Федор Романюк. Мысли и воспоминания
Письмо сестре Агафии из з/кл.
9 мая
Дорогая сестрица Агаша!
Вчера получил сразу два письма: от тебя и от Поли сестры. Благодарю за доброе твое ко мне отношение, хотя, строго говоря, я и не заслуживаю доброго ко мне отношения, так как ни тебе, ни кому другому особой пользы, как мне кажется, я не принес. Ты же по доброте своей научилась немощи помнить, а не себе угождать. Что легче и спокойнее. Жаль, что сестра спешит обнажить чужую наготу. Пишет, что Игнатий с женой часто ссорятся. В Каноне св.Андрея Критского читаем: "Срама ближнего не покрыла, если душа сама вспять обратившися". Разумеется неблаговидный поступок сына праведного Ноя Хама. Гораздо легче для нашего духа примечать дела Премудрости, проявляющиеся вокруг нас на всяком шагу, как в устроении всякой твари, так и в промысле о жизни всякой твари особенно в жизни верующих и благочестивых. Полезно подмечать у совместно с нами живущих поступки хорошие, нравственные, могущие и нас побуждать к подражанию. Брат приглашает ехать к нему, но я не собираюсь к нему ехать, чтобы не быть ему в тягость. Я его не боюсь, не стыжусь его характера, ибо он мне брат да еще в таком высоком сане Христовом. Можно ли от него ждать каких-либо притеснений, от человека перенесшего множество всяких трудностей, невзгод, опасностей? Если брат намерен был жалеть Поле кусок хлеба, он мог бы и не вызывать ее к себе. Не нужно в другом поспешно подозревать злой умысел против нас. Человек весьма удобоизменчив, то делами отрекается от Христа и добродетелей, то он кается и горько плачет о содеянном. Мы не вправе требовать от других святой жизни пока сами не научимся твердо стоять в добродетели. Всякие обиды, сыплющиеся на нас со стороны окружающей нас грешной братии, должны так к нам приставать как к гусю вода. Переносить обиды мы обязаны с радостью, что за это нам обещано от Бога всепрощение. Нужно маленько и потерпеть. Мученика кровь проливается за добродетельные дела, а мы еще не не подви (неразобр - стр.494) до крови против греха. Если мы скорби переносим терпеливо в нищете и в унижении то это признак хороший, радуйся и веселись. Костюм плох - это признак, символ нашей духовной нищеты. Я не завидую человеку, который одевался в первиру и каждый день пировал блистательно. Крестился, одевался плохо и ни хлеба не ел и вине не пил и, однако, кончина последовала не от недоедания. А Илия? А Мария египетская пользовались ли все эти лица пенсией и, однако, никто из них не умер от голода. Я меньше всего думаю о том, что буду есть и во что стану одеваться по выходе из заключения. Всего этого ищут язычники, а Отец наш небесный знает, что мы имеем нужду во всем этом, а нам велено искать Царствия Божия и правды его, то есть любви всеобъемлющей и праведность нашего духа. Я очень доволен, что ты дала мне совет ехать к тебе на иждивение. Это будет похоже на то, что битый битого везет. Я так думаю, что если меня не пустят в Абакан, то буду проситься в Черногорск, ты хорошо надумала. Во всяком случае, мы после моего освобождения должны быть обязательно вместе, да единым сердцем и едиными устами будем исповедывать Господа, а там найдется кто-нибудь третий, что бы было по Евангелию: двое или трое. Если бы к нам присоединился бы третий, то у нас был бы земной рай. Вспомни как св.Павел был утешен прибытием Тита. Одному читать слово Божие не так отрадно как есть еще разумный послушатель. А мы с тобой найдем еще кого-нибудь младенца во Христе лет 50-60. Вот чего мне хочется, а палат, одежд мягких, особых услуг человеческих мне не нужно. Все это суета и томление духа. У нас тоже ждут избавления, как ждали некогда, лежавшие у купели. Теперь пока ни в чем необходимом не испытываю нужды. Фене привет особый. Это добрая душа. Грешное человечество, уповающее на свой ум, науку, технику посрамляется в своем уповании. Не будучи в силах создать благополучие богохульствует, неистовствует как и предсказано (см.псал.8) Написано: "Будут злиться, будут хулить Бога и Царя своего". Так и есть. Бедствия народные это признак милосердия Божия к людям: "О, род неверный и развращенный, доколе буду с вами, доколе терплю вас. Приведите бесноватого ко Мне". Больной был духом повержен на землю, валялся, испуская пену, и, в конце концов, был оставлен бесом. Христос изгнал беса. Так будет и роду сему. Федор.
(пропуск - стр.498-стр.522)
Оглавление Предыдущая глава Следующая глава