Политическая ссылка стала реальностью с первых послереволюционных лет.
10 августа 1922 года был принят Декрет ВЦИК "Об административной высылке", который распространялся на лиц, причастных, с точки зрения Советской власти, к контрреволюционным выступлениям. Решения о высылке принимались не судом, а особой комиссией при Народном Комиссариате Внутренних Дел. Более расширительно высылка трактуется в Инструкции по применению Постановления ВЦИК "Об административной высылке" от 3 января 1923 года. По выражению А. И. Солженицына, "политическая ссылка стала удобнее, чем когда-либо: в отсутствие оппозиционных газет высылка становилась безгласной, а для тех, кто рядом, кто близко знал ссылаемых, после расстрелов военного коммунизма трехлетняя незлобная неспешная ссылка казалась лирической воспитательной мерой" [37, с. 230].
В последующие годы коммунистический режим постоянно обращался к ссылке как к одному из компонентов репрессивной политики.
На период коллективизации практически вся Сибирь была разделена на две административные единицы: Западно-Сибирский край (адм. центр г. Новосибирск) и Восточно-Сибирский край (адм. центр г. Иркутск). Условно граница проходила по реке Енисей. Поэтому из Запсибкрая раскулаченные в основном направлялись в Нарымский край (ныне Томская область), а из Востсибкрая раскулаченные в большинстве своем этапировались на правобережье Енисея и Ангару. Сюда же направлялись раскулаченные из других регионов страны. Массовое выселение проводилось в соответствии с приказом ОГПУ № 44/21 от 2 февраля 1930 года.
С конца 30-х годов коммунисты начали практиковать частичную или полную депортацию целых народов. Значительное число депортированных отправлялось в Красноярский край. По численности спецпереселенцев Красноярский регион занимал первое место в России.
По состоянию на 1 января 1953 года в Красноярском крае проживали 151 502 спецпереселенцев, из них в местах, определенных для отбытия ссылки, находились в наличии 148 913 человек, 2 381 находились в лагерях, колониях и тюрьмах и 208 были в розыске.
По категориям учета спецпереселенцы распределялись следующим образом (все цифры приведены по [26]):
- немцы - 62 443 (выселенные - 59243, репатриированные - 3 200);
- из Прибалтики в 1945 - 1949 г. г. - 35 584 (литовцы - 29 326, эстонцы - 6 321, латыши - 27);
- калмыки - 16 269;
-"оуновцы"- 14322;
- кулаки из Литвы в 1951 г. - 10 827;
- "власовцы" - 4347;
- из Прибалтики в 1940 - 1941 г.г. - 3703;
- по Указу от 2 июня 1948 г.- 2332;
- по Указу от 23 июля 1951 г. - 452;
- из Псковской обл. - 393;
- "фольксдойчи" и "немецкие пособники" - 321;
- из Крыма - 149 (татары - 119, греки - 8, армяне - 8, другие - 14);
-ИПХ-147;
- из западных областей УССР и БССР в 1940 - 1941 г.г. - 95;
- с Северного Кавказа 46 (чеченцы - 19, балкарцы - 6, ингуши - 3, другие - 18);
- из Грузии в 1944 г. - 29 (курды - 22, турки - 6, другие - 1);
- с Черноморского побережья - 27 (дашнаки);
- из Молдавии в 1940 - 1941 г.г. - 12;
- из Молдавии в 1949 г. - 4.
21 февраля 1948 года Президиумом Верховного Совета СССР был издан Указ "О направлении особо опасных государственных преступников по отбытии наказания в ссылку на поселение в отдаленные местности СССР". По этому Указу люди, ранее обвиненные по политическим статьям, по отбытии срока наказания сразу направлялись в ссылку. Те из них, которые уже были освобождены, повторно арестовывались и решением Особого Совещания при МГБ СССР приговаривались к ссылке. Указ предписывал проводить расселение ссыльных, как и в прежние годы в 50-ти километрах севернее Транссибирской железнодорожной магистрали. По числу ссыльных этой категории Красноярский край стоял на первом месте в СССР и в России.
По состоянию на 1 января 1953 года в Красноярском крае сосланных по этому Указу находилось 31 420 человек, что составило 48,09% от общего числа ссыльных (цифры приведены по [26]).
Советская ссылка стала почти исключительно политической мерой социальной защиты, применяемой в основном к тем, кто был неугоден советской власти.
Итак, к концу 40-х годов существовало уже четыре категории сосланных (сведения приведены по Разъяснению в органы МГБ о новой мере - ссылке на поселение).
Ссылка состоит в удалении из места постоянного жительства в отдаленные местности СССР под надзор органов МГБ с прикреплением к определенному населенному пункту.
Ссылка назначалась по приговору суда или решению Особого совещания на срок до 10-ти лет.
Весь срок ссылки ссыльный должен был находиться в назначенном ему для проживания населенном пункте и периодически являться на регистрацию в органы МГБ.
Ссылка редко назначалась как мера наказания за конкретное преступление (за это заключают в лагери); как правило, в ссылку направлялись лица, представляющие опасность по своим антисоветским связям.
Административная высылка состоит в удалении из места постоянного жительства и запрещении проживания в ряде городов и других пунктах.
По существующему положению в спецпоселках Советскую власть представлял комендант поселка от МВД, никаких других органов власти в поселках не имелось. Спецпоселенцы, за исключением власовцев и репатриантов, расселялись в поселках бессрочно, их имущество по прежнему месту жительства конфисковывалось, профиль трудоиспользования спецпоселенцев определялся органами МВД.
Со временем спецпоселенцы смешались с коренным населением, и спецпоселки свое первоначальное предназначение утратили.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 октября 1951 г. определены категории спецпоселенцев, оставленные на спецпоселении навечно: это немцы, чеченцы, калмыки, ингуши, балкары, карачаевцы, греки, крымские татары. Иногда бессрочная ссылка назначалась Постановлением Особого совещания при МГБ СССР.