Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Поляки Красноярья


Тамара Зигфридовна Орловская

Свидетельство католической веры на примере моей семьи.

Хочу сказать, что благодаря и верующим началась перестройка. Сначала в Польше движение «Солидарность» при поддержке костела начало борьбу за свободу против социалистического строя с его утопической идеологией, а потом распался социалистический лагерь на Востоке Европы. Распад СССР дал возможность самоопределиться народам всех бывших республик. И по развитию перестроек в этих странах делаешь вывод, что народы, в основе которых лежит вера, намного легче выдержали это испытание и стали цивилизованными странами. А поляки показали миру в очередной раз, что это смелый, решительный, мужественный и цельный народ.

В Красноярске параллельно возрождались и католическая община, и польское общество. Наша община в июне также будет праздновать торжество по случаю 10-й годовщины, у истоков возрождения которой была наша семья. Состояла она в то время из трех поколений: моих родителей Орловских Зигфрида Адольфовича и Юлии Ивановны, которые уже отошли к Отцу Небесному, двоих моих дочерей – Дергун Лилии и Елены, и меня, Орловской Тамары.

Но начну я свои свидетельства и воспоминания с моей бабушки – Гелбутовской (урожденная Вержбицкая) Антонины Станиславовны. Она была для нас всех ярким примером: как христианин должен ставить Господа на первое место в своей жизни, как уметь предстоять перед ним Ним и быть бесстрашным в этом выборе, зная, что Господь сторицей воздаст, если будешь твердо шагать дорогой, ведущей к храму и Господу.

Моя бабушка родилась в 1-м году ХХ столетия и умерла за два месяца до Чернобыльской трагедии. Они с дедом Яном были уроженцами Хмельницкой области. Дед имел экономическое образование, бабушка преподавала польский язык, но владели они также и ремеслами – дед сапожничал, бабушка умела шить.

В начале 30-х годов им пришлось с двумя малолетними детьми убегать в Сибирь в Нарымский край, так как деду моему грозил арест, его об этом оповестили добрые люди. Он, как грамотный человек в поселке, был назначен председателем сельсовета, но, будучи верующим и человеком добрым (из рассказов родственников) не смог проводить жесткую политику советской власти.

Немало испытаний легло на их долю в сибирских краях, не одно место пришлось поменять, а ночью прислушиваться: не подъехал ли воронок. Дедушке с семьей хотелось вернуться в свои края или хотя бы в Европейскую часть. И ему удалось со старшим сыном обосноваться перед войной под Ленинградом, откуда он и ушел на фронт, а в 1942 году без вести пропал на Ленинградском фронте. 9-летнего сына определили в детдом. Дедушка успел выслать вызов бабушке, чтобы она ехала к нему с детьми (а их было еще трое). Но, прибыв на вокзал, услышали по радио: «Началась война». Бабушка осталась в Казахстане, в Акмоле. Старшей дочери, моей маме, было 16 лет. Не имея крыши над головой, ни особых пожитков, они вынуждены были жить то у родственников, то на квартире у казахов, - только вера, усердная молитва и полное доверие к Богу помогли ей выстоять с детьми и преодолеть все эти испытания. Из пяти рожденных детей она похоронила двоих сыновей. Когда хоронила первого еще при муже, то молилась на виду у людей за свое чадо, не скрывая своей веры, даже дед отругал ее за такую беспечность. Второго сына она уже похоронила сама в годы войны.

Осталась с двумя детьми, а третий ребенок был где-то в Европе, где шла война. Трудно представить, что переживало ее сердце в этой ситуации. Это может понять мать, которая пережила длительную разлуку со своим ребенком или детьми.

Конечно, одна была надежда у моей бабушки – это только упование на Господа Бога.

В 1943 году ее 12-летний сын возвращается домой. Только недавно мы вспоминали с дядей Казимиром, который живет в Красноярске, этот момент встречи, когда все обливались слезами радости. Ведь 12-летний ребенок в военное время преодолел путь более 4 тысяч километров, добираясь из Новгородской области, где был его детдом. Разве это не чудо Господа! Сейчас дядя Володя здравствует и живет на Украине.

Конечно, сердце бабушки переполнялось благодарностью к Господу за сына. Это ей как бы было восполнение взамен погибшего мужа. Бабушка не ожесточилась, не роптала, а принимала все испытания от Господа как должное.

В 1949 году она получает средства за погибшего мужа и сразу уезжает с двумя сыновьями на родину, на Украину, где уже работал костел в г. Полонном. Там меня крестили годовалым ребенком.

