Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Поляки Красноярья


Из истории возникновения костелов в Енисейской губернии

По сведениям польских исследователей, в Енисейской губернии в начале 20 века насчитывалось 6 костелов: два в городах Красноярске и Ачинске, остальные в сельской местности, селах Иланском, Креславске, Лакино и Конке. История создания приходов и постройки костелов различна. В крупных сибирских городах они строились с середины 19 столетия по инициативе католических миссионеров из западных консисторий и увеличивающегося католического населения. Причем, в основном, это было польское население. По переписи 1897 года в Енисейской губернии насчитывалось 6342 католика; а из 5941 представителя польской национальности 5712 человек исповедовали католицизм. То есть большинство католиков в Сибири, в том числе и в Енисейской губернии, составляли поляки. Примерно такое же соотношение католиков и поляков сохранялось и среди добровольных переселенцев-крестьян, которые в конце XIX и начале XX веков устремились в Сибирь на свободные земли. Именно с этим явлением связано появление католических церквей в небольших поселках и деревнях Сибири. Обустраиваясь на новых землях на долгую жизнь, новоселы были очень озабочены сохранением римско-католической веры и нравственности, понимали необходимость регулярного духовного призрения для своих детей, семей, особенно здесь, в окружении многочисленных иноверцев. Костелы в таких местах, как Креславка, Конок, Лакино возникли только по инициативе самих переселенцев. Архивные документы Красноярска, Иркутска и др. содержат интересные данные о всех перипетиях, предшествовавших постройке католических храмов.

Расскажем подробнее о двух костелах.

Минусинский уезд был удален от Красноярского костела почти на 500 верст. Католический священник мог объехать такие удаленные места только раз в год. Поэтому почти сразу после заселения новых участков в 1896-1897г.г. «крестьяне-переселенцы католического вероисповедания» начали ходатайствовать перед властями об образовании приходских участков и постройке католических церквей.

Уже 5 июня 1899г. ( спустя 2 года после приезда) новоселы Алгаштыкского переселенческого участка пишут прошение на имя Иркутского военного генерал-губернатора: « …нигде вблизи ни костела, ни духовенства нашего исповедания нет, то мы не только лишены возможности выполнять обряды…, но приходится часто умирать без покаяния и хоронить родившихся и умирающих младенцев без таинства крещения и поэтому мы находимся вынужденными утруждать нашей просьбой Ваше высокопревосходительство войти в наше безвыходное положение и сделать с своей стороны зависящее распоряжение о постройке в нашем Алгаштыкском участке римско-католического костела. При чем присовокупляем, что без напоминания нам о вере многие могут пасть в нравственном отношении и религиозном. Во избежание чего мы, хотя люди и бедные, но готовы пожертвовать при постройке костела последние свои пожитки и помочь казне, а затем постепенно выплачивать расход оной на постройку, если это окажется нужным.»

Прошение подписали все 29 человек, среди них : Викентий Плинт, Викентий Козонда, Людвиг Богуш, Адам Богда, Исидор Шедько, Антон Грабовский и др.

Иркутский генерал-губернатор потребовал на это прошение отзыв Енисейского губернатора, а тот, в свою очередь, сделал запрос в Енисейскую епархию, епископу Енисейскому и Красноярскому Евфимию. Епископ истребовал у благочинного Минусинского православного прихода сведения о количестве католиков в Абаканской волости. Были составлены подробные списки по переселенческим участкам.

Сведения о переселенцах римско-католического вероисповедания
Алгаштыкского и соседних с ним участков на 1900  год.

наимен. участ.         число дворов         м.          ж.
Алгаштыкский                 29                 97             77
Тюльгинский                  17                  65             44
Абаджульский                 11                 62 -
Сарагушенский                 1                   4               7
Салбинский                      2                   9               8
Кожуховский                    4                 16              10
Новосвиньинский            2                 10                7
Итого                               66                 263          153

Поддержку прошения переселенцев высказал в своем рапорте генерал-губернатору крестьянский начальник 2го участка Минусинского округа Буданцев: «…вследствие отдаленности духовника, имеющего резиденцию в г. Красноярске я со своей стороны полагал бы ходатайство переселенцев заслуживающим удовлетворения, тем более, что отсутствие церкви и неудовлетворение их религиозных нужд действует на новоселов угнетающим образом. Каковое обстоятельство служит одной из главных причин обратного переселения.»

Несмотря на серьезные доводы новоселов и местных гражданских чинов, Енисейская духовная консистория, не желая допускать строительство католического храма, особенно в сельской местности, рекомендует губернатору отказать просителям, потому как « римско-католические костелы в Российском государстве строят в местах, где число жителей – католиков определяется тысячами и преимущественно в городах, где есть немало православных храмов. В Енисейской же губернии число православных храмов крайне ограничено. Ввиду этого консистория устройство римско-католического костела считает преждевременным». Кроме того, епископ Евфимий в своем послании приводит и такие причины отказа: для постройки церкви требуется не менее 500 душ верующих в приходе и 100 дворов, а у просителей перечислено всего 66 дворов и 330 человек.

Приведенные документы демонстрируют равнодушие губернских чиновников самодержавия и православного духовенства к жизненным нуждам переселенцев, можно даже сказать ущемления их прав отправления своего религиозного вероисповедания.

Но католики Абаканской, а затем и вновь образованной Салбинской волости, не оставляли надежду на постройку костела, продолжали ходатайствовать во все инстанции, выявляя и предъявляя все большее число католического населения в юго-западной части Минусинского уезда. А это население очень увеличилось за счет вновь прибывающих поляков- переселенцев, почти в 4 раза уже через год-два.

В 1902 году новые сведения выглядят так:

Название участка                         м.         ж.
Алгаштыкский                             158     162
Абаджульский( Малиновка)       164     158
Тюльгинский ( Креславка)         169     170
Салбинский                                   33       26
Убей Татарский                             25       20
Кожуховский (Александровка)    16         7
Сарушенский                                  4          7
Проезжий ( Витебка)                    54        35
Итого:                                           623      585
Всего                                                1208 чел.

Новоселы вновь собирались на свои сельские сходы об «исходатайствовании перед начальством постройки нам костела в одном из заселенных католиками переселенческом участке», а также и об открытии прихода в Минусинском уезде. Сопровождали решения этих сходов Енисейскому губернатору, Иркутскому генерал-губернатору, Министерству внутренних дел.

Чиновник особых поручений переселенческого управления Министерства внутренних дел Чиркин сообщал в своем рапорте: «…переселенцы трех католических поселков с населением до 1000 душ обоего пола представили приговоры сельских сходов, ходатайствуя о назначении им ксендза, обязуясь уплачивать ему постоянное жалование с каждой наличной души по 50 коп., что составит до 500 руб. Считая другие расходы за исполнение треб, а также принимая во внимание, что католическое население проживает в соседних поселках с упомянутыми, можно рассчитывать, что доход ксендза превысит 1000 р. в год.»

Однако, несмотря на готовность крестьян Салбинской волости взять многие расходы по устройству прихода и костела на свои плечи, высокие сановники не нашли возможность оказать им помощь за счет казны. В 1904 году канцелярия Иркутского генерал-губернатора Приклонского доносила Енисейскому губернатору Плецу ответ на прошение переселенцев Минусинского уезда:

« … вполне сочувствуя желанию католиков иметь храм, тем не менее (генерал-губернатор) не считает возможным оказать им в этом отношении какую- либо помощь со стороны казны. А потому ходатайство о постройке костела на счет казны находит не подлежащим удовлетворению. Но если римско-католики пожелают построить костел на свой счет, то его сиятельство не находит со своей стороны никаких причин им в этом отказать.»

Бюрократическая волокита длилась более пяти лет. И, если сначала губернское начальство и, особенно енисейское духовенство, были категорически против постройки костела в Минусинской котловине, то при значительно увеличившемся контингенте переселенцев вынуждены были отказаться от запрета, но не приветствовали помощь от казны на такое богоугодное дело. Высокие власти цинично взваливали всю тяжесть по строительству на бедняков - переселенцев. В тот период постройка церкви с причтовыми домами стоила 15 и более тысяч рублей. Генерал-губернатор также приказал объявить просителям, «что план, фасад и смета тоже за их счет должны быть заказаны».

Не находя поддержки у местных властей, переселенцы обратились в римско-католические епархии западных губерний России. В конце 1905 г. из департамента духовных дел иностранных исповеданий пришло сообщение о поддержке постройки костела в Минусинском уезде со стороны Могилевской римско-католической епархии.
В результате всей этой долгой истории костел был построен в 1908 г. уже не в Алгаштыкском, а в Тюльгинском переселенческом участке или в с. Креславка. Здесь был образован католический приход и Прелат Могилевской епархии Данисевич назначил в Креславку постоянным священником викарного Красноярского костела ксендза Ксаверия Марциниана.

В Красноярском государственном архиве есть дело под названием « По ходатайству крестьян - католиков д.Конокской Рыбинской волости Канского уезда о разрешении построить римско-католическую церковь». В ней сохранились документы, рассказывающие об истории Конокского костела, начавшейся в августе 1900 г.

Поляки Конокского переселенческого участка на своем сельском сходе 31 августа 1900 г. высказывали свою особую удрученность отсутствием поблизости храма и ксендза. В приговоре схода они писали: «…живем как заблудшие овцы в лесу без пастыря и необходимых наставлений для души. Такое грустное положение заставило нас обсудить, как выдти нам из жалкого положения и мы посоветовавшись между собой… постановили: из среды нас избрать поверенным крестьянина Антона Шицко и просить обратиться к его превосходительству Енисейскому губернатору с просьбой разрешить нам построить в нашей деревне Конокской костел, исходатайствовать нам материальное пособие на постройку костела и содержание причта, т.к. мы по бедности своей не имея денег, можем только доставить к месту постройки костела необходимый материал… »

Поверенный Антон Шицко, а с 1902 г. поверенный Игнатий Павловский, добиваясь положительного решения этого вопроса, отправляли прошения в канцелярии местных и центральных ведомств, в основном получали отписки и отказы. Например, из департамента духовных дел пришел ответ, в котором говорилось: «…необходимо объявить просителю (Шицко), что с этим ходатайством ему надлежит обратиться к губернскому начальству». Губернское начальство в Красноярске и Иркутске руководствовалось заключением Енисейской православной епархии, отрицательно относившейся к другим религиозным исповеданиям. На запрос губернатора Плеца относительно прошения Шицко епископ Евфимий так же, как и при рассмотрении просьбы переселенцев Минусинского уезда, рекомендовал отказать, объясняя это малочисленностью католиков, а кроме того, достаточно определенно высказал свою позицию, через неправомерное обвинение переселенцев-католиков. Он пишет «…ввиду такой малочисленности католиков д. Конокской, а так же ввиду недоброжелательного отношения их к православному населению, выражающегося в склонности католиков притеснять православных в их житейских нуждах по чисто вероисповедным побуждениям, Енисейское епархиальное начальство не находит уважительной просьбу католиков д. Конокской и полагает ходатайство их отклонить». На наш взгляд, именно в нежелании помочь верующим в их религиозных нуждах, проявляется притеснение как раз переселенцев-католиков, находящихся вдали от родных мест, от привычного уклада жизни, лишенных своих религиозных праздников и обрядов.

Губернские власти отказали в строительстве костела за счет казны, полагаясь на заключение православного духовенства, не беря во внимание ни донесения местного исправника, ни мнения служителей Красноярского приходского костела, которые полностью поддержали желание и просьбу конокцев.

В своем рапорте губернатору в Красноярск канский уездный исправник сообщал по поводу строительства храма: «…постройка оного, по моему мнению, является необходимою… Конокское общество, которое, как еще мало обеспеченное в материальном отношении ввиду недавнего водворения на новое местожительство, нуждается в помощи от правительства для уплаты подрядчикам за работы…»

Католическое священство губернии справедливо заботилось о религиозном и душевно-нравственном призрении отдаленных прихожан. В ответе на запрос Енисейского губернатора викарный красноярского костела ксендз Ю. Матусевич сообщал: «…ходатайство Антона Шицко о разрешении построить римско-католическую церковь … заслуживает по моему мнению полного уважения…. Наличность у них своего храма, на месте их поселения, даст возможность всем переселенцам и их семейству чаще бывать в своем храме на богослужении …постройка храма несомненно…отвлечет многих из них от тех вредных и пагубных развлечений во дни больших праздников…, какими ныне наполняются ими часы досуга, а тем самым и нравственность этого поселка…без всякого сомнения должна укрепиться.»

После долгих мытарств и ожиданий, не получив поддержки от губернского правительства и казны, переселенцы-католики, теперь уже Перовской волости Канского уезда, сами возвели в д. Конок католический костел. Как рассказывала старейшая жительница Конка Сабина Модестовна Пивоварчик «строили костел всем миром». Прихожане принимали непосредственное участие в строительстве, о чем договаривались на сходах: сборе денег, доставке леса и камня (назначался оброк на каждый двор), найму мастеров-строителей, участию в укладке сруба и др. работах. В конце 1907 г. костел был построен.

Исключительно благодаря своей настойчивости, долготерпению и собственному вкладу, поляки и католики других национальностей Минусинского и Канского уездов получили возможность отправлять необходимые духовные потребности в храмах именно в местах переселения в начале XX века.

Современная судьба этих костелов трагична. Костела в Креславке, как и самой деревни, уже давно не существует. Как рассказывали жители окрестных д.д. Аександровки, Салбы, костел был закрыт еще в 1930е годы, затем исчезла и сама Креславка. От большого села Конок осталось более 2х десятков домов. Среди них сохранился и костел, точнее его внешний вид ( сруб с крышей). Он и сейчас впечатляет своими размерами и значительностью.

Нынче, как и 100 лет назад, нужны большая вера, желание и настойчивость, чтобы Конокский костел обрел вторую жизнь в этой округе, где в соседних селах проживает немало поляков-католиков.
Т.А. Улейская – ст. научный сотрудник ККИМК .

Источники:

Первая всеобщая перепись населения Российской империи. 1897. Енисейская губерния.
XXIII .1904.
ГАИО, ф. 25, оп. 8, д. 222.
ГАКК, ф. 595, оп. 8, д. 4765.
«Енисей», 4, 1999.

Иллюстрации:
Приговор сельского схода крестьян-переселенцев Салбинской волости Минусинского уезда от 27 сентября 1900 года.
Отношение Викарного Красноярского костела ксендза Ю. Матусевича Енисейскому губернатору .


На оглавление