МИ Н И С Т Е Р С Т В О
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Начальникам информационных центров МВД республик, ГУВД, УВД краев,< областей, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, Главный информационный центр и Ленинградской области
гор. Москва
12.04.95 №34/5-893
О направлении методических рекомендаций по рассмотрению заявлений граждан и запросов организаций о реабилитации
В связи с поступающими запросами о порядке исполнения законодательства Российской Федерации о реабилитации жертв политических репрессий направляем в дополнение к нашему № 34/5-91 от 31.01.94 г. согласованные с Отделом по реабилитации жертв политических репрессий Генеральной прокуратурой РФ методические рекомендации по рассмотрению заявлений граждан, запросов организаций о реабилитации жертв политических репрессий.
Предлагаем обеспечить изучение данных рекомендаций личным составом и использование их в практической работе.
Приложение: методические рекомендации на 6 л.
Начальник
генерал-майор внутренней службы Г. Л. Лежиков
Приложение
к № 34/5-893 от 12.09.95
Выявление данных, необходимых для рассмотрения заявлений о реабилитации
В ходе рассмотрения запросов о реабилитации граждан подразделениям по
реабилитации и архивной информации ИД МВД, ГУВД, УВД поисковую работу по
подтверждению факта применения репрессии в административном порядке следует
проводить не только по имеющимся учетам, но и по хранящимся архивным материалам
(делам спецпоселенцев, этапным спискам и т. д.), поскольку в учетных документах
(картотеках) не всегда указана дата постановки или снятия с режима
спецпоселения, освобождения из ссылки, высылки. Проверка должна осуществляться
также, при необходимости, по учетам государственных и ведомственных архивов,
сельских и поселковых исполнительных органов, домовым книгам.
Если при рассмотрении о реабилитации установлено, что личное дело спецпоселенца
(учетное дело) уничтожено, подтверждением факта нахождения на спецпоселении, в
ссылке, высылке могут являться относящиеся к этому лицу сведения, содержащиеся в
делах на членов семьи заявителя, учетных карточках, сводных списках лиц,
находившихся на спецпоселении, и т. п.
B соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона РФ от 18.10.91 г. «О реабилитации жертв политических репрессий» при невозможности принятия решения о реабилитации в связи с отсутствием документов, подтверждающих незаконное применение к лицу репрессии по политическим мотивам, либо недостаточности документальных сведений о применении репрессии для принятия обоснованного решения необходимо вывести соответствующее заключение, о чем уведомить заявителя. Кроме того, заинтересованному лицу следует разъяснить его право обратиться в суд для установления в судебном порядке факта незаконного применения по политическим мотивам репрессии. В случаях отсутствия документов о времени постановки, снятия с режима спецпоселения, либо освобождения из ссылки, высылки гражданину также необходимо разъяснить его право на обращение в суд.
Ограничения прав и свобод граждан, не связанные с политическими репрессиями
При рассмотрении обращений по вопросу выдачи справок о реабилитации гражданам,
которые были подвергнуты в административном порядке ограничению прав и свобод,
необходимо иметь в виду следующее.
Лишение избирательных прав, примененное до 5 декабря 1936 г. к лицам, прибегавшим к наёмному труду, занимавшимся частной торговлей или коммерческим посредничеством, являвшимся владельцами или арендаторами предприятий и другим категориям граждан не может быть признано репрессией, поскольку такие решения являлись правом местных органов власти и осуществлялись, в частности, в соответствии со ст. 69 Конституции РСФСР 1925 г. Всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании было установлено Конституцией СССР, принятой Чрезвычайным VIII съездом Советов СССР 05.12.36 г.
Выселение по общественным приговорам в отдаленные районы лиц, злостно уклоняющихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве и ведущих антиобщественный паразитический образ жизни на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 02.06.48 г. а. не содержит признаков политической репрессии. Данный нормативный акт, наряду с Указом ПВС СССР от 26.06.40 г. «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и из учреждений», Указом ПВС СССР от 26.12.41 г. «Об ответственности рабочих и служащих предприятий военной промышленности за самовольный уход с предприятий» и рядом других актов высших органов государственной власти, содержавших репрессивные санкции, не имели политического мотива. Будучи изданными в период Великой Отечественной войны или в близкое к ней время эти акты в одинаковой мере относились ко всем без исключения гражданам страны.
Не подлежат реабилитации лица, высланные в административном порядке из запретных, режимных местностей и пограничной полосы в порядке осуществления паспортного режима, а также по решениям военных советов фронтов, армий, военных округов, а там, где военных советов не было – высшего командования войсковых соединений – из пределов местности, объявленной на военном положении, если по прибытии к новому месту жительства также лица не были взяты под надзор органов внутренних дел по политическим мотивам с применением ограничений прав и свобод.
Не могут быть признаны политическими репрессиями и решения уполномоченных органов о выселении граждан из национализированных и муниципализированных на основании решений высших органов государственной власти жилищных объектов, а также изъятие у них жилых строений, имущества за неуплату сельхозналога, невыполнение "твердого задания".
Лицам, в отношении которых были применены данные меры принуждения, следует разъяснять их право на обжалование решения органов внутренних дел об отказе в выдаче справки о реабилитации в судебном порядке, предусмотренном Законом Российский Федерации от 27.04.93 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".
Рассмотрение заявлений детей репрессированных лиц
При рассмотрении заявлений о признании лиц, отец (мать) которых были репрессированы, пострадавшими от политических репрессий, решение необходимо принимать после проверки обстоятельств применения репрессии к их родителям и даты освобождения этих лиц с режима спецпоселения, из ссылки, высылки.
