Федор Романюк. Мысли и воспоминания
При всей бедности отцу удалось купить случайно продававшийся соседом лесок площадью в 6 моргов (?). Лесок был окружен крестьянскими сенокосными болотами, среди которых казался оазисом. Деревья - дуб, клен, ясень и главным образом граб были породой леса. Высокая густая трава и среди нея обилие разных травянистых растений, вперемежку с которыми росла земляника, устилала поверхность леска и украшала лесок особенно летом, когда были теплые солнечные дни, когда краснели в траве ягоды поспевавшей земляники. На земле в траве, в кустах, в дуплах деревьев, на ветвях деревьев среди листвы много было птичьих гнезд. Все это летом придавало леску какую-то очаровательную восхитительную картину, напоминавшую рай Божий, жилище первых людей. Особенно лесок был живописен, находясь в окружении неблаговидных крестьянских сенокосных болот. Крестьяне, владельцы болотных участков, завидовали отцу и злились на него от зависти. Как-то раз в воскресенье в летнюю пору там, в леске мы с отцом вдвоем пасли свой домашний скот. Я тогда был малым отроком. Около полудня мы заметили, что группа мужиков по болоту направляется к нам, пробираясь медленно по топи болотной трясины. У некоторых мужиков были в руках палки. Движимые чувством зависти и дыша гневом, они шли бить отца за то, что якобы скот заходит в их болото, топчет траву болотную, а главное, что ногами при хождении по болоту уродует поверхность. Сговорившись между собою, они теперь шли и приближались, чтобы расправиться за причиняемый скотом мнимый урон. Приблизившись со свирепой яростью, гневом, сквернословием и криком, мужики устремились на отца и стали его избивать. Били отца по-всякому: кто палками, кто парой связанных сапог, кто кулаками. Отец вопил и просил пощады, говоря: "Пустите душу на покаяние". Наблюдая все происходившее, я плакал и кричал. Один из мужиков устремился на меня, показывая вид, что он и меня станет догонять и бить. Я убежал от него. Избив до полусмерти отца, мужики пошли прочь. Так иногда собака, сорвавшись с цепи и выбежав на улицу, набрасывается на проходящего человека и, укусив его, опустив голову, с опущенным вниз хвостом, возвращается к себе во двор. В тяжелом состоянии был оставлен отец, невинно пострадав. Тело его был все в синяках, когда, кое-как добравшись домой, сбросив рубаху, обнажил тело. Хотел было отец передать дело о побоях в суд, но, поразмыслив, предоставил суд Богу. Видя невежество и бедность крестьян, иногда проникаешься чувством сочувствия и жалости. Но как показывает выше описанный случай, и мужики бывают хамами и преступниками, подлежащими суровой ответственности.
(пропуск - стр.374 - стр.464)
Приходилось мне наблюдать коллективы: христиански настроенный, монашеский и настроенный коммунистически, коллектив безбожный. И тот и другой были наблюдаемы мною и за работой и за едой. Но какое большое различие. Первого рода коллектив я видел в монастырях. Второй - в рабочих станах колхозов и в лагерях для заключенных, т.е. для таких, которые безбожное учение уже усвоили и проявили надлежащим образом в общественной жизни. Молча, тихо и мирно шествуют с косами на плечах иноки Зосимовской пустыни на покос. Одеты просто: в простых кожаных сапогах с подогнутыми голенищами и с подоткнутыми спереди полами длинных подрясников. Не слышно у них громких разговоров, ни воплей, ни шума, ни брани. Все это братство чинно движется на труды. Мирской же развращенный коллектив и в работе и при еде и прежде всего и всегда бывает окутан смрадом табачного дыма, далее: или бесконечный хохот, или брань, или крик, мат, а то и драка визг, шум. Так не похожи друг на друга братство во Христе и развращенная мирская банда, которой не коснулось христианское воспитание - овцы и козлица, или псы, или полубесы. Какую бы отрадную картину представляла жизнь человеческого общества, если бы все люди получили христианское воспитание. Как бы легко и весело и обильно жилось тогда людям под тенью христианской веры и нравственности.
Бедственна и многотрудна жизнь человека на земле вообще, но особенно многобедственна у тех, кто, следуя по стопам Христа, живет по Его заповедям и идет к вечности узким и тесным путем. Так и предсказано: "в мире будете иметь скорбь"… и "многие скорби праведным". Многи и разнообразны эти скорби. Скорби эти двояки: по душе и по телу. По душе: когда христианин скорбит и болезнует сердцем о грехах своих, о нравственных преткновениях в жизни и грехопадениях. Память о грехопадениях сильно тяготит душу верующую и не дает ей покоя. А сколько горестей человеку по телу от бедности, болезней, по семейным неудачами, по неуспехам в делах житейских. Часто человек оказывается совершенно бессильным, чтобы себе помочь выйти из трудного положения. В таких случаях иногда на помощь приходят другие люди и помогают, если у человека есть доброжелатели, имеющие возможность поддержать другого. Но бывают случаи, и это бывает очень часто, что человеку некому помочь. Вот тут-то, когда человеку бывает в жизни очень трудно, а помочь бывает некому, нужно обращаться с просьбой о помощи к Богу, который дал обещание помогать людям всегда, когда им это необходимо, как об этом написано в Слове Божием: призови Меня (т.е. Бога) в день скорби и Я услышу тебя (т.е. помогу тебе) и прославишь Меня. И еще прямо сказано: просите и дастся вам, стучите и отворят вам. Но всегда ли исполняются Богом наши просьбы, наши молитвы? Нет, не всегда. Бывает так, что человек долго молится и, по-видимому, усердно молится, но не получает просимого. Почему же это? Апостол Иаков объясняет причину этого. Он говорит: просите и не получаете, потому что не на пользу просите. Иногда мы у Бога просим то, что Ему не угодно. Такова может быть, например, наша молитва, когда просим, чтобы Он наказал нашего обидчика, или когда просим богатства, веселой жизни. Такие вещи, хотя нам, грешным, бывают и желательны, но в конечном счете могут быть нам не только не полезны, но даже вредны, а Господь нам вредить не хочет и потому не исполняет наших прошений. Иногда молитва наша не исполняется по причине нашего маловерия или неверия в то, что Бог в силах дать просимое: это уже клевета на всемогущество Божие и есть грех. Иногда Господь не исполняет наших прошений по причине нашей великой греховности и нераскаянности. Так и написано, что грешников Бог не слушает. Но кто чтит Бога и соблюдает Его заповеди, того слушает. Когда Христос пришел в селение Вифанию к сестрам, только что схоронившим своего брата Лазаря, то сестры говорили Христу: "Если бы Ты был здесь при нас, при больном брате, то он бы не умер, но и теперь, что Ты попросишь, даст Тебе Бог", выражая веру в то, что Спаситель может воскресить мертвого Лазаря, что и произошло. Значит, Господь обещает услышать нашу молитву и дать нам просимое при таких условиях:
1. При твердой вере нашей во всемогущество Божие и в то, что Он всегда видит слышит нас, знает наши нужды и хочет дать нам просимое.
2. Если мы будем послушны Богу в исполнении Его святых заповедей, т.е. если будем послушны и благонравны.
3. Если испрашиваемое для нас не будет благовременным или вредным. Малосмысленное дитя иногда может протянуть свою ручонку и схватить пламень горящей свечки или острую бритву, не сознавая для себя опасности со стороны этих предметов. Родители дают своим детям только то, что им необходимо и полезно. Так поступает с людьми и Бог, который лучше знает, что нам нужно и полезно.
Люди иной раз говорят, что у Бога все идет к лучшему. "И был вечер и было утро", повествуется о сотворении мира. Сначала вечер, а потом утро. Так по-Божьему начинается день. У нас наоборот: сначала бывает утро, а потом вечер. У Бога - от худшего к лучшему, у нас - наоборот. У Бога - печальный вечер, когда нас покидает приятный и живописный свет, сменяется радостным все обновляющим, все освежающим утром и днем после мрачной ночи, тьма сменяется светом: "от смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос преведе (перевел). У нас - наоборот. Мы переходим от радостной и крепкой юности к печальной и дряхлой старости. Про Христа повествуется, что "Он, претворяя воду в вино на браке", поступил не так, как поступают люди: всяк человек подает сначала лучшее, а потом… худшее, а Ты (Христос) соблюл еси доброе вино доселе". "Вечер водворится плач, а заутро радость. Можно ли под это правило, что у Бога все к лучшему подвести то, что, по-видимому, противоречит вышесказанному. Ведь все, что совершается в мире, не без воли Божией, совершается, в том числе и жизнь человеческая. Однако, в жизни человеческой видим переходы от богатства к бедности, от здоровья к болезни или увечью, от юности к старости, от юной благовидности лица человеческого к старой его неприглядности, от приятной и счастливой семейственности к скучному и тягостному одиночеству, от свободы к заключению и т.п. На первый взгляд кажется, что это идет не к лучшему, а к худшему. Да, но это с нашей человеческой точки зрения. Но мы говорим о том, что так бывает не у нас, а у Бога. С точки зрения божественного промысла, с точки зрения истинной полезности всего бывающего в жизни человеческой, с точки зрения христианского любомудрия и эти явления должны быть подводимы под силу слов: все бывает к лучшему. Чтобы подвести эти, по-видимому, противоречащие явления утверждениям, что все бывает к лучшему, церковное любомудрие вводит несколько моментов малоизвестных современному миру: Бог, вечность, нравственность, бессмертие, добро, зло, вечное блаженство, вечное мучение. Учитывая все эти моменты, не трудно оправдать с положительной точки зрения то, что на первый взгляд кажется отрицательным. Таковою кажется и операция, на которую решается идти человек, спасая свою жизнь.
Полезна ли бедность? Даже очень полезна с христианской точки зрения. Бедность человека смиряет, богатство надмевает его и портит и причиняет вред не телу, а душе, не временно и преходяще, а навсегда. Богатство тленное сопутствует нам очень короткое время, а смирение, являясь украшением и счастьем души, пребывает во век. Болезнь тела оздоровляет душу, а душа вечна, тело же обречено на скорое истление. Тягостна старость, но из легкомысленного она делает человека серьезным и более разумным. Скучно одинокому, но в одиночестве меньше греха, чем в суете многосемейной жизни. Итак, у Бога все к лучшему.
Выход евреев из Египта под водительством Моисея был образом выхода рода человеческого из-под власти греха и сопровождался закланием и вкушением закланного агнца. Все общество изводимых обязано было расчислиться по семействам на агнца и вкушать. Как это похоже на то, что совершается у нас в церковных собраниях. Восприятие закланного Христа - это восприятие человеческой природы уже умершей для греха. Это - рождение от нового Адама уже безгрешного. Тело Христово - залог семя новой жизни, жизни снова, пакибытие.
"Послушайте Бога в исполнении Его заповедей, и Он послушает тебя в исполнении твоих молитв", сказал некто из святых. Христианин должен постоянно стремиться к уразумению Божиих хотений от нас, доискиваться посредством изучения божественного Откровения. Мы должны твердо знать и никогда не забывать чего от нас хочет Господь. Но знать волю и хотение Божие это еще не все. Нужно всемерно исполнять то, чего от нас хочет Бог. Как любезен родителям сын послушный! Можно по этому судить, как Богу угоден человек творящий волю Божию. Как тяжел сын непослушный и своенравный, так и еще более неприятен Богу, да и людям добрым человек законопреступный. Что может быть легче исполнения заповедей Божиих, которые, по слову Божию, "не тяжки". Сказано, например, никого не осуждай. Узнал хотение Божие, ну и твори его, никого не осуждай. Что может быть более легкого как никого не осуждать? Или сказано: "не укради", ну и не простирай руки своей к тому, что не твое и так твори все, что тебе предписывается законом Бога, законом нравственным. Тогда ты будешь спокоен в совести твоей. Сказано народу Божию как одному человеку: "навяжи заповеди Божии на руку твою и на лоб твой" через Моисея. Такое выражение свидетельствует о всей важности и необходимости исполнения повелений Божиих. У нас, христиан, эти заповеди повышены и мы должны всеусиленно стараться их исполнять.
"Смотрите, не презрите единого от малых сих". Ко Христу стремились люди и теснили Его по причине многолюдства. А тут еще были и женщины с детьми, которые возможно и плакали от утеснений, как это нередко бывает с детьми, например, в тесном храме. Тут-то ученики и возбраняли детям приближаться ко Христу или вернее возбраняли матерям тесниться с детьми. Господь Иисус Христос, видя это, как написано, вознегодовал и сказал: "не препятствуйте детям приходить ко Мне". Смотрите да не презрите единого от малых сих. Мы презираем то, что на наш взгляд не представляет никакой ценности, что для нас является непригодным и бесполезным, например, старую и грязную чужую одежду, труп павшего животного или умершего человека. Такое пренебрежительное презрительное отношение мы переносим и на человека. Иных мы любим, к другим бываем равнодушны, к иным - безразличны, к некоторым - пренебрежительны, а к некоторым - презрительны. Чем объяснить это различие в нашем отношении к людям? Это бывает от нашего самолюбия и гордости, от повышенного о себе мнения, от нашей нерассудительности. Кто же чаще всего из людей бывает жертвою нашего презрения? Весьма многие: старые, дряхлые, калеки, больные, бедные и нищие, с докучливым характером, с некрасивой внешностью, инакомыслящие, обидевшие нас чем-либо, или же люди порочные. Вот к этим-то людям мы бываем склонны относиться пренебрежительно. И чем больше мы проникнуты чувством самомнения, чем более богаты и благополучны и независимы от других в нашей жизни, тем больше видим вокруг себя людей, которые нам не нравятся, противны и бывают нам в тягость. Вот тяготиться-то этими людьми Христос нам не позволяет, а требует от нас, своих последователей, отношения доброго, сердечного, сочувственного. Но что же мы должны делать с собой, чтобы изжить в себе такое нехристианское отношение к людям? А помочь нам в таком случае должно рассуждение и христианское любомудрие. Мы должны рассуждать так: все мы люди, у всех нас одна душа, одно и то же тело, одна природа, одни потребности одна жажда жизни, довольства, счастья. Старые и малые, богатые и бедные, образованные и простые, мужчины и женщины - все имеют одни и те же потребности и пожелания. Никто из них себе не враг, никто не хочет страдать. В этом смысле все равны. Вот мы и должны уравнять их в душе своей, обняв их своею любовью, объясняя внешнюю и внутреннюю их неодинаковость воздействием на них различных и многих причин и обстоятельств. Подумаем о том, как мы дорожим своею собственною жизнью, как нам желательно ея благополучие, как мы дороги бываем в своих глазах. Подумаем, как нам тягостны наши недоброжелатели и враги, в которых, к слову сказать, нет недостатка. Вспомним, как мы были слабы и незначительны в младенчестве или тогда, когда болели и были близки к смерти и как нам обидно было бы сознание лиц, нас тогда окружавших, если бы они были тогда к нам равнодушны, ни во что нас вменяли и были безразличны, как в жизни, так и в смерти нашей. А вот каковы мы, таковы и они, что приятно и тягостно нам, то приятно и тягостно им. Вот во имя этой справедливости мы должны относиться к другим как к себе самим, не унижать никого из людей ни единым помыслом. И ни национальность, ни убеждения, ни социальное положение не должны смущать нас и отталкивать от других. Всех людей мы должны чувствовать собою, измеряя мерою общечеловеческою. В этом и состоит наша вера, в этом - христианство.
"Мы только возлагаем руки и ничего не можем совершить нашей силой; действует через нас всемогущая сила Христа, единого истинного Бога, если вы уверуете в Него, то будете здоровы". Так говорили безмездные врачи свв.Косма и Дамиан, и получали исцеление, кто веровал Христу.
Всеобъемлющая любовь и молитва св. муч. Павла, воспоминаемого церковью 16 июня. Перед усечением Павел громко молился Христу. Он молился, чтобы Христос не вменил мучителеву жестокость в грех. Молился о даровании мира всем христианским народам. Молился об обращении иудеев, самарян и язычников ко Христу; молился за народ его окружавший, за судью, осудившего его на смерть, за правителя, за палача. И после этой великой молитвы преклонил голову под меч, с радостью перейдя в объятия ожидавшего его Христа. Вместе с Павлом были мучимы две девы - Фея и Алевтина. Им прижгли раскаленным железом жилы левой ноги, ножом вырезали правый глаз с оболочкой и зрачком и место этой страшной раны прижгли. И все это прошло как вода мимо текущая. Все проходит. Так пройдет моя жизнь с последствием - моими невзгодами.
Храмы разрушены, монастыри закрыты, епископы, священники и монашествующие избиты или разогнаны большевиками. Люди остались как овцы, не имеющие пастыря. Но это так представляется только с видимой стороны. На деле же все люди имеют над собой Единого Пастыря пасущего, назирающего и судящего всякую душу человеческую, Пастыря доброго, неусыпающего, всезнающего и всеблагомощного. Присмотритесь к жизни людской, прислушайтесь к рассказам о себе людей самонаблюдательных, особенно из простых верующих, и они вам расскажут, как они то наказываются, то утешаются разными обстоятельствами жизни, то обличаются совестью, то ею оправдываются. Это и есть пасение Богом душ человеческих.
(пропуск - стр.483 - стр.496)
Оглавление Предыдущая глава Следующая глава