Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Информационно-методическое письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации "О порядке исполнения статьи 1-1 Закона Российской федерации от 18 октября 1991 г. "О реабилитации жертв политических репрессий"

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Прокурорам субъектов Российской Федерации

Информационно-методическое письмо

"О порядке исполнения статьи 1-1 Закона Российской федерации от 18 октября 1991 г. "О реабилитации жертв политических репрессий"

11 октября 1995 г. Государственной Думой принят Федеральный закон "О внесении изменений п. дополнении в Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", дополнивший его статьей 1-1,  просматривающей признание детей, находившихся вместе с родителями в ' местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации.

Для формирования единой практики реализации данной нормы Закона и в целях наиболее полного и оперативного восстановления в процессе реабилитации прав и свобод граждан предлагаем следующие рекомендации.

Подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими - реабилитации в соответствии со статьей 1-1 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессии" являются дети, находившиеся вместе с родителями в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении. К данной категории относятся дети, направленные вместе с родителями в места лишения свободы, в ссылку, высылку, на спецпоселение, а также родившиеся и находившиеся там.

Действие статьи 1-1 Закона распространяется только на детей, находившихся вместе с родителями в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении. Этот перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию до внесения изменения в Закон и  определения в. законодательном порядке понятия "иное лишение и ограничение прав и .свобод": Например, ограничения в выборе места жительства по паспортному режиму не могут рассматриваться как ссылка, высылка, спецпоселение; такое же положение сохраняется и в случае оставления в соответствии с Директивой народного комиссариата внутренних дел СССР и прокурора СССР от 29 апреля 1942 г. отбывших сроки наказания заключенных для работы в лагерях НКВД на положении вольнонаемных без права выезда и с прикреплением до конца войны, к районам работ лагеря-стройки.

Заявления данной категории лиц рассматриваются в порядке и в сроки, установленные Законом РФ "О реабилитации жертв политических репрессий"

Органы прокуратуры разрешают заявления по статье 1-1 Закона в случаях, когда политические репрессии осуществлялись в порядке уголовного судопроизводства по решениям судов и других органом., наделявшихся судебными функциями

При применении репрессии в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными  организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями, заявления, согласно статье 7 Закона, разрешаются органами внутренних дел. Ими же принимаются решения о признании подвергшимися политическим репрессиям и реабилитации в отношении детей, родившихся и находившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на  спецпоселении. Это обусловлено прежде тем, что ограничение прав и свобод в административном порядке, к которому следует отнести нахождение детей вместе с родителями в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, связано со стадией исполнения судебных и несудебных  решений по уголовным делам, осуществлявшегося подразделениями органов  внутренних дел. Содержание в местах заключения детей вместе с осужденными родителями, возлагалось в целом на систему МВД, и в частности на организованные детские учреждения ГУЛага МВД СССР, в связи с чем всей, документацией в отношении этих лиц располагает исключительно Министерство внутренних  дел.

Решение о признании по основаниям статьи 1-1 Закона подвергшимися политическим репрессиям и реабилитации принимается по заявлениям заинтересованных лиц. а равно любых лиц пли общественных организаций.

Заявления подаются по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о применении репрессии к родителям /родителю/ - заявителя, либо по месту жительства, либо по месту отбывания наказания,  поскольку часто место органа или должное того лица, принявшего о применении  репрессии к данной категории лиц, совпадает с местом отбывания ими наказания.

Решения о признании подвергшимися политическим репрессиям и реабилитации в отношении детей, находившихся в местах лишения свободы, ссылке, высылке, на спецпоселении с родителями, необоснованно репрессированными по политическим мотивам на территории бывших союзных республик СССР, принимаются отделом реабилитации жертв  политических репрессий Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Документы о реабилитации детей, находившихся вместе с родителями в местах лишения свободы, ссылке, высылке, на спецпоселении, выданные в государствах - бывших союзных республиках СССР или бывшими государственными органами СССР, имеют силу па территории Российской  Федерации и не требуют дополнительного заключения о их соответствии  российскому законодательству.

К заявлению о реабилитации прилагаются:

справки, о . реабилитации родителей (родителя) или справки о пересмотре дела судом;

документы, подтверждающие родственные отношения: свидетельство о рождении, справка органов загса, свидетельство о регистрации брака, судебное решение, устанавливающее факт родства, и т.д.;

документы, подтверждающие факт нахождения вместе с родителями в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении. К ним относятся: решения судов и несудебных органов, решения о применении репрессии в административном порядке, справки архивных отделов ФСБ по материалам архивных следственных и личных дел о нахождении в ИТЛ, ссылке, на спецпоселении имеете с осужденным его детей, справки информационных центров органов МВД о месте и сроках отбывания наказания родителями, копии актовых записей о рождении, где имеются сведения о роде занятий родителей {заключенный, спецпоселенец и т.д.), а также сведения об организации, обратившейся за регистрацией, документы об образовании, аттестаты зрелости, справки из школ, органов народного образования и другие.

При  отсутствии документальных сведений факт нахождения вместе с родителями в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении может быть установлен в порядке, предусмотренном гражданско- . процессуальным законодательством Российской Федерации.

Прокуроры обращаются в суд с такими заявлениями в защиту прав и охраняемых интересов данной категории граждан только в случае объективных причин, препятствующих  им самостоятельно предъявить  заявление (состояние здоровья. возраст, проживание за границей и т.н.), либо если в силу других обстоятельств установление этого факта приобрело особое общественное значение.

Прокуратура, принявшая заявление, проверяет полноту и достоверность представленных документов. В случае отсутствия всех необходимых документов принимаются меры к их получению от заявителя или соответствующих организаций.

При наличии оснований, подтвержденных вышеперечисленными  документами, органы прокуратуры составляют заключение и выдают справку о реабилитации пли мотивированный ответ об отказе в реабилитации (приложения № 1 и 2 ).

Решения об отказе в выдаче справок о реабилитации могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"

В таком же порядке рассматриваются заявления граждан, указанных в статье 1-1 Закона и ранее признанных пострадавшими от политических репрессий в соответствии с частью первой статьи 2-1 Закона.

Данные рекомендации не являются  исчерпывающими и окончательными. Они могут изменяться и дополняться по мере внесения изменений в Закон, накопления опыта работы по исполнению статьи 1-1 Закона,  возникновения спорных и .сложных вопросов в практике ее реализации. В этой связи прошу провести но итогам года обобщение практики работы по исполнению  данной нормы  Закона и внести свои замечания и предложения по ее совершенствованию.

Приложение: на 3 листах.

Заместитель Генерального прокурора
Российской Федерации
государственный советник юстиции 2 классаВ.В.Колмогоров