Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

С.П.Кучин. Полянский ИТЛ (ГУЛАГ – уголовный)


Предыстория создания ИТЛ «Полянский»

Победное окончание Великой Отечественной войны, к счастью не дало благодушного состояния руководителям нашего государства. Они правильно оценили создавшуюся международную обстановку. Одно дело содружество стран коалиции в разгроме фашистской Германии, другое – в капиталистической алчности владением мирового пространства.

Именно классовые интересы толкали США на безудержное наращивание ядерных вооружений. В 1945 г. США имели две атомные бомбы, в 1946 г. – 9, в 1948 г. – 50, в 1951г. – 650.

Став на какое-то время монопольным обладателем атомного оружия, военные круги США стали разрабатывать планы уничтожения Советского Союза, с которым они вместе боролись против фашизма.

Еще в 1945 г. США наметили 10 советских районов и городов для возможной бомбардировки. В военном плане «Трайон» определялось и начало атомной войны против СССР: 1 января 1950 г.

Поэтому, в послевоенные годы для советской страны не существовало важнее задачи, чем создание атомной промышленности.

Теперь, по прошествии полувека, отчетливо видно, как своевременно и оперативно Правительство развернуло на территории Союза создание атомной промышленности и, в частности, строительство заводов по производству оружейного плутония – совершенно нового производства для нашей науки и техники. Разработку технологии и строительство атомных объектов требовалось осуществить в минимально короткие сроки. Международная обстановка требовала большого напряжения. Первые заводы по производству плутония начали строить на Урале. Необходимо было создавать дублирующие заводу в других регионах страны, в частности, в Сибири. Почему в Сибири? Почему Красноярск?

В 1948 г. у ученых-атомщиков возникла идея построить один из заводов по производству оружейного плутония глубоко под землей, чтобы защитить завод от ракетно-ядерного и бомбового ударов.

В 1949 г. место для строительства такого завода и жилого поселка при нем было выбрано в районе среднего течения реки Енисей, в 60 км к северу от города Красноярска, вблизи деревни Додоново, в тайге.

Еще не было принято Постановление Совета Министров СССР о начале строительства, а в район будущей стройки уже в августе 1949 г. по Енисею приплыл первый отряд военных строителей, который расположился на окраине деревни Додоново. Можно было начинать стройку. Но последовал приказ о консервации практически еще не начатого строительства. И только после Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 26 февраля 1950 г. стремительно развернулось строительство Горно-химического комбината и жилого поселка. Этим постановлением определялось для строительства Горно-химического комбината и жилого поселка (строительство 994) в качестве рабочей силы использовать контингенты военно-строительных частей и заключенных исправительно-трудовых лагерей.

29 мая 1950 г. МВД СССР издает приказ № 00336 об организации ИТЛ под условным наименованием «Гранитный» на базе специализированной железнодорожной организации № 505 ГУЛЖДС, передислоцированной к этому времени из Монголии на станцию Базаиха под Красноярском.

Справка

Сов. Секретно 6 июля 1950 г.
Прокуратура СССР № 17/9826
22188

и.о. Прокурора УИТЛиК МВД
по Красноярскому краю
юристу 1 класса
т.Родинскому

МВД СССР организовал «Гранитный» ИТЛ и СУ строительства 505 с дислокацией на ст.Базаиха Красноярской ж.д. с контингентом заключенных до 12000 чел. Литерное обозначение лагеря «ЕВ». Возлагаю на Вас осуществление прокурорского надзора за указанным лагерем.

Начальник управления по надзору за МЗ
Государственный Советник юстиции 3 класса
Н.Вавилов

ГАРФ Ф.9414 оп.1, д.888, л.203

Этому ИТЛ и специальному стройуправлению 505 поручается строительство железной дороги ст.Базаиха–Красноярск-26 и лагерных отделений вновь создаваемого ИТЛ – «ДФ».

Дорога! Основной первоначальный строительный объект. Без нее ни о каком начале строительства в такой глухомани нельзя было вести речь.

Работы по строительству железнодорожной ветки от транссибирской магистрали к строительной площадке были начаты в мак 1950 г., силами 842 заключенных из «Гранитного», разбитых на 8 отдельных строительных колонн. Разместились они на всем протяжении трассы:

– колонна 101 – станция Базаиха
– колонна 102 – 4-й километр от ст.Базаиха
– колонна 103 – 18-й километр от ст.Базаиха
– колонна 105 – 25-й километр от ст.Базаиха
– колонна 106 – 31-й километр от ст.Базаиха
– колонна 110 – 42-й километр от ст.Базаиха
– колонна 108 – 45-й километр от ст.Базаиха
– колонна 109 – 48-й километр от ст.Базаиха


Бригада заключённых колонны №101
на ремонте вагонов на ст.Базаиха (1952 г.)
Мастер Шатила Валентина Фёдоровна (в центре)

Жили заключенные в землянках. Условия проживания, конечно, были далеки от нормальных. Надзорсостав проживал в палатках, подчас в еще более худших условиях, чем заключенные. В таких полевых условиях осуществлять охрану заключенных было сложно. И именно в этот период заключенными было совершено наибольшее количество побегов:

Справка
о состоянии надзирательной службы и режима
содержания з/к Главпромстройевских ИТЛ МВД за 1950 г.

§ 13. По ИТЛ строительства железных рудников.
Режим содержания з/к в подразделениях ИТЛ находится в крайне неудовлетворительном состоянии. В течение года допущено 23 побега и 12 случаев лагерного бандитизма
Отдел режима укомплектован только на 50%. В целом некомплект по надзирательной службе составляет 20 человек. Несмотря на неоднократные указания центра, улучшений в режиме содержания и прекращения бандопроявлений не наблюдается.
20.02.1951 г.

Зам. нач. 2-го Управления ГУЛАГа МВД СССР
п/п полковник Вохмянин

ГАРФ Ф.9414 оп.1 д.2553

Несмотря на сложные производственно-бытовые условия, работали заключенные хорошо. Дорогу до Соцгорода (Красноярск-26), протяженностью 42 км, они построили за 8 месяцев и стали продолжать строительство дороги до ГХК.

Колонны, не занятые на строительстве дороги, начали строительство лагерных отделений для будущего лагеря «Полянский» (ДФ-9): в районе пункта «Л» (поселок Заозерный) – л.о. № 1, отдельного лагерного пункта № 3 в пос.Зыково и отдельного лагерного пункта № 4 (ОЖДП) в районе ст.Базаиха. В районе «Причала» в г.Красноярске организуется отдельный пересыльный пункт и производственное лагерное отделение № 2.

В августе 1950 г. в деревне Додоново формируется лагерный пункт, входящий в лаготделение № 1, с лимитом наполнения 300 заключенных. В этом же месяце организуется лагерный пункт в деревне Шивера на 100 заключенных.

Министерство юстиции СССР обязывается организовать лагерный суд и прокуратуру.

Приказом Минюста СССР № 0035 от 12.06.1950 г. при строительстве № 994 организован специальный суд.

Историческая справка

В мае-июне 1950 г. приказом 1-го Главного Управления, основанного на Постановлении Совмина СССР от 26 февраля 1950 г. № 826/302/оп, была организована дирекция строящегося предприятия «Восточная контора» (Комбинат 815). В своей деятельности она подчинялась Первому Главному Управлению (будущему Министерству Среднего машиностроения СССР).

Осуществление строительства комбината 815 этим Постановлением было возложено на стройуправление № 994 Главпромстроя МВД СССР, а строительство железнодорожной ветки от ст.Базаиха до площадки – строительства № 994* на ГУЛЖДС МВД СССР.

Начальником строительства был назначен генерал-майор Царевский М.М. (с освобождением его от должности начальника строительства № 247 – Челябинск-40), заместителем по горным работам – генерал-директор путей и строительства II ранга Эсакия Н.М. (с освобождением его от должности генерального директора акционерного общества «Висмут»), главным инженером строительства полковник Андреев А.Г. (с освобождением его от должности главного инженера строительства № 310).

Приказом МВД СССР № 00557 от 07.09.1950 г. на основании Постановления Совета Министров СССР № 3953-1498 от 20 августа 1950 г. строительство 994 было переименовано в Управление строительства горно-металлургических предприятий МВД СССР. Данное наименование применялось в открытой переписке, а в открытой и телеграфной с 04.10 1950 г. – «Предприятие п/я 9».

Архив ГХК
__________________________________
*Площадка 994 – площадка строительства Соцгорода

К октябрю 1950 г. встал вопрос о дальнейшем использовании заключенных ИТЛ «Гранитный». Строительство железной дороги практически закончено и необходимо было решить: передислоцировать этот лагерь в район нового железнодорожного строительства или расформировать.

09.10.1950 г. – издан приказ МВД СССР № 0684 о передаче «Гранитного» ИТЛ и спецуправления» из состава УИТЛ и строительства 505 в состав управления строительства горно-металлургических предприятий МВД СССР. Этот ИТЛ явился, в основном, базой формирования ИТЛ Полянский.

Справка

Во исполнение распоряжения Главпромстроя МВД СССР № 163-10сс от 05.01.1951 г. «Строительство горно-металлургических предприятий МВД СССР» было переименовано в «Строительство железных рудников МВД СССР».

Архив Минатома № А-324

За какие же преступления отбывали наказания заключенные в исправительно-трудовых лагерях в 50-е годы?


На оглавление  Предыдущая  Следующая