Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

П. Соколов. Ухабы


ГЛАВА 13.

ЗАТИШЬЕ ПЕРЕД БУРЕЙ.

"Жоржик" (презрительное прозвище чопорных гвардейских офицериков)
подходит к причастию. Приподняв лорнет заглядывает в чашу.
"Кэк, кг'асное ?! Я кг'асного не пью !"
(Из салонных анекдотов)

 

От масштабных проблем снова вернусь к личным, которые, естественно, были неотделимы от общей ситуации в стране и мире. Обострение военной и политической обстановки сблизило меня с отцом Хановым, так как, участвуя в жарких дискуссиях у радиоприемника, с участием своих друзей и взрослых друзей дома Хановых, я обнаружил наибольшее совпадение взглядов и симпатий именно с Виктором Петровичем Хановым. Это был высокий худой человек неопределенного возраста. Ходил он несколько странной походкой, сутулясь, с как то бессильно опущенными руками. Выражение лица у него всегда было мягкое и доброжелательное. Я никогда не видел, чтобы он сердился и кричал. Жили они бедно, но, тем не менее, их дом был открыт для всех. Там всегда было много народа, своих и чужих. Почти всегда жил кто то из неимущих и такого скромного крова. С Хановым-отцом я беседовал не только в компании, но часто и наедине, делясь с ним мыслями и сомнениями. Из его недомолвок я понял, что он не только сочувствует Советской России, но и причастен к какой то коммунистической органиэации, понятно подпольной и законсперированной. Как то в беседе мы коснулись моих выступлений в доме инвалидов, и он их безусловно осудил, как пустую фронду, пользы от которой никакой, а для меня это могло не только принести неприятности, но и привлечь к моей особе внимание властей, и таким образом сделать мое участие в настоящей политической работе нежелательным. Впрочем я и сам уже понимал все это и решил снять напряженность в отношениях с эмигрантским окружением. Начал я с того, что, пользуясь приближением пасхи, стал посещать церковь и даже высказал желание исповедаться и причаститься - широко распространенный обычай среди крещеного люда. В болгарской гимназии это проводилось даже в плановом порядке. Правда там эта процедура была несколко иной и более впечатляющей. После богослужения, по призыву священника, все становились на колени, и мысленно каялись в грехах. Поп же становился на колени лицом к пастве, и тоже как бы каялся перед ними. После исповеди, в ходе следующей службы, обычно на другой день, совершалось причастие. Священник, стоя в Царских Вратах с чашей в руках, давал каждому причащающемуся из маленькой ложечки на длинной ручке кусочек просфоры (особого вида сухой булочки) плавающий в вине, что символизировало приобщение верующего к телу и крови Христа, отданных во искупление грехов мира. После получения причастия, верующий подходил к другому прислужнику церкви , и из сосуда, похожего на ковшик, делал глоток "теплоты" – вина (специального "церковного", темно красного, с характерным приятным вкусом), разбавленного теплой водой. У русских обычай этот был о основном таким же, только исповедь была индивидуальной. Грешник каялся священнику, после чего опускался на колени, а священник, прикрыв его эпитрахилью (часть облачения) отпускал ему грехи. Тайна исповеди считалась и с юридической и с моральной точки зрения, нерушимой, но все равно эта процедура была неприятной, особенно когда ты с попом не в ладах, да и в грош не ставишь его святость. Тем не менее, пришлось соблюдать обычай. Произошло это в страстную субботу - последний день перед пасхой, а причастие должно было состояться перед заутреней, богослужением, происходящем в полночь, с наступлением воскресного дня. Я любил эту службу. Она начиналась вечером в полутемной церкви, задрапированной черным материалом. Песнопения, связанные со смертью и погребением Христа, негромки и скорбны. Затем все верующие выходят, вслед за священником, с зажженными свечами, и обходят церковь. В это время внутри храма спешно снимается все черное и "интерьер" сверкает красками и позолотой. Все возвращаются в церковь. Священник заходит в алтарь, надевает светлое облачение и , отворив Царские Врата, провозглашает: "Христос воскрес!" , и тут хор громко поет мажорный мотив песнопений пасхального репертуара: "Христос воскресе из мертвых, смертью смерть поправ . . . " и так далее. Люди начинают христосоваться, т. е. троекратно целоваться со словами:"Христос воскрес!" - "Воистину воскрес!" Потом с зажженными свечами идут домой и садятся за праздничный стол. Над городом несется многоголосый перезвон колоколов. Хороший радостный праздник! Вот в преддверии такого праздника я и отправился на исповедь к князю Ухтомскому. Впрочем был он тактичен, не тянул из меня "грехов", а прочитал мне небольшое нравоучение, напомнив евангельское изречение, что на небесах больше радости об одном кающемся грешнике, нежели о ста праведниках, не имеющих нужды в покаянии. Не знаю насколько я возрадовал праведников на небесах, так как после исповеди я сначала договорился с Барухом, который прислуживал в церкви, чтобы он не разбавлял водой "теплоту", во вторых залез в находившееся неподалеку цветоводство и нарвал букет цветов, который обещал Вале Бесхлебной, девице несколько старшей нас, жившей довольно далеко от поселка, в обмен на обещание христосоваться со мной. Так что между покаянием и причастием, когда полагалось, очистившись от грехов, обдумывать как жить, чтобы не совершать новых, я сразу набрал дюжину очков в пользу дьявола. Впрочем греховные планы были исполнены - я "подтеплился" и пошел провожать Валю, христосуясь с ней несколько чаще, чем предполагалось религией. Так или иначе, перед лицом церкви и общественности я был реабилитирован. В это время на одной из близлежащих вилл обосновалась довольно многочисленная группа немецких моряков. Это навело меня на размышления. Война окончена, до моря далеко, что тут делать морякам ? Своими