Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

П. Соколов. Ухабы


ГЛАВА 43.

СНОВА ФАЛЬСТАРТ.

 

"Говорят, не повезет,
Если черный кот дорогу перейдет.
А пока, наоборот,
Только черному коту и не везет. "

 

Было это в начале сентября, а 6-го числа этого месяца, около полудня, меня вызвал лейтенант Грайфе, и сообщил мне о срочной отправке моей группы. Затем он собрал всю группу и изложил суть задания. В общих чертах оно заключалось в следующем: Надо было вылететь в район между Архангельском и Вологдой, где, по словам Грайфе, уже длительное время действовала одна из активнейших групп. Она обросла пополнением из дезертиров и местных жителей, контролировала движение грузов на линии Архангельск - Москва, по которой шли основные потоки военной помощи из США и Англии, и добывала другую ценную информацию экономического характера, данные о составе освобождаемых дляфронта заключенных и т. п.

В последнее время активность группы, насчитывающей в своих рядах до 70 человек, заметно упала. Это вызвало подозрение в их желании отсидеться до конца войны, используя немецкую разведку, как дойную корову. Нам предстояло проверить имеющиеся данные, реорганизовать и активизировать работу группы в указанных и новых направлениях, а также установить контакты с имеющимися в округе лагерями немецких военнопленных, и проводить определенную работу в противовес деятельности антифашистского комитета "Свободная Германия". Собственного радиста нам не выделялось - мы должны были использовать радиостанцию группы, но нам давался определенный код, с помощью которого мы должны были, не возбуждая подозрения в группе, информировать центр о делах группы и степени ее благонадежности. После общего инструктажа, я еще наедине с Грайфе, получил дополнительныеинструкции, частично противоречащие тем, что были даны всей группе. Роль Курганова, как я уже говорил, сводилась к тому, чтобы установить контакт с командиром той группы, и опознать его, как лицо, к которому нас направляли.

После этой беседы, нам дали час-два на сборы. Что касается меня, то я воспринял это задание двояко : с одной стороны я испытал облегчение, что наконец пришла развязка моей сомнительной эпопеи, когда еще есть время реабилитировать себя за запоздалую явку, с другой - все воспринималось со скептицизмом, по опыту прошлых срывов моих планов. Несмотря на всю неопределеннось и сомнительность ситуации, я чувствовал себя спокойно, хотя и тревожила мысль о том, в какое окружение я попаду и как мне от него избавиться.

