Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены учредителем, членом, участником, руководителем некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, или лицом, входящим в состав органа такой некоммерческой организации

СТРОЙКА № 503 (1947-1953 гг.) Документы. Материалы. Исследования. Выпуск 3


ОБОРУДОВАНИЕ
(использованы рисунки автора)

Попробую взяться за сложную тему технического оснащения 503-й стройки. Как не хватает В. Павинского! (см. вып. 1 – ред.) Ведь все остальные были просто туристы-экстремалы, не в обиду им будет сказано. Я называю 503-ю стройку почти самодостаточным государством, к этому у меня все основания: в примитивных условиях лагерных кузниц и инструменталок умельцы, наделённые народной сметкой, всё того же замученного великим кормчим и его стаей, народа, своими «золотыми» руками создавали всю техническую оснащённость стройки. Не бездействовал ни один локомобиль, не стоял ни один грузовик или трактор. Рвали себе жилы и гробились кони… Всё ремонтировали сами, ковали недостающие детали (правда, в Ермаково были ЦРМ), а на трассе? Был частично завезён ж/д инструмент (общепринятый, но от эксплуатации в экстремальных температурных условиях и при интенсивном труде он быстро выходил из строя – и опять умельцы…).

Когда вчерне были проложены нитки рельсов, можно было уже не таскать на себе всю эту почти неподъёмную массу железа, а возить на модероне, железной мощной раме из металлических уголков, опирающейся на металлические колеса, точно подходящие к профилю рельса. Модерон по очереди ведут за длинный деревянный рычаг. Ж/д инструменты лежали на нём в ящике. Для начала надо исключить вечную путаницу у всех и всегда:

Кайло используется в рудниках и шахтах при добыче не особенно твердых ископаемых (уголь, сланцы и т.д.)

-

-Кирка используется в карьерах (гранит, мерзлый грунт и т.д.) и РОРах.

Длина деревянной ручки произвольная, обычно у кирки длиннее: см 60-70-80.

Ломается, укорачивается. Ручка деревянная длиной прибл. 65-70 см

- Молоток для забивки костылей в шпалу, для крепления рельс. Опытный и физически сильный з/к забивает костыль с 2-3-х ударов.

- Мощное зубило длиною 25-30 см, сечением 6 см х 4 см, чтобы рубить рельс: При сильном морозе «прокаленный» холодом рельс, при наставленном остром зубиле и очень сильном ударе тяжелой кувалдой рубится! Но только «наш» - «демидовские» - вязкие и пластичные – их не разрубить, и приходится пилить, немыслимый по затрате сил и низкой производительности труд.

Держат за рукоятку из толстой проволоки (отбивает руку).

- Металлическая мощная «лапа» для расшивки при ремонте или при демонтаже ж/д пути (принцип гвоздодёра) длина 1м - 1м 20см.

Рельсы переносят и натаскивают на полотно ж/дороги при помощи специальных клещей, которые несут за длинные ручки два или четыре человека (в зависимости от длины рельса и, соответственно, его тяжести. Длинный рельс несут 3-4 пары заключённых).

От клещей до сгиба – 1 м 40 см, ручка после сгиба – 60 см.
Я не могу гарантировать точность размеров – прошло более 60 лет!

В карьере, чтобы ослабить (оттаять) грунт, в него загоняют раскалённые ло-мы, их держит за специально откованное приспособление один з/к, а другой з/к, встав, на камень, сверху бьёт кувалдой (см. «Выжить и помнить»)

Держак - см 60-70

Вот, кажется, и всё, что вспомнилось. Лес валили двуручными пилами и лучковыми. Ножовок по дереву не было и в помине. Точили полотна трёхгранными напильниками в инструменталках. Инструменталки были за зоной, там бригада после развода получала инструмент, а вечером – по счёту – сдавала. Потеря – это ЧП и вызов к оперу. Эти напильники берегли больше жизни – за ними охотились блатные, делали заточки…

Топор и тачку знают все – они и в Африке топор и тачка, то же относится и к лому. Полагаю, из нарисованных инструментов не многое известно и Якунину (!) – министру ж/д транспорта. Думаю, я заслужил звание «Почётный железнодорожник»! Сколько таких «почётных железнодорожников» полегло в насыпи 503-й стройки… В лагерных кузницах ковали полозья к саням, ободья колёс для телег, штыри, крепления оглобель к саням. Трясясь от страха, ковали блатным ножи, иначе – смерть. Пойманный на ноже кузнец отправлялся в ШИЗО, а потом на общие работы, зато выживал!

В лагере у меня почти всегда был нож, он вселял уверенность, и насколько это возможно, спокойствие – выживу! Шёл сознательно на риск, при этапах перевозил в корешке медицинского справочника. Однако, возчик на лошади имел право на острый нож, чтобы освободить от сбруи упавшую и задыхающуюся лошадь.

На всех фотографиях, у Вас в сборнике, и не у Вас, фигурируют фрагмент мощного блока передаточного устройства от бремсберга (бревнотаски) – он тянул и поднимал сплавленные по Енисею брёвна наверх к пилораме (6-й ЛП, 5-й ЛП и т.д.). Все сведения касаются Игарки и Ермаково.

Оборудование на трассе
при прокладке железной дороги (Стройка 503)

Устройство для сверления рельсов

Сверло d=14 мм (под болты крепления рельс через накладки)

«Зэк» садился на шпалу и с усилием работал рычагом на себя, вращая большую шестерню. Норму не знаю, но производительность была низкая, тяжело!

Вага – обычно ствол берёзы.

«Мальчик».
Домкратов не было, для подсыпки рельс с пришитыми шпалами поднимали вагой (через «мальчика»)

Устройство для отпиливания рельса

Механическая ножовка (больше слесарной)
Поперечный разрез рельса (распил)

Два з/к садятся друг против друга, упираются ногами в рельс и «тягают» устройство за рычаги по очереди на себя. За день перепиливают рельс! Выдержать эту работу может русский, белорус, украинец (малорус). Вечная им память!

Вспомогательное оборудование:

Подбивка (трамбовка) для подбивки гравия под шпалу (дерево)

Ручная «баба» трамбовать песок.

Моё изобретение на штрафной в карьере: усовершенствованная совковая лопата.

Легче «вгрызается» в гравий. Все хвалили и благодарили.

Да, кстати, на присланном Вами мне диске с кадрами дороги с полусгнившим деревянным настилом видны откованные на стройке проржавевшие гвозди с большими шляпками, их же встречал на самодельных лодках и малых баржах (был свой маломерный флот). Ковали на стройке решётки для ШИЗО, БУРов, ковали подковы!
«Гвоздильня» для ковки гвоздей.

Стройка была полна умельцев и высоких профессионалов заключённых! Все уничтожены или вымерли от приобретённых на стройке болезней. Пусто уже вокруг, так можно просто так взять и забыть эту так называемую «мёртвую дорогу» – дать ей исчезнуть из человеческой памяти, из истории.


 Оглавление След.страница