Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Святая Дева у Корбика


Прочитал в «Вечернем Красноярске» от 10 октября 2003 г. статью Анатолия Статейнова «Берегиня — свет чужого счастья» в разделе «По следам легенды» и хочу немного рассказать то, что знаю об этом, опираясь на фактический материал.

Дело в том, что автор, очевидно, не знаком с действительными событиями, которые происходили в таежном поселке в устьевой части р. Корбик, впадающей в Базаиху в пяти километрах вверх по течению от поселка Верхняя Базаиха.

Население поселков в бассейне таежной речки Базаихи состояло в основном из спецпереселенцев (литовцев, латышей, эстонцев) и представителей других народностей СССР, которые были вывезены в Сибирь, и не «невесть когда», а в 1948—1949 гг. Их привезли до Красноярска в теплушках, а затем «распределяли» по таежным районам от юга до севера края. В нашем случае это были литовцы. В основном это были католики, а язычниками они никогда не были. О том, что они христиане, говорит то, что на всех крестах (почти на всех) в то время сохранились фигурки распятия Христа, которые были отлиты из металла, а некоторые распятия Христа вырезаны по дереву, это хорошо видно на фотографиях 1955 г.

Все надгробные кресты выполнены из массивных лиственниц высотой до 2,5 м, на которых острым инструментом вырезано, кто, когда жил и умер и похоронен на этом таежном кладбище, и на всех крестах крупными буквами вырезано — LIETUVA (Литва). Кладбище было в то время (лето 1955 г., когда я впервые побывал там) очень ухоженным и огорожено новым невысоким забором из массивных столбиков и жердей.

А по поводу заготовки леса я хочу сказать, что они действительно в районе р. Базаиха заготовляли лес, но не возили его к р. Мане (как пишет автор), а на самой Базаихе была построена целая система плотин, и лес «волной» сплавляли вниз по реке.

Я хорошо знаю это, так как проработал на р. Мане и в Манском районе 7 лет в геологических партиях — начиная с лета 1953 года.

А в заключение я хочу сказать, какая была Святая Дева в 1955 году. Она полностью была вырезана из дерева (скорее всего, из кедра, а не из лиственницы), с особой тщательностью и соблюдением всех пропорций, и только венец над головой был выполнен из металла.

Черты лица, ладони рук, складки ее свободной накидки были вырезаны из цельного дерева, тщательно загрунтованы и выкрашены в белый цвет.

Высота скульптуры достигала порядка двух метров. И еще очень важное: под статуей не было могилы, то есть захоронения, а она стояла на площадке в передней центральной части кладбища на круглом постаменте высотой около 50 см, выполненном из цемента. А круглое основание располагалось на деревянном ромбическом постаменте, на котором стояли банки с цветами, а в ящичке росли живые цветы.

И мы пришли к выводу, что это Святая Дева, оплакивающая своих земляков.

P.S. На днях из Литвы на имя Саулиса Домининковича Сидораса пришло сообщение по факсу о том, что автор памятника на кладбище у пос. Райсезгаз (Корбик) жив и проживает в Литве. Его имя Ионас Малдутис (ему далеко за 80 лет. И свою Святую Марию (так литовцы называют ее в Литве) автор поставил в память о репрессированных литовцах, которые находились здесь в ссылке.

А за памятником и кладбищем ухаживают члены литовской общины.

 Роберт ПЕТЕРСОН
Вечерний Красноярск, 24.10.2003


/Документы/Публикации 2000-е