B соответствии со ст. 2-1 Закона РФ от 18.10.91 г. пострадавшими от политических репрессий, примененных в административном порядке признаются:
- дети, находившиеся вместе с родителями в ссылке, высылке, на спецпоселении;
- дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения одного или обоих
родителей.
Исходя из этих положений, несовершеннолетние дети у родителей (усыновителей) которых, с места постоянного проживания не выселявшихся, в связи с признанием их хозяйства кулацким, были изъяты, полностью или частично, жилые строения, сельхозинвентарь или другое имущество, ценности не могут быть признаны пострадавшими от политических репрессий.
Согласно ст. 2-1 Закона РФ от 18.10.91 г. дети, находившиеся вместе с родителями в ссылке, высылке, на спецпоселении, либо родившиеся в период нахождения одного или обоих родителей в ссылке, высылке, на спецпоселении, которые по достижении 16-ти летнего возраста не были поставлены на режим спецпоселания подлежат признанию пострадавшими от политических репрессий, а в случаях снятия ограничений, после достижения 16 лет – реабилитированными.
B соответствии с положением ст. 2-1 Закона РФ от 18.10.91. подлежат признанию пострадавшими от политических репрессий дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения одного или обоих родителей, необоснованно репрессированных по политическим мотивам, также в случаях, когда они после репрессий родителей были усыновлены (удочерены).
Решения о признании пострадавшими от политических репрессий детей, родители которых были необоснованно репрессированы по политическим мотивам, принимаются по заявлениям заинтересованных лиц одновременно или после реабилитации родителей.
Дети, родившиеся у лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, не подпадают под действие ст. 2-1 Закона РФ от 18.10.91 г. и поэтому не могут быть отнесены к категории пострадавших от политических репрессий.
Запросы органов социальной защиты населения и других уполномоченных органов и учреждений по вопросу проверки соответствия выданных до внесения в Закон РФ от 18.10.91 ст. 2-1 справок о реабилитации детям, находившимся вместе с родителями в ссылке, высылке, спецпоселении подлежат проверке на основе имеющихся материалов. В случаях, если будет установлено, что справка о реабилитации выдана в нарушение положений ст. 2-1 Закона РФ от 18.10.91 г. (в редакции от 03.09.93 г.), в установленном порядке принимаются решения об отмене ранее вынесенного заключения и выдаче справки о признании пострадавшим от политических репрессий (с соблюдением требований приказа МВД РФ от 10.04.92 г. № 112 составляется заключение о признании гражданина пострадавшим от политических репрессий и отмене ранее вынесенного заключения о реабилитации, с указанием причин принятия данного решения). Справка о признании пострадавшим от политических репрессий направляется гражданину и ему разъясняются причины принятия данного решения, а также право на обжалование последнего. О результатах уведомляется инициатор запроса и органы социальной защиты населения по месту жительства гражданина.
Рассмотрение запросов о правомерности исполнения решений о реабилитации, принятых за границей
Законом РФ от 18. 10.91 г. (ст. 11) установлено, что документы о реабилитации или признании пострадавшими от политических репрессий, выданные в государствах – бывших союзных республиках СССР, или бывшими государственными органами СССР, имеют силу на территории Российской Федерации. При решении вопросов предоставления льгот и выплаты компенсаций лицам, которым документы о реабилитации или признании пострадавшими от политических репрессий выданы в государствах – бывших республиках Союза ССР, органы, выдающие удостоверения о правах на льготы (органы социальной защиты населения, комиссии по восстановлению прав репрессированных и т. д.), в необходимых случаях направляют в органы внутренних дел по месту жительства заинтересованного лица запрос о соответствии оснований реабилитации российскому законодательству.
В ответе ИД, МВД, ГУВД, УВД на такой запрос, составленном в произвольной форме, должно быть указано, соответствует или нет решение о реабилитации российскому законодательству. Кроме того, поскольку в национальном законодательстве о реабилитации ряда государств – бывших республиках СССР не содержится таком категории, как «пострадавший от политических репрессий», либо основания признания пострадавшим от политических репрессий отличаются от установленных Законом РФ от 18,10.91 г., в ответе должно быть указано, в каком объеме могут быть предоставлены права и льготы лицу (как реабилитированному, либо как пострадавшему от политических репрессий).
Если для исполнения запросов возникает необходимость в определении времени постановки, либо снятия с режима спецпоседения, необходимо дополнительно запросить соответствующие сведения из МВД, ГУВД, УВД, где он был снят с учета спецпоселения, либо провести проверку по Картотеке учета спецпоселенцев ГИЦ МВД РФ, а при необходимости - из органа, выдавшего справку о реабилитации.
При поступлении в МВД, ГУВД, УВД запросов о предоставлении заключений о соответствии российскому законодательству справок о реабилитации лиц, репрессированных в виде направления на спецпоселение внесудебными органами их следует направлять в органы прокуратуры по территориальности.
Определение сроков применения репрессии
Оформляя архивную справку о сроках применения ограничений прав и свобод следует учитывать, что дата издания нормативного акта, на основании которого гражданин направлялся, либо был освобожден из ссылки, высылки, со спецпоселения, как правило не соответствует фактической дате постановки или снятия с учета.
Центр реабилитации жертв политических
репрессий и архивной информации ГИЦ МВД России