1954 года рождения.
Родители депортированы из Саратовской области, с. Найн-колония в Новосибирскую область, Веселовский (ныне Краснозерский) район. Мать Варвара и отец Рудольф Иванович, оба 1929 г.р.
Дед по отцу, Иван Крейбер, арестован в 1937 году в АССР НП, по слухам, отбывал срок в Норильлаге.
Дед по матери - Иосип Бартоломеевич Номутрок(?) работал лесником. Его тоже должны были арестовать, но его кто-то предупредил. Бабушка работала в школе техничкой. Дед с соседом спрятались в подвале школы. и три месяца там жили. Ждали их и утром, и ночью, делали засады .Бабушка клала в ведро немного продуктов, сверху половую тряпку. Ночью выходили покурить. Так и пересидели.
На сборы дали три часа, еле успели. Из вещей привезли мясорубку. Переселенцев сначала встретили с подозрением - прошёл слух, что у них рога и хвосты, что немцы там такие страшные люди. А потом оказалось, что такие же люди - жили и работали вместе, переженились. Но приходилось отмечаться в комендатуре. Участковые приходили, проверяли – все ли на месте? В Веселовке выкопали землянку, жили в ней два года, потом построили дом.
Бабушку по отцу забрали в трудармию, детей разобрали родственники. В трудармии ей ногу бревном придавило, и она без ноги – выше колена.
Желание вернуться было. После реабилитации отец съездил на родину - в его доме жили другие люди, возвращаться было запрещено.
В Ирбу приехал из-за квартиры - на руднике давали.
Дедушка а бабушкой дома говорили по-немецки. А родители почему-то не говорили. Дедушка говорил: « я тебя накормлю сейчас, а ты тогда попросишь по-немецки, что я есть хочу». Родители соблюдали немецкие обычаи: Пасха, Троица. Делали немецкие блюда галушки (по-немецки разе). Тесто раскатывают, скручивают его и варят. Режут на куски, варят, это вместе с картошкой, и лук пережаривают, и заправляют. Делали рулеты. Раскатывается тесто, варится тыква, закручивается в тесто, печётся в духовке. Выжарки сала перетапливали и вставляли в хлеб - он получался жирный, не сухой, сочный - но это нужно делать в русской печи, а не в духовке.
Родители были крещенными лютеранами. Хоронили их по лютеранскому обычаю: у немцев крест - в головах. Все по-своему хоронят, мусульмане - по своему, у староверов свое кладбище: они по- своему хоронят – до обеда, утром, до обеда, На религию были гонения -немцы собирались тайком в молельном доме. Староверы тоже собирались каждую субботу.
Пгт. Ирба Курагинского района – 15.07.2017 г.
Интервью записывала Елена Зберовская
Экспедиция Красноярского государственного педагогического университета им. В П. Астафьева по проекту "Этносы в Сибири: условия сохранения культурной памяти" 2017 г. Каратузский и Курагинский районы.