Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Л.О.Петри, В.Т.Петри. Таймырская быль


Приложение 12. Воспоминание Марии Херрле (1927 г.р.) о Гражданской войне в Черноморье

Имея дело с немцами из России, некоторые из которых сохранили сами или от родителей исторические воспоминания о многих годах назад, мне такой материал об истории о Котовском прислала бывшая жительница в довоенной немецкой колонии из под Одессы Мария Херрле (Höpfner). Материал оказался исторически интересным и, главное, вносящий правду в события, касающиеся российских немцев времён гражданской войны. Именно эта гражданская война и вероломное нападение Германии в 1941 г. на СССР особенно политически со всеми последствиями не заслуженно на российской земле отразились на судьбе проживавшего там немецкого народа. В этом отношении события на Таймыре и в Черноморье являются следствием одного и того же горя - войн. Поэтому будет уместно отразить в нашей книге и их влияние на историю таймырских и черноморских немцев. Нужна правда о «великих» деятелях переворота после в 1917 г. и большевизма, деятельность которых очень дорого обошлись народу России. Вот, что пишет Мария Херрле: « В газете «Heimat-Родина» № 8, 9 и 11 за 2006 г. «Я читала выдержку из романа Вениамина Додина «Густав и Катерина»: «Колокола звонят приглашение». Эта история меня очень заинтересовала и я решила Вам (т.е. мне) написать правдивый рассказ моего покойного отца о переживших им событиях. Я представляю, что господин В.Додин, как еврей, проживающий с 1991 г. в Израиле, пытается те события представить как правду. Меня удивляет! Каждый из нас немцев знает почему! Мы немцы не должны держать рот закрытым, до сих пор в Германии это соблюдается-«громко» молчать. Не следует забывать, что евреи в те годы не были ангелами, особенно во время переворота 1917 г. и после захвата власти большевиками. Как заметим дальше, сейчас искажаются события, не видно желающих знать правду о восстании немецких колонистов Черноморья в 1919 г., которое тесно связано с именем и деятельностью Котовского - кто он был? В большом российском энциклопедическом словаре (Научное издательство «Болшая Российская энциклопедия» Москва, 2003) о Котовском очень скупо записано следующее: «Котовский Григ. Ив. (1881-1925) организатор вооруж. выступлений молд. крестьян в 1905 и 1915; участник установления сов. власти в Молдавии. В гражд. войну - командир кав. бригады и дивизии, с 1922-корпуса. Убит.». Такая скупость деятельности очевидно характеризует его «заслуги» перед людьми.

