Гатилова Эмалия Августовна 1936 г.р.
Семью Эмалии Августовны выслали из Поволжья в Сибирь осенью 1941 г. Ее родители - Август Филиппович и Мария Ивановна Адольф воспитывали в то время восьмерых детей. Отец был ветеринаром. Вся семья Адольф оказалась в октябре 1941 г. в Каратузском районе Красноярского края, в поселке Александровка.
Немцев из поволжской деревни вывозили на пароходе. Эмалия Августовна говорит, что отец отвечал за размещение людей на судне и велел матери много вещей не брать, чтобы перегруза у парохода не было. «Крику и реву на берегу Волги было – уму непостижимо».
Эмалия Августовна вспоминает: «Привезли в глухую тайгу. Выбросили «как собачат» шесть немецких семей и живите, как хотите». Были ли это родственники семьи Адольф, Эмалия Августовна не помнит, но в Каратузском районе осенью 1941 г. оказались мамина сестра Роза с детьми и папин брат Филипп. Большую семью поселили в бараке. Спали на соломе и вскоре завелись вши и всякая другая нечисть. Мама практически сразу заболела, по-видимому, испытав серьезное потрясение от переселения. Она часто молилась по Библии, которую привезла из Поволжья. Дети мало что понимали в значении книги и больше играли с ней. В Сибири мама прожила недолго и умерла возрасте 54 лет.
Отца, старшего брата Сашу (примерно 17 лет) и пятнадцатилетнюю сестру Ирму забрали в трудармию зимой 1942 г. В трудармию же забрали и брата отца – Филиппа. Отец, по словам Эмалии Августовны, каким-то чудом выжил в трудармии (наверное потому, что ему удалось устроиться на кухню) и вернулся, а старший брат там и погиб.
В отсутствии кормильцев пятеро детей «страшно голодовали». Шестилетняя Эмалия ходила и собирала милостыню с младшим братом Эдиком. «Сумочки на плечо и подалися». «Зайдешь, где подадут, а где не дадут, а где даже не пустят в калитку». В находящейся недалеко деревне Куряты жило много украинцев. «Добрые были люди. Если бы не они – вспоминает Эмалия Августовна – то схоронили бы многих в первый год… Нас спасли люди. Они нас спасли: приносили маме больной, ну и нам. Но много принести они не могли. Сколько могли, столько и принесли. У каждого своя семья была.»
Особенно запомнился Эмалии Августовне случай с пельменем. Как-то, в одном из домой, добрые люди дали маленькой Эмалии пельмень. Что это такое – она не знала, раньше не видела. Пельмень зажала в руку и решила, что когда выйдут за ворота с братом, то посмотрят – что такое пельмень. В этот момент собака подошла и пельмень выхватила … «И мы не поглядели, что это нам дали».
Когда немного подросли, стали работать в колхозе: гоняли скот на выпас. Эмалия Августовна помнит, что главным спутником ее детства и отрочества был голод. Если бригадир разрешал подоить корову на пастбище, можно было хотя бы попить молока, а вот хлеба не было.
В Каратузе Эмалия Августовна закончила семь классов. В школе больше обижали братьев, чем ее. Повзрослев, Эмалия Августовна уехала в деревню под Минусинск и там вышла замуж. Но жизнь не сложилась и через 4 года с мужем разошлась. Потом выучилась на фотографа. Главным в своей жизни считает воспитание сына, который работает главным инженером на одном из каратузских предприятий.
Немецкий язык Эмалия Августовна мало помнит. Она говорит: «я и сейчас все
по-немецки понимаю», но слова многие забылись. Правда, читает немецкие молитвы,
как научила мама (дома родители говорили на родном языке). Зато, Эмалия
Августовна с удовольствием готовит немецкие блюда - кухэ, штрудель, сладкий суп
– и научила свою внучку.
Эмалия Августовна говорит, что до сих пор чувствует несправедливое отношение к
себе, как к немке. Когда она пришла в местную православную церковь, то
священник, узнав о национальности, сказал, что немцам сюда ходить не надо.
В Каратузском несколько раз за последние годы проходили встречи с немцами из Германии, которые посещали местные немцы, в т.ч. и Эмалия Августовна. Про то, чтобы уехать на историческую родину в Германию, наша респондент не задумывалась. «Раз я не знаю что там, чего я туда поеду».
Интервью записала Елена Зберовская
07.07.2016 п. Каратузское
Экспедиция Красноярского государственного педагогического университета им. В П. Астафьева и Красноярского общества "Мемориал" по проекту «Антропологический поворот в социально-гуманитарных науках: методика полевых исследований и практика реализации устных нарративов» (грант Фонда Михаила Прохорова). 2016 г. Каратузский район.