Паспорт респондента
1.Боровая Мария Фёдоровна
2.дата рождения 01.04.1927
3.образование 6 классов
4. место работы воспитатель в детском саду с. Момотово
5.прописка с .Галанино
6. время записи интервью 11.07.2016 (10:30 – 12.00)
Разговор наш начался с монолога респондентки.
Потом, когда война была с Германией, Польша с Германией, наша Западная Украина перешла к России. Это было осенью. А зимой 10 февраля нас русские освободили в Сибирь (наша респондентка усмехнулась) . Не знаю. Никакого кулачества у нас не было, ничего. Не знаю. Сослали. Месяц везли, привезли сюда, в Сибирь. Был такой участок леспромхоза Кокорное, а потом в Пискуновку. Семья у нас была большая-9 человек: бабушка, мать. Отец, тетка (мамина сестра) и нас 5 дочерей. Хорошего ничего не было. Потом война началась. Потом бабушка умерла, тетка от нас отделилась, с мужчиной стала жить. А мы в Пискуновке. Я кончила польскую школу, была у нас сельская школа, по 2 года учились в 3 и 4 классах. Сюда приехали Русский язык мы не знали. Один год я проучилась, а сёстры больше учились.
Какая у вас фамилия в девичестве была? Какая по мужу?
-Чубатая Мария Фёдоровна, а по мужу Боровая Мария Фёдоровна
Где вы родились?
На Западной Украине, в селе Телячьем Подыгаевского района Тернопольской области.
Как звали ваших родителей? Чем они занимались?
-Отец-Чубатый Фёдор Ильич, 1902г.р., крестьянин, мама- Чубатая Прасковья Ильинична, 1903 г.р., была крестьянкой.
Какое имели хозяйство до депортации?
Был дом, 2 коровы, 2 лошади, поросята, курицы, утки, 5 гектаров земли…Вот и раскулачили нас (имеется в виду, что сослали)
Чем занимались на Родине?
Сельским хозяйством
У вас есть братья, сестры?
У меня было 4 сестры, одна сестра Евдокия умерла в 1942 году, вторая сестра умерла, когда ей было 70 лет, и сестра в Галино, двое нас осталось
Какие вы помните эпизоды из детства?
Детство особого не было, коров пасла и ухаживала за ними, в школе училась, в церковь ходила. Семья была большая, детей много, приходилось вязать, вышивать, за несколько километров от дома ходили пешком людям картошку садили, дрова пилили. Мы ели одну картошку, я работала в яслях и школах уборщицей, а дети мне помогать ходили мои…
Вы говорили, что ходили в церковь, какая была церковь? По вероисповеданию вы кто?
По вероисповеданию- католик . Ссылали и священников вместе с нами, и всю нашу деревню.
В каком населённом пункте вы жили? Сколько было населения в вашей деревне?
Жили в селе Телячьем, а в 1929 году купили землю и переехали в село Зонилка в том же районе.
Вы часто ходили в церковь? Какая была церковь?
По возможности , реже зимой, т.к одевать было особо нечего Церковь греко-католическая.
Как вы узнали о депортации?
Мы собирались в школу со старшей сестрой, она уже работала, она мне косы заплетала и к нам заходят 1 военный и 1 деревенский с соседней деревни и говорят: « Через 2 часа собирайтесь и поедем…» . А куда, чего, никто не знает, все расстроились, бабушка старенькая была моя, ей 60 лет было, тетка была, они расстроилась. Что брать? Две лошадаи запрягли в сани , нас 5 посадили. Говорят, раньше не пересылали. 10 февраля запрягли лошадей в сани , нас пятеро было, закутали и всё, больше ничего не взяли. Тетка какую-то муку собрала. Мы были первые, кого пересылали. Ехали мы 1 месяц .Перед тем как отправить было собрание, сказали распишитесь. А мы, украинцы, поляки, русского не понимали, всех тех, кто расписался , их и отправили.
Это было в 1941 году?
Нет, это было еще до войны, в 1940 году.
(Мы забили в поисковике «депортацию жителей Западной Украины в 1940г» , и тогда стала понятна фраза и усмешка нашей респондентки- «Нас русские освободили на Сибирь" ( В 1939г. в результате раздела Польши между Германией и СССР эта территория отошла к СССР, и жителей этих территорий депортировали. Так наша респондентка оказалась в Сибири) .
Сколько дали времени на сбор вещей? Что с собой взяли?
2 часа дали, брать- то было нечего, было только хозяйство, я вроде утку зарезала какую-то. В вагонах были нары, были 3-4 семьи, давали суп, подкармливали, хлеб…
Пока вы ехали в дороге, была ли смертность?
В телячьих вагонах ехали, нары были. В нашем вагоне смерти не было, но было, когда людей оставляли в больницах по дороге .
Чем вас кормили в вагоне?
Ходили 4-5 человек с вёдрами супа, либо у кого-то с собой что-то было, ещё я помню, нам давали консервы в банке, но мы такое не ели, т.к не привыкли к такой пище в банках, там была икра, но кто-то такое ел, так вот им и отдавали. Когда уже приехали, была ягода смородина, черника, но нам сказали, ягоду эту собирайте и относите в магазин, и там получите продукты, мануфактуру. Мы так и делали. И потом пошили себе платьица какие-то.
Было ли воровство, пока ехали в вагоне?
Нет, а чего у нас воровать-всё на нас было.
Вас когда привезли?
10 марта привезли. Привезли в д.Когорное. Только сначала в Красноярск, а потом уже в Когорное. Оттуда везли на машинах через Енисей по льду. Летом многие от тифа умирали. Мошка, голод, тяжелая работа в лесу. Мы болели, но бабушка всех нас выходила. В с. Когорное были бараки, мы там жили. Была печка железная. Помню, рядом со мной женщина прямо там рожала. Там бабка была повитуха тоже из наших. Я сначала не поняла, что все суетятся. А потом ребёнок закричал. Однажды пришёл комендант и увидел, что мы спим на стружках , и говорит:»А где ваши кулацкие перины и подушки?»Комендант удивился, узнав, что привезли бедную семью. Сказал написать заявление, чтобы освободили от спецпоселения. Но тут началась война, стало не до этого. Когда исполнилось 16 лет, я тоже стала отмечаться в комендатуре. У себя на родине закончила 4 класса, и здесь заставляли учиться, но из-за незнания языка приходилось очень трудно, отучилась только год. В с. Когорном мы не задержались надолго, и вскоре нас перевезли в деревню Пискуновку. С местными жителями мы начали общаться сразу. Они приходили к нам, расспрашивали о нас. Там нам дали квартиру, жили мы вдевятером, также дали нам корову и стайку, вскоре корова отелилась, и её украли. За неё нам пришлось выплачивать деньги, которых у нас на то время не было. Корову так не нашли. Отца за за то что перешел из леспромхоза в госпар, посадили в тюрьму на 4 месяца. К нам приехали и с квартиры выгоняли и говорили: «Уходите, дворников некуда девать, селить». Нам люди подсказали, что зимой не имеют права выгонять. Все знали, что я умею вязать, вышивать, и этим мы пользовались, за это давали молоко. На общих на всяких работах ходили, серпом жали, дрова пилили. За несколько километров ходили в Александровку людям помогать садить /копать картошку. Рожь жали, с гектара 50 кг давали нам. Военное время, всем «хорошо» было. Потом папа пришёл с тюрьмы и пошёл на работу, после сестра умерла в июле. . Потом начало налаживаться, стало лучше жить. Потом отец перешёл в госпароходство, за ним перешла вся семья. Я там шила унты. Затем устроилась в детские ясли уже в Момотово, последние 15 лет отработала на заправке. Вышла замуж за ссыльного Василия Борового.
- Как оплачивался труд?
Если собирали ягоду, то относили в магазин и меняли на продукты. Как-то жили и песни пели и танцевали.
- А в трудовую армию Вас призывали?
Нет, мы работали. Кто не работал, того призывали. Когда в госпаре работали, там бронь у отца была, отец на хорошем счету был, мужчин-то мало было.
- А была ли система надзора?
Отмечались каждый месяц. В Кагорной мы мало жили, а в Пискуновку переехали, в Пискуновке было, а когда в Момотова переехала, то и там была. Если куда надо было выйти, то надо было отпрашиваться. Я, например, в Момотово шла, отмечалась обязательно. А потом уже когда переехали в Момотово, то каждый месяц отмечалась. (Определенное число каждого месяца). Литовцы, ураинцы, поляки. Если уехали и не спросили, то штраф давали.В Момотово я вышла замуж за ссыльного с Кубани-Борового Василия Степановича, десятилетника. В общем, мы оба враги народа.
Весь леспромхоз подняли ссыльные, кого-то забрали на фронт, а ссыльные такие здоровые мужчины (литовцы, латыши), хорошо тогда леспромхоз гремел, а потом, когда литовцы уехали, они такие шумные были (и пели, и спектакли ставили, и сад растили, при школе участок был очень хороший), скучно без них стало. А когда уехали, то стали нагонять каких-то вербованных, они спецовку получат и уедут, пропьют. А потом совсем закрыли, работать негде стало. Однажды , помню еще девчонкой была, комендант сказал мне, чтобы я его поздно вечером везла в другую деревню. А зачем на ночь? Я испугалась, позвала с собой подружку. Но все обошлось. А кто его знает, что у него было на уме
- Вы получали письма или посылки?
Конечно, получали. Поддерживали связь.
Во время работы в детских яслях в с. Момотово
- А можно ли было говорить на родном языке?
Можно было, но только между собой. А при людях мы разговаривали на русском, все у нас на русский перешли, ведь русская школа, русские друзья. Мы очень часто собирались с сестрами вместе, песни на украинском пели. Но потом кто уехал, а кто умер. Ничего хорошего не было.
Вот почему-то литовцы, когда возвращались на родину, там и оставались, а вот украинцы нет.
- В семье сохранялись традиции?
Ну, вот праздники также отмечали- Пасху, Рождество.
А помню, жили когда в бараке, там жило три семьи в трех комнатах. В одной комнате жили дворники, еще девушка рядом жила. А ещё тетка божественная жила, она в хоре участвовала, мужчина у неё толь дьяк был, то ли кто. Когда собирались на кухне, пели всегда.
- А вы первоначально общались с местными жителями?
Конечно, приходили все.
- Не дразнили, что враги народа?
Кто-то дразнил, а кто-то нет. Некоторые косились, говорили: «Вон, поляки». Помню в школу пошли, у нас спрашивают: «А вы кулаки были, у вас батраки были?». В школе был директор, он назвал нас «дети второго контингента». Не знаю, какой-такой контингент, что они имел в виду.
- А в чем из одежды ходили?
Что было, в том и ходили. Кто работал, спецовки выдавали.
- В каком году были сняты со спецпоселения?
15 января 1955 года. Но узнали мы об этом не сразу, а в июле только. Одна дочка у меня родилась 16 января, так ей отказали в льготах, поэтому и запомнили этот день.
- Как изменилась ваша жизнь?
Да ничего не изменилось, как жили, так и живем. Только что льготы дали и всё, к пенсии немножко прибавили. Ну, менялась у всех жизнь после войны.
- А вы ездили на Родину? Там что-то изменилось?
Ездили, у нас тетка уехала на Украину. Один раз поехали за ней, потому что она там одна осталась. А последний раз сказали нам, что имущество вернут, что заплатят за него. Всё ходили, хлопотали и план дома делали, в котором мы жили. И в итоге понасчитали нам 50 тысяч. Мы, значит, поехали, и не знали, куда обращаться. А выдали нам не деньгами, а купонами. Купоны мы поменяли на тряпки, и безделушки всякие купили. Папка и две сестры взрослые поехали туда (мы с мужем не поехали), приехали, а там с колхозом проблемы какие-то, папка не захотел работать в колхозе, да и всё отстраивать заново надо было, вот и приехали обратно. Здесь он на очень хорошем счету был.
Здесь уже нормально стали жить, дочки замуж вышли, папа уже хорошую пенсию получал, мама умерла, а папа и женился на другой. Одна сестра у меня в городе, у неё 5 детей. Здесь у нас уже всё было- и дома, и усадьбы. Все уже стали русскими.
- А вы уже считаете себя русской?
Нет, я украинка, я всё время пишусь украинкой, а дети русские. Тогда всем писали, что русские.
- Вы помните день смерти Сталина?
Да, я работала. И на работе уже нам и сообщили. Митинг был. Кто-то плакал, а кто-то нет. Никто ведь не знал, лучше от этого будет или нет.
- Осталась ли обида за то, что вы пережили?
А кто его знает, как бы лучше было. Если бы в Германии остались, как бы война повлияла. Если бы войны не было, то может и жили бы на своем месте. Кто его знает, спасли нас или нет.
- Нужно ли было это переселение?
Переселение какое-то дурацкое было. Если бы сказали раньше, да и времени больше дали. Ни с того, ни с чего приехали. Собрались за 2 часа.
Интервью брали Власова Екатерина. Ефремова Татьяна, студентки 146гр. специальности «Преподавание в начальных классах».
11-я фольклорно-историко-этнографическая экспедиция Енисейского педагогического колледжа