Воссоединились мы с бабушкой только в 1961 году, когда из Харьковской области родители вынуждены были переехать, так как случилось несчастье с ее младшим сыном. Он только вернулся из армии и осваивал профессию механика, по неопытности его правая рука попала в станок. Он стал инвалидом. Но, несмотря на это, дядя Казик смог разработать руку и стать прекрасным механиком, проработав более 30 лет на ЦБК, в Красноярске. А попал он в Красноярск, поступив в институт, а потом и мы с сестрой вслед за ним приехали сюда. Возле бабушки я прожила только 7 лет. Она имела отдельную квартиру, поэтому мне памятны те моменты. Когда бабушка приходила в гости или я ее посещала, она всегда угощала вкусными варениками. И я, и сестренка очень любили бабушку. Она у нас была красавицей, кроткой и смиреной женщиной. На ее лице никогда не было уныния, она была счастлива жизнью с Богом и этим светом зажигала других людей. И еще, она была очень смелой. Большой радостью для меня было посещение костела, куда мы с бабушкой ездили на праздники, а иногда и в воскресные дни. Костел находился в районном центре в 7 км от нас, автобусы были часто переполнены, поэтому приходилось пожилым людям и стоять, но они никогда не роптали. Это были 60-е годы, когда было небезопасно посещать церковь для учащихся, так как в то время был расцвет атеизма. Но меня Бог миловал, на линейке меня не прорабатывали, и даже школу я умудрилась окончить с отличием.
Но в то время бабушка не смогла подготовить меня к Причастию, так как была очень корректной и веру не навязывала, а только давала мне возможность присмотреться и исподволь сеяла своим примером здоровое зерно, которое потом дало нужные всходы. Да еще, наверное, сыграл роль пример родителей, которые никак не могли решиться стать практикующими верующими.

На благополучии нашей семьи отрицательно отразились многочисленные переезды не по своей воле. Заработки на Украине в небольших городках были низкие, и уже была безработица. Мама не смогла устроиться, занималась подсобным хозяйством, а папа работал пилорамщиком в совхозе, и в 67 году ему выдали справку о заработке в 49 рублей, когда я училась в техникуме в Киеве, чтобы получить общежитие, так как была самой малообеспеченной в группе.

С 12 лет помогала родителям по хозяйству, пасла корову, которая была страшно строптивой, но красивой и продуктивной. Она мне и выработала характер. Вот и крутились мои родители как белки в колесе, чтобы выжить.

Поэтому бабушка хотела достучаться до сердца мамы, чтобы она пришла к Богу, покаялась (родители не имели церковного брака), научилась молиться, благодарить Бога и просить о помощи, когда это нужно. Но мама отвечала, что у нее нет времени ездить в костел, молиться, так как она с трудом концы с концами сводит. Бабушка старалась маму убедить, что ей так тяжело по той причине, что не имеет помощи свыше, и что наша земная жизнь – это суета сует и экзамен, чтобы через испытания и жизненный опыт понять ценность вечной жизни. Ведь душа бессмертна, рано или поздно мы все равно предстанем пред Ликом Господа Отца. Перед земной смертью мы все равны: и богатые, и сильные, и умные, и…не очень. Но смогла мама прозреть только после 60 лет, когда увидела, что судьбы двух ее дочерей складываются не совсем благополучно. Сначала распался первый брак младшей дочери, и она осталась с 5-летним сыном. Потом распался мой брак, и я с двумя дочерьми 6-ти и 11- лет приехала к сестре в Красноярск в 1984 году из благодатной в то время Украины, из г. Луцка.

Два года снимала жилье, заработала две язвы – тоже крутилась, как могла. Не смогли мы с сестрой и высшее образование получить – с 4-го курса пришлось и мне, и ей уйти.

Увидев такие плоды, мама с папой прочувствовали свою вину перед Богом. В 1985 году они покаялись, обвенчались, на летних каникулах всех троих внуков 7-ми, 11-ти и 12-ти лет подготовили к Первому Причастию. Маму как бы подменили, она поняла, что жила неправильно и самое главное: не молилась о своих детях – это первая и главная забота родителей. Зачастую мы стараемся уповать на свои человеческие силы. А ведь Господь лучше знает, как направить наши пути, Он любящий, заботливый и всеведущий Отец! Ведь жизнь на земле опасна, это уже мы взрослыми понимаем, так как миром сим правит противник Господа, поэтому такое разделение людей, кто выбирает путь добра и жизни, а кто зла и смерти. Вот мы и блуждаем, как в том лесу, ища выход к свету. И как важно родителям помочь детям выбрать правильный путь в жизни и обрести вечные ценности.