Оказывается, всё не так позитивно, как записано в данном «Б,Р,Э,Словаре, т.к. Котовский своей негативной деятельностью «заслуживает» гораздо большего внимания. Однако, независимо от этого до сих пор сохраняется о нём память - его именем названы посёлки, колхозы и т.п. Почему такое не соответствие? Очень просто - до сих пор скрывается жестокая правда об этом человеке. Уличный бандит Котовский - большевистский революционер: вор, родился в Бессарабии в семье Акерманн. Ещё при Российском царе вор бежал из тюрьмы. После победы октябрьского большевистского переворота в 1917 г. из вора и уличного бандита - Котовский стал революционером и для немецких крестьян Кутшурганер области стал опасным и грозным большевиком. Революционеры-большевики имели к нему большое доверие. В марте 1918 г. пришли через Румынию в Молдавию и Украину германские армейские военные части Рейха и Австрии. Котовский с большевиками-революционерами имел договор воевать против германских и австрийских войск. У «Маяки» он со своими комиссарами и своей армией с германскими и австрийскими властями бои принял. Однако, победу Котовский не одержал и в итоге его армия была уничтожена. После этого поражения (1918) Котовский улетел в Москву, где он создаёт новую армию. Как только в Германии коммунистами организуется попытка устроить революцию, их и австрийские войска ушли к себе на родину. Их вооружение было оставлено украинским националистам, которые под руководством гетмана генерала Скоропадского (1873-1945, эмигрировал в Германию) и Петлюры (1879-1926, убит в Париже), которые боролись за свободную и независимую Украину. Они в частности возглавляли борьбу против банд, которые к этому времени занимали Украину, останавливали бандитские и грабительские поезда большевиков. В начале 1919 г. Котовский со своей вновь организованной армией прибыл опять в Молдавию и Украину, чтобы рассчитаться за проигранные сражения в 1918 г.. Борьбу он начал с украинскими националистами Скоропадским и Петлюрой, которые в феврале 1919 г. Котовским были побеждены. С армией Котовский опустился южнее - в Тирасполь, откуда он хотел идти в Бессарабию, чтобы оттуда начать военные действия против Румынии. Из-за плохой военной обстановки его армия не смогла перейти р.Днестр и война с Румынией не состоялась. Котовская армия осталась в Тирасполе. Как только новая большевистская власть распространилась и установилась в Одессе, бандитские грабительские поезда напали на окружавшие те места немецкие колонии. С продуктами питания тогда в городах было очень трудно. В конце июля 1919 г. из Одессы со своими родственниками в Страсбург явились евреи и стали на базаре занимать не принадлежащие им торговые места, вытеснив немецких колонистов. Евреев поддержала одесская большевистская власть. Еврейские мужчины называли себя комиссарами, хотя не имели отличительной формы одежды. Они были одеты в различную комбинированную одежду, которая им досталась от казаков, матросов и солдат царской армии. Их маркировочный знак был: «Один на груди красный бант». По мнению моего отца эти «комиссары» на улицах выглядели как клоуны. На правах комиссаров от имени большевистской власти, они грабили крестьян - немецких колонистов, грабили их дома с ценными вещами. На базаре в Страсбурге эти «комиссары» отбирали у торговцев продукты питания: масло, яйца, мясо и муку. Из погребов немецких крестьян они уносили вино, а потом многие дни во имя победы большевистской свободы, пьянствовали, объедались и буйствовали. Всех немцев-колонистов они держали в страхе. Часть награбленных вещей и продуктов посылалось большевистским деятелям в Одессу. Эти комиссары знали, что независимо от их грабежа немецкие крестьяне для запаса имеют ещё продукты. Такое выдвижение, так называемых «комиссаров» возмутило немецких крестьян колонии Кутшерганер Талс. Евреи в царское время имели ограниченные права, однако как только в Одессе большевики завладели властью они на уровне хозяев положения нагло повели себя. В этой обстановке из числа немецких колонистов отдельные царские офицеры объединились: Александр Фетш из Зевц, три брата Швайцер, Франц, Каспер и его юный брат студент Феликс и из Страсбурга офицеры: Шмальц, Виргарт и Рохус Зингер, Иосиф Лицингер. 3-го августа 1919 г. произошла встреча с известным царским генералом Д.Себастьяном Волк и его двумя братьями, которые тоже были офицерами - немецкими колонистами из Баден. Генерал дал им совет: «Большевиков не трогать! При имеющемся охотничьими ружьями вооружении вы не сможете одержать победу». Тем не менее, не зависимо от полученного хорошего совета генерала, молодые офицеры с двумя братьями генерала призвали немецких крестьян Куршурганер Талс к восстанию. Самозванцы из Одессы «комиссары» от имени большевиков захватили и уничтожили многих восставших немецких колонистов. Однако, часть «комиссаров» восставшие доставили в Гросслибентал и там их интернировали, а их женщин с детьми отправили обратно в Одессу. После того, как со Страсбургского базара самозваные «комиссары» были изгнаны и арестованы, восставшие немецкие колонисты из Кутширгапер Талс под командованием опытных из немецких колонистов царских офицеров занимают ж.д. вокзал «Раздольная» К этому времени из Тирасполя со своей армией прибывает Котовский с предписанием большевистских властей Одессы оказать помощь «комиссарам», которых восставшие крестьяне победили и интернировали. Со своей бандой Котовский захватил инициативу, заняв вначале Страсбург, а затем направился к Бадену, Селц и Кандел, т.