Федор Романюк. Мысли и воспоминания
(пропуск - стр.1 - стр.49)
4/II.-1955г.
Рано утром, когда было еще темно, я зашел в баню помыться. Баня была уже открыта, но в мужском отделении я мылся пока один. Чем объяснить можно такое малолюдство? Неужели все еще спят до 8 ч. утра. Уж не опасностью ли хождения по улицам города объясняется это явление. Ведь и дети стали ходить в школу по темну группами. Боятся ходить в одиночку. Я сегодня, идя в баню, встречал несколько таких групп школьников. Существует ли реальная опасность хождения по городу ночью? Да существует. Об этом очень красноречиво говорит случай, имевший место в городе Камне 20/I с.г. Об этом случае рассказала банщица Елена, которая работает в мужском отделении бани. Клиентов в бане еще не было. Я спросил знакомую мне Елену: "Лена, давно мы с тобой не виделись? Что с тобой? Мне говорили, что ты болела? Чем же ты болеешь? Что у тебя?!" "Да сердцем я давно болею, а тут еще другое несчастье. Шла я после смены домой в 1-ом часу. Шли мы вдвоем с одним из наших работников мужчиной. Когда стали доходить до школы N 11 спутник мой отделился и пошел к себе домой на Алтайскую, а я направилась к себе на Телеутскую улицу. Пройдя некоторое расстояние, я увидела перед собою человека. Он то упадет, то опять встанет, то снова упадет, имея вид пьяного. Подойдя к нему и обойдя его кругом, как это я и всегда делала при встрече с пьяными, я пошла далее. Не успела я еще отойти и нескольких шагов, как его шаги послышались сзади за мной, но не успела еще оглянуться, как он меня схватил сзади обеими руками и зажал меня крепко ими. От него несколько слышно было вином. Повернув меня к себе лицом, он схватил меня за ворот кофты и потребовал денег. Когда же я стала говорить, что у меня нет денег, то стал шарить по всем карманам и нашел в одном 120 р., которые я в тот день в виде получки, затем он выхватил от меня сумку и швырнул в сторону. Достает нож складной. Я в сильнейшем испуге выбила нож у него из руки, и он упал в снег и был втоптан нами в снег, так как борьба продолжалась и он, задрав на мне платье, стал снимать с меня пимы и снял уже один. В это время залаяла собака и вышел из ближайшего дома мужчина, быть может на мой крик, так как я несколько раз сильно крикнула. Тогда хулиган, оставив меня разутую, в одном пиме и в разодранном платье, бросился бежать в направлении больницы. Я же, подобрав валявшийся в снегу пим и сумку с баранками, ни жива ни мертва пошла домой, будучи до смерти перепуганной случившемся. В результате пришлось пролежать в больнице, так как он еще ударил меня по голову рукой ли, пимом ли, сумкой, я уже и не знаю". Такова-то наша гражданская мораль!!
Еще пример гражданской морали. Мне рассказывали, что у одной уже пожилой женщины лет 60 поселились квартиранты - муж и жена с ребенком. Однажды вечером пьяный муж пришел к жене, стал требовать денег. Жена схватила ребенка и убежала. Тогда муж стал требовать денег у хозяйки дома. Когда же получил отказ, то совершил гнусное злодеяние. Обнажив старуху до головы и обнажившись сам догола, принялся насиловать старуху по всякому, по всем видам полового естественного и противоестественного порядка, покушаясь использовать с этой целью и рот женщины. Вырвавшись каким-то образом из рук негодяя, женщина прибежала в голом виде к соседям к ужасу последних и рассказала о случившемся. Вызванная милиция нашла хулигана пьяного и совершенно голого в постели и арестовала его. Пострадавшая была отправлена в больницу, где она и сейчас находится. Вот плоды безрелигиозного воспитания народной массы. Содом и гоморра.
***
Еще пример морали человеческого безрелигиозного общества. Сегодня (5/YII-55 г.) утром, проходя улицей, я услышал грубый разговор. Голос мужчины. Во дворе видны были две женских фигуры и один мужчина высокого роста, больше чем средней упитанности, лет более сорока. Сказав сердито несколько слов, мужчина зашел в соседний огород и, взяв палку, стал изгонять из чужого огорода своих кур, которых было две. Загнав в угол, он поймал птицу. В злобном неистовстве, имея вид интеллигента, начал давить несчастную птицу и вырывать перья, чтобы причинить боль жертве своего неистовства и бешенства. Оборвав перья, правда не все, и ударив курицу палкой, выгнал ее из чужого огорода. Отвратительный, гнусный и жестокий поступок. Как неприглядно характеризует человека, занимающего, по-видимому, судя по костюму, известное положение. По одеже его можно встретить, как человека, а по поступку можно проводить с огорода, как бессмысленного негодяя и садиста.
(пропуск - стр.55 - стр.64)
27/XI-57г.
Изнесение на обсуждение народа вопроса об организации наилучшего метода управления промышленностью и строительством встретило всенародное одобрение. Не в далеком прошлом такому же опросу страны был предложен вопрос об отношении к войне и миру. Вся страна как один человек внесли свои подписи за мир. При таком решении важнейших вопросов отпадает всякое обвинение по адресу власти об узурпации права решать судьбу народа без воли или против воли самого народа. К числу таких исключительно важных вопросов, безусловно, относится вопрос религиозный. Он подлежит суду народа в целом. Проблема одна из главнейших. От справедливого и удовлетворительного его разрешения весьма много зависит моральная сторона жизни населения страны. Только тот, кто ничего не хочет знать, только тот не знает, что в отношении моральных и семейных устоев в нашей стране далеко не все обстоит благополучно. Господствующий в СССР антирелигиозный хаос окончательно пошатнул мораль общества, которая была уже порядком расшатана еще до прихода революции. Хотя правящей является партия коммунистическая и она относится к религии крайне, опираясь в своем заблуждении якобы на последнее слова науки (материалистический), но коммунизм - философское учение, еще пока что младенствующее и мировое слово человеческого разума и совести не сказало о нем последнего слова. Правящая партия признает свои ошибки в прошлом и это, конечно, ей делает честь. К сожалению, ошибки прошлого выявляются только в порядке самокритики, а не критики вообще. Критика не объективна, а крайне тенденциозна. Это особенно бросается в глаза при наблюдении компартии к религии. Заглянем в прошлое. Придя к власти, будучи в упоении от успехов, партия горячилась, допустила антирелигиозные перегибы, выразившиеся в диком и бесчеловечном отношении к людям верующим, в частности к монашествующим мужчинам и женщинам и к духовенству, которое, если не было поголовно истреблено физически, то было загнано в подполье или так называемые "справедливые" лагеря. Антирелигиозный террор не знал пределов. Храмы были сперва ограблены, потом осквернены и поруганы, а то и просто разрушены. Потомки надругались над памятью предков, дети над памятью отцов. Все это происходило на глазах мировой общественности. Моральный авторитет партии как блюстителя порядка, культуры справедливости, гуманности потерял много.
Ни для кого не является секретом и то, что международное и политическое напряжение в известной степени поддерживается, как одним из видов протеста, недружелюбным, легкомысленным и пренебрежительным отношением коммунизма к религиозно-нравственной стороне жизни народа. Теперь у нас насаждается и восхваляется безбожие. В чем же оно проявляется? В чудовищном увеличении преступности, в хулиганстве, пьянстве и озорстве, в развале семейных устоев и связанных с этим неописуемых страданий жертв - обиженных и обездоленных покинутых женщин и детей. В дополнение картины нельзя обойти молчанием и такое чудовищное противоестественное постыдное явление как аборты. Вот этот-то букет отвратительной оборотной стороны нашей действительности пышно расцвел на базе безрелигиозности советского общества. По-видимому, это еще только цветки, а каковы же будут плоды, покажет будущее.
(пропуск - стр.68 - стр.75)
21/III-62г.