Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Федор Романюк. Мысли и воспомнания


Иоанниты

Иоанниты - это люди крепко любящие и свято чтущие Дорогого Батюшку за носимый им сан Христов, за веру, за подвиг непрестанной борьбы со грехом. Иоаннитам суждено было принять на себя имя отца их, как первые последователи Христа стали именоваться христианами. Я пристал к этому стаду после того, как Господь показал мне духовное величие этого мужа. Батюшка есть добрый пастырь и является умилостивлением за недостатки в приношениях за грехи наши по священству. Священник, не почитающий Дорогого Батюшку, не есть священник Церкви Православной. Возуповаем, что духовные чада Дорогого Батюшки будут многочисленны в веках грядущих, как песок вскрай моря, как звезды на небе. Теперь их мало, и они будут семенем грядущего множества. "Мне же зело чести быша друзи твои, Боже, изочту и я паче песка умножатся " (Псал. 138).

Я был очевидцем, как однажды в Кронштадтском Андреевском соборе Дорогой Батюшка, обратившись к стоящему перед Ним народу, исчисляя его, указывал перстом десницы на всякого исчисляемого. Сначала смысл сего священнодействия был непонятен. Ясен же стал при чтении псалма 138. "Федор, ты заметил, как сегодня в церкви Батюшка считал народ?" - спросил меня по выходе из собора мой двоюродный брат Василий. "Да, заметил", - ответил я ему и в свою очередь спросил Василия: "А тебя Он засчитал?" "Да, засчитал". "И меня", - ответил брат. Это пророческое предсказание будущего преумножения паствы Дорогого Батюшки.

***

Прародители вкушением сласти запрещенного плода восприняли в себя залог смерти душевной и телесной, передав восприятое всему роду. Христос вкушением страдания прослушания погасил Адамово всепагубное приобретение. Плод страсти и послушания в Теле и Крови своих предложил и предлагает человеку в залог воскресения и по душе и по телу.

***

Сегодня опять прискорбное известие. Вчера после обеда одна девушка, жалуясь на боль головы, решила пойти в лес в надежде, что быть может в лесу скорей боль пройдет. Пошла одна. Пришел вечер, девушка домой не пришла. Всю ночь домашние ждали, но напрасно. Вот уже и утро, а ее все нет. Судите о скорби самой невернувшейся, о скорби матери и всех домашних и всех добрых людей, слышавших об этом прискорбном происшествии. Чтобы можно было яснее восчувствовать несчастье, поставьте себя в положение бедной девушки или ее матери.

***

Только что ранило мое сердце человеческое страдание. Проходил мимо лагерной больницы. Мое внимание было привлечено воплями полунемого, психически полуненормального отрока. Тело его было забинтовано марлею, сохранявшею следы засохшей гноеобразной жидкости, выкачанной из области легких. Больной в душевных и физических страданиях, устремив свой взор в окно и будучи готовым как бы выскочить и убежать домой, со слезами взывал: Мама! Мама! А мамы нет. Мама сама не менее несчастна. У нее, вероятно, еще имеются такие же несчастные дети, лишенные необходимого питания, протягивающие исхудалые руки с мольбой: мама, дай хлеба; мама, есть хочу. У мамы же нет ничего. Трагическое положение.

***

Если Дорогого Батюшку уместно сравнить с престолом Божиим, то его наставления будут подобны той реке воды жизни, которая была чистая, как стекло, и исходила от престола Бога и Агнца. (Апк. 22, 1).

***

"В поте лица твоего будешь есть хлеб твой", - сказал Бог согрешившему Адаму. Кровавым потом и лютым страданием Христос добыл для нас хлеб жизни вечной - св. Тело и Кровь для нашего причащения.

***

Христос совершил послушание Отцу Небесному от лица всего человечества в соответствие тому, что Адам заразил своим грехом все человечество, коего родоначальник.

***

Сокровенный смысл Писания часто уясняется самим же Писанием. Этим побуждаемся к тщательному изучению св.Писания, в котором сокрыто море премудрости. Возьмем для примера хотя бы слова Христовы: "Из рожденных женами не восставал пророк большой Иоанна Крестителя, но меньший в Царствии Божием больше его". Кто же меньший? Сопоставляем другое место писания, где прямо поясняется кто меньший - кто разорит одну из заповедей Божиих, тот меньшим назовется в Царствии Божием, а кто сотворит и научит, тот великим назовется в Царстве Божием. О величие богоугождающих нужно судить по делам любви. Вышеприведенное место предуказывает на величие Дорогого Батюшки, который, происходя из среды меньших, т.е. из числа нарушителей заповедей, посредством творения заповедей достиг божественного величия.