сомнениями я поделился с Хановым. Он разделил эту обеспокоенность, и посоветовал мне завязать знакомство с моряками и выведать о цели их пребывания здесь. К этому времени я достаточно хорошо восстановил знание немецкого языка, который в свое время изучал в Русской гимназии, как путем общения с немцами, так и за счет тренировок в языке с матерью. Поэтому такое задание не составляло трудности. Я даже привел на дом к Ханову двоих своих знакомцев - Гюнтера, скромного юношу из студентов, и разбитного кадрового моряка Отто, имевшего непонятный чин боцман-мат, не шибко далекого и не дурака выпить. После того, как Отто с товарищем достаточно убедились, что "их уважают", они несколько расслабились, и удалось выяснить, что они связисты и готовятся перебазироваться в Варну, на Черное море, где оборудуется база. Я лично не очень понял, в чем ценность этих сведений, и чем так остался доволен Ханов. Понял я это потом. А пока предстояло сдавать экзамены на аттестат зрелости. Это касалось меня, Кота и Ваньки. Барух кончил школу год назад, а Косте Ханову и Даниле это предстояло в следующем году. Чтобы быть подальше от соблазнов мирской жизни, было решено всем троим перебраться ко мне. Собрали все пособия, составили жесткий график занятий и распорядок дня, включив даже в него поглощение черного кофе для поддержания умственной работоспособности. На подготовку отводилось две недели. Обязательных консультаций не было. Костя с Данилой уже начали каникулы и посещали нас. Визиты обычно переходили в дискуссии или игры, и график стал ломаться. Затем мы убедились, что чрезмерная умственная нагрузка неблагоприятна для закрепления знаний и пересмотрели соотношение времени труда и отдыха в сторону последнего, причем график пересматривался ежедневно, в результате чего доля труда стремительно приближалась к нулю, подобно тем дифференциалам, которые нам следовало повторить. Накануне первого экзамены в Русской гимназии, по моему по литературе, было решено вообще разгрузиться, и вечером мы все трое отправились на какую то танцульку, где познакомились с одной болгарочкой, работницей бывшей за речкой ткацкой фабрики. Она произвела впечатление, пользовалась неустанным вниманием всех троих. По окончании мы пошли ее провожать. Я тщетно убеждал своих друзей, что им надо отдохнуть перед экзаменом, и чтобы они шли домой. Каждый из них приводил свои доводы, пытаясь отшить двух остальных. В результате, мы все трое, во втором часу ночи вернулись восвояси не солоно хлебавши, и почти до рассвета из всех углов неслись сокрушенные вздохи. На утро Кот с Ванькой отправились на экзамен, а я в свою гимназию, чтобы узнать расписание экзаменов. К своему ужасу я узнал, что первый экзамен уже был накануне. Мне пришлось изрядно пометаться, прежде чем я получил разрешение сдать его с другой группой. Не вдаваясь в подробности, я скажу, что несмотря на легкомысленный образ жизни, я все сдал успешно и получил свидетельство о том, что я Павел Павло'в Соко'лов, уроженец г. Орхане', православного вероисповедания, окончил курс гимназии с общим результатом 4, 82 (много добър) и примерным поведением. (Если бы они знали!) Пора экзаменов у нас занимала июнь и начало июля, а 12 июля , в день моих именин, должно было состояться торжественное собрание с вручением аттестатов. Однако этот период в том году ознаменовался не только окончанием школы, экзаменационными треволнениями и мелкими радостями, но в него, подобно буре, ворвались события глобального значения, на фоне которых отошли на задний план все остальные дела. Вначале ничего не предвещало бури и , как я писал, мы безмятежно готовились, или лучше сказать, не готовились к экзаменам. Появление моряков, вызвавшее легкое облачко тревоги, в целом недолго занимало мои мысли. Но однажды, на первой странице газеты, хотя и без броского заголовка, появилось заявление советского правительства о том, что за рубежом распространяются злонамеренные слухи о якобы имеющихся трениях в советскогерманских отношениях. Слухи эти опровергались и приводились данные о безмятежно добрососедском характере этих отношений. навязчивый тон, в котором отрицалось одно и доказывалось другое, как то не убеждал и оставлял тревожный осадок. Естественно, что это заявление привлекло внимание, особенно в русской среде, обсуждалось и комментировалось по разному. В те дни и ранее, уже начали двигаться колонны германских войск из Греции, часто с песнями и надписями на машинах типа "Zu Mutti !" -К маме. Но вот однажды, это было числа 16-17 июня, одна из таких колонн остановилась против Хановского дома, где находились мы с Ванькой. Мы вышли поглядеть, и тут нас обступили солдаты, спрашивая: "Was ist mit Russland ? " - Что с Россией ? По их словам, им объявили, что вместо возвращения домой, их перебрасывают в Румынию против России. У меня от волнения исчез весь запас немецких слов, и я перешел на французский. Отыскался и немец. знавший этот язык, и с его помощью я объяснил, какое сообщение о благополучии отношений между Германией и СССР было в газетах. Однако оно видимо никого не убедило, и тревожные реплики и вопросы не иссякали, пока, после короткого отдыха, колонна не отправилась дальше. Факт был слишком важным и тревожным, чтобы его игнорировать. Отца-Ханова не было дома, ждать я не мог, и немедленно отправился в город, в "Русскую книгу", где, как я говорил, имел знакомство с продавцом - "чекистом" . Дело было к вечеру, посетителей было немного, и я сообщил продавцу все, что услышал в этот день. К моему удивлению и даже досаде, он не проявил беспокойства, а вместо того прочитал мне лекцию о провокациях, ссылаясь на уже известное мне сообщение ТАСС. Все это было в начале недели. В воскресенье мы поспали несколько дольше. Когда я вышел из дома, было яркое безоблачное утро, и, уж не помню от кого, я услышал обжигающее слово: ВОЙНА !

