Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Булах Иван Рудольфович


Булах Иван Рудольфович родился 11 апреля 1941 года на Украине, в Одесской области, в Раздельнянском районе, селе Кандель. Отец, Булах Рудольф Михайлович (1916 года рождения), был черноморским рыбаком, а мать, Булах Мария Бернгардовна (1916 года рождения), была домохозяйкой. В семье было 8 человек. Жили в большом кирпичном доме, были большие земельные угодья, только виноградника было 60 соток, сами делали домашнее вино, сеяли хлеб на своем поле, была корова, лошадь. Иван Рудольфович вспоминает: «Я очень любил молоко, и рано утром, когда мама доила корову, я просыпался и топал к ней в хлев с кружкой, она наливала мне полную кружку еще теплого парного молочка, я пил…». Село Кандель было большим, население только немецким. Говорили на немецком языке, русский язык жители знали плохо, а некоторые вообще не знали. Жизнь в селе была насыщенной немецкими традициями, в селе была Kirche (кирка) - церковь. Семья была верующей, соблюдали посты: каждую среду и пятницу мясного не ели.

Во время Великой Отечественной войны село Кандель оккупировали войска фашистской Германии. По мере наступления советских войск фашисты отступали с оккупированных ими территорий и за собой вели и жителей. Когда уходили с немецкими войсками, взяли все самое необходимое – постельное белье, подушки, одеяла, одежду… В телегу запрягли лошадь, корову привязали позади. Ехали долго, путь лежал через Польшу, Чехословакию. По дороге умерли 2 бата Ивана Рудольфовича от голода. Так семья Булах попала в Германию в 1945 году. Поселили в городе Хале. После Победы семью Булах репатриировали в Россию. Иван Рудольфович рассказывает: « Когда сказали о том, что нам нужно уехать, мы обрадовались, потому что хотели в Россию, все думали, что нас отправят к себе на родину – в село Кандель. Мечтали, что вернут и корову, и лошадь, думали, что все возместят…»

Ехали долго поездом, а потом на пароходе, и наконец-то попали они в Сибирь - в город Енисейск. В Енисейск привезли осенью, уже было холодно. Их поселили сначала в церковь. Вместе с ними были семьи Шмидтов, Гайзеров. Жили дружно. Потом поселились на Каштаке (район г. Енисейска), в бараке.

Отец Ивана Рудольфовича устроился работать на судоверфь, на склад сырья. Работа была очень тяжелая. Он выкатывал лес из воды, и затем дерево поступало в лесоцех для обработки. Была зима. Топить в доме было нечем, было так холодно, постоянно мёрзли. Хоть и работал отец «на лесе», но взять ничего нельзя было, даже вязанку дров. При предприятии была комендатура, территорию охраняли овчарки, строго пресекалось малейшее воровство. если поймают - давали от 3 до 5 суток. Отец ходил домой по берегу Енисея, чтобы собрать щепу.

Мать болела, и на работу ее не брали. Вот тут-то и начались для их семьи черные дни. Дети часто голодали - прямо пухли от голода. Так в Енисейске умерли 2 сестры Ивана Рудольфовича : в 1947 году умерла Тереза, ей было 2 года, в 1949 году умерла Магдалена, ей было 5 лет. Дети постоянно плакали, потому что хотели кушать. «…А болеть было некогда и лечиться-то было нечем, про лекарство даже не думали, потому что все мысли были заняты тем, чтобы где-нибудь раздобыть корочку хлеба». Как только появлялись первые травы – дети начинали их собирать, чтобы сделать из них лепешки. Мать променяла все вещи, которые с собой везли – обменяла на ведро картошки, оно стоило в то время 300 рублей. И в один ужасный день менять уже было нечего, а дети хотели кушать. И пошли они вместе с матерью просить милостыню. « Ходили по миру вместе с мамой, шли плакали, просили хлеба, в руках драная холщовая сумочка…Кто даст корку хлеба, а кто и картошки»

Позднее выделили под огород 10 соток – начали садить картошку. Благодаря тому, что купили в долг корову у соседей, выжили. С Буренкой дела пошли лучше.

