Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Сообщение Крейбера Виктора Рудольфовича


1954 года рождения.

Родители депортированы из  Саратовской области, с. Найн-колония в Новосибирскую область,  Веселовский (ныне Краснозерский) район. Мать Варвара и отец Рудольф Иванович, оба 1929 г.р.

Дед по отцу, Иван Крейбер, арестован в 1937 году в АССР НП, по слухам, отбывал срок в Норильлаге.

Дед по матери - Иосип Бартоломеевич Номутрок(?) работал лесником. Его тоже должны были арестовать, но его  кто-то предупредил. Бабушка работала в школе техничкой. Дед с соседом спрятались в подвале школы. и три месяца там жили. Ждали их и утром, и ночью,  делали засады .Бабушка клала в ведро немного  продуктов, сверху половую тряпку. Ночью выходили покурить. Так и пересидели.

На сборы дали три часа, еле успели. Из вещей привезли мясорубку. Переселенцев сначала встретили с подозрением - прошёл слух, что у них рога и хвосты, что немцы там такие страшные люди. А потом оказалось, что такие же люди - жили  и работали вместе, переженились. Но приходилось отмечаться в комендатуре. Участковые приходили, проверяли – все ли на месте? В Веселовке  выкопали землянку, жили в ней два года, потом построили дом.

Бабушку по отцу забрали в трудармию, детей разобрали родственники. В трудармии ей ногу бревном придавило, и она без ноги – выше колена.

Желание вернуться было. После реабилитации отец съездил на родину - в его доме жили другие люди, возвращаться было запрещено.

В Ирбу приехал из-за квартиры - на руднике давали.

Дедушка а бабушкой дома говорили по-немецки. А родители почему-то не говорили. Дедушка говорил: « я тебя накормлю сейчас, а ты тогда попросишь по-немецки, что я есть хочу». Родители соблюдали немецкие обычаи: Пасха, Троица. Делали немецкие блюда галушки (по-немецки разе). Тесто раскатывают, скручивают его и варят. Режут на куски, варят, это вместе с картошкой, и лук пережаривают, и заправляют. Делали рулеты. Раскатывается тесто, варится тыква, закручивается в тесто, печётся в духовке. Выжарки сала перетапливали и вставляли в хлеб - он получался жирный, не сухой, сочный - но это нужно делать в русской печи, а не в духовке.

Родители были крещенными лютеранами. Хоронили их по лютеранскому обычаю: у немцев крест -  в головах. Все по-своему хоронят, мусульмане - по своему, у староверов свое кладбище: они по- своему хоронят – до обеда, утром, до обеда, На религию были гонения -немцы собирались тайком в молельном доме. Староверы тоже собирались каждую субботу.

Пгт. Ирба Курагинского района – 15.07.2017 г.
Интервью записывала Елена Зберовская

Экспедиция Красноярского государственного педагогического университета  им. В П. Астафьева по проекту "Этносы в Сибири: условия сохранения культурной памяти"  2017 г. Каратузский и Курагинский районы.