[После того, как была написана эта книга, в одной из передач ТВ, я услыхал, что сведения о готовящемся вторжении немцев в СССР, поступали и из Болгарии. Возможно, что в этом ручейке информации была и моя струйка. ]

Это слово было повсюду. Люди расхватывали газеты. Я побежал к Хановым. Там, несмотря на ранний час, уже было полно народа. Все столпились у радиоприемника. После обеда заговорила Москва. Сообщения следовали одно за другим. Понять, что происходило было трудно. Можно наверное исписать всю книгу, описывая только этот день, пересказывая сообщения, встречи и дискуссии. Никто не остался равнодушным. Зашевелилась, и тут же раскололась на два лагеря эмиграция. Одни злорадно потирали руки, другие солидаризировались с Советами. Все перепуталось. Бывший главнокомандующий белогвардейцев, Деникин, призывал к объединению в борьбе против Германии, наши попы объявили о молебствии о победе германского оружия. Что касается Парагвайцев, то их охватил патриотический подъем. Мы горланили советские песни, злыми глазами смотрели на проезжавших немцев, и кажется были подобны трем черногорцам, которые оказавшись в Стамбуле, в момент объявления войны между Сербией и Турцией, послали телеграфный запрос, возвращаться ли им в Сербию, или открывать второй фронт.


Оглавление Предыдущая глава Следующая глава

На главную страницу сайта