«Я мечтал о том, чтобы молока досыта напиться. На покос ходили за 7 километров, он был в д. Прутовой. Я очень уставал, приходил и уже ничего делать не мог, был без сил, а отец говорил, что корову обратно отдаст, и появлялись силы, я так боялся, что отец и вправду корову продаст…»

На всю жизнь запомнил Иван Рудольфович этот голод. «Шел я по улице, а впереди меня шел парень и ел огурец, а кожуру от него выплевывал на дорогу, а я крался за ним следом и подбирал остатки кожуры и ел…А ещё очень я любил сладкое. Сахар кусковой мама давала нам по счёту, я съедал быстро, и мне хотелось еще, а кусочки посчитанные , я то от одного откушу, то от другого, а они все меньше и меньше становятся… Поймали меня родители за этим и наказали…»

На немецком языке говорить боялись, научились на русском, но все равно было заметно, что немец. Боялись говорить на родном языке - не приветствовалось это среди русских. С местным населением отношения были накаленные. «Мы, ребятишки, дрались, нас страшно ненавидели и называли «фашистами», мы научились хорошо драться: иначе не выжили бы…» Эта ненависть к «фашистам», по мнению Ивана Рудольфовича, была даже у учителей в школе .

С 11 лет Иван Рудольфович летом работал пастухом. Но сначала нужно было в течение 2 недель пройти обучение у пастуха. Здесь тоже есть свои тонкости, как сказал И.Р. Впереди стада должен ехать подстарший, по бокам- два подпаска, а сзади – старший пастух. Научился играть на трубе, играл на танцах в духовом оркестре, на похоронах…

Когда ему исполнилось 15 лет, в 1958 году утроился на работу в столярный цех, работал вместе с мастером-учителем на одном верстаке, обучался столярному ремеслу, получал ученические 27 рублей.

На Новый год елку украшали «конфетами» (картошку заворачивали в бумажки), позднее настоящей «дунькиной радостью»1. Каждую неделю соблюдали пост, отмечали Рождество, Пасху, стряпали немецкую выпечку. А вот дней рождения не отмечали.

Иван Рудольфович не был ни октябренком, ни пионером, только когда стал работать в цехе столяром, стал комсомольцем, а когда вступил в партию, мать с отцом стали его ненавидеть, упрекая в том, что он захотел легкой жизни. Родители были против того, чтобы Иван женился на русской, хотели, чтобы женился на немке, дочери друга отца. И даже не пошли на свадьбу к сыну.

На Украину так и не съездил. Знакомые семьи по пути заехали в их село, говорили, что места даже и узнать нельзя, а виноградники и поля заросли бурьяном. В 2000 году уехал жить в Германию, но вернулся. Иван Рудольфович рассказывает, что жизнь там совсем другая, другое отношение к русским. «Мне не надо ни Москвы, ни Санкт-Петербурга, ни Берлина - Родины у меня нет нигде…»

------------

1 дунькина радость – в русскоязычной среде народное название наиболее, наряду с сахаром в чистом виде, дешевой и доступной сладости типа карамель. Килограмм такой карамели в СССР продавался дешевле килограмма сахара-песка. Уменьшительное от женского имени Евдокия (Авдотья) имя Дуня - почти нарицательное имя простой, глупой женщины. Скорее всего, в таком образном развитие имени сыграло роль созвучие Дуня – дура.
В описываемый в воспоминаниях период дунькиной радостью называли продаваемую без обёртки и на развес карамель светло-коричневого (естественного) цвета с начинкой -повидло, квадратной формы со слегка вытянутыми углами, обсыпанную сахаром. (комм.В.Фридман)


Ольга Крушинская. Сибиряки поневоле