Когда мы погрузили в закрытый тентом грузовик свои вещи, в виде 7-8 тюков, в которых находилось продовольствие, обмундирование, питание для рации, и прочее для всей группы, плюс наш собственный багаж, и когда переодевшись в маскировочные одежды, мы присели перекусить перед дорогой, к нам пришел проститься старший лейтенант Яковенко. Он принес бутылку водки. В разговоре о том , о сем, я вспомнил, как мы ходили в зоопарк пить пиво, и как однажды, когда вся команда отправилась на промывку кишок, а я лежал на диване, в расположение пришел наш куратор из латышских немцев Фридрихсон. До войны он был зажиточным фермером и занимался "свинством". Этот Фридрихсон застал меня врасплох, однако я бодро отрапортовал, что группа находится на занятиях физкультурой. Скосив глаза на окно, я заметил, что попал впросак: за окном хлестал проливной дождь. Однако Фридрихсон, то ли сделал вид, что поверил, то ли не сообразил "по своей немецкой тупости". Последние слова вызвали у Яковенко бурный восторг - он их даже повторил. Видимо, и он в душе был настроен антинемецки, как и большинство наших воинов. Покончив с обедом и проводами, мы забрались под тент грузовика и отправились на аэродром, но не рижский, а почему то в эстонский город Пярну, или Пернау, как он назывался по немецки. Надо было проехать 150-200 км. В дороге мы несколько раз останавливались на отдых, и как могли развлекались. На одной стоянке мы соревновались в стрельбе из винтовки с сопровождавшим нас оберфельдфебелем. На другой мы зашли попить воды в близлежащий хутор. Находившиеся в доме две крупногабаритных девки - эстонки со страхом и удивлением смотрели на вооруженных немецкого оберфельдфебеля и советских солдат, и не могли понять, кто же сейчас владеет их местностью. После стоянки мы примкнули к хвосту немецкой воинской колонны. Позади нашей машины ехал мотоциклист, замыкающий колонну. Он ехал спокойно и жевал бутерброд. Мы были скрыты от него пологом тента, но вот мы его откинули, и перед озадаченным мотоциклистом предстали советские вояки с оружием в руках и с медалями на гимнастерках. Бедный фриц сделал финт, чуть не вывалившись в кювет. Потом, правда, он осмелел, подъехал совсем близко и попросил закурить. Мы бросили ему пачку сигарет, которую он ловко поймал на ходу, и отстал. На аэродром приехали к вечеру. Это был типичный полевой аэродром, на котором стояло 5-6 сборно-щитовых бараков, а на летном поле были разбросаны с десяток разномастных самолетов. Мы разгрузились у одного из бараков, занесли грузы внутрь, и расположились на стандартных двух-ярусных койках, покрытых несвежими одеялами. Мои товарищи залегли спать, а я еще долго сидел за столом, разговаривая с нашим сопровождающим. Это был добродушный пожилой дядька, и от него я многое узнал, в том числе и об истории с Рушем, о которой я говорил ранее. На другой день в нашей комнате появились и расположились летчики нашего самолета. Их было 4-5 человек. Этот день прошел в профилактических работах с самолетом, а на другой день, где то часов в 10 вечера (уже было темно) мы вылетели на задание. Самолет был средним бомбардировщиком Хейнкель 111, несколько схожий по форме и габаритам с ЛИ-2 или ИЛ-14. Окрашен он был в черный цвет. Вдоль фюзеляжа был натянут трос, к которому прицеплялись карабины автоматически раскрывавшихся парашютов. Грузы остались в хвостовой части, а мы расположились на скамейке между кабиной пилотов и башенкой стрелка-радиста. Прыгать предстояло через бомбовый люк в нижней части фюзеляжа.

Сначала все шло нормально. Кругом была тьма, только немного светлело небо, да зелеными огнями горели приборные панели. Вдруг по небу метнулись хвосты прожекторов, и через несколько секунд ухватили наш самолет. Стало нестерпимо светло. По курсу и и в стороне стали вспыхивать разрывы снарядов, заглушаемые ревом моторов, но пару раз раздавались и явственные хлопки. Пилот резко рвал машину вверх или кидал вниз, стараясь вырваться из клещей прожекторов. Для нас, людей сухопутных, это было испытанием : скамейка то уходила из под нас, то с чудовищной силой давила снизу, казалось сплющивая нас в какое то подобие груши. Все это длилось может быть секунд 20-30, показавшиеся вечностью. Около полуночи мы должны были прибыть на место, где треугольник костров должен был указать место для десантирования. Я внимательно следил за часами и вглядывался через плечо штурмана, занятого заменой в автоматической пушке расстрелянной ленты, в черную бездну. Костров не было видно, но вдруг замелькали огоньки, затем заблестела водная поверхность, а спустя мгновенья сверкнули в лунном свете многочисленные железнодорожные пути. Ничего подобного на карте местности, куда мы летели, не было. Первая мысль, которая пришла мне в голову, было то, что самолет был подбит, и сейчас идет на посадку на территории СССР. Я еще не успел проанализировать эту догадку, как под колесами застучали кочки полевого аэродрома, и когда я наконец выбрался наружу, и удивившись внезапно наступившей тишине, осмотрелся, то я понял, что мы вернулись на свой аэродром, который покинули несколько часов назад. Позже, когда мы всей гурьбой пришли в барак, выяснилось, что действительно самолет получил повреждения, отчего был вынужден вернуться. На другое утро нам пришлось снова разгрузить самолет. На плоскостях и в фюзеляже насчитали 14 пробоин. Экипаж остался чинить машину, а наш сопровождающий пошел сообщать о случившемся в Ригу. Оттуда, подтверждая мои опасения, пришло распоряжение, в случае неуспеха повторной попытки, возвращаться назад.


Оглавление Предыдущая глава Следующая глава

На главную страницу сайта