к. он знал, что большинство в деревнях немецкие мужчины участвовали во взятии станции «Раздельная» и, следовательно, не находятся «дома». Используя эту ситуацию, он направляет свою бандитскую армию через немецкие колонии для их ограбления. Мародёры этой армии врывались в дома немецких крестьян и всех попадавшихся мужчин расстреливали, нагоняя женщинам и детям страх с грабежом. Многие жители в страхе бросали свои дома, прячась в камышах. Двух извозчиков бандиты привязали к телеге и тащили через немецкие сёла. В немецкой колонии Зельц разбойничья банда загнала в церковь 87 человек, заперли их, а рано утром на кладбище все были расстреляны. Заслуженный в колонии пастор, который невинным людям хотел помочь, встретился с бандитами и сказал: «Люди, которые за якобы к вам совершили сопротивление приговорены к уничтожению - не виновны и прошу их отпустить на свободу, а взамен меня штрафуйте». Ответ бандитов Котовского был такой, какой от них и можно было ожидать: «Ты виноват и должен тоже умереть с ними». Пастор «белый» гражданин, поднял руку, чтобы под благословением вместе с людьми принять смерть. За это бандиты саблей отрубили ему руку и пастор потерял сознание. 87 мужчин и женщин перед церковью все были расстреляны. Из Канделя Лоренц Ротекер, который среди крестьян был коммунистом, будучи одним из обыкновенных студентов Саратовского Католического семинара, где своё обучение связал с левым политическим течением, к которому со своей разбойничьей армией, орудовавшей в немецких колониях, примыкал и Котовский. Восставшие из Кутшурганер Талс под командой выше названных царских офицеров заняли вокзал станции «Раздельная». Местные большевики представили штабу в Одессе списки восставших немецких крестьян и обратились о помощи борьбы с ними. На эту просьбу штаб из Одессы посылает с вооружёнными солдатами на станцию «Раздельная» большевистский бронепоезд с целью уничтожения оставшихся немецких восставших крестьян, часть которых вместе с офицерами были пойманы и расстреляны. Однако бронепоезд восставшими всё таки был захвачен. Котовский по договорённости с Рохус Ротекер из немецких сёл ушёл. Но он получает от большевиков из Одессы приказ о захвате у восставших крестьян станцию «Раздельная». Против армии Котовского немецкие крестьяне потерпели поражение. Часть из них на захваченном ими бронепоезде убыли до станции «Веселикут» (около Хоффнунгстал). Один из крестьян из Китшурганер Талс из колонии Елзасс, угнал бронепоезд, чтобы он не достался большевикам и взорвал его. Восставшие немецкие крестьяне с царскими офицерами перебираются в Кошар и там скрываются. Однако большевики их обнаружили, поймали и расстреляли. После уничтожения в Кутшерганер Талс немецкого восстания Котовский со своей армией ушёл обратно в Тирасполь. В середине сентября 1919 г. «белая» царская армия во главе с генералами Деникиным и Врнгелем остановились в Одессе. В ходе совместно с Красной армией боёв Котовский терпит поражение и бежит в Москву, а «белые» остались на Украине. В 1920 г. Котовский со своей армией опять прибыл на Украину и стал воевать против «белой» армии, которая под командованием тех же двух генералов Котовским была разбита. Деникин и Врангель оставили Украину, а Котовский на Украине остался около Одессы в Еленовке, где был его штаб. Летом 1920 г. Котовский прибыл в Степановку (Штурпельц), где были лучшие французские вина и вкусные фрукты. Там большевики в одном из вновь организованном совхозе их много имели. Этот совхоз стал уважать котовских бандитов, присвоив ему имя «Совхоз Котовский». Первый директор совхоза Криворуков был участником в 1905 г. восстания на броненосце «Потёмкин». С этим директором Котовский имел хорошую связь. Ещё в царское время здешнее вино «Вайнгут от Фора» на винных выставках в Крыму занимало в России второе место. Котовский в своём «хозяйстве» был целыми днями пьяным и неузнаваемым в лице . Из-за пьянок он «приобрёл» заикание и население Степановки и из других местностей стало его называть «заикой». Женщины делали большие круги, чтобы его не встретить, потому что он устраивал охоту на женщин с целью изнасилования - даже после официального об этом сообщении в прессе. Евреи были против Котовского. Перед октябрьским переворотом Котовский грабил только евреев. После взятия большевиками власти многие государственные должности были заняты еврейскими чиновниками. Сам же Котовский евреев преследовал, свободы он им никакой не давал - поэтому он должен был умереть. Его адъютант, который его застрелил, судом был оправдан. Очевидно, адъютанту было за что так поступить со своим командиром. Похоронен был Котовский в посёлке «Еленовка» который позже был переименован в «Котовск». Однако, независимо от решения суда, адъютант Котовского всё-таки оказался в Дудинском 4-м лаготделении на Таймыре, получив наказание по обвинению за участие в троцкизме, на немалый срок. Так на Таймыре замкнулись две истории российских немцев - таймырская с черноморской. Сестра швейцарских братьев Франца и Феликса Касперов, которые, участвуя в крестьянском восстании в Кутшурганер Талс, погибли. Елизавета Аверле живёт в Германском городе Браншвейке.

История о Котовском основывается на воспоминаниях моего отца Николая Хопфнер, который его персонально знал и его пережил. Он о пережитых им временах октябрьского переворота и страшной, жестокой гражданской войны рассказал мне до периода 1956 г., когда из ГУЛага он был выпущен и реабилитирован. Рассказ отца я записала, одна часть которой является «Воспоминание о Котовском». Упоминания в этом воспоминании евреев ни в коем случае не носят националистический характер. Речь идёт только о фактах, сопровождавших эту историю. Описана только правда, в которой очень нуждается современная история.

Мария Херрле, Нюренберг, 2008.

Мария Херрле оказалась ещё одним живым источником истории немцев в России, донёсшая из прошедшего поколения до наших дней не забытую одну очень ценную правду о жестоком периоде Гражданской войны в Черноморье.

 

На оглавление На предыдущую На следующую