***

Блудников и прелюбодеев судит Бог: внутренне через угрызения совести, а внешне через страдание плоти, через разные неблагоприятные житейские обстоятельства. Таков я, и меня утесняет моя христианская совесть, а по внешнему человеку для уврачевания моих грехопадений мне в удел назначено то, что меня смиряет и врачует: бездомность, целожизненное скитание вместе с семьей по квартирам, материальная скудость, разлука с семьей и с родными, многократная судимость, затем тюрьмы, этапы, лагеря, тяжелые физические работы, скудость питания иногда и одежды, недомогания. Отовсюду тесноты. Многи скорби грешному. Исполняется и еще слово Писания: пасый любодейцы обеднеет. Значит и наоборот: подвизающийся во имя чистоты и целомудрия избегнет подобного жребия. Ничего такого не случилось с Дорогим Батюшкой. На нем исполнилось другое слово Писания: ищите прежде всего Царства Божия и правды его, и сия вся (внешнее благополучие) приложится вам. Вот ему, нашему Дорогому, все и приложилось: пища и одежда, долголетие и слава, и премудрость, и святость, и все.

***

Пророку Захарии были показаны два помазанника, предстоящие Богу всей земли. Можно подумать: Господь Иисус Христос и Дорогой Батюшка.

Ин есть Сеяй и ин есть Жняй. Христос посеял спасение, а Дорогой Батюшка пожал посеянное, вошел в труд Его. Сеющий и жнущий вместе радоваться будут.

***

Христос сказал: где Я, там и слуга Мой будет. Дорогой Батюшка - служитель Христов. Никто не дерзнет это отрицать. Значит, где Христос сядет в славе на престол Божества, там же и Батюшка. Мы так веруем. "Побеждающему (грех) дам сести на престоле Моем".

***

По слову Христову пророк Исаия видел Господа седящем на престоле высоком и превознесенном. Веруем, что престол Божий высокий и превознесенный - Дорогой Батюшка. Тогда еще не существовавший? Странная логика: а Иисус Христос разве существовал, когда о Нем пророчествовал прор. Исаия? См. глав.15 и псал. 21.

***

Богоотец пророк Давид, много воевавший со врагами и всех их победивший, в том числе и самого Голиафа - прообразовал победителя греха и диавола Дорогого Батюшку. Камень из пращи: сила Христова. Праща пастушеская - Литургия с Телом и Кровью, которыми ратоборствовал побеждавший.

***

Как Моисей был послан в Египет, чтобы извести оттуда народ, мучившийся в рабстве Фараона, так Бог-Отец послал Христа Сына Своего ко всему роду человеческому, приблизиться к нему, слиться с ним, внести в природу человеческую, отравленную грехом, живосное божественное противоядие. Подобным образом и Христос, избрав учеников, посылает их в мир весь: шедшие в мир весь проповедуйте Евангелие всей твари. Вы - свет мира, вы - соль земли. Все эти носителя благодати и разума Божия должны проникать в толщу человечества, внося с собою дух веры и благочестия, напаять живою водою благодатного слова Божия, увлажнять, сохраняя от греховного запаления, смягчать живот духовно. Так реки увлажняют и оживляют лицо земли, так жилы разносят кровь по всему телу, поддерживая в нем жизнь. Так коленца на злаках скрепляют стебель, делая его упругим, способным противостоять напору ветра. Служитель церкви Христовой должен заботиться не только о своем духовном преуспевании, но о возрастании всего тела Церкви, от которой он должен чувствовать себя неотделимым. Он должен быть со всею Церковью заодно: молиться от лица всех, каяться от лица всех, веровать от лица всех; короче говоря, он должен олицетворять своих людей во всех своих благочестивых упражнениях. Священник должен быть неотделим от людей в духе, стараясь блюсти единение духа со всеми, как и Христос, подавая пример, сказал: "се аз с вами есть во вся дни до скончания века".

Так падает и пшеничное зерно в землю, принимая смерть и умножая жизнь. Павел говорит об этом таинстве: смерть действует в нас, а жизнь в вас. Язвою Христовой исцеляемся. Так бывает и в деторождении - дитя растет за счет матери.

