были расстроены нервы из-за невозможности обеспечить семью. Вскоре горлом пошла кровь, следом - смерть. Брат отца вскоре уехал в Америку и даже прислал посылочку. У Ванды Антоновны до сих пор сохранилась юбка, сшитая из пелерины, присланной дядей.
В Литовской гимназии Ванда обучалась 4 года. Были сложности с литовским языком. Из всех предметов более всего любила физкультуру и ритмику. Прекрасно давалось всё, что связано с пластикой и музыкой. Дома Зося обучала её основам музыкальной грамоты. В гимназии охотно танцевала. Исполняла роли мотылька, огонька в сопровождении хора девушек в белом.
В самый-самый новый 1925 год семья вернулась в Москву. На Рижском вокзале их встречала великолепно одетая Елена. Лиличка (так называет свою сестру Ванда Антоновна) была прекрасной пианисткой. Было продолжено обучение музыке Ванды. В доме часты гости, это преимущественно творческая интеллигенция, беседы, музицирование.
Ванда продолжила обучение в 30-й школе на Садово-Самотечной. Русский язык давался трудно, постоянно сбивалась на латинское написание букв. Почему-то собиралась стать авиаконструктором. А большую часть времени проводила за роялем. Играла часами, порой до боли в спине, пела и играла для гостей. После окончания семилетки работает корректором в «Технолпромимпорте». Учится в техникуме им, Стравинского (позже им. Мусоргского) на вокальном отделении (по ул. Новослободской). Прекрасные воспоминания остались после поездок ( Лилей в Петербург и в 1930-е годы в Тифлис, Боржоми, где отдыхали у друзей Малевичей.
Ванда меняет работу - теперь она помощник счетовода и Стройкооппроме.
В 1931 годы сняли дачу в Абрамцево и отдыхали там с Наталией Малевич (женой Казимира), она приехала из Берлина с картинами мужа, готовилась выставка. До 1934 года жили на Самотечной, пока Малевич не женился во второй раз. Квартиру разменяли. Им досталась одна комнат» без удобств в районе Патриарших прудов.
Болеет мать. У сестры Зоей ревматический артрит. А в жизни Ванды главное - работа и пение.
В техникуме начались первые репрессии. Арестовали комсомольского вожака. Чтобы избежать неприятностей, уходит в ГИТИС любимый педагог пения, и Ванда бегает после техникума ещё и к нему на занятия. В это время она работает уже в «Водомонтаже» (Ветошный пер., за Красной площадью). Здесь и произошла первая встреча с Сашенькой (Александр Яковлевич Якубович). Он работал там инженером. В ту пору только что вернулся из Италии, где был в командировке с целью закупки патентов на изготовление асбестоцементных труб.
В эту пору оперно-драматическая студия Станиславского объявляет конкурс. В экзаменационной комиссии - сестры К.С.Станиславского; конкурс проходит в 4 тура, из 700 претенденток только 19 стали студентками. Среди них - Ванда Савнор. Студия давала консерваторское образование, стипендия студентов равнялась зарплате инженера.
Счастливые события развивались одно за другим: в 1936 го, расписались с Сашей, две прелестные поездки в Петербург. Даже бытовые неудобства не омрачали счастья молодых. Ванда жила у Саши без прописки. И вскоре начались неприятные звонки, анонимные письма, один из дней начала 1938-го пришли двое в штатском с дворником. Увезли на Лубянку, обрезали пуговицы, втолкнули в камеру-подземелье. Начались допросы (вызывали: «Кто на сы?»), почему-то всё время ночью, сначала интересовались почему жила в Литве, почему муж был в Италии (ссылались на его показания, так она узнала, что Саша арестован). Последующие допросы сводились к цели сделать из неё шпионку.
31.12.1938 года получила первое письмо от Саши из Котласа, затем из Воркуты. С февраля 1939 года он - нормировщик, пишет просьбу о пересмотре дела и надеется на лучшее.
В 1939 году Ванда Антоновна едет на свидание к мужу. Она вспоминает историю с лошадью, 10 дней в тайге в сторожке на берегу реки. (Об этом подробный рассказ у Назаровой Л. Г.) (Назарова Л.Г. Наперекор течению. - Калуга, 1997, 1997 г., с. 23-40).
Открытка, присланная Александром Яковлевичем Якубовичем из Воркутинского лагеря.
Продолжила учёбу в студии (окончила в 1941 г.). Студия в 1940 году стала оперно-драматическим театром им. Станиславского. Своего помещения театр не имел. В 1940-ом от студии по решению Главсевморпути (июнь-сентябрь) гастролирует группа артистов по Лене до бухты Тикси - обслуживали население и предприятия. В это время пришло письмо от Саши, он сообщил о карцере, возможности добавления срока.
В войну мать и сестра уехали в Иваново. Ванда работает в прифронтовом театре - на линию фронта возили сценки из «Пиковой дамы», «Майской ночи», «Евгения Онегина», «Запорожца за Дунаем».
31.12.1938 год - письмо из лагеря.
«... Любимая, моя милая детка. Я знаю, что в этот час ты думаешь обо мне и мысленно со мной... Наша счастливая жизнь показала, что я не ошибался. Что любить по-настоящему и жить - это так, как мы с тобой, моя ласточка... Я счастлив, что судьба в жизни подарила мне тебя, мою любимую звёздочку...»
Это письмо Ванда Антоновна (вместе с другими письмами мужа) хранит 63 года. Первое письмо из лагеря после первого ареста Александра. Они были прекрасной парой: нежная романтическая певица Вандик, проявившая железную стойкость и выносливость, и талантливый инженер - технолог, человек земной профессии и такой лирической души.
Александр Яковлевич Якубович родился 02.04.1901 года в Самаре в семье кустаря - часовщика и домохозяйки. После окончания Самарской гимназии участвовал в рядах Красной Армии на Туркестанском и Закавказском фронтах Гражданской войны, закончил институт в 1928 году, и стал инженером-технологом. С 1929 года по 1938-й работает в проектных и строительных организациях, монтирует и сдаёт заводы, в 1932 году был послан в Италию для изучения производства асбоцементных труб. Эта командировка эхом отозвалась в 1938-м, когда его арестовали по обвинению в шпионаже.
С 1938 года по 1944-й зэка Якубович «строит и монтирует» асбоцементные трубопроводы, «доходягу»-инженера спасает от болезни и смерти перевод на строительство Печорской железной дороги нормировщиком строительно-монтажных работ. А все эти годы Ванда хлопочет по инстанциям об облегчении участи мужа. Но он отсидел присужденные ему пять лет.
Освобождение в 1944-ом, радость воссоединения семьи, рождение сына Володи, интересная любимая работа сначала в Брянске, а с 1946 по 1949 годы зам. начальника и начальник ПТО треста «Центрстройдеталь» Главцентростроя Наркомата тяжёлой промышленности СССР.
Ванда успешно выступала в своём театре, вернувшись из эвакуации. Концертная деятельность, гастроли, вершина сценического мастерства. У Александра Яковлевича уже в те годы проявляется интерес к научно-техническим исследованиям, новаторскому творчеству. Подрастает сынишка. Жизнь налаживалась. Но 1949 год принёс новую беду - волна повторных арестов не обошла Якубовича. Бутырка, этап в Игарку, затем Ермаково и с 1954 года - в Норильлаге.
Ванда Антоновна после гастролей по Алтаю, преодолевая все трудности, едет в Игарку к мужу, который работает совхозе, строит мосты. Идёт очередная «великая сталинская стройка - железная дорога Салехард - Игарка». Увиденное и предполагаемые лишения не изменили твёрдого решения Ванды Антоновны - ехать к мужу жить, оставив Москву, театр, карьеру. Тревога была лишь за четырёхлетнего сына: как он воспримет Север, бытовые тяготы и положение отца.
Александр Яковлевич Якубович. Игарка. 1950 год
Не оставляли ни уговоры и увещевания, ни советы расторгнуть брак, ni казаться от опального мужа. Целеустремлённость помогла. Семья в Игарке, Ванду с восторгом принимают в театре, труппа которого состоит из лагерников. Но шаткое благополучие недолгое. Театр закрывается, т к. рабочая сила - актёры отправлены в лагерь, временные заработки в совхозе помогают выжить.
Отчаяние и страх за судьбу мужа, невозможность вернуться в Mоскву и оставить его одного, заставляют Ванду Антоновну поехать в Ермаково и упросить начальника стройки №503 А.И. Боровицкого перевести Якубовича в Ермаково, где можно было найти применение его инженерным знаниям.
Четыре года в Ермаково. Солистка оперы работает в поселковом клубе и даже становится художественным руководителем. И только в воспоминаниях и мечтах - ярко освещённая сцена, концертное платье, волшебно звучащий голос.
Смерть тирана умертвила и стройку. Вывозят заключённых, разъезжаются вольнонаемные, ссыльные остаются на вымирание, самовольный отъезд - как побег. И снова хрупкие женщины, Ванда с женой такого же горемыки как Александр, добираются до Норильска. Им помог Н.А.Дарьяльский. Если учесть время и обстоятельства, то невольно поверишь - Бог метит хороших людей. (Дарьяльский Владимир Алексеевич (1912 - 1999) приехал в Норильск в числе эвакуированного личного состава комбината «Североникель» 20 августа 1941 г. Работал на Малом и Большом металлургических заводах. в 1944 г. назначен первым начальником кобальтового завода. С 1952 г. работал в Управлении комбината главным металлургом и заместителем главного инженера комбината. В 1953 г. решением Министерства металлургической промышленности назначен главным инженером и зам. директора комбината.)
С 1953 года семья - в Норильске. Александр Яковлевич работает в Центральной лаборатории строительных материалов. В этот год он освобождается из ссылки и работает на НГМК. В 1956 году Ванда Антоновна вернулась с сыном в Москву, похоронила одну за другой двух сестёр. Александр Яковлевич, реабилитированный 14 августа 1956 I ода ещё год проработал в Норильске.
Ванда Антоновна Савнор (в центре) на пароходе Норильске. «Иосиф Сталин». Поездка
в Норильск. 1953 год
«Очень хотел в Норильске поработать, интересное дело делали», - вспоминает Ванда Антоновна.
Новый этап жизни в Москве не был лёгким и радужным. Но любимая работа, творчество, научные публикации Александра Яковлевича в технических журналах делали жизнь содержательной, Ванда блистала на сцене в оперетте сольных концертах. Рос любимый сын. В семье царили признательность и любовь друг к другу. Они оба родились в нежном весеннем апреле. В апреле 1964 года Александра Яковлевича Якубовича не стало. А Ванде Антоновне даёт силы жить прекрасное чувство, пронесённое через десятилетия.
«Через годы и века помни обо мне...»
Ванда Антоновна Савнор.
Норильск, 1954 г.
Норильский "Мемориал", выпуск 5-6, октябрь, 2010 г.
Издание Музея истории освоения и развития НПР и Норильского общества «Мемориал»