И как только наши родители обрели Бога, нам, детям и внукам, стало легче жить, мы почувствовали покровительство и Благодать Господа и Пресвятой Девы Марии. После Чернобыльской трагедии в 86 году я забираю родителей к себе в Красноярск, год живем на подселении, потом соседи получают квартиру, а за нами закрепляют 4-х комнатную. Дети имеют нормальные условия для учебы. Я продвигаюсь по служебной лестнице. Сестра выходит замуж, у нее сейчас растет прекрасная дочь от второго брака, и семья обеспечена. И в знак благодарности Господу Богу за все эти блага после таких испытаний мама сначала посещает Православную Церковь, так как Католической не было, и работает над моей душой, чтобы я покаялась. Со старшей дочерью месяц мы посещали православную воскресную школу, потом оставили, немного я посещала баптистов, где приобрела впервые Новый Завет, который с жаждой прочитала за две недели, но душа удовлетворения не получала. В памяти оставалась Католическая Церковь, которую я посещала в детстве, и та благоговейная атмосфера и тишина, когда слышно, как муха пролетает.

Потом маму стали православные донимать, что она не так крестится и с молитвенника читает. Все это подтолкнуло нас к поискам действующей Католической Церкви в Сибири. В январе 91 года еду в гости к школьной подруге в Томск, чтобы на обратном пути заехать в Новосибирск, где уже действовала наша Церковь. Но оказалось, что и в Томске отдали костел верующим. Я начала готовиться к своей первой исповеди и 2 февраля на Сретение Господне в возрасте 42 лет покаялась, причастилась у о. Антона Гселя, где он настоятелем и по сей день. Тогда ему было всего лишь 26 лет, но как он меня сумел восхитить и зажечь желанием возродить общину в Красноярске. Одарил меня полной Библией, которой я очень дорожу, розарием и особым благословением – это я позже поняла. А уже 15 мая того же года наша община была зарегистрирована.

Не буду перечислять все трудности и опасности, которые мы преодолели с семьей и общиной до приезда отцов, да и сейчас не менее опасно быть верующим, когда мученической смертью гибнет наш священник – старец, лик которого излучал свет и благодать – дорогой наш отец Ян Францкевич, и мы до сих пор не можем прийти в себя. Светлая тебе память, отец Ян, и Царство Небесное!

Значит, нужна эта жертвенная кровь, чтобы мы созрели для понимания, в каком обществе мы еще живем и что нам нужно делать, чтобы оно (общество) стало более милосердным. И сейчас мы сталкиваемся с недоброжелательным отношением, когда узнают, что мы католики. Но это все человеческое разделение, Господь проверяет нашу веру на правильность только через отношение к человеку, как мы умеем носить бремена друг друга. Потому что вера без дел мертва. А еще… «Не судите и не судимы будете», - говорит Господь. Мы все в пути, мы все в поисках истины, а это длительный процесс и очень индивидуальный. Претендовать на Истину в последней инстанции может только Господь. Задача христианина, как говорит святой Серафим Саровский: «Научиться стяжать Духа Святого», и Господь все откроет.

А теперь коснусь тех благодатных плодов, которые мы с семьей получили в награду за нашу смелость и христианское рвение к Богу. Наша жертва в процессе созидания общины сторицей оправдалась. Во-первых, и мама, и папа на 72-м и 78-м годах отошли в мир иной примиренные с Богом и по всем правилам Церкви. Их тела покоятся рядом, а крест объединил могилы. В этом году их внук, Орловский Виталий, заканчивает обучение в семинарии в Петербурге и его, даст Бог, рукоположат потом в дьяконы.

Моя бабушка хотела хоть разок увидеть Польшу, но ей не удалось, так как жила бедно и не смогла даже в гости приехать к родственникам. Но зато две ее правнучки учились в католическом университете в Люблине. В 1998 году дочь Лидия закончила его со степенью магистра теологии (но сейчас нянчится с дочерью, живет в Луцке, и внучка родилась 26 июля в день святых Иоакима и Анны – дедушки и бабушки Иисуса Христа). Вторая моя дочь Елена пишет сейчас дипломную работу и, даст Бог, защитит ее и станет психологом. А пока мы собираемся к ней на свадьбу, она выходит замуж за поляка и остается в Польше. Вот теперь мечта моей бабушки воплотится в судьбе ее правнучки.

И закончу свое выступление большой радостью. Наконец-то поставлена последняя подпись главой администрации Советского района нашего города господином Девяткиным на документе, в котором мы ходатайствуем о выделении площади под строительство храма в микрорайоне «Солнечный», с чем я вас всех и себя поздравляю. Теперь мы будем иметь свой дом, строительство которого сможет нас еще более сплотить, а в дальнейшем появится возможность еще более развить и применить свои таланты и способности.
И еще чудо совершил Господь Бог, Он избрал место для строительства храма между моим домом и предприятием, на котором я работаю, а также рядом с больничным комплексом, чтобы люди задумались о происхождении своих болезней, идя мимо храма. Будем же молить Господа Бога и Святое семейство, покровителей новой католической общины, о благословении на строительство первого католического храма в г. Красноярске и крае в 3-м тысячелетии.

(фото бабушки Гелбутовской Антонины Станиславовны и дедушки Гелбутовского Яна)


На оглавление