***

Благоразумный отец, любя сына, хочет видеть его благонравным. Горе родителям, имеющим беспутных детей. При научении детей приличествует такой порядок воздействия. Сначала детям все любезно объясняют, указывая на преимущества благоповедения и попутно знакомят с тяжкими примерами жизни детей недостойных, безрассудных и злонравных. Если к своему огорчению родители усматривают непослушание детей, то их сперва уговаривают, просят, потом грозят наказанием, потом наказывают, а если все это во всей совокупности не помогает, тогда с гневом отвергают и изгоняют за неисправимость. История показывает, что то же бывает и с народами и со всем человечеством в целом. Бог, как любящий отец, роду человеческому благодетельствует, даруя ему бытие, щедродательствует, предоставляя ему неистощимые дары природы для поддержания жизни и благополучия, требуя только благоповедения, определяемого божественными законами, но когда эти благодетельные законы дерзко нарушаются и попираются, когда все Божии советы, призывы, угрозы не достигают цели и мир стремительно через физическое и моральное растление несется к гибели, Бог для спасения человечества употребляет последнее средство своего воздействия - бедствия как неизбежную хирургию.

***

Меня часто удивляет и радует премудрость Слова Божия. Меня посетила мысль при чтении прощальной беседы Господа нашего Иисуса Христа с учениками. Говоря о предстоящей разлуке и тяжелом пути крестоношения и смертеприятия, Христос нашел нужным и уместным назвать их, людей совершеннолетних, из которых некоторые были женаты (напр. Петр, имевший тещу), - детьми, сказав: "Дети, уже недолго надлежит мне быть с вами и куда Я иду, вы не можете теперь идти, а после пойдете за Мной". Это обращение к ученикам, как к детям, нельзя рассматривать как простое звательное слово обращения. Здесь усматривается глубокий смысл, премудрость Божия. Детям свойственны неопытность и бессилие. Эти качества были присущи и апостолам. Это вскоре обнаружилось. Ап.Петр в порыве своей уверенности в своей любви и всецелой преданности засвидетельствовал о своей силе: с Тобой готов я и в темницу и на смерть идти. Действительность однако выявила, что апостол оказался слабее того и не выдержал испытания. Так бывает и в жизни обыкновенной. Отец, предпринимающий далекое и трудное путешествие, благоразумно отклоняет обычную детскую готовность разделить труды путешествия. Отец обыкновенно говорит в этом случае: "Дитя, останься дома, ты еще маленький, слабый, а дорога дальняя и трудная: ты устанешь и не дойдешь до места".

По силам своим апостолы были тогда еще духовно немощны. Силу получили "нашедшу на них св. Духу". То же бывает и с нами. Иногда а порыве ревности готовы хвататься за высокие подвиги, не доучитывая своего бессилия, и часто жестоко посрамляемся. Нужно духовно возрасти, окрепнуть и лишь тогда можно болеее или менее беспреткновенно шествовать по стезям заповедей божественных, а поначалу нам свойственны частые преткновения, тяжелые падения и ушибы. Самонадеянностью и кичливостью можно объяснить многие наши грехопадения и всю внутреннюю неблагоустроенность.

***

Сие же мудрствуется в вас еже во Христе Иисусе, т.е. у нас должны быть те же мысли и чувства, что и у Христа. Это будет для нас возможно, когда мы преискренне с Ним соединимся, срастворимся. Для сего существует в Церкви два таинства - крещение и причащение, когда человек верующий принимает в себя Тело и Кровь Христовы, а вместе с ними и Его Дух и жизнь.

Литургия - дерево жизни, дающее всякому плоды жизни вечной.

***

Имя Дорогого Батюшки Кронштадтского неприятно для людей порочных, но оно превожделенно для боголюбцев. Оно широко было известно в православном народе дореволюционной России. Кто только не слышал тогда про Батюшку отца Иоанна Кронштадтского? Его знали многие, а слышали еще больше: и те, кто были во дворцах, и те, кто в высокосветских салонах, и те, кто проводил земную жизнь в низкой доле и ютились в городских подвальных помещениях и жили в деревенских лачугах. Сердце верующих отовсюду влеклись к Нему. Иногда народ тысячами собирался к нему при его путешествиях по России. Небезызвестен он был и за границей. Во всю землю изыде вещание о нем и в концы вселенной глаголы о нем. И не было никого, кто бы укрылся от теплоты молитв его и всеобъемлющей любви его. Как молния исходит от востока и видна бывает на западе, так от Восточной церкви воссиял этот святильник и виден был даже до Церкви Западной. Много и толков было о нем в народе, как это и всегда бывает при появлении в мире личности чрезвычайной, какими бывали пророки. "Одни говорили, что он - добр, другие говорили: нет, он обольщает народ". Одни превозносили Его до небес, а другие смотрели на него с лукавством. Нечестивые не могут видеть славу Божию, не видели они ее и в личности Дорогого Батюшки о.Иоанна. О родословии детстве, юности до священства говорить не будем, обо всем этом много уже печаталось. Мы хотим сказать нечто особое об этом светоче мира. Страшно утаивать, что нам известно и что должно стать достоянием ведения мира всего. В акте особого откровения по молитве нашей Богу угодно было показать все величие Дорогого Батюшки, сущего во Христе. Он явился, как богоносец в полном смысле этого слова, как обитель св. троицы, являя в себе св. тройку. "Я мыслю отцом, говорю Сыном, дышу Духом святым" - говорит Он о Себе самом. Он не был Бог, но воспринял в себя божество через посредство Тела и Крови Христовых, которыми он питался вся дни живота своего во священстве. Бог обитал, говорил и действовал через него: он был только Его орудием. Это знали и чувствовали простые благочестивые люди, которым Господь открывает иногда Свои Тайны и Свою Премудрость. Евангелист Марк повествует, что когда Христос прибыл в свой город (Капернаум) и вошел в дом, то стало слышно, что он в доме и тотчас собралось к нему так много народу, что не было места даже у двери.

Храмом, чудотворным образом Божиим и одушевленным Божиим Кивотом явился Батюшка в Церкви Христовой. Осуществилась идея, содержимая пророчески в Церкви православной и выраженная в иконографии, где при изображении лиц Пребожественной Троицы видим две человеческие личности - одна личность - господь Иисус Христос, а другая - образ Бога Отца. Это не Бог-Отец, а Его преосвященный одушевленный образ - Дорогой Батюшка. Образ - образ и есть. Батюшка - не Бог, а образ Божий. Если верить, что Дорогой Батюшка и был весь в Боге, и Бог в нем обитал, как в Храме, то Отец Иоанн являлся нерукотворенным образом Божиим. И почитание ему нужно воздавать, как нерукотворенному образу Божию. При прославлении Дорогого Батюшки очень уместно и весьма приличествующе может быть применена церковная служба положенная нерукотворенному образу: Пречистому образу твоему поклоняемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Хр.Боже, волею бо благословил есии плотию взвести на крест, да избавити, яже создал еси, от работы вражия. Тем благодаряще вопием Ти: радости исполнил еси вся спасе, пришедый спасти мир.

Величание: Величаем Тя Живодавче Христе
                    и чтем образ Твой честный им же
                    спас еси наш от работы вражия.

***

Сущу позде в той день во едину от субботы и дверем затворенным, идеже беху ученицы Его собраны страха ради Иудейска, приде Иисус и ста посреде и глагола им "Мир вам". Возрадовались ученики, видевшие Господа. Было уже поздно в тот день, в день воскресения Христа. Ученики были в сборе. Двери помещения, где были апостолы, были на запоре. Однако закрытые двери не могли служить препятствием и преградою для воскресшего из мертвых Иисуса Христа и желавшего явить себя Своим ученикам, находившимся в великих душевных переживаниях. Христос предстал и сказал ученикам своим: мир вам. Своим явлением и своим словом умиротворил апостолов. Сомнения были устранены и ученики убедились, что действительно распятый на кресте их Учитель воскрес из мертвых, ибо это было не первое явление, до этого он уже являлся. Являлся Симону, явился и двум из учеников, шедших в селение. Но Христос вчера, сегодня и во веки тот же. И как он вошел к ученикам тогда при закрытых дверях, так и теперь, и всегда он может войти в душу человека Духом Своим. Ибо Телом своим входит к нам через причащение Его плоти и Крови в таинстве говения. Нужно ли, необходимо ли, желательно ли для человека пришествие Христа в душу человека. Св. отцы утверждают, что Христос для души человеческой так необходим, как для тела свет, воздух, пища и вода; что душа человеческая, оставленная Богом, не живет, а мучится, тяжко страдает. Как же проявляется Христос, когда взойдет в душу человеческую? Миром и радостью. Христос благоволит не только иногда заглядывать в душу человеческую, как проглядывает в дом Солнце сквозь окно, но Он готов и всегда пребывать с человеком в единении, лишь бы только человек не изгонял из сердца своего нечистыми, греховными помыслами, словами и делами. Вот грехи то человеческие и являются той стеной, сквозь которую Господу бывает неугодно проходить. Покаянием, чистым житием христианин открывает дверь в душу свою для Христа, и по приглашению, т.е. по молитве, Господь входит. Так некогда путники, шедшие в Эмаус, упросили Христа зайти с ними на ночлег, и Он не отказал в просьбе. Еще отверзаем мы вход Господу верою в Его вездеприсутствие, но вера такая дается человеку не вдруг, не сразу, а употреблением усилия над собою, работою над собою. Мы отгораживаемся от Бога неустройством своей души. Мы можем не видеть солнца, если этого пожелаем, можем закрыть глаза или завязать платком. Но не позавидуем тем, кто не видит солнца. Одно воображение того, что можем совсем ослепнуть, как это случается иногда с людьми, может привести нас в ужас.

Святые люди утверждают, что грешная душа после смерти тела не узрит света и пребудет во тьме кромешной. При жизни в теле христианин крещенный может испытывать на себе благодать посещения Духа Божия. Дух где хочет дышит и голос Его слышишь, но не узнаешь, откуда приходит и куда убывает. Так бывает со всяким крещенным. Если человек не удовлетворяется жизнью, если человеку нужен Бог, то он может найти Его, упросить Его посещать душу. Средства: пост, молитва, добрые дела, всепрощение. В общем очищении души от смрада греховного.

***

20/YII-51 г.

День св. пророка Ильи. Знаменательный случай произошел со мною в сегодняшний день. Утром в 9-ом часу шел я в церковь. Проходил по Минусинской ул. Шел мелкий дождь. Через улицу несколько позади меня переходила некая женщина, перенося через уличную грязь своих малолетних детей. Одно было под правой рукой, а другое дитя под левой рукой. Очень неожиданно одно из детей, увидев меня, промолвило довольно громко слова "батюшка". Мать что-то сказала или хотела сказать по поводу этого, послав свой взгляд по моему адресу, сознавая, что дитя назвало этим словом меня. Я был в мирской одежде и внешних признаков православного священника на мне не видно было: не было ни длинной рясы, ни широких рукавов, ни креста большого на груди, ни длинных волос. Была лишь мысль моя священническая в тот момент. Провозглашение меня батюшкой, исшедшее из уст младенцев, считаю ответом свыше на мои помышления о том, не утерял ли я благодать священства, оставаясь 20 лет без священного служения, вращаясь среди людей, имеющих нечистые уста и сам имея и уста и всю душу мою нечистою. Одновременно с сим послано мне в помыслы и истолкование всего этого. Теперь я буду спокоен: благодать Божия меня не оставила, если я был назван "батюшкой".

***

В 1905 г. я окончил учительскую семинарию. Курс был трехгодичный. Во втором классе я оставался на второй год. Я не отличался ни особыми способностями ни предварительной подготовкой. Сидеть в одном классе два года - дело весьма неприятное, прискорбное. Последние пасхальные предэкзаменационные каникулы я проводил дома. Боясь предстоящих экзаменов, я грустил. Это было замечено моею мамой, которая не преминула спросить меня о причине моей грусти. Я признался и просил маму помолиться обо мне Богу. Она обещала. Я и сам молился сколько мог. Проходя, бывало, мимо нашей семинарской Кирилло-Мефодиевской церкви, я снимал свою ученическую форменную фуражку, останавливался и, смотря на нерукотворенный образ Спасителя, висевший над входом во храм, я истово крестился и со скорбию, не будучи уверен в твердости своих познаний, направлялся на экзамен. И что же получалось? Всякий раз я брал со стола билет наиболее мною усвоенный и окончил Семинарию с "отличием". Помню, когда я просил маму за меня молиться, то сказал, что молитва матери о детях имеет великую силу. Эту силу она возымела и у моей матери и увенчала меня немощного в науках великим успехом.

***

Итак, в 1905 г. с большим успехом я окончил Семинарию. Долгим и трудным показалось мне четырехгодичное пребывание в этом скромном, предназначенном преимущественно для крестьянских детей учебном заведении, но курс пройден, аттестат получен, право на звание учителя начальной школы получено и я, изникнувший из крестьянской бедной, безграмотной и темной среды и вступивший в ряды сельской интеллигенции, торжествовал победу. Велика была радость первых дней по выходу из школы. Скоро она омрачилась тяжелым легочным заболеванием. Непривычный к физическому труду, ослабленный в силах усиленными занятиями во дни экзаменов, я вскоре по приезде к себе домой к отцу и к матери имел неосторожность во дни сенокошения пойти с братом на покос, выносить из болота на сухое место скошенную зеленую болотную траву. Я простыл и заболел легочным кровохарканием. Я сознавал опасность заболевания. Только что окончил довольно значительный для меня труд и вот туберкулез, болезнь неизлечимая. Пропадает и труд, и юная жизнь и мелькнувшее было счастье радостной жизни. Так приятна, так заманчива жизнь, но она отнимается и в недалеком будущем смерть и темная, холодная могила поглотят меня. Живо вспоминаются мои переживания тех печальных дней. Лето, На дворе ясные теплые летние, солнечные дни. Здоровые люди и взрослые, и дети ходят и утешаются и временем года и всей природой. Я же лежу в деревенской крестьянской избе, лежу в постели. Окна завешены, чтобы мухи не были бы так назойливы. Возле меня стоит плевательница, я то и дело кашляю и, сплевывая, посматриваю, прибавляется ли кровь в мокроте. В избе я одинок. Все повышли, всех манит к свету, во двор на улицу - летняя пора. Тяжелы переживания молодого человека, сознающего, что он уже приговорен к смерти. Это чувство в некоторой мере теперь мне стало ведомо. Помню как-то в те дни отец пошел в воскресный день в церковь. Священник, принимая ко кресту, сказал: "Филипп, зайди ко мне". Отец зашел. Придя из церкви, батюшка вышел к отцу на кухню и спросил: " Как, Филипп, живешь?" "Плохо, батюшка, Федор заболел". "А что с ним". "Вот то-то и то-то", - сказал отец. "Да, жаль. Вот возьми, я тебе дам бутылочку церковного вина. Пусть понемногу пьет для аппетита". Отец принес присланное. Помнится, как приятно было для меня это вино с надписью: "церковное вино Светлейшего князя Горчакова". В Крыму. В один из тех дней по воле родителей меньшая моя сестра Агаша повезла меня ко врачу верст за 15. Врач поляк, живший в новом доме, обсаженном только что посаженными деревьями, осмотрел меня, измерив предварительно температуру. Не называя заболевание прямо туберкулезом, не желая убивать и без того убитого болезнию и страхом грядущей смерти молодого человека, врач начал давать свои обычные для всех легочников советы: нужны покой, абсолютный воздух, а основное - обильное питание. Если возможно, нужно быть в особой от прочих людей комнате. Побольше жиров, яйца, масло сливочное, сало. Хорошо бы проводить время в сосновом лесу. Главное - спокойствие и питание. Выслушав наставления и советы врача, удрученные грустью, мы с сестрой вернулись домой и поведали домашним о том, что сказал врач. Нужно было доставать обильное питание, а в доме ни молока, ни мяса. Отец, взяв буквально последний двугривенный, пошел в соседнюю деревню и купил 1 ф. сала (400 гр). Вот все то, чем могли усилить питание. Однако Господь обо мне судил другое. Не к смерти, а к жизни было это мое заболевание, так сильно устрашившее меня малодушного.

***

У меня был, да и сейчас еще жив, брат Игнатий. Он принимал большое участие в моей жизни. Он меня готовил к поступлению в Семинарию. Водил меня туда на приемные экзамены. Вообще, что мог, то и делал мне на пользу, будучи старшим и более опытным. Узнав о моем заболевании, он пригласил меня к себе в село Брус, где он учительствовал. Он, а также его молодая жена, употребили все старания к усилению моего питания. Покупали говядину, варили бульон, покупали пиво для усиления аппетита. Забота возымела успех. Я поправился и вскоре получил назначение на учительскую должность вторым учителем в Старо-Будское 2-х классное училище Житомирского уезда Волынской губ. Старая-Буда - немецкая колония. Там проработал я 1905 уч. год.


Оглавление Предыдущая глава Следующая глава

На главную страницу сайта