












Беккер Иван Иванович 1955 г.р.
Отец Беккер Иван, немец 1929 г.р., уроженец п. Красномайск, депортирован из АССР НП.
Мать немка Вагнер 1925 г.р. из д. Подсосново Алтайского края, приехали туда в 1909 году по столыпинской реформе.
Семью отца выслали в Курагинский район, он работал на ферме в молсовхозе в Байдово. Семью матери (шесть человек) выслали в Бугуртак. Мать рассказывала, что на работе, на поле была, так посадили в машину и поехали, даже умыться не дали. В деревне собаки воют, скот орет. Всех людей вывезли. А как потом известно стало, что этих отсюда вывезли немцев, а туда поселили других, тоже переселенцев, в готовые дома. Везли в телячьих вагонах. Встретили их тут в с подозрением, думали, что немцы рогатые, смотрели как на диковинку, но потом отношения наладились. Жили трудно, собирали по полям мёрзлую картошку, перебивались всю войну. Мать забрали в ФЗО в Артёмовск, как бы на учебу. Но они работали там на лесосплаве: по пояс в воде, в ледяной воде. Она сбежала оттуда.
Один дед погиб в трудармии, другой умер вскоре после возвращения. Мать тоже была в трудармии.
Поженились мать с отцом в конце сороковых годов. Мать крещенная лютеранка, Иван Иванович тоже. В доме есть Библия, но в церковь родители не ходили. Бабушки ходили на молитву, собирались вместе.
Из семьи остался он и две сестры – одна здесь, другая в Германии (брат тоже уехал в Германию, он там умер). Тётя тоже уехала в Германию. Язык уже не знает. В семье мало говорили по-немецки.
Женат на русской, братья и сёстры тоже в браке с русскими. Все ассимилировались. Только сестра, уехавшая в Германию, замужем за немцем.
Мама, бабушка готовили немецкие блюда. И сейчас в семье готовят кребль, немецкую лапшу. Свадьба была обыкновенная, не по немецкому обряду. Респондент считает, что летние кухни на Руси появились от немцев.
В Поволжье никто из семьи не ездил, но ездили из других, говорят, что дом отца стоит. В молсовхозе было много немцев. Летом работали трактористами, а зимой строили дома.
Респондент утверждает, что были некие списки «Ч», в которых все немцы зафиксированы и списки существовали вплоть до 1991 года. Старший брат хотел получить юридическое образование – е получилось, хотя он работал в милиции.
Отношения с местным населением были нормальные, хотя в школе, бывает, пацаны обзовут «фашистом». В пионеры, комсомол и партию вступал без проблем.
Пгт. Курагино – 13.07.2017 г.
Опрашивала Елена Зберовская
Экспедиция Красноярского государственного педагогического университета им. В П. Астафьева по проекту "Этносы в Сибири: условия сохранения культурной памяти" 2017 г. Каратузский